Молодежная политика в Северо-Западном регионе России
23
ВведениеПереход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.
Актуальность темы заключается в том, что формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны для обеспечения национально-государственных интересов.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании значимости молодежной политики для развития государства и в изучении применяемых программ.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
· исследовать понятие «молодежная политика»;
· рассмотреть цели, задачи и принципы государственной молодежной политики;
· проанализировать основные направления и приоритеты государственной молодежной политики;
· изучить механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики;
· рассмотреть программы, проведенные на практике, в сфере молодежной политики.
Объект исследования - молодежная политика, проводимая на территории РФ.
Предмет исследования - процесс реализации программы молодежной политики в Северо-Западном регионе Российской Федерации.
Методы исследования данной курсовой работы:
· метод анализа документов;
· метод наблюдения;
· метод выборки;
· метод дедукции.
Гипотетически возможно, что молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями, следовательно необходима особая государственная политика в отношении молодежи.
Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики.
I. Исследование молодежной политики1.1. Государство и молодежьВ обществе молодежь является социальной категорией, в наибольшей степени определяющей его будущее. Именно в молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение и моделируется собственная жизнь: определяются важнейшие жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их реализации, устанавливается отношение к себе и миру, обществу и государству. И от того, каким будет каждый из этих выборов, непосредственно зависит и то, какой будет сегодняшняя молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. А это значит, что вектор социального прогресса всегда определяется в настоящем, и находится в руках тех, кто молод сегодня. Это обстоятельство делает вопрос о молодежи вопросом стратегического характера. Кравченко С.А. //Социология парадигмы через призму социального воображения: Учебник - М., - Экзамен, 2007г. - С.684 Вполне естественно, что каждый молодой человек нуждается в определенных условиях для своего духовного становления и социальной самореализации. Тем, каковы эти условия и наличествуют ли они в повседневной жизненной реальности, прежде всего и задаются ключевые духовные и социальные параметры молодежной среды, устанавливаются соответствующие им типы организации жизни молодых, формируется определенный общественный и государственный «заказ на молодежь». В силу ряда характерных особенностей отечественного национального менталитета и происходящих в стране социально-экономических преобразований, далеко не всегда и далеко не каждый молодой человек способен самостоятельно обеспечить надлежащие условия для собственного становления и развития без соответствующей этому политики государства. Таким образом, вопрос об особых условиях для молодежи является основообразующим для того, какой будет сегодняшняя молодежь, и, соответственно - ближайшие поколения граждан и общество в целом.В этой связи, учитывая исключительную значимость вопроса о молодежи для судеб народа и страны, необходимо считать постоянный и всесторонний интерес, внимание, заботу и поддержку государства по отношению к молодежи одной из приоритетных задач в сфере государственной социальной политики. Именно и только такой подход является залогом общественного процветания и прогресса.Однако реалии таковы, что осуществление этого подхода на практике всегда носило проблемный и двойственный характер. С одной стороны государство всегда сознавало его очевидность и безусловную правильность, так как от этого зависели стабильность, процветание и могущество самого государства. Поэтому в любой исторический период, когда само государство было достаточно сильно, оно о молодежи заботилось, обращая особое внимание на ее воспитание и образование, или, по крайней мере, эти заботу и внимание декларируя. С другой стороны, в обществе всегда доминировало неприязненно-подозрительное отношение к молодежи и некоторое раздражение по поводу протекционистской политики государства по отношению к ней, что не могло не сказываться на реальном отношении государства к молодежным проблемам. Волгина Н.А. // Социальная политика: Учебник - М.: Экзамен, 2006г. - С. 19-23.Начиная с 1992 года молодежь оказалась в чрезвычайно сложном и новом для себя положении. В условиях начавшегося перехода к экономической модели свободного рынка и «шоковой» терапии, все существовавшие ранее системы и механизмы защиты и реализации интересов и прав молодежи вместо их адаптации к изменившимся условиям были практически полностью разрушены. Вместе со страной, партией и комсомолом исчезли традиционные источники идеологии и технологии политики государства по отношению к молодежи, разорвались межнациональные и международные связи, перестала действовать в новых суверенных государствах нормативно-правовая база СССР по молодежным вопросам, были катастрофически ослаблены система молодежного туризма, система воспитания и отдыха детей, подростков и молодежи, система социализации юношества, уменьшилась социальная защищенность и поддержка различными институтами власти талантливой молодежи, прекратилось строительство молодежных жилищных комплексов, распалась сеть культурных и спортивных учреждений для детей и молодежи.Таким образом, начавшиеся экономические, политические и социальные реформы на значительный период времени практически полностью вытеснили молодежь и ее проблемы из сферы внимания общества и государства, что повлекло за собой существенное обострение всех основных проблем молодежи, существовавших ранее и появление новых. Это проблемы общих жизненных ориентиров и жизненного пути, самоутверждения и самореализации, делового и социального поведения, взаимосвязей с обществом и государством, защиты прав и стартовых возможностей. Наиболее остры в этом ряду такие проблемы, как образование, занятость, семья, жилье. Отсутствуют или неэффективны системы воспитания, социальной помощи, правовой защиты, информационного обеспечения. Отсутствуют или слабы государственные и общественные механизмы контроля ситуации в молодежной среде и решения проблем молодежи ее собственными силами. Наиболее проблемными возрастными сегментами в общей массе молодежи представляются диапазоны в 14-17 лет (старшие школьники, учащиеся училищ и техникумов, незанятая молодежь этого возраста) и 22-27 лет (студенты старших курсов, аспиранты, молодые специалисты, рабочая молодежь). Среди больших социальных слоев - студенчество, старшеклассники, сельская молодежь, военнослужащие, а также - такие специфические социальные группы, как несовершеннолетние преступники, беспризорные подростки, выпускники детских домов, молодые наркоманы, и т.д., особенно - в переходные моменты (выпуск, освобождение, демобилизация, излечение и т.п.).Сегодняшняя ситуация в молодежной среде носит двойственный характер. С одной стороны наблюдается существенное изменение самосознания значительной части молодежи. Она все больше осознает свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение безусловной обязанностью государства, хотя особо на него не рассчитывает, и полагается в основном на собственные силы. Весомый потенциал этой молодежи не задействован ни в решении ее собственных проблем, ни в общественном развитию в целом. С другой стороны, в условиях сильнейшего социального расслоения также немалая часть молодежи является наиболее криминогенной средой. Криминальный мир и нелегальный бизнес активно втягивают молодежь в асоциальную и преступную деятельность. Кроме того, в молодежной среде уже сформировались апатичность и бездеятельность, социальное иждивенчество. Молодежь находится в ситуации вынужденной самостоятельности, а ее общественные объединения, призванные отстаивать интересы молодежи - слабы, разрозненны, непредставительны, а потому - не являются реальной силой. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. //Социология: Учебное пособие для вузов - М.: Экзамен, 2004г. - С.145-147.При этом, кроме уже обозначенных существуют и еще две больших социальных слоя молодежи. Первый из них - это молодежь, обладающая очень высоким коэффициентом инертности в мышлении и поведении, совершенно не готовая и плохо приспособленная к самостоятельному определению собственных жизненных перспектив и направленным на это практическим действиям. Второй - это та часть молодежи, которая в силу особых условий (состояния здоровья, низкого жизненного старта, неблагополучной семьи, криминального опыта и прочих причин) оказалась в положении, не позволяющем в полной мере задействовать собственные силы и ресурсы для продуктивных действий по устройству собственной жизни.1.2 Цели и задачи государственной молодежной политики и ее принципы
Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
· создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;
· воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;
· реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
· содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
· недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
· создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
· расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
· реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи. Буренко В.И., Журавлева В.В. // Политология: Учебник - М.: Экзамен, 2005г. - С.155-156.
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.
Задачей государственной молодежной политики является поддержка семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению развитию.
Принципы деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП основываются на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений в отношении молодежи обеспечивается на следующих принципах:
1. Принцип ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.
2. Принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.
3. Принцип приоритетности - меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.
4. Принцип участия - молодежь -- не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
5. Принципы деятельности.
Принцип деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП:
· соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;
· осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
· осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
· сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодежной политики;
· привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
· предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг но общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
· приоритета общественных инициатив но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.Янова В.В. // Экономика: Учебник - М.: Экзамен, 2007г. - С. 285-287
II. Реализация молодежной политики
2.1 Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики
При определении основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики следует исходить из общей концепции государственной политики, учитывать отраслевые концепции и отраслевые программы, общее и устойчивое в региональных программах
Стратегические цели государственной политики направлены на:
· создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
· укрепления демократического правового государства и развития гражданского общества;
· кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
· утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи должны быть:
· воспитание патриота - гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;
· воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
· подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;
· становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения в экономике, науке, литературе и искусстве.
Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и личности, создание условий для социального становления и развития, обеспечение равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.
Применительно к государственной молодежной политике это означает:
· соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека - гражданина;
· социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;
· адресную социальную помощь;
· социальную поддержку молодой семье. Ирхин Ю.В. // Социология культуры: Учебник - М.: Экзамен, 2006г. - С.283-288.
Страницы: 1, 2