Молодежная преступность в условиях мегаполиса

Молодежная преступность в условиях мегаполиса

31

3

ПЛАН РАБОТЫ:

Введение

Раздел I. Молодёжная преступность, причины её возникновения

1.1. Социальные предпосылки преступности среди молодёжи

1.2. Разработка проблем преступности среди молодёжи в отечественной социологии

Раздел II. Молодёжная преступность в условиях мегаполиса

2.1. Молодёжная преступность в современной России

2.2. Молодежная преступность в условиях мегаполиса

Выводы

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Коренные социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в России с конца 80-х гг. XX века, оказывают сильнейшее влияние и на сферу духовной жизни, порождая, в частности, такие масштабные и опасные явления, как «ценностный разлом», распад общества на отдельные социокультурные пространства, утрата самоидентичности и конфликт поколений.

В этих условиях критически важной становится способность общества к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Уникальным потенциалом для решения данной задачи обладает такой многоплановый, комплексный и неоднозначный феномен, как культура, формирующая мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирующая от поколения к поколению знания, идеи, традиции, эмоционально-художественные образы и т.п.

Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную стагнацию и даже определенный культурный регресс. Молодежь оказалась наименее защищенной в культурном отношении категорией населения и в значительной степени попала в своеобразный духовный вакуум, заполняющийся различного рода влияниями, разрушающими традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России и всегда широко представленных в многонациональном мегаполисе. Основным источником упомянутых влияний является так называемая «массовая культура» стран Запада, порожденная переходом от ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму, связанному с торжеством бездуховности.

Следствием этого стали, в частности, и такие явления в молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, девиантное поведение, воинствующий национализм, замена подлинных культурных и духовных ценностей суррогатными и т.п.

С другой стороны, весь опыт исторического развития России за последние сто лет свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности российской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь. Степень этого влияния в наши дни может быть существенно увеличена путем выдвижения и реализации государственными и общественными институтами конкретных культурно-воспитательных целей и задач, координации усилий государства и общества при выборе эффективных организационно-управленческих форм культурно-воспитательного процесса и т.д. Сергеев В.К. «Молодежная культура» и «Культура для молодежи»: опыт осмысления проблемы; М., 2007 г.

Соответственно этому основная задача российской социологии в сложившейся социокультурной ситуации состоит в обеспечении государства и общества такими знаниями, идеями, теориями, практическими программами, которые способны не только отразить и объяснить происходящие в сфере культуры процессы, но и помочь восстановлению утраченного культурного пласта, при решении задач культурного строительства и культурного воспитания.

Раздел I. Молодёжная преступность, причины её возникновения

1.1. Социальные предпосылки возникновения преступности среди молодёжи

Особое внимание в наше время, несомненно, должно уделяться молодежи, на которой сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей в условиях крайне болезненных для общества социальных трансформаций, за цивилизованную культурную интеграцию России в глобализирующееся мировое сообщество.

Среди различных видов современной преступности наиболее актуальными остаются преступления, совершаемые против личности, и посягательства, направленные на имущество граждан. При этом следует отметить, что значительная часть общественно опасных деяний указанной категории совершается на улицах городов. Наиболее остро вопрос уличной преступности стоит в городах-мегаполисах, таких, как Москва и Санкт-Петербург.

Говоря об уличной преступности, важно указать и такие ее особенности, как массовость, сравнительно небольшой процент раскрываемости, высокую латентность, на что влияет не только количество населения крупных городов, но и высокий уровень миграции, присущий данным регионам. Об этом свидетельствует и уголовно-правовая статистика, в соответствии с которой ежегодно примерно каждое 10 преступление совершается на улицах, площадях, в парках или скверах больших городов.

По мнению некоторых ученых-криминологов, с учетом искусственной и естественной латентности можно говорить, что на долю уличной преступности приходится и каждое 6-7 преступление, совершенное в городе.

Современная преступность с каждым годом становится все более жестокой. Это присуще и преступлениям, совершаемым на улицах городов. Нередко они сопряжены с насилием в отношении жертвы. Существующие социальные проблемы общества (повсеместное семейное неблагополучие, кризис школьного и профессионального образования, отсутствие здоровой системы досуга молодежи, наркотизация и др.) способствуют вовлечению в орбиту уличной преступности все большего числа молодежи. Особое значение при совершении рассматриваемых преступлений так же играет и виктимность жертвы, которой чаще других становятся наименее защищенные граждане общества - дети, подростки, женщины, пенсионеры.

В то же время, в особенности с учетом отечественных исторических и культурных реалий, очевидно и самостоятельное научно-практическое значение социологического изучения проблем молодежной культуры мегаполисов (в особенности Москвы - столицы Российской Федерации). Мегаполисы - это исторические, духовные и культурные центры, несущие повышенное бремя ответственности за сохранение государственного национально-культурного суверенитета, обеспечение преемственности культурных традиций, воспитание интеллектуальной элиты нации.

Проблемная ситуация заключается в том, что с конца 80-х гг. в связи с социальными трансформациями и связанным с ними системным кризисом нарушена преемственность национальных культурных традиций, имеют место кризисные явления в культуре, культурном воспитании, культурном развитии молодежи. Особенно глубоко эти процессы затронули российские мегаполисы, откуда они распространяются по всей стране.

В общественном сознании молодежи происходят существенные перемены, изменяются ценностные ориентации. Культурное развитие, культурные запросы молодежи не всегда соответствуют как предложению со стороны традиционных институтов культуры, так и общественным представлениям о подлинных культурных ценностях.

Проблемная ситуация характеризуется также следующим рядом факторов:

- кардинальными изменениями государственного устройства и социально-политической ситуации в стране;

- кризисными явлениями в сфере макроэкономики и, как следствие, ухудшением экономического положения подавляющей части населения;

- снижением качества образования, воспитания, криминализацией общества и молодежной среды;

- сокращением доступности культурных благ для значительной части молодежи;

- утратой высоких идеалов, падением уровня духовности общества, заменой их стремлением к материальным благам и удовольствиям;

- отсутствием авторитетных массовых общественных молодежных организаций, способных консолидировать общество, объединять и воспитывать на положительных образцах подрастающие поколения.

В российских мегаполисах, как и в России в целом, продолжается процесс формирования новой молодежной культуры. Необходимы существенные коррективы, как в концепции, так и в механизме реализации государственной молодежной культурной политики.

Проблема заключается и в том, что нереализованный культурный потенциал молодежи тормозит духовное и материальное развитие государства и общества.

Фундаментальное противоречие между потребностями и возможностями молодёжи, может быть конкретизировано применительно к несовершеннолетним в современном российском обществе:

- противоречие между целями, к которым общество призывает стремиться подростков, и теми легальными возможностями, которые оно им предоставляет для их достижения;

- противоречие между расширением возможностей выбора в различных сферах жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей;

- противоречие между расширением потребностей в квалифицированном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями их удовлетворения;

- противоречие между стремлением к богатству и ощущением невозможности его достижения легальными способами;

- противоречие между необходимостью усиления социальной и правовой защиты несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества.

1.2. Разработка молодёжных проблем в отечественной социологии

Первый этап формирования отечественной социологии молодежи охватывает 20-30-ые годы XX века. В эти годы к изучению молодежи обратились педагоги, социологи, психологи. Было опубликовано до 300 трудов о молодом поколении, проведены многочисленные социологические исследования проанализированных ученических произведений, писем в редакции газет, личных дневников, автобиографий и других документов, которые отображали реальные достижения и трудности, разнообразные проблемы молодежи тех времён. Самые глубокие исследования были проведены Выготским Л., Рубинштейном Г., Колодной О.

Некоторые из них начинали свои исследования еще до революции и продолжили их в послереволюционный период. Это дало возможность им сравнить результаты исследований, выявить изменения в поведении и сознании молодых людей. Инициатива относительно проведения этих исследований принадлежит Комиссии изучения юношества при психологической лаборатории Московского педагогического собрания.

В 1919-1920 годах было создано бюро психологических исследований Наркомпроса. Дальше эти функции взял на себя Государственный институт научной педагогики.

Особое внимание исследователей было уделено изучению рабочей молодежи, источников пополнения рабочего класса, мотивов избрания профессии, интересов и потребностей, проведение свободного времени. Также изучались взгляды молодежи на тогдашние проблемы.

Исследователи отмечали неравенство, противоречивость её сознания и поведения в разнообразных сферах социальной жизни. Уровень политического сознания значительно опережал уровень бытового сознания, в результате чего, с одной стороны, крепчали политические настроения и убеждения, а с другого - оказывались консервативность бытовых отношений, пьянство, отсталые традиции и привычки.

В целом исследования, проведенные в эти годы, были направлены на изучение процесса формирования нового поколения, но в силу негативного отношения к социологии вообще и её отраслей, в частности все они, так и остались на уровне любопытных, богатых на статистический материал социологических концепций.

Следующий период в развитии социологии молодежи начинается с середины 60-х годов. Тогда была выдвинута и обоснована идея комплексного исследования человека в сочетании всех степеней его жизненного цикла. Определенное значение для выработки социологической теории молодежи имел труд Кона И.С. «Социология личности» Кон И.С.; «Социология личности»; М., 1979 г., в котором были определены особенности юности. В следующие годы он исследовал проблемы юношеского возраста, развития молодежного сознания, значения дружбы и любви, процесса становления духовного мира молодого человека.

Начало 80-х годов и настоящего характеризуются значительным всплеском интереса ученых к молодежной проблематике. Активизировались исследования в разнообразных направлениях, до их выполнения было привлечено значительное количество научных коллективов. Вопросы, которым были посвящены исследования, становятся актуальнее, острее, дискуссионными. Но общее большинство из них имело описательный характер, лишь констатировала наличие той или другой проблемы, не предлагая их изучения. Главная исследовательская проблема -- отношение молодежи к труду. Интересные материалы были получены в международном исследовании социологов прежних социалистических стран.

Резкое ухудшение экономической и социальной жизни в конце XX века, осложнило функционирование как общетеоретической, так и отраслевой социологии. При отсутствии финансирования почти не проводятся масштабные социологические исследования, которые бы могли выяснить молодёжные проблемы в условиях трансформации политической, социально-экономической систем. Значительно сократилось количество опытных центров, проблемных лабораторий изучения современной молодежи.

В последнее время заострилось немало молодёжных проблем. Среди них самыми главными являются:

- низкий уровень жизни;

- безработица и значительная экономическая и социальная зависимость от родителей;

- брачно-семейные проблемы (высокий уровень разводов, семейных конфликтов, низкая рождаемость, материальная необеспеченность, отсутствие условий для улучшения жилищных условий);

- плохое состояние здоровья и рост уровня социальных отклонений (преступность, пьянство, наркомания, проституция);

- потеря идеалов, социальной перспективы, жизненного оптимизма.

Постоянно сокращается удельный вес молодежи относительно всего населения. За последние десять лет ее количество снизилось с 22 до 20%. По всем прогнозам, эта тенденция будет продолжаться и в дальнейшем.

Решение этих проблем нуждается в разработке и воплощении в социальную практику государственной молодежной политики, составной частью которой является комплекс наук о молодёжи. Среди них на ведущие позиции выдвигается социология молодежи как специальная наука, которая изучает закономерности формирования развития и воссоздания молодого поколения.

Раздел II. Молодёжная преступность в условиях мегаполиса

2.1. Молодёжная преступность в современной России

Истоки процесса криминализации молодёжной среды носят общественно-социальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта - важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается.

Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т.д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку.

Криминализированы многие молодежные сообщества, которые сформировались вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Признаками такого рода групп становятся конкуренция накаченных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм - как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто - золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.

Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными действиями по «оздоровлению» общества.

В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых было в общественном сознании стало знаком всего этого явления. Речь идет о люберах. Люберы -- одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в т. н. практике «ремонта» - совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению люберов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). «Успешные» рейды укрепляли солидарность криминальной молодежной группы на ценностях насилия. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Хотя крупных скандалов вокруг люберов не отмечалось, ряд молодежных групп сохраняет соответствующую идентичность, и слово «люберы» осталось общеизвестным обозначением агрессивных молодежных банд. Первые спонтанные практики «ремонта» позже преимущественно стали характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации (скинхеды, баркашевцы). «Ремонт» проявляется и сегодня.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты