Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества
p align="left">В октябре 2006 года члены Общественной палаты Российской Федерации приняли участие в обсуждении изменений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, а также проекта Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России на 2007- 2010 годы и до 2015 года». Заключение на проект Концепции программы направлено Председателю Правительства Российской Федерации.

В январе 2007 года состоялось совещание представителей региональных общественных организаций «Этническое и религиозное многообразие России как основа стабильности и развития общества».

Самыми громкими для России стали события в карельской Кондопоге, куда члены Палаты в сентябре 2006 года выезжали для анализа ситуации и разрешения конфликта. Палата приняла также специальное заявление. В документе отмечалось, что региональные власти должны предпринимать решительные действия по предотвращению и прекращению насильственных актов и актов вандализма, а также по наказанию преступников из числа инициаторов происшествия Информационное агентство Росбалт - Общественная палата обеспокоена событиями в Кондопоге . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rosbalt.ru/2006/09/03/265936.html, дата посещения 2.05.2009.

Ранее, в феврале 2006 года, такую форму заявления Общественная палата Российской Федерации использовала для выражения своего отношения в связи с ситуацией, сложившейся после публикации в европейских газетах карикатуры на пророка Мухаммеда. В принятом документе российским средствам массовой информации рекомендовалось воздержаться от участия в разжигании конфликта Информационное агентство Росбалт - Общественная палата обеспокоена событиями в Кондопоге . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rosbalt.ru/2006/09/03/265936.html, дата посещения 2.05.2009. Кроме того, Общественная палата выступила с заявлением, в котором призвала провести расследование в отношении ряда российских политиков, которые, по мнению общественности, должны понести ответственность за проведение 23 февраля в Москве митингов и шествий представителей радикальных националистических движений В День защитника Отечества в Москве проходят шествия и митинги. http://www.newsru.com/russia/23feb2006/23feb.html, дата посещения 14.04.2009. В октябре 2006 года было опубликовано заявление по поводу российско-грузинского конфликта, в котором отмечалось, что «отношения между Россией и Грузией не должны определяться ни антироссийской политикой режима в Тбилиси, ни «антигрузинской кампанией» недальновидных чиновников». Через два месяца члены Палаты приняли обращение к Федеральному Собранию по вопросу о необходимости совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму.

В 2008 году в сфере борьбы с экстремизмом и ксенофобией были осуществлены следующие программы. По экстремизму хотят ударить министерством // Газета, Gzt.Ru.- 2008.- 5 дек. На симпозиуме 22 апреля «Москва и Россия - без национального и религиозного экстремизма», говорилось, что экстремизм, как и вообще преступность, находятся в прямой взаимосвязи с безработицей. Увеличение количества безработных на 1% дает взлет преступности на 5% О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 стр. 151.

Теме содействия реформирования армии также были посвящены различные инициативы Общественной палаты. Комиссия по вопросам социального развития в 2006 - 2008 годах сосредоточивалась на проблемах социального положения военнослужащих и лиц, ушедших в запас, Комиссия по вопросам регионального развития и местного самоуправления рассматривала на своих общественных слушаниях ход строительства жилья для военнослужащих. Участники данных комиссий выезжали на места застройки квартир для военнослужащих, следили за процессом строительства а также собирали жалобы от военнослужащих, которые по тем или иным причинам имели проблемы с жильём. В рабочих группах данные вопросы рассматривались индивидуально Национальная ассоциация офицеров вооружённых сил. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.megapir.info/news/64, дата посещения 3.05.2009. Так же, Общественной палатой РФ совместно с Главной военной прокуратуры была получена информация что, в первом полугодии 2008 года выявлено около 2,5 тысяч нарушений законов, об устранении которых правомочному командованию внесено 410 представлений, опротестовано 213 незаконных правовых актов, в защиту прав граждан в суды направлено 232 исковых заявлений. По результатам прокурорских проверок восстановлены права 12062 лиц Национальная ассоциация офицеров вооружённых сил. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.megapir.info/news/64, дата посещения 3.05.2009.

Свобода слова и проблемы средств массовой информации Общественная палата значительное внимание уделяла вопросам развития телевидения, радио, печати, Интернета в России. Так же общественная Палата РФ уделила внимание случаям нарушения прав журналистов. Так, в феврале 2006 года члены Общественной палаты выступили с заявлением в защиту волгоградской газеты «Городские вести», закрытой городскими властями в связи с появившейся в одном из номеров издания карикатурой, изображающей Христа, Будду, Моисея и пророка Мухаммеда. После проведения консультаций членов Палаты с руководством города было принято решение местной администрацией о возобновлении работы издания под новым названием «Волгоградская газета». Помимо этого, предметом анализа Палаты становились положение региональных средств массовой информации, организация гражданского контроля за соблюдением законодательства в сфере регулирования деятельности печатной и электронной прессы, формирования новой нравственной атмосферы журналистики, проблемы подписки и распространения печати, сохранения и развития прессы на языках народов России. Этому были посвящены общественные слушания, «круглые столы», дискуссии, проведенные в Общественной палате Общественная палата разрабатывает индекс свободы слова в России . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.newsru.com/russia/19jul2007/op.html, дата посещения 15.04.2009.

В 2008 году Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации 18 февраля на заседании Комиссии определила направления деятельности Комиссии: Свобода слова и права журналистов, юридическая поддержка региональных средств массовой информации, этика СМИ, развитие цифрового телевидения, индекс свободы слова в субъектах Российской Федерации - эти направления назвали приоритетными в своей работе на два года члены Комиссии.

27 марта состоялся «круглый стол» «Закон о СМИ - инструмент давления или гарантия свободы творчества? Практика надзора в сфере телевидения», организованный Комиссией совместно с Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ) и Общественной коллегией по жалобам на прессу.

17 апреля состоялось совместное заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, посвященное вопросам подписки на периодические печатные издания О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 стр. 152.

28 апреля Комиссией была создана рабочая группа по экспертизе законопроекта № 8601-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в части ответственности за

распространение сведений клеветнического характера). 13 мая состоялось заседание рабочей группы и было принято заключение. Вредным, противоречащим законодательству и необоснованным назвали члены рабочей группы законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». В течение 2008 года Комиссией была проведена общественная экспертиза двух законопроектов. Заключения направлены в Государственную Думу ФС РФ: № 8601-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в части ответственности за распространение сведений клеветнического характера) и № 98078807-2 «Об обеспечении прав гражданина Российской Федерации на честь и достоинство».

Для изучения одной из острейших проблем современного общества - коррупции, в Общественной палате была образована подкомиссия по проблемам противодействия коррупции. Ею создана интеллектуальная основа для формирования базы данных «Реестр коррупционных ниш», подготовлены памятки «Если у Вас вымогают взятку» и «Если Вам угрожает рейдерство». Памятки содержали доступное юридическое толкование правовых норм, касающихся вымогательств, насильственных захватов собственности. Целью этих брошюр было то, чтобы, ознакомившись с ними, гражданин был в состоянии юридически грамотно противодействовать попыткам вымогательства, отстаивать самостоятельно свои права Блог Общественной Палаты РФ . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/blog/tags/коррупция, дата посещения 29.04.2009.

В феврале 2008 года Институт общественного проектирования обнародовал в Общественной палате Российской Федерации доклад «Природа и структура коррупции в России» Эксперты придерживаются мнения, что коррупция в России приняла огромный размах и распространена на всех уровнях и во всех сферах жизни общества и государства. Более того, многие эксперты считают, что за последние годы в России произошел рост коррупции О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 стр. 152. Авторы исследования выделили основные причины, которые способствуют возникновению и развитию коррупции в нашей стране. В 2006-2008 годах масштабы коррупции, по оценкам аналитиков, по меньшей мере, удвоились. В 2006 году бюджет российских коррупционных отношений оценивался в 240 млрд долл., что было сопоставимо с параметрами федерального бюджета того же года. В 2008 году коррупционный оборот, согласно данным экспертов, достиг 480 млрд долл. Общественная палата выступила с инициативой создания Комитета общественного контроля Российской Федерации, который бы возглавил борьбу с коррупцией Блог Общественной Палаты РФ . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/blog/tags/коррупция, дата посещения 29.04.2009.

Вопросам природопользования и охраны окружающей среды Общественная палата также традиционно уделяла первостепенное внимание. В марте 2006 года совет Общественной палаты в целях предупреждения экологической катастрофы выступил против строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» вблизи озера Байкал. Президент России поддержал предложение общественности о переносе нефтепровода на север от Байкала. Основным инициатором в обсуждении проблем природопользования и природоохраны выступала Комиссия по экологической безопасности и охране окружающей среды. Она проводила и выездные мероприятия, и «круглые столы», и конференции. В них принимали участие представители других комиссий Палаты. Ключевым событием, во многом определившим основные направления работы Комиссии в 2008 году, была Встреча Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева с представителями экологической общественности. В ходе встречи экология впервые была определена в качестве одного из приоритетов развития России. Под таким названием «Экология -приоритет развития России» проходил целых ряд мероприятий Комиссии. Слушания под названием «Экология - приоритет развития России: экологическая политика и гражданское общество» прошли по всем семи федеральным округам. Члены и эксперты Комиссии принимали участие в работе Высшего экологического совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Комиссией были подготовлены экспертные предложения по совершенствованию механизмов реализации Водного и Лесного кодексов (к Пленарному заседанию Общественной палаты Российской Федерации 24 мая), предложения по совершенствованию законопроектов «Об охоте» и «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации», комментарии к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 стр. 103.

Общественная палата Российской Федерации рассматривала также развитие благотворительности в стране как важную задачу для бизнеса и общественности. С этой целью были проведены многие мероприятия, способствовавшие популяризации милосердия, волонтерства, благотворительности.

Рассмотрев основные направления деятельности и их результаты Общественной палаты РФ в период с 2006 по конец 2008 года можно сделать следующий вывод.

Основная работа Общественно палаты РФ была проведена по проблемам, которые находятся в компетенции нескольких комиссий. Работа была проведена по 14 сферам: Защита прав человека; Избирательный процесс; Консолидация и развитие институтов гражданского общества; Социальная политика; Здравоохранение; Образование; Местное самоуправление и жилищная политика; Экономика; Энергетическая проблематика; Межэтнические отношения; Реформирование армии; Свобода слова и проблемы СМИ; Коррупция; Вопросы природопользования и охраны окружающей среды;

Так основной формой работы Общественной палаты являются пленарные заседания и различные слушания по общественно важным проблемам, то чрезвычайно сложно проследить конкретные результаты деятельности по различным сферам. По многим вопросам, касающимся различных законопроектов и постановлений были проведены экспертизы и даны рекомендации. Но данные рекомендации не всегда учитывались органами власти, что является абсолютно законным. Так как законодательно закреплено, что решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. Но также имел место и удачный опыт, когда предложения, внесённые Общественной палатой, учитывались при разработке законов.

Действия, которые имели конкретный результат, были связаны с деятельностью общественных некоммерческих организаций, сотрудничавших с общественной палатой.

В результате проведённого исследования законодательств, касающихся работы Общественной палаты Российской федерации, а так же в результате проведённого анализа средств массовой информации была рассмотрена история Общественной палаты, роли место палаты в системе органов власти и основные направления деятельности.

В результате исследования было выявлено, что основная задача Общественной Палаты состоит в организации «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов» Абакумов С.А. От гражданского формума до создания Общественной палаты: 2001-2005./ Абакумов С.А. - М.: Имидж Пресс, 2005. - с. 13.

Огромную роль при формировании данного института сыграл президент РФ В. Путин. Он посчитал, что в России необходимо развивать институты гражданского общества и привлекать общественность к государственной политике. К формированию палаты были привлечены различные общественные организации Союз армян России , Всероссийский азербайджанский конгресс, Союз ректоров России, Российской академия бизнеса и предпринимательства, Общественное движение в поддержку политики Президента РФ, Ядерное общество России, Общественное движение «Служба содействия социально-культурной сфере», Союз православных граждан, Движение поддержки флота, Туристско-спортивный союз России, Российский Союз Молодежи, Союз пенсионеров России, Союз потребителей РФ .

Федеральный Закон на основе которого палата осуществляет свою деятельность разработан парламентом Российской федерации, так же палата действует на основе принятого ей самой регламента.

В Федеральном Законе Российской Федерации от 4 апреля 2005 года №32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» прописаны Правовая основа деятельности Общественной палаты, цели и задачи, Порядок формирования Общественной палаты РФ . Федеральный законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа -http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009.

В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в Регламенте Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года установлены правила внутренней организации, процедуры и порядок деятельности Общественной палаты Российской Федерации по осуществлению своих полномочий Регламент Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://oprf.ru/ru/about/492/, дата посещения 15.04.2009.

После подробного изучения Федерального Закона об Общественной Палате РФ, так же была определена роль и место Общественной палаты РФ в системе органов государственной власти. Данная организация призвана сотрудничать с органами политической власти, как исполнительной, так и законодательной. Но напрямую на принятие решений Общественная Плата РФ не может влиять. Её решения и результаты экспертизы носят лишь рекомендательный характер, и эффективность её работы зависит, за частую, на прямую от авторитета, которым обладают члены Общественной Платы. Общественная палата не обладает правом законодательной инициативы и политической властью, так же она не обладает правом вето. Но она обладает экспертной функцией и полномочиями общественного контроля.

В результате анализа нормативных документов было установлено, что Общественная палата Российской Федерации -- совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.

Рассмотрев основные направления деятельности и их результаты Общественной палаты РФ в период с 2005 по 2009 года можно сделать следующий вывод, что работа была проведена по 14 сферам. (Защита прав человека; Избирательный процесс; Консолидация и развитие институтов гражданского общества; Социальная политика; Здравоохранение; Образование; Местное самоуправление и жилищная политика; Экономика; Энергетическая проблематика; Межэтнические отношения; Реформирование армии; Свобода слова и проблемы СМИ; Коррупция; Вопросы природопользования и охраны окружающей среды;)

Деятельность Общественной Палаты находится на стадии обсуждения законопроектов: «Общественная палата вправе давать заключения о нарушении законодательства, проводить экспертизу проектов законов, проводить слушания по общественно важным проблемам» Федеральный законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009. Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и общественных организаций. Если обратиться к материалам комиссий Общественной Палаты, то можно обнаружить, что их деятельность во многом сосредоточена на проведении «круглых столов» и обсуждений общественно важных вопросов. По результатам их деятельности принимаются обращения к органам власти, имеющие рекомендательный характер. Такого рода деятельность способствует артикуляции и агрегации интересов тех групп, которые включены в дискуссию в рамках совещательного органа. Руководящие органы Общественной Палаты имеют «право направлять членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ». На практике подобного рода участия, а главное, их воздействие на принятие решений, довольно сложно оценить, так же как и сложно проследить конкретные результаты деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты