Молодежная преступность в условиях мегаполиса
p align="left">Хотя в преступности подростков и молодежи есть много общего, однако существуют и различия. Поэтому мы воспользуемся традиционным для отечественной криминологии раздельным их анализом.

Имеется обширная литература о преступности несовершеннолетних (14-17 лет) в России и её регионах. Как явствует из наиболее общих данных, количество зарегистрированных в России преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, выросло с 1987 года (наиболее «благополучного» за последние 15 лет) по 1998 год в 1,6 раза (по 1999 г. - в 1,8 раза), уровень этих преступлений вырос в 1,3 раза, тогда как доля в общем количестве преступлений сократилась в 1,8 раза (по 1999 г. - в 2,1 раза).

Последнее обстоятельство объясняется тем, что темпы роста преступности несовершеннолетних были существенно ниже темпов роста всей преступности (с 1987 по 1999 г. количество и уровень всех преступлений выросли в 2,5 раза).

По этим данным, за указанный период времени возрастает доля несовершеннолетних в совершении таких тяжких насильственных преступлений, как умышленное убийство (в 1,7-2 раза) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (в 1,7 раза) при устойчивом сокращении доли несовершеннолетних в изнасилованиях и всех преступлениях против собственности. «Вклад» несовершеннолетних во взяточничество и преступления, связанные с наркотиками, довольно стабилен.

Более «благоприятные» тенденции увеличения преступности несовершеннолетних по сравнению с взрослой преступностью гипотетически могут объясняться относительно лучшей адаптацией несовершеннолетних к современным условиям российского бытия.

Однако, во-первых, за счет чего происходит эта «адаптация»: в результате большей наркотизации? Ухода в криминальные структуры, латентность деятельности которых очень высока? Во-вторых, не есть ли это последствия более высокой латентности преступлений несовершеннолетних?

Общая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления в России, представлена в таблице 1

Таблица 1.

Характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления в России (1998-2005)

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Всего (абсолютное кол-во)

159461

188186

203826

200954

208096

192199

161978

164787

В том числе (%):

мужчин

92,7

93,1

92,8

91,9

91,4

91,0

92,0

92,2

женщин

7,3

6,9

7,2

8,1

8,6

9,0

8,0

7,8

14-15 лет

32,8

31,5

32,8

32,4

33,2

32,6

28,3

28,4

16-17 лет

67,2

68,5

67,2

67,6

66,/8

67,4

71,7

71,6

рабочие

23,9

20,0

13,3

11,8

10,8

8,8

6,9

5,5

работники сельского хозяйства

2,1

1,9

1,6

1,1

0,5

0,4

0,8

0,6

учащиеся

46,5

43,5

39,9

30,6

42,0

44,7

46,3

48,6

лица без постоянного источника доходов

23,0

30,0

29,4

33,3

40,4

.41,1

41,1

42,9

безработные

--

--

2,0

2,3

2,9

2,7

3,2

3,2

совершившие преступления в группе

68,4

68,0

64,9

65,0

62,0

60,9

64,0

64,3

в состоянии алкогольного опьянения

17,1

17,6

25,9

28,4

27,8

26,2

23,0

19,6

в состоянии наркотического опьянения

0,2

0,3

0,5

0,4

0,4

0,6

0,8

0,8

.

Доля девушек среди несовершеннолетних преступников в России относительно стабильна -- 7-9% без выраженной тенденции (доля женщин среди преступников всех возрастов 11-15%).

Доля 14-15-летних среди несовершеннолетних преступников в России -- 32,8% в начале 90-х гг. и 28,3-28,4% -- в конце. Их криминальная активность, разумеется, ниже (уровень -- 1001, 966), чем 16-17-летних (соответственно 2627 и 2634).

Доля рабочих и работников сельского хозяйства среди подростков, так же как и среди всех лиц, совершивших преступления, неуклонно снижается, что легко объяснить сокращением этих категорий в населении страны. Доля же лиц, не имеющих постоянного источника доходов, выросла с 1998 по 2005 годы с 23 до 42,9%.

Таким образом, около половины подростков, совершивших преступления в началее 2000-х гг., относятся к числу «исключенных». Постоянно высок процент групповой преступности несовершеннолетних.

Особенно большую тревогу общества вызвали в начале 2000-х годов погромы в Москве торговцев с Кавказа, где практика «ремонта» явно носила организованный характер и где ударной силой стали подростки (возможно, футбольные фанаты, но источник событий находится в правоэкстремистской части политического спектра и в уголовном мире). Середина 2000-х годов стала временем расовых преступлений, совершаемых некоторыми молодежными группами и отдельными лицами совершенно сознательно.

В настоящее время все больше криминализация молодежных сообществ осуществляется структурами организованной преступности на планомерной основе - как подготовка своего кадрового резерва. Летом, например, действуют десятки палаточных лагерей для подростков, созданные преступными группировками в разных регионах России под видом легальных форм юношеского отдыха. Известны факты, когда преступные группировки с той же целью берут шефство над детскими домами.

По данным ООН, в России около 2 млн. человек регулярно употребляют наркотики. Уровень наркотизации населения в России составляет около 2% населения в возрасте от 15 до 64 лет. Ежегодно от наркотиков погибает до 30 тысяч молодых людей. По словам начальника ФСКН, уровень наркотизации в крупных мегаполисах России, вопреки сложившимся ошибочным представлениям, не выше, чем в регионах. В то же время признал, что основной целью наркотрафика являются крупные города.

Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью (если иметь в виду «обычную» преступность, «street crime», а не «беловоротничковую»). Вместе с тем, как принято считать, они - будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Неудивительно поэтому, что преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе - криминологической, социологической, психологической, педагогической и др.

Хотя и важная роль подростков и молодежи для будущего страны, и их повышенная криминальная активность являются фактом, однако и эта рассматриваемая нами проблема не столь проста и однозначна.

Во-первых, относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества.

Во-вторых, подростково-молодежному возрасту закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативных (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивных (художественное, техническое, научное творчество) проявлениях девиантности. Дети, подростки, молодые люди обладают высокой энергетикой, стремлением «открыть» или сделать что-то новое, ранее неизвестное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Но, повторимся, за все приходится платить. Поиск молодых приводит и к творческим достижениям, и к негативным девиациям, включая преступность. Да и гибнут дети, подростки, молодые люди чаще, чем им «положено» по возрасту (высокая виктимность).

В-третьих, взрослые, предъявляя повышенные требования к поведению подрастающего поколения, сами нередко ведут себя не лучшим образом по отношению к нему. И если мы справедливо осуждаем тяжкие преступления, совершаемые подростками, то, как оценить детскую безнадзорность, заброшенность, а то и прямое насилие над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников, учителей? Никакие заклинания не сократят преступность и иные негативные девиации подростков и молодежи без изменения отношения к ним взрослых людей -- родителей, учителей, работников правоохранительных органов, населения в целом.

Генезис подростково-молодежной преступности подчиняется общим закономерностям. Нет каких-то особых, специфических «причин» преступности подростков и молодежи. Но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам (стратам), своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи.

Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные, но и статусные различия. Понятие «старшинства» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус.

Различия возрастные оборачиваются социальным неравенством. Это, судя по высказыванию Н. Кристи, характерно для всех стран. И в российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятости, заброшенности, репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства положения, неравенства шансов - по сравнению со взрослыми - получить жилье, работу, вознаграждение за нее, защитить свои интересы. Подростки отличаются не только повышенной девиантностью, но и повышенной виктимностъю (способностью стать жертвой). Так, только в 1998 г. в России были выявлены 103 360 несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств. В результате погибли 3670 подростков, тяжкий вред здоровью причинен 6626 несовершеннолетним.

19586 подростков были вовлечены взрослыми в совершение преступлений, зарегистрировано 44164 факта доведения до алкогольного опьянения, 1653 случая развратных действий, 349 фактов полового сношения и иных действий сексуального характера с детьми. И это - при очень высокой латентности таких деяний по отношению к подросткам.

Во-вторых, противоречия между наличными (и постоянно растущими) потребностями людей и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи. Бурное развитие их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание самоутвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, невысокой квалификацией (или отсутствием таковой), а следовательно и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом. Многочисленными социологическими исследованиями выявлена неудовлетворенность подростков и молодежи условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявить себя в творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясняется объективными обстоятельствами, а не «капризами» молодых.

В-третьих, применительно к подросткам остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом или хотя бы допустимом направлении, ибо молодость особенно нуждается в социальном признании, самоутверждении, опять же при недостаточных возможностях. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве (что достаточно сложно), но и в негативных формах активности («комплекс Герострата») - насилии, преступлениях (что «проще») или же приводит к ретритизму - «уходу» - в алкоголь, наркотики, из жизни.

Будучи непонятыми взрослыми, подростки объединяются в группы, образуют подростковую субкультуру со своими ценностями, нормами, интересами, языком (сленгом), символами, которая далеко не всегда отличается законопослушностью. Эта тенденция особенно выражена в условиях современных мегаполисов.

Если под культурой понимать специфически человеческий способ жизнедеятельности, обеспечивающий социальное наследование, а под образом жизни - относительно устойчивые, типичные для конкретного общества (группы, класса) формы жизнедеятельности, то сообщества с преобладанием ценностей, норм, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе («общепринятых»), образуют ценностно-нормативные субкультуры (богемную, наркотическую, религиозно-культовую, криминальную и др.).

Субкультура формируется в результате интеграции людей, чьи взгляды, деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе или провозглашаемым и принимаемым им. Социально-экономические предпосылки образования субкультур - социальная неоднородность, неравенство, несправедливость, «социальная неустроенность» индивидов.

Социально-психологические факторы формирования субкультурных сообществ - потребность людей в объединении, психологической защите, потребность быть «понятым», самоутвердиться среди себе подобных.

Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более жестко и категорически ею отвергаются. Поэтому, например, группа наркоманов интегрирована больше, чем компания алкоголиков, но меньше, чем криминальная или тюремная субкультуры.

Подростковая субкультура и делинквентная или криминальная подростковая субкультуры не одно и то же. Так, например, подростковой субкультуре в целом могут быть присущи некоторые общие языковые особенности, относительно негативное или настороженное отношение к взрослым. Могут быть предпочитаемые виды досуговой деятельности (дискотеки, «тусовки» и др.), одежды, даже питания и напитков.

Делинквентная (или девиантная) субкультуры неоднородны. По критерию «отношение группы к обществу» различаются группы позитивно направленные, нейтральные и негативно направленные («асоциальные»). Ясно, что криминологию интересуют асоциальные группы. Они различаются, прежде всего, по содержанию «асоциальной» деятельности. Это нарушающие моральные нормы; нарушающие правовые нормы, кроме уголовных; предкриминальные и совершающие преступления (криминальные или преступные).

Критериями вторичной классификации служат место формирования (город или деревня, определенные районы города и т. п.) и степень открытости групп (открытые, полузакрытые, закрытые).

Определенное значение в генезисе подростковой преступности имеют и биологические факторы. Так, в период полового созревания (от 11-13 лет до 15-17 лет) у подростков сразу появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего.

Социальная и социокультурная среда определяет творческий климат общества в широком понимании творчества как гаранта духовного развития общества в целом. «Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществляться тем или иным сторонам личности. Искусство же - гарант восприятия мира в его цельности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества». Борев Ю.; «Эстетика»; М., 1988 г. С.106

Молодёжная культура, культурный досуг, культурные запросы подростков и молодёжи имеют свои специфические черты. В них по сравнению с традиционными культурными связями преобладают модернизированные культурные отношения, более приспособленные к новым условиям жизни. На их развитие большое влияние оказала новая российская масскультура, а также масскультурные заимствования.

На протяжении многих лет российская молодёжь, в особенности молодёжь и подростки мегаполисов, живёт в условиях массированного идеологического и культурного воздействия извне.

Из мегаполисов массовая культура распространяется по всей стране, отрывая подрастающие поколения россиян от культурных корней в то время, как культура, гуманитарное познание имеют решающее влияние на личность молодого человека, более всего открытого для познания мира.

Замечательный литературовед и философ М.Бахтин по этому поводу писал, что культурные ценности «нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи, - с ними можно только диалектически общаться». Задача работника культуры - научить молодого человека диалогу с прекрасным.

По определению самих представителей молодёжи, - «культура - это форма познания и восприятия мироздания» (30%), «это весь исторический опыт познания человечества» (25%), «это умение вести себя в обществе» (26%), «это ответственность за свои поступки» (18%).

Неотъемлемыми чертами культурного человека молодёжь считает:

- «гармоничная целостность восприятия мира» (28%);

- «способность разбираться в художественных стилях, литературе, живописи» (20%);

- «творческая одержимость, способность и стремление к созиданию» (13%);

- «предпочтение духовных ценностей материальным» (12%);

- «наличие определённой гражданской позиции» (9%);

- «светская духовность» (5%).

2.2. Молодежная преступность в условиях мегаполиса

Молодежная культура занимает особое место в контексте национальной культуры и российского общества, которое обусловлено возрастными характеристиками молодежи.

В условиях российских мегаполисов в период социально-политических трансформаций развитие молодежной культуры имеет кризисный характер, что связано как с внутриполитическими, экономическими, социальными факторами, так и с глобальными цивилизационным и культурным кризисами.

Одним из главных направлений неэффективного расходования молодежного человеческого капитала остается его утечка в деструктивные сообщества.

В 2006 году среди российских осужденных 57,7% составляли лица в возрасте от 14 до 29 лет. В том же году из 1360,9 тысяч преступлений лицами в возрасте 14-29 лет совершено 768 тысяч.

Темпы роста молодежной преступности значительно опережают взрослую. Её доля в общей криминальной статистике держится между 50% и 60%.

В 1988 году в российских колониях находилось 20 тыс. подростков, в 2004 году - 39 тысяч (при общем числе заключенных - 860 тыс.).

Рост подростковой преступности стал следствием не только ухудшения уровня жизни, но и неоправданно жесткого наказания малолетних правонарушителей, что свидетельствует о необходимости совершенствования уголовного законодательства.

Криминальные тенденции в России, в том числе, среди учащейся молодежи, меняются и качественно: нарастают агрессивно-разрушительные мотивы поведения, умножаются случаи насилия и уничтожения материальных ценностей, возрастает число хищений оружия, его применения, чаще совершаются убийства и теракты. В среде учащейся молодежи происходит переоценка ценностей, укрепляется уверенность в том, что «жить хорошо» - это значит «иметь много денег». Ради достижения этой цели учащиеся готовы совершать правонарушения. 65% опрошенных мальчиков и 19% девочек участвовали в драках, 43% юношей и 23% девушек носили с собой оружие и были готовы к его применению. Активно расширяется база молодежной преступности. На смену типу «уголовного молодого преступника» приходит «преступник-интеллектуал».

Данные на 2004 год свидетельствуют о росте доли наиболее тяжких насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Если в 1987 году удельная доля подростков 14-17 лет в общем числе лиц, совершивших убийство (включая покушения на убийства), составляла 2,9%, то к 2003 году этот показатель достиг 7,9%.

Доля несовершеннолетних среди лиц, умышленно причинивших тяжкий вред здоровью, выросла с 3,3% в 1987 г. до 8,4% в 2001 г. Число несовершеннолетних, изобличенных в совершении убийств, составило в 1987 г. - 246, в 1991 г. - 550, в 1997 г. - 1350, в 2001 г. - 2126.

В то время как радикально националистически настроенные граждане среди населения России составляют 4,6% от общего числа граждан, в молодежной среде этот показатель выше и составляет 15%.

Причины роста уголовных проявлений на улицах мегаполисов, тесно связаны с ростом самих мегаполисов и изменениями некоторых их социально-экономических характеристик.

По данным многих социологов, людей влечет в мегаполисы больший выбор мест работы, удобства городских квартир, возможности детских учреждений, а также выбор вариантов проведения свободного времени. Лицам, ведущим паразитический образ жизни, или преступникам в условиях большой концентрации людей легче избежать направленного социального контроля, легче скрываться от правоохранительных органов.

Города не являются закрытыми, замкнутыми структурами. Значительную часть населения, кроме постоянных жителей составляют приезжие: гости, туристы, транзитные пассажиры, маятниковые мигранты и другие. По времени пребывания и времени года интенсивность этих потоков имеет различия. Цели и задачи у разных категорий лиц также различаются.

Приезжающие из других регионов не сразу привыкают к конкретным городским условиям, испытывая некоторые трудности. Для более пожилых людей этот процесс затягивается во времени. Процессы адаптации у маятниковых мигрантов замедлены по сравнению с коренными жителями городов. Лица менее адаптированные чаще становятся преступниками или жертвами преступлений.

В сфере распределения и материального обслуживания доля занятых в городах и по стране в целом составляла соответственно 8, 3% и 7, 0%, а в сфере культурно-бытового обслуживания и социальных учреждений - 25,0 % и 23, 1%. Уличные преступления для работников этих сфер не характерны. Как видно из приведенного обзора сфер занятости трудоспособного населения, наиболее концентрированной сферой деятельности населения в мегаполисах являются промышленность и строительство. Большую часть уличных преступлений совершают в основном низко квалифицированные представители этих сфер производства.

Молодёжь России, а в особенности её мегаполисов, находится в противоречивых условиях выбора путей и возможностей своего социокультурного развития, сопровождающегося падением общего культурного уровня, негативными явлениями в молодежной культуре, ростом пессимистических настроений и эгоцентризма молодежного сознания.

Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную стагнацию и даже определенный культурный регресс. Молодежь оказалась наименее защищенной в культурном отношении категорией населения и в значительной степени попала в своеобразный духовный вакуум, заполняющийся различного рода влияниями, разрушающими традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России и всегда широко представленных в многонациональном мегаполисе. Основным источником упомянутых влияний является так называемая «массовая культура» стран Запада, порожденная переходом от ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму, связанному с торжеством бездуховности. Следствием этого стали, в частности, и такие явления в молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, девиантное поведение, воинствующий национализм, замена подлинных культурных и духовных ценностей суррогатными и т.п.

С другой стороны, весь опыт исторического развития России за последние сто лет свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности российской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь. Степень этого влияния в наши дни может быть существенно увеличена путем выдвижения и реализации государственными и общественными институтами конкретных культурно-воспитательных целей и задач, координации усилий государства и общества при выборе эффективных организационно-управленческих форм культурно-воспитательного процесса и т.д.

Различные виды и жанры художественного творчества, а также современные информационные технологии выступают как высшая и наиболее эффективная форма проявления культуры, способная внедрить в общественное сознание молодежи как конструктивные, так и деструктивные элементы.

Современная кризисная ситуация в молодежной культуре сложилась в результате определенной утраты культурной преемственности поколений, разрыва и изменения культурного и социального пространства и образования нескольких социокультурных пространств с различным влиянием на перспективы развития молодежной культуры.

Ввиду непоследовательности, спонтанности социокультурного реформирования происходит деформация молодежного сознания, отрыв от культурных традиций и ценностей, переориентация на ценности и формы массовой культуры.

На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, многие исследователи считают, что система государственного управления и организации в сфере культурного воспитания молодежи требует адаптации к новым социально-экономическим условиям при активном включении в культурно-творческий процесс общественной инициативы.

Кризисная ситуация в молодежной культуре может быть преодолена лишь при комплексном, научно обоснованном государственном подходе, комплексном программировании и планировании, соответствующем законодательном, организационном и экономическом обеспечении, участии самой молодежи в развитии культуры.

Об этом свидетельствуют основные результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области социологии культуры, социологии молодежи и связанных с ними отраслевых социологии, а также концептуальные положения и выводы работ культурологов, искусствоведов, политологов и психологов по социокультурным и молодежным проблемам российского общества.

Выводы

Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную стагнацию и даже определенный культурный регресс.

Молодежь оказалась наименее защищенной в культурном отношении категорией населения и в значительной степени попала в своеобразный духовный вакуум, заполняющийся различного рода влияниями, разрушающими традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России и всегда широко представленных в многонациональном мегаполисе. Основным источником упомянутых влияний является так называемая «массовая культура» стран Запада, порожденная переходом от ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму, связанному с торжеством бездуховности.

Следствием этого стали, в частности, и такие явления в молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, девиантное поведение, воинствующий национализм, замена подлинных культурных и духовных ценностей суррогатными и т.п.

С другой стороны, весь опыт исторического развития России за последние сто лет свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности российской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь.

Можно говорить о наличии значительных потенциальных возможностей преодоления кризисной ситуации в сфере молодежной культуры в период социальных трансформаций в России. Сложное положение в молодежной культуре наблюдается в российских мегаполисах, наиболее открытых культурному и антикультурному проникновению извне и ретранслирующих негативную культурную ситуацию на всю страну.

В сложившихся условиях вывести молодежь из духовного, культурного кризиса возможно только объединенными усилиями государства и общества, работников культуры, образования, науки, здравоохранения, спорта и т.д., эффективно используя как позитивный опыт прошлого, так и новые подходы к культурному строительству и воспитанию, опираясь на огромный позитивный потенциал отечественной многонациональной культуры.

Первоочередными практическими мерами в условиях дефицита бюджетных средств восстановления системы духовного, культурного, эстетического воспитания подрастающих поколений являются создание законодательной и нормативно-правовой базы развития культуры.

Проблема подростково-молодежной преступности (вообще девиантности) коренится в социально-экономических условиях бытия, что она не может «решаться» только уголовно-правовыми мерами, запретительно-репрессивными методами родительского или школьного «воспитания». Динамичность изменения социальной среды, а вместе с ней и криминогенных факторов, свидетельствует о необходимости глубокого теоретического осмысления и изучения такого вида преступности. Актуальность проблемы определяется и низкими результатами профилактических мер, направленных государством и обществом в отношении детерминант уличной преступности, что подчеркивает необходимость дальнейшей научной разработки данного вопроса с целью получения полезных выводов и внедрения их в практику.

Современная кризисная ситуация в молодежной культуре сложилась в результате определенной утраты культурной преемственности поколений, разрыва и изменения культурного и социального пространства и образования нескольких социокультурных пространств с различным влиянием на перспективы развития молодежной культуры.

Ввиду непоследовательности, спонтанности социокультурного реформирования происходит деформация молодежного сознания, отрыв от культурных традиций и ценностей, переориентация на ценности и формы массовой культуры.

Необходима разработка государственной концепции культурного воспитания и культурного просвещения, разработка и реализация комплексных целевых программ по наиболее актуальным проблемам воспитания молодых поколений, а также обеспечение постоянного государственного контроля над выполнением этих программ. Культурная сфера в целом и сфера молодежной культуры - её состояние, тенденции, перспективы развития - представляют собой сложный объект научного исследования, представляющий особый интерес для социальной философии, социологии культуры и социологии молодёжи.

Список использованных источников и литературы:

1. Антонов А.И., Сорокин С.А.; «Судьба семьи в России XXI в.»; М., 2000 г.;

2. Бурлакова В.Н., Сальников В.П.; «Криминология. XX век»; СПб., 2000 г.;

3. Васильев В.Л.; «Юридическая психология: Учебник»; М., 1998 г.;

4. Вишневский Ю.Р.; «Практикум по социологии молодежи»; М., 2000 г.;

5. Голод С.И.; «Семья и брак: историко-социологич. анализ»; С-Пб., 1998 г.;

6. Ефремов А.Н.; «Жертвы жестокости -- дети»; М., Педагогика, 1985 г.;

7. Запесоцкий А.С.; «Молодежь в современном мире»; СПб., 1999 г.;

8. Здравомыслов А.Г.; «Социология конфликта»; М., 1995 г.;

9. Зубок Ю.А.; «Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества»; М., 1998 г.;

10. Карпухин О.И.; «Молодежь России: особенности социализации и самоопределения» // СОЦИС, 2000 г. № 3;

11. Ковалева А.И.; «Социология молодежи: норма и отклонение»; М., 1996 г.;

12. Кон И.С.; «Психология юношеского возраста»; М., 1979 г.;

13. Кон И.С.; «Ребенок и общество»; М., Наука, 1988 г.;

14. Лисовский В.Т.; «Любовь и нравственность»; Л., 1985 г.;

15. Лисовский В.Т.; «Молодежь России в зеркале криминологии» // В сб. «Криминология. XX век»; СПб., 2000 г.;

16. Козлов А.А.; «Молодежный экстремизм»; СПб., 1996 г.;

17. Попова И.П.; «Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования)» // СОЦИС. 1999 г.; № 7;

18. Слуцкий Е.Г.; «Молодежная политика на рубеже веков»; СПб., 1998 г.;

19. Тарасов А.И.; «Молодежь как объект классового эксперимента» // Свободная мысль; 1999 г.; № 10;

20. http://www.narcom.ru/ideas/socio/70.html ;

21. http://psyfactor.org/lib/subkult.htm .

Приложения:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты