Институт государства
p align="left">3. Утилитарные культурные черты:

а) Общественные здания

б) Общественные работы

в) Бланки и формы

4. Кодекс устный и письменный:

а) Конституция

б) Законы

5. Идеология:

а) Государственное право

б) Демократия

в) Национализм

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви -- распятие, полумесяц или звезда Дави-да, для семьи -- обручальное кольцо, для университета -- эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентриро-ванной форме можно представить себе из его названия или торго-вой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные ме-лодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, поскольку трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образо-вание без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом ин-ститута может быть любой материальный или нематериальный эле-мент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде ос-новные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответ-ствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально за-крепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значитель-ное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполне-ния ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; гра-ждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковно-го прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут од-новременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клят-ве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важ-но знать, что принятие устного или письменного кодекса в значитель-но большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от ре-альной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет вы-полняться институциональный кодекс и в случае, когда не сущест-вует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

Формальный кодекс -- лишь часть общего поведения, создающе-го институциональную роль. Существуют и нормы поведения в от-дельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деяте-ля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработан-ный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобран-ных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родите-лей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, ото-брать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех инсти-тутах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен не-обходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно оха-рактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокуп-ностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идео-логия определяет не только то, как люди должны относиться к то-му или иному действию, но и то, почему они должны действовать оп-ределенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включа-ет в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружаю-щую действительность в терминах, принятых членами данного ин-ститута. Если повторение присяги формально привязывает индиви-да к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему ра-циональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культур-ных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдываю-щих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. со-ответствовать основным идеологическим положениям данного инсти-тута. При этом критицизм институциональной идеологии рассматри-вается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

III Функции института государства

Общество является сложным социальным образованием, и си-лы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В свя-зи с этим институты имеют явные функции, которые легко распо-знаются как часть признанных целей института, и латентные функ-ции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непри-знанными или, если они, и признаны, считаются побочным продук-том

Люди со значительными и высокими институциональными роля-ми часто недостаточно реализуют латентные эффекты, которые мо-гут повлиять на их деятельность и деятельность связанных с ними людей.

Однако латентные функции институтов могут, как поддерживать признанные цели, так и превращать их в неуместные» Они могут даже приводить к нанесению значительного ущерба нор-мам института.

Явные функции. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Одна-ко для осуществления этой функции каждый институт выполняет в от-ношении своих участников функции, обеспечивающие совместную дея-тельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, пре-жде всего следующие функции.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отно-шений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведе-ния, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социаль-ный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна про-текать деятельность каждого члена института.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотноше-ний между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различ-ных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался инди-вид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его по-ведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упо-рядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизирован-ное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и зна-ет, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование не-обходимо для совместной деятельности.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процес-сы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов со-циальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институ-те сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особен-ности социальных организаций.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элемен-тов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей инди-видов с целями других или целями группы. Интегративные процес-сы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоор-динированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция -- это одно из условий выжива-ния организаций, а также один из способов соотнесения целей его уча-стников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каж-дый институт для своего нормального функционирования нуждает-ся в приходе новых людей. Это может происходить путем, как рас-ширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяю-щий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ро-лям. Государственные учреждения стремятся воздейст-вовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно боль-ше членов общества.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в ин-ституте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодейст-виях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику -- это формальные связи, осуще-ствляемые в системе институционализированных ролей. Как отмеча-ют исследователи, коммуникативные возможности институтов неоди-наковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (на-учные институты), другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходи-мыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выпол-нением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвое-ны другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые на-ходятся вне непосредственных целей человека, не запланированы. Эти результаты могут иметь большое значение для общест-ва. Наиболее выпукло существование латентных функций институ-тов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хо-тят утолить голод, и покупают роскошный «Кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приоб-ретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов по-требления выполняет скрытую, латентную функцию -- оно удовле-творяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института производства предметов потреб-ления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и услови-ях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латент-ных функций институтов мы можем определить истинную картину со-циальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непониманием на первый взгляд явлением, когда институт продолжает ус-пешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функ-ций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворя-ет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который, прежде всего, должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием дос-товерной картины социальных связей и особенностей социальных объ-ектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.

К внутренним функциям государства относятся: защита суще-ствующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разде-ленных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйст-венной деятельности (в капиталистических странах); охрана об-щественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологиче-ская деятельность и т. п.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государ-ствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других го-сударств; развитие нормальных отношений с другими государст-вами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе прин-ципов мирного сосуществования.

IV. Взаимосвязи между институтами.

Не существует такого соци-ального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального ин-ститута невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и от-ношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкуль-тур групп. Религия, правительство, образование, производство и по-требление, торговля, семья -- все эти институты находятся во множе-ственном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их по-требностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждени-ях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от дея-тельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Рели-гия может действовать также на развитие образования или на прави-тельственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации -- все подвергаются воздей-ствию со стороны правительства, так как действия последнего (напри-мер, издание нормативных актов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают, способны полностью контролировать поведение их членов, совмещать их действия и установки с институ-циональными идеями и нормами. Так, школы могут применять стан-дартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них уча-щихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля препода-вателя. Дети, в семьях которых поощряются и осуществляются инте-ресные беседы и которые приобщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтение просмотру те-левизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповеду-ют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необхо-димость пренебречь ими под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет са-мопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется со многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семь-ях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах.

Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в лю-бой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными ин-ститутами промышленности и торговли. В свою очередь правитель-ство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.

Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование играет весь-ма значительную роль в обществе, попытки бороться за влияние на ин-ститут образования наблюдаются среди политических организаций, про-изводственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вно-сят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они под-держивают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты стараются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а воен-ные -- вырастить людей, могущих успешно служить в армии.

То же можно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государство пытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию с семьей, соз-давая педсоветы с участием родителей и родительские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются проводить семейные церемонии в религиозных рамках.

Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институ-там. В качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентациями на карьеру и на семью. В этом случае мы име-ем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремит-ся в наибольшей степени «отключить» входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влия-ния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские ин-ституциональные правила также могут плохо сказываться на семей-ной жизни. И здесь находят способы включения жен в армейскую жизнь, чтобы муж и жена имели отношение к единым институцио-нальным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения лич-ностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.

Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обще-стве. Изменения в одном институте, как правило, приводят к измене-ниям в других. После изменения семейных обычаев, традиций и пра-вил поведения создается новая система социального обеспечения та-ких изменений с участием многих институтов. Когда крестьяне при-езжают из села в город и создают там свою субкультуру, должны измениться действия политических институтов, юридических органи-заций и т.д. Мы привыкли к тому, что любое изменение в политиче-ской организации сказывается на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет институтов, которые бы трансформировались без измене-ния в другие институты или существовали бы отдельно от них.

Заключение

Тот факт, что институты взаи-мозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовы отка-заться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Од-на из их основных целей -- исключить влияние лидеров других инсти-тутов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Во всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуют поддержанию определенной степени независимости и препятствуют доминирова-нию людей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся к независимости от государства; учреждения образования так-же пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Даже институт уха-живания добивается самостоятельности по отношению к институту се-мьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ри-туалов. Каждый институт пытается тщательно сортировать установки и правила, привнесенные из других институтов, с целью отбора тех ус-тановок и правил, которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института. Социальный порядок -- это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимо-сти по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.

Литература:

1.Фролов С.С.«Социология» - Москва. Гардарики 1999 г. стр. 143-161

2.Кравченко А. И. «Социология и политология» - Москва. ACADEMA. 2000 г. стр. 41-45

3.Волков Ю.Г. Мостовая И.В. «Социология»- Москва. Гардарики. 1999 г. стр. 185-191

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты