Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества
p align="left">В журнале «Политэкс» в 2006 году была опубликована статья В. Руденко, касающаяся Консультативных общественных советов Руденко, В. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности [Текст] / В. Руденко// Политэкс. - Т.2 - № 3 - 206. - С. 143-155.. В данной статье анализируется деятельность консультативных общественных советов, создаваемых в странах развитой демократии и государствах, вставших на путь демократического развития. Автор не включает в предмет исследования консультативные общественные советы, действующие в тоталитарных государствах или в странах с авторитарными режимами, так как в данном случае эти советы выполняют декоративную функцию.

Интенсивный процесс формирования таких общественных советов с конца прошлого столетия наблюдается в России, как на федеральном, так и на региональном уровне организации публичной власти. В мировой практике можно автор выделяет две наиболее эффективные формы консультативных общественных советов, обеспечивающих делиберативное принятие решений: 1) общественные советы, создаваемые государством или местными сообществами; 2) самодеятельные общественные советы, создаваемые негосударственными организациями, из которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются так называемые гражданские жюри.

В 2007 году в журнале «Политэкс» была опубликована статья аспирантки факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Тарасенко Анны Васильевны. Статья посвящена роли совещательных органов в политических системах со слабым парламентом. Тарасенко, А.В. Роль совещательных органов в политических системах со слабым парламентом [Текст]/ А.В. Тарасенко// Журнал Политическая Экспертиза. - № 4 - 2007. Представленная работа посвящена результатам сравнительно ориентированного исследования механизмов взаимодействия некоммерческих организаций с органами, принимающими решения на уровне Европейского Союза и на федеральном уровне в России. В центре внимания данного исследования находятся условия формирования совещательных органов в политических системах, характеризующихся значительной ролью исполнительной власти в политическом процессе и слабым парламентом.

В книге под редакцией А.Ф. Радченко «О деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006-2007 гг.», вышедшей в 2008 Радченко, А.Ф., Иларионова, Т.С., Насриддинов, Т.Г. О деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006-2007 гг. [Текст] / Радченко, А.Ф., Иларионова, Т.С., Насриддинов, Т.Г. - М.: 2008. - 150 с., представлен обзор деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006-2007 гг.: пленарных заседаний и общественных слушаний, экспертизы законопроектов; отражена работа Палаты и ее комиссий по реализации социально-значимых инициатив, рассмотрены направления взаимодействия Палаты с институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления. В приложении - хроника событий и мероприятий Палаты в 2006-2007 гг.

За время существования Общественной палаты РФ было издано не так много научных работ, анализирующих её деятельность. Небольшой временной промежуток существования Общественной палаты Российской Федерации также обусловил ограниченность научной литературы о роли этого института в системе взаимодействия власти и гражданского общества.

Источниковую базу исследования составляют следующие нормативные документы:

Конституция РФ, принята 12 декабря 1993 года. Закрепляет конституционные принципы правового государства.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». Российская газета, № 109, 27.05.2004. В котором президентом впервые была озвучена идея создания Общественной палаты Российской федерации Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 года. - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.kremlin.ru/sdocs/appears.shtml?stype=63372, дата посещения 15.04.2009.

Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации». В котором, по результатам рассмотрения законопроекта «Об Общественной палате Российской Федерации», Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект Федерального закона Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 На проект Федерального закона Об Общественной палате Российской Федерации. - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.lawmix.ru/law_project.php?id=7913, дата посещения 15.04.2009

Федеральный Закон Российской Федерации от 4 апреля 2005 года №32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации». В данном законе прописаны Правовая основа деятельности Общественной палаты, Цели и задачи и Порядок формирования Общественной палаты РФ . Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа -http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009.

Регламент Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года (с изменениями, утвержденными на пленарных заседаниях Общественной палаты Российской Федерации 15 апреля 2006 года, 19 мая 2007 года, 22 сентября 2007 года, 23 ноября 2007 года, 23 января 2008 года, 21 марта 2008 года, 12 мая 2008 года), где в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» установлены правила внутренней организации, процедуры и порядок деятельности Общественной палаты Российской Федерации по осуществлению своих полномочий Регламент Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://oprf.ru/ru/about/492/, дата посещения 15.04.2009.

Кодекс Этики членов Общественной палаты РФ, принятый 14 апреля 2006 устанавливает обязательные для каждого члена Общественной палаты правила поведения при осуществлении им своих полномочий, основанных на морально-нравственных нормах, уважении к обществу и к своим коллегам Кодекс Этики членов Общественной Палаты РФ . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://oprf.ru/ru/about/493/, дата посещения 1.05.2009.

Закон Калининградской Области об Общественной палате от 26 сентября 2007 г. N 162. В данном законе прописаны Правовая основа деятельности Общественной палаты, Цели и задачи и Порядок формирования Общественной палаты Калининградской области Закон об общественной палате Калининградской Области от 20 сентября 2007 г. - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - www.garant.ru/hotlaw/mon/103396.htm, дата посещения 8.03.2009 г..

Регламент Общественной Платы Калининградской Области 27 октября 200 8 года. В нём установлены правила внутренней организации, процедуры и порядок деятельности Общественной палаты Российской Федерации по осуществлению своих полномочий Регламент Общественной Платы Калининградской Области 27 октября 2008 года. . - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - www.garant.ru/hotlaw/mon/1033544.htm, дата посещения 8.03.2009 г..

9 декабря 2007 был принят Кодекс Этики члена Калининградской Общественной палаты, в котором устанавливаются обязательные для каждого члена Общественной палаты правила поведения при осуществлении им своих полномочий, основанных на морально-нравственных нормах, уважении к обществу и к своим коллегам Кодекс Этики члена Калининградской Общественной палаты 9 декабря 2007. - Режим доступа - www.garant.ru/hotlaw/mon/1033544.htm, дата посещения 8.03.2009 г..

Положение о порядке обеспечения деятельности Общественной Палаты Аппаратом Общественной Платы Калининградской области от 16 апреля 2009 г., где законодательно регламентированы функции аппарата Общественной палаты Калининградской области.

Типовое положение о рабочих группах Общественной палаты Калининградской области от 16 апреля 2009 года. Где определены общие вопросы порядка формирования рабочих групп, полномочий руководителей и членов Рабочей группы, не урегулированные Регламентом Палаты.

Закон Нижегородской области от 31.10. 2006 г. №132-З «Об Общественной палате Нижегородской области»Регламент общественной палаты Нижегородской области В данном законе прописаны Правовая основа деятельности Общественной палаты, Цели и задачи и Порядок формирования Общественной палаты Нижегородской области Закон об Общественной палате Нижегородской области от 19 октября 2006 г. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа - http://www.palata-nn.ru/documents/zakon_o_palate, дата посещения 2.05.2009.

Регламент Общественной палаты Нижегородской области от 22 марта 2007 года. Настоящий Регламент в соответствии с Законом Нижегородской области от 31октября 2006 г. № 132-3 «Об Общественной палате Нижегородской области», иными законами Нижегородской области и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, устанавливает порядок организации и деятельности Общественной палаты Нижегородской области по осуществлению своих полномочий Регламент Общественной палаты Нижегородской области от 22 марта 2007 года. . - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.palata-nn.ru/documents/reglament, дата посещения 2.05.2009.

Кодекс этики членов общественной палаты Иркутской области от 22 марта 2007 года, в котором устанавливаются обязательные для каждого члена Общественной палаты правила поведения при осуществлении им своих полномочий, основанных на морально-нравственных нормах, уважении к обществу и к своим коллегам Кодекс этики членов Нижегородской Общественной палаты . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/documents/kodeks, дата посещения 1.05.2009.

Структура исследования:

Данная курсовая работа состоит из основной части, включающей в себя две главы, введения, заключения, двух приложений и списка литературы.

Во введении анализируется актуальность, степень разработанности проблемы, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, хронологические рамки, методологическая основа, научная новизна работы и её практическое значение.

В первой главе «Институт Общественной палаты Российской Федерации как элемент гражданского общества» рассматривается законодательная база, роль и функции Общественной Палаты Российской Федерации.

Во второй главе Институт Региональных общественных палат как элемент гражданского общества на основе сравнительного исследования на примере двух региональных общественных палат Калининградской и Нижегородской области подробно исследован региональный аспект.

В заключении подведен итог проделанной работы, кратко изложены результаты исследования.

В Приложении 1 приведена сравнительная таблица Общественных палат, которые были проанализированы в работе.

Глава 1. Общественная палата Федерального уровня

§1. История формирования Общественной палаты РФ

Идея создания Общественной палаты Российской Федерации была впервые озвучена в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. . В данном послании большая роль была уделена развитию гражданского общества в Российской Федерации, и президентом была высказана следующее: «Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан». Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 года. - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.kremlin.ru/sdocs/appears.shtml?stype=63372, дата посещения 15.04.2009

Далее о необходимости создания Общественной Палаты Российской Федерации было официально заявлено президентом на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 года после трагических событий в Беслане Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании прав РФ 13 сентября 2004 г. // Российская газета. - 2004. - 14 сент. . Общественная Палата, по мнению президента, призвана стать площадкой для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы. Парламентом Российской Федерации данная инициатива была поддержана и реализована путём принятия Федерального закона от 4 апреля 2005 года «Об Общественной Палате РФ». Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009 Общественная палата РФ была сформирована в соответствии с указанным законом.

Согласно данному закону, Общественная палата избирается на два года. Цель Общественной палаты Российской федерации осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления c учетом потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти Там же, ст. 2 .

В целях обеспечения деятельности Общественной палаты РФ Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2005 г. №590 было создано федеральное государственной учреждение Аппарат Общественной палаты РФ. Правительство РФ утвердило Устав федерального государственного учреждения, установило предельную численность работников в количестве 100 человек, закрепило и приняло решение обязать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обеспечить в 2 недельный срок (предать в оперативное управление) относящимся к федеральной собственности недвижимым имуществом. На обеспечение деятельности Общественной палаты РФ установлен размер ассигнований на содержание федерального государственного учреждения аппарат Общественной палаты РФ в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на следующий год Фоков, А.П. Об общественной палате Российской Федерации [Текст] / А.П. Фоков// Российский судья. - № 11 - 2005, С. 1-3.

1 октября 2005 года на собрании членов Общественной Палаты РФ было принято обращение к общественным объединениям с предложением включиться в процесс формирования Общественной Палаты России и приступить к выдвижению кандидатов в её состав. При этом Общественные объединения должны руководствоваться утверждённой «Процедурой конкурсного отбора в члены Общественной Палаты РФ представителей общероссийских общественных объединений». Межрегиональных и региональных об объединений в срок до 28 октября 2005 г. должны провести собрания представителей межрегиональных и регион об объединений в субъектах РФ для выдвижения делегатов на конференции в федеральные округа, и конференции в федеральных округах проводятся в срок до 27 ноября 2005 г. В целях содействия в подготовке собраний и конференций было принято решение образовать семь инициативных групп из членов Общественной Палаты РФ. Новость // Российская Газета. - 2005. - 4 окт.

Привлечение граждан и Общественных объединений к реализации государственной политики находит отражение прежде всего в порядке формирования палаты. Ст. 6 закона об Общественной Палате говорит о том, что Общественная Палат РФ формируется из 42 граждан РФ, утверждаемых президентом РФ, 42 представителей общественных российских объединений и 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Критериев отбора граждан закон не устанавливает. В статье «Общественная Палата»: её роль и место в Российской политике» Кабышев, С.В., Вешкин, А.А. Общественная Палата: её роль и место в Российской политике [Текст] / С.В. Кабышев, А.А. Вешкин// Формула Права. -1(4) - 2005 - С. 47-54 С.В. Кабышев и А.А. Вешкин справедливо замечают, что в Российской Федерации в настоящий момент зарегистрировано более 100 тысяч обще объединений. Все они согласно п. 4 ст. 13 конституции РФ Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. п. 4 ст. 13 равны перед законом. Таким образом, если президент РФ к моменту объявления им списка из 42 особо заслуженных граждан не проведёт консультации хотя бы с одним общественным объединением, то оно будет в праве обратиться в суд с заявлением о незаконном бездействии главы государства, повлекшем нарушение права этой организации изложить Президенту РФ своё мнение по вопросам формирования Общественной Палаты».

Члены палаты, назначенные президентом в течении 60 дней с момента своего утверждения принимают решение о приёме в Общественную Палату 42 представителей общероссийских и общественных объединений - по одному представителю из каждого. Далее они вместе в течении 30 дней принимают решение о приёме в члены ещё 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, по одному из каждого.

Порядок формирования палаты, достаточно демократичен. Но, по мнению Г. Д. Садовниковой доцент кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной Юридической академии, отсутствие в Законе критериев привлечения граждан и общественных объединений к участию в работе Палаты ставит её формирование в зависимости от усмотрения отдельных лиц. Возможно, что эту проблему решила бы установка цензов например на образование, репутацию, или для общественных объединений - наличие определённых целей Садовникова, Г.Д. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России [Текст]/Г.Д. Садовникова // Конституционное и муниципальное право. - № 1 - 2006. - С. 17-20.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» основной формой работы Общественной палаты являются пленарные заседания, которые проводятся не реже двух раз в год. По решению совета Общественной палаты может быть проведено внеочередное пленарное заседание. В пленарных заседаниях, помимо членов Палаты, принимают участие приглашенные эксперты, представители общественных организаций, руководители федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Данная форма работы, по мнению членов общественной палаты, является наиболее эффективной, так как это позволяет привлекать к решению сложных вопросов различных людей со стороны. Общественная палата периодически выносит на рассмотрения вопросы, выходящие за рамки комиссий и групп, и для более эффективного решения стоит привлекать экспертов, и тех кто лучше ориентируется в рассматриваемой ситуации Кригер, И. Охотники найдутся. И рыболовы [Текст] // Новая газета - 2009. - 23 марта. Это способ трансляции наверх общественных интересов и общественных запросов. А присутствие представителей органов власти позволяет осуществлять прямую связь общественности в лице членов палаты и приглашённых заинтересованных сторон с органами власти. Так же Общественная палата не является органом политической власти и должна обеспечивать свою деятельность путём прямого обращения в органы власти Зачем нужно общественная палата? Интервью председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова на радио «Маяк». - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://old.radiomayak.ru/schedules/6852/18910.html, дата посещения 1.05.2009.

22 января 2006 года в Георгиевском зале Кремля с участием Президента Российской Федерации прошло первое пленарное заседание Общественной палаты, в ходе которого были избраны совет и секретарь Палаты - академик РАН Е.П.Велихов, утвержден заместитель секретаря Палаты - вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н.Катырин.

На данном пленарном заседании так же был принят Регламент Общественной палаты РФ. Регламент был составлен в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и устанавливает правила внутренней организации, процедуры и порядок деятельности Общественной палаты Российской Федерации по осуществлению своих полномочий Регламент Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://oprf.ru/ru/about/492/, дата посещения 15.04.2009

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты