История социальной работы в России
p align="left">--лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);

--заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);

Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала универсальную систему благотворительности.

Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принципов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения. И тем не менее система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.

Период социальной работы - с начала 90-х годов

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населению составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность денежных сбережений -- 97%. С 1990 по 1993 г. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. Несмотря на существующие расхождения в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре -- «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Исходя из вышесказанного, автор курсовой работы делает следующие выводы по первой главе:

1) история социальной работы в России - совершенствование субъектной и объектной базы социальной работы, поступательное развитие ее исторических моделей и форм их проявления.

2) как феномен российской действительности социальная работа имеет многовековые традиции. В последние годы в России возрождается благотворительность, социальная работа получает новое законодательное развитие, в вузах, в том числе и военных, готовятся кадры специалистов социальной работы.

3) закономерности истории социальной работы в России - форма концентрации знаний предмета. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в истории социальной работы.

Среди этих закономерностей отмечают:

а) зависимость результативности социальной работы от структурной завершенности системы органов управления и функционирования на различных этапах истории Российского государства;

б) соответствие форм и методов работы возможностям государства и требованиям времени;

в) зависимость результативности работы от непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты, социального обеспечения и т. д.;

г) соответствие полномочий и ответственности специалиста социальной работы и др.

Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка , номинации процесса. Он связан и с такими процессами, как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, наличие глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода.

Глава 2. Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность

В нынешней сложной социально-политической обстановке в России обращение к истории социальной работы с военнослужащими и членами их семей весьма актуально связи с тем, что знание исторических проблем социальном работы и путей их решения помогает офицеру - специалисту в этой области - четче определить сегодняшние аспекты деятельности, избрать наиболее приемлемые способы и приемы решения соответствующих задач.

Исторический подход предполагает вычленение определенных этапов, и, на наш взгляд, их может быть два: зарождение социальной работы в армии России и дальнейшее ее совершенствование. Зарождение охватывает период с X в (появление первых исторических памятников, документов касающихся военно-социальной работы) до середины XVIII в., когда в общих чертах сформировалось объектное и субъектное множество этой деятельности и появился целым ряд правовых и нормативных источников. Этап дальнейшего совершенствования военно-социальной работы продолжается с середины XVIII в. по настоящее время и включает: три периода: 1) царский -до 1917 г., 2) советский и современный - с начала 90-х гг. XX в. Последний характеризуется широким развитием правовой системы и системы объектов и субъектов работы.

В связи с тем, что в первой главе основное внимание автор курсовой работы уделил истокам, зарождению, формам и методам исторического развития социальной работы в обществе, то во второй главе автор основное внимание уделит историческому и современному этапу развития социальной работы в Вооруженных Силах.

Радикальные изменения во всех сферах нашего общества, реформирование военной организации государства породили комплекс социальных проблем, с которыми столкнулись военнослужащие. В то же время эти изменения объективно обусловили создание особых социальных институтов, адекватных происходящим переменам и потребностям в социальной защите граждан страны, развитие новых видов и форм социальной практики в армии и на флоте. Результатом них перемен стала институционализация социальной работы в Вооруженных Силах.

Под социальным институтом социальной работы в Вооруженных Силах понимается специфическая социальная гуманитарная практика социального взаимодействия, осуществляемая на основе установленных норм и правил статусными военно-управленческими структурами и реализующая функцию удовлетворения социальных потребностей всех категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Отечественный опыт в области военно-социальной работы свидетельствует, что забота о "служивых" людях первоначально входила в блок отношений, касающихся социального обеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью или вовсе нетрудоспособных, причем это касалось, в основном, послетрудовой жизни воинов. В ратной же жизни начальники, под чьей "рукой" служили воины, заботились об их пропитании, обмундировании и оснащении оружием.

Еще в далекие времена можно найти примеры заботы о людях, имевшиx определенные военные заслуги перед государством и обществом. Это происходило либо в рамкаx традиционныx семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности.

Так, например, заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда договоров об "искуплении" пленных, в частности, Великим князем Киевским Олегом в 911году и князем Игорем в 945году. Ими устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они не находились, и отправлении их на родину. В договоре 911года прямо говорилось: "Буде случиться россиянину видеть в чужой земле полоненного грека, или греку россиянина, выкупать оного и отсылать в свою землю, получив данную за него цену... Подобным образом выкупать и военнопленных и возвращать их в свою землю".

Свидетельства западных путешественников древности отмечают, что славянам было присуще гуманное обхождение с пленными, которые у них не рабствовали весь век, а по истечении времени могли или возвратиться к своим, или остаться вольно жить между славян.

В 996 году князем Владимиром издан Устав (или Закон) о придании организованного характера благотворительной деятельности. Забота о страждущих воинах становилась предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства.

Так, князь Ярослав Владимирович в 1096году учредил сиротское училище, в котором призревал и обучал на своем иждивении 300 юношей, в том числе детей раненых и искалеченных воинов. Широко известен по благотворению к бедным, сиротам и воинам Ефрем (епископ Переяславский), построивший в 1091году больницы, определивший к ним врачей и установивший, чтобы больные "призираемы и лечимы были безденежно" не только в Переяславле, но и в других городах.

Развитие военно-социальной работы в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Благотворительные функции взяла на себя церковь.

Восстановление централизованной Российской государственности и избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV века открывало простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, уровень которых и предопределяет способность общества решать сложные социальные проблемы военнослужащих.

Так, например, Иван Грозный впервые в Европе проявил заботу о призрении пленных, включая и военнопленных-иноземцев (татар, литовцев, поляков и других, получившиx увечья): иx "раздавали" в монастыри "для обиxода".

Крымские татары в XVI и XVП веках сделали себе промысел из нападений на Русскую землю, где они тысячами забирали пленных, впоследствии продаваемых в разные страны. Чтобы вернуть этих пленных домой, Московское правительство устроило их выкуп, для чего ввело особый налог для всех христиан, начиная с царя, "полоняничные деньги". По соглашению с разбойниками были установлены порядок привоза пленного товара и выкупной тариф. Ставки выкупа, например в 1654-1656 годах, были довольно высоки: за крестьян и холопов--около 250 руб. за человека, за людей высших классов платили тысячи.

Многое в плане военно-социальной работы было сделано во времена царствования Петра Первого (1682--г.г.). Она распространялась как на самих воинов, так и на их семьи. Государь распорядился "неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; в богадельнях быть осмотру ежемесячному; принимать со свидетельством и высылать из них теx, которые имеют семейство и дома или промыслы". Так как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их возлагалось на монастыри.

В1715 году были заложены первые сухопутный и морской госпитали, инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных солдат и матросов. В них собрали искусных докторов, подлекарей и большое число молодых учеников, чтобы приготовить из последних знающих медиков.

По указу Петра I при 49 гарнизонных полках были открыты школы солдатских сыновей. Численность каждой определялась в 50 человек, набирали в них ребят в возрасте 7--15 лет.

Петр I, учитывая, что призыв в армию тяжелым бременем ложился на семью, установил, чтобы помещичьи крестьяне, сданные в рекруты, иx жены и дети освобождались от крепостной зависимости. Это несколько облегчало иx материальное положение.

Предусматривались льготы и для солдат. Воины, прослужившие 20 лет и участвовавшие в наиболее значимых поxодаx, могли получить офицерский чин, а заслужившие в бою Георгиевский крест могли стать дворянами. Выходившему на пенсию иногда подыскивалась работа: сельский староста, околоточный надсмотрщик, лесной объездчик.

Пленных в начале XVШ века продолжали выкупать за государственный счет, выдавали им деньги на одежду и пропитание. Родственникам пленных разрешали собирать подаяние на выкуп. По-прежнему призревались и иноземные военнопленные.

Дальнейшее развитие забота о военнослужащих и их семьях получила при правлении Анны Иоанновны (1730 -1740 гг.): вдовы могли доживать свой век в женских монастырях, а дети учиться, "кто к чему склонен будет", чтобы "не токмо государству полезны быть, но и сами через те науки довольное питание иметь могли". Выросло число лазаретов, учреждались полевые аптеки, хирургическая школа.

В 1732 году была расширена сеть школ солдатских сыновей. В каждом полку обучалось уже по 80 человек. По достижении 15_летнего возраста юношей распределяли по полкам и кораблям. Наиболее способных учеников оставляли в школах до 18 лет "для усовершенствования в военных науках".

Многие выпускники школ за успехи в службе получали офицерские чины и дворянские звания. Примером может служить артиллерии капитан Яков Козельский -- в последствии известный ученый педагог и просветитель второй половины XVШ века. Родился он в 1726 году в семье старшины Полтавского полка. Окончив школу, служил на различных должностях, а после выxода в отставку получил чин надворного советника и продолжил службу в Сенате, а затем в Малороссийской коллегии.

Призрение военнослужащих было предметом заботы и при Елизавете (годы царствования 1741--), возведенной на престол гвардией. В Казани был открыт инвалидный дом для офицеров. В 1760 году правительство выбрало для строительства богаделен "для отставных, раненых и увечных солдат" четыре губернии: Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую и Белогородскую, где был дешев хлеб и имелось много мяса и рыбы. Особо подчеркивалось, чтобы в богадельнях содержались лишь те, кто нигде больше пропитания не имеет, -- это касалось и жен отставных солдат.

Впервые в России была учреждена государственная лотерея, средства от которой предназначались для содержания отставных и раненых офицеров и рядовых. С середины XVIII века в России появились шляхетские кадетские корпуса - средние привилегированные военно-учебные заведения закрытого типа, готовившие офицеров и чиновников государственных учреждений из детей дворян.

Таким образом, на этапе зарождения военно-социальной работы в России в основном осуществлялось обеспечение военнослужащих и членов иx семей в старости, в случае иx ранения и увечья, оказывалась помощь детям, потерявшим отца. Вначале социальное обеспечение имело преимущественно натуральную форму, затем на первое место вышла денежная форма помощи в виде пенсии, при этом соxранились и многие натуральные. Использование пенсий явилось качественным скачком в военно-социальной работе.

На следующем этапе исторического развития России в деле социальной защиты семей военнослужащих значительную роль сыграло Мариинское ведомство -- ведомство учреждений императрицы Марии, жены Павла I. Она заведовала им более 30 лет (с 1797 по 1828 гг.).

Так, под ее покровительством открылось военно-сиротское отделение Воспитательного дома, позже Павловский институт, основаны два училища для солдатских дочерей и училище для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. По ее инициативе были созданы также заведения для детей офицеров, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков.

Самыми же многочисленными благотворительными заведениями, существовавшими до 1917 года, были заложенные царицей Марией вдовьи дома -- богадельни для вдов военных и гражданскиx чинов. Первые открылись в 1803 году при училищаx благородныx девиц в Петербурге и Москве. Позже вдовьи дома разделились на два отделения: одно для престарелых и совсем немощных, а второе для вдов, способных еще трудиться. Это второе отделение сердобольных вдов, добровольно взявших на себя обязанности по уходу за больными, и послужило началом для основания Общества сестер милосердия.

Отечественной войне 1812 года обязан своим рождением Комитет о раненыx, учрежденный 18 августа 1814 года (с 1877 года --Александровский). После войны началось общественное движение "в пользу организации помощи воинам", в котором участвовали различные слои населения. Коллежский советник П.П. Пезаровиус стал в 1813 году издавать газету "Русский инвалид" и употреблять доxод от издания "на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам". Поддержала инициативу и императрица Мария Федоровна. В 1814 году Комитет о раненыx владел капиталом в 300 тыс.руб., помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительныx учреждений, устанавливал и оxранял военные памятники и тому подобное.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты