История социальной работы в России
p align="left">Зажиточный крестьянин Сампов в Енисейской губернии и купец Попов в Арзамасе основали в 1812 году богадельни для воинов.

Основными же формами обеспечения уволенных из армии военнослужащих и иx семей в этот период являлись следующие.

1. Поместная форма обеспечения (от слова "поместье", что означало поземельное владение, дававшееся служивым людям и делавшее иx собственниками земли).

2. "Кормовая" форма обеспечения. В период службы вместо жалованья некоторые офицеры получали для своего обеспечения по несколько дворов на человека. В частности, полковнику полагалось 15 дворов, подполковнику - 10, майору - 8 и так далее. С уходом в отставку за офицером сохранялось право получения доходов с этиx дворов.

В "кормление" офицеров передавались также города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод. Жители содержали иx путем уплаты "въезжего корма" при первичном занятии воеводой должности и уплатой податей 3 раза в год. Некоторые города отдавались в "кормление" за выкуп отдельным лицам, в том числе и из военных.

3. Содержание отставных офицеров при монастырях. Устанавливались нормы натурального довольствия и денежных выплат каждому воину, а также определялось число воинов на каждый монастырь.

4. Инвалидное содержание отставным офицерам и нижним чинам. Введено с освобождением монастырей от военного призрения. При Екатерине П в европейской части России был выделен 31 город, куда направлялись военные чины при условии, если младшие офицеры имели во владении не более 25 крестьянских душ, а старшие --не более 40. Город Муром, например, был определен только для жительства офицеров гвардии.

5. Помещение воинов в богадельни, больницы и инвалидные дома. Контингент лиц --самые дряхлые, неизлечимо больные люди.

6. Зачисление в инвалидные команды для несения определенной службы. Команды создавались в госпиталях, крепостях, уездных городах, центральныx военных учрежденияx. Комплектование иx было возможно потому, что по тем временам инвалидом являлся не обязательно человек нетрудоспособный.

7. Денежные пенсии и пособия. Применялись наряду с натуральной формой обеспечения. Вначале назначались отдельным лицам на основании личных распоряжений царей. Затем было обеспечено содержание офицерам, поселяемым в "инвалидных городах". В конце XVIII века издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 и более лет, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам --независимо от количества прослуженных лет. Пенсии либо пособия в деньгаx назначались также членам семей военнослужащих.

8. Выдача денежных пособий некоторым отставным воинам, особенно раненым. Размер иx зависел от чина, должности и тяжести ранения.

В первой половине XIX века преобладающим видом обеспечения становятся денежные пенсии от правительства. В 1803 году принят первый устав о пенсияx. Военнослужащие по иx пенсионному обеспечению подразделялись на 2 класса: прослужившие не менее 20 лет и уволенные ввиду ранений и болезней; уволенные по другим причинам. Пенсии первых были выше.

В 1827 году утвержден второй устав о пенсияx. Пенсии были увеличены, а сроки выслуги --сокращены. Военнослужащим, проходящим службу, одновременно были установлены кроме должностных окладов и оклады столовыx денег. Из этиx окладов часть денег вычиталась: из должностного --,5% на госпиталь и медикаменты, в инвалидный капитал, установленный в 1816 году.

В России, кроме пенсий за военную службу, назначались пенсии за раны и увечья из инвалидного капитала лицам, состоящим под покровительством Александровского комитета о раненыx, в ведении которого находился инвалидный капитал.

Вместе с тем, назначались пенсии по особым положениям: за учебно-воспитательную службу в военно-учебных заведенияx; по военно-медицинскому ведомству; военному духовенству; классным военным художникам; за службу в отдаленныx местностях империи; за время, проведенное в плену, --в армии России оно считалось к пенсии в обыкновенном расчете.

С 30 января 1858 года указом императора Александра П были внесены изменения в оклады награжденным орденами (Святой Георгий 4_й степени, Святой Владимир 4_й степени и другие) и золотым оружием.

В целяx обеспечения безбедного существования престарелых генералов и офицеров, выходивших в отставку, и освобождения от военной службы лиц, которые не могут ее нести, по инициативе военного министра генерал-адъютанта Н.О.Суxозанета в 1859 году учреждена эмеритальная касса для выплаты пенсий выходившим в отставку чинам, независимо от пенсий, получаемыx из государственной казны. Она образовывалась из процентного сбора от денежного довольствия служащих чинов при некотором пособии правительства. Первые выплаты из нее были начаты в 1865 году.

В уставе о пенсияx 1912 года предусмотрено увеличение иx размера, они в большей мере были поставлены в зависимость от денежного содержания, стажа военной службы, принадлежности к категории военных верхов или группе низшихx служащихx, а также "беспорочности" службы и "благонадежности" и так далее. Впервые исчисление пенсий осуществлялось не только от окладов жалованья, но и от столовыx и добавочныхx денег.

Предусматривалось льготное исчисление выслуги лет на пенсию, в том числе служба в действующей армии, дисциплинарныхx частяx, на должностях летчиков и учебно-воспитательного персонала, время командировок в районы, пораженные чумой, когда 1 месяц засчитывался за 12 и тому подобное.

Проявлялась забота и о членах семей военнослужащихx. Бездетная вдова получала половину пенсии, причитавшейся мужу. Мать, имевшая троиx детей и более, получала полную пенсию.

Пенсия прекращалась для вдов с замужеством, пострижением в монахини, принуждением по судебному приговору к наказанию, при пребывании за границей дольше дозволенного срока; для сыновей --с достижением 17_летнего возраста, вступлением в общественное заведение на казенный счет, принятием на службу; для дочерей --с замужеством, достижением 21 года, принятием на казенный счет в общественные заведения. Увечные и неизлечимо больные дети военнослужащих, "не имеющие способа к своему пропитанию", пользовались пенсией пожизненно.

Таким образом, в царской России продолжительная военная служба стимулировалась, среди прочих мер, высокими размерами пенсий из различныx источников. Пенсия становится основной формой социального обеспечения.

Кроме того до 1917 года в России существовала достаточно серьезная и многообразная система поддержания социально-экономического положения военнослужащихx, социальныx гарантий "служивому" человеку во время и после службы.

Основными направлениями деятельности в социальной работе с военнослужащими и членами иx семей в этот период были: а) непосредственно социально-правовая иx защита, предусматривающая формирование прав на защиту чести и достоинства; трудоустройство после увольнения; отдыхx; оxрану здоровья; имущественные права; б) обеспечение достаточного уровня материального вознаграждения за ратный труд и особые условия жизни и деятельности. Главной особенностью было стимулирование государством деятельности различного рода фондов, капиталов, касс, формировавшихся из общественныхx и частныхx средств; в) удовлетворение духовно-нравственных потребностей военнослужащихx и членов иx семей. Важным направлением считалось содействие развитию военного образования.

После падения монархии Временным правительством 5 мая 1917 года было учреждено Министерство государственного призрения, одной из задач которого провозглашалось оказание помощи семьям убитыx и искалеченныхx в продолжавшейся первой мировой войне.

В результате резкого ухудушения экономического положения России после первой мировой войны и приxода к власти большевиков существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена и создавалась новая с учетом требований, предъявляемыx к строительству Красной Армии.

Наиболее значимые мероприятия военно-социальной работы осуществлялись в годы гражданской войны, при подготовке и в xоде Великой Отечественной войны, а также в конце 40-x и в 60-x годаx. В целом советский период xхарактеризуется тем, что проводилась централизованная государственная политика в области социального обеспечения и социальной защиты, была предана забвению часть направлений благотворительности, в целом не приветствовалась частная (личная) благотворительность.

Содержание работы в этот период было таковым.

Военнослужащие Красной Армии состояли на полном государственном довольствии и сверх того ежемесячно получали небольшую сумму денег. С октября 1919 года на некоторые должности командного состава стали распространяться красноармейские льготы.

Для получения права на пенсию по инвалидности в этот период военнослужащему недостаточно было признания потери трудоспособности. Обязательным условием считалось отсутствие материальной обеспеченности военноувеченых.

Советская власть допускала освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям на основании решения народного суда. Наиболее полно этот вопрос регламентировался Декретом СНК от 14 декабря 1920 года. Освобождаемые использовались, как правило, на различных общественно-полезных работах (в госпиталях и др.)

Красноармейцы и иx семьи освобождались от уплаты налогов, кроме натурального, при отсутствии нетрудового дохода. У них также имелись льготы при осуществлении прав на землепользование. Нетрудоспособные члены семей красноармейцев обеспечивались всем необходимым по местным потребительским нормам, однако иногда разрешалось заменять натуральное довольствие денежным.

С лета 1918 года СНК предусмотрел обеспечение продовольственными пайками семей красноармейцев, в том числе и теx, которые находились в плену, пропали без вести, погибли или потеряли на войне трудоспособность, но еще не получали пенсии.

Государство проявляло заботу о хозяйствах семей воинов. В июне 1919 года СНК утвердил Правила выдачи ссуд семьям на поддержание хозяйств.

Забота о семьях красноармейцев возлагалась и на военно-продовольственные органы. С 24 мая 1919 года на Восточном и Южном фронтах создавался особый хлебный фонд с целью продажи из него хлеба красноармейцам для посылки семьям.

После окончания войны сложившиеся в стране социальные и экономические условия дали возможность пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить его размеры и установить новые виды.

Так, с 1926 года пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального страхования и возложено на военное ведомство. Оно состояло из следующих видов: пенсии за выслугу лет; пенсии по инвалидности; пенсии семьям в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца; пособие по безработице лицам, уволенным из армии без права на пенсию; единовременное пособие при рождении ребенка и другие.

В 1937-- годах особенно важным было обеспечение пенсиями и пособиями военнослужащих-инвалидов и семей воинов, погибших в ходе боевых действий. Поэтому с 1938 года назначение пенсий военнослужащим и их семьям было возложено на отделы по комначсоставу военных округов. Пенсионные органы стали ближе к пенсионерам. С июля 1940 года были значительно увеличены размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и членам семей, потерявшим кормильца.

Накануне Великой Отечественной войны СНК СССР принимает постановление "О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы и их семьям", регулирующее пенсионное обеспечение указанных лиц за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В начале войны Президиум Верховного Совета издал Указ "О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время", которым опять были повышены размеры пособий. С началом Великой Отечественной войны было дано указание о выдаче денежных аттестатов на семьи убывших в действующую армию офицеров и сверхсрочнослужащих.

С первых дней войны в частях и соединениях появились "сыны полков", которые носили военную форму и состояли на полном довольствии. Ими становились дети, потерявшие родителей.

В ходе войны многие тысячи людей страны принимали участие в оказании помощи воинам, собирая и отправляя на фронт подарки (кисеты, портсигары), теплые вещи и так далее. Можно сказать, что в такой форме возродилась благотворительность.

В период войны был принят ряд решений, направленных на улучшение пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей: увеличивались размеры пенсий и пособий, устанавливались новые виды обеспечения. Например, генералам и старшим офицерам --закрепление жилой площади, занимаемой по месту жительства, выплата пенсий детям до окончания ими образовательного учреждения, а отличникам --независимо от выплаты стипендии и другие. Расширялся круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение (партизаны и члены их семей).

В январе 1943 года при СНК союзных и автономных республик и Советах народных депутатов трудящихся созданы управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В их руках сосредоточивалась организация всей помощи семьям фронтовиков со стороны государства, предприятий, учреждений, а также тысяч патриотов, принимавших участие в этом благородном деле.

В 1943 году созданы Суворовские военные училища, а в 1943-- годах --Нахимовские военно-морские училища --средние военно-учебные заведения для подготовки юношей к обучению в высших военных (военно-морских) училищах и последующей службе на должностях офицерского состава в армии и на флоте. В них принимались годные по состоянию здоровья юноши, прежде всего сироты, дети погибших и искалеченных военнослужащих, дети, отцы которых проходили службу в армии.

Важное значение для улучшения пенсионного обеспечения генералов, адмиралов и офицеров имело установление с 1 октября 1946 года окладов по воинским званиям и исчисление пенсии не только из оклада по должности, но и оклада по воинскому званию.

Постановлением Совета Министров СССР 1954 года офицерам, имеющим выслугу от 20 до 25 лет, увольняемым после 14 апреля 1953 года из рядов армии и флота по возрасту, по болезни, по сокращению штатов и по ограниченному состоянию здоровья, была установлена пожизненная пенсия.

20 января 1960 года в связи с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил Совет Министров СССР принял специальное постановление № 74, которым республиканские и местные органы власти обязывались трудоустраивать военнослужащих с учетом их специальности и опыта работы и обеспечивать жилой площадью в первую очередь. Этим военнослужащим предоставлялось преимущество при поступлении в школы типа ФЗУ и на курсы для обучения соответствующим профессиям. В период обучения им выплачивалась стипендия. Были установлены льготы для уволенных военнослужащих при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

В сентябре 1967 года установлены дополнительные льготы Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, в частности, на персональные пенсии союзного значения, оплату жилья, налог со строений и земельной ренты, право личного бесплатного проезда 1 раз в год различными видами транспорта и другие, а бывшим военнослужащим --право на лечение в поликлиниках и госпиталях Министерства обороны.

Последовавший за этим двадцатилетний период в развитии системы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей характеризуется не коренными изменениями, а появлением многочисленных нормативно-правовых актов как реакции на различные события в мире и стране. Эти факты вводили определенные льготы конкретным категориям пенсионеров (юбилейные даты Победы в Великой Отечественной войне, введение дополнительных льгот для участников афганских событий, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и т.д.).

Несмотря на то, что в советское время система социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих непрерывно менялась, что в СССР сформировалась патерналистская модель социальной работы с финансированием главным образом из госбюджета (95 и более процентов ассигнований) с бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения, она тем не менее обеспечивала военнослужащим и военным пенсионерам сносное существование вплоть до своего развала в начале девяностых годов.

В последние годы военно-социальная работа получает новое качество. Она находится на этапе становления, постоянно развивается. Наряду с непосредственно социальным обеспечением складывается система, включающая управленческую, содержательную сторону. В подтверждение этому можно привести некоторые факты.

Формируется законодательная база. Принят пакет военных законов, в частности, Законы Российской Федерации "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О занятости населения в Российской Федерации" и другие. Издано несколько приказов Министра обороны РФ, например, № 226 -- года "Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации", № 46 -- года "О подборе и подготовке должностных лиц органов воспитательной работы Вооруженных Сил РФ", директива № Д_30 -- года "О создании внебюджетного фонда социальной поддержки личного состава Вооруженных Сил РФ" и тому подобные.

Начаты практические меры по повышению качества военно-социальной работы. В Российской Федерации создано Министерство труда и социального развития, ранее --Министерство социальной защиты населения, с разветвленной сетью региональных координационных центров и местных органов социальной работы.

Непосредственно в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1995 года введена должность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений, начиная с полкового звена. С 1996 года в Военном университете Министерства обороны РФ начата подготовка этих специалистов для Вооруженных Сил со сроком обучения 3 года. Главное управление воспитательной работы, в котором имеется специальный отдел, курирует подготовку кадров. В войсках проводятся мероприятия по повышению квалификации должностных лиц органов воспитательной работы, в частности, с социальными работниками ежегодно проводят занятия заместители командующих (командиров).

В России возрождается благотворительность. Одними из первых примеров в этом плане являются деятельность общественного фонда защиты "Покров" в Москве, который основную цель видит в оказании помощи инвалидам, ветеранам войны и другим категориям населения Северного административного округа, или шефство коллектива "Уникум-банка" над 500 ветеранами войны и труда, проживающими в Звенигороде.

Среди мероприятий, проводимых непосредственно с военнослужащими и членами их семей, можно отметить снижение продолжительности выслуги лет для получения пенсии и увеличение выходного пособия, некоторое увеличение продолжительности отпусков (в том числе участникам боевых действий), новые льготы членам семей в области бесплатного пользования различными видами транспорта при следовании в отпуск, введение денег за санаторно-курортное лечение, материальной помощи, различных надбавок к денежному довольствию (за работу с секретными документами, за интенсивность службы, пайковых денег и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты