Актуальные проблемы социологических исследований
тметим также, что информа-ция Госкомстата России занимает особое положение в ряду всех ви-дов информации, которые функ-ционируют в обществе. Ее главная особенность в том, что она носит официальный характер и рассмат-ривается как наиболее достовер-ная. На самом деле эта информа-ция столь же субъективна, как v любая иная. Ее собирают люди -- работники управлений статистики в регионах России. Далее собранная ими информация, всесторонне характеризующая соответствующие регионы, направля-ется в компьютерные центры Госкомстата России, где она сво-дится, обрабатывается, а затем пу-бликуется в вышеназванных сбор-никах и бюллетенях. То есть эта информация отличается от всех других не достоверностью, а офи-циальным статусом: ее производи-телем является государство.

Что касается достоверности этой информации, то однозначного мнения на этот счет нет. С одной стороны, исходя из общих сообра-жений, ясно, что публикуемые данные не могут быть зеркальным отражением действительности, что интересы властей не могут не ска-зываться на информации. С другой стороны, масштабы воздействия власти на информацию установить тоже невозможно. Поэтому вопрос о достоверности, истинности ин-формации Госкомстата России от-носится к числу вечно открытых. Мое мнение такое: объективной информации вообще не бывает; по-скольку ее собирают люди, субъек-ты, она всегда содержит субъек-тивный элемент.

Вопрос о достоверности ин-формации связан со статусом доверия к ней, в отношении кото-рого в России также нет согласия. Однако, независимо от того, осу-ществляют или не осуществляют органы статистики те или иные приписки и сокрытия собранных данных, информация Госкомста-та России остается уникальной по широте отражения проблем: от браков и разводов, рождаемости и смертности в регионах России до здравоохранения, туризма, по-ложения в странах мира. Уни-кальность этой информации так-же в том, что она носит количест-венный характер.

Еще одна особенность этой ин-формации -- охват длительных периодов времени. Причем, по-скольку данные собираются по од-ним и тем же схемам, появляется возможность описания динамики в соответствующих сферах. На-пример, в сборнике «Россия в цифрах» имеется таблица 6.3, в которой представлена числен-ность занятых в экономике по от-раслям в 1992, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 гг. Сопос-тавление этих цифр позволяет получить график динамики числен-ности в 1992--2000 гг. Наконец, информация Госком-стата России полирегиональна: она описывает ситуацию во мно-гих (или даже во всех) регионах России.

Все это позволяет считать, что эта информация для освоения дис-циплины «Социология российских реформ» весьма полезна. В той или иной степени большинство изучае-мых ею проблем отражены в мате-риалах Госкомстата России. Прав-да, относящаяся к этим проблемам информация как бы «размыта», как я уже отмечала, она публику-ется во многих разных сборниках: ежегодниках, квартальных спра-вочниках, тематических сборни-ках, юбилейных выпусках и др. Поэтому для пользования ею надо знать все основные источники и их содержание.

2.3. Данные, содержащиеся в официальных документах

Речь идет о документах, при-нимаемых (утверждаемых) орга-нами власти и публикуемых в официальных изданиях. Субъек-тами, производящими эту инфор-мацию, являются такие органы, как Федеральное Собрание стра-ны, Администрация Президента, Правительство, министерства, пра-вовые структуры (Конституцион-ный Суд, Прокуратура и др.). Цен-тробанк и другие организации.

К числу таких документов от-носятся, во-первых, законодатель-ные акты страны: Конституция, Трудовой кодекс, Уголовно-про-цессуальный кодекс, Земельный кодекс, Закон о милиции и др.

Во-вторых -- официальные до-кументы по текущим проблемам управления: постановления, про-граммы и решения Правительства, министерств и ведомств; указы Президента по конкретным вопро-сам управления страной; текущие распоряжения официальных лиц в государственном аппарате, офи-циальная переписка и др.

Особенность этого вида соци-альной информации состоит в том, что она представлена в текс-товой форме, поэтому для ее использования нужны особые методы. Я уже говорила, что надо различать информацию как таковую и методы работы с ней -- ее сбора, обработки и анализа. Каждый вид социальной информации требует применения своих специфиче-ских методов. Например, для об-работки документальной инфор-мации используются методы кон-тентанализа. В этом отличие официальной документальной ин-формации от официальных ста-тистических данных, которые об-рабатываются теми или иными математическими методами. Уникальность документальной информации состоит в следую-щем: официальные документы раскрывают характер проводи-мой государством экономической и социальной политики. Никакие другие источники -- ни статисти-ческие, ни анкетные -- не дают и не могут дать столь ясного пред-ставления о политике, проводи-мой государством в тот или иной момент времени, о выдвигаемых глобальных целях и принимае-мых способах их достижения.

2.4. Информация, собираемая с помощью массовых опросов

Поскольку массовые опросы чрез-вычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специ-альными организациями. В России такими организациями явля-ются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд «Общест-венное мнение»), РОМИР (Россий-ский мониторинг информации о России) и др. Эти организации спе-циализированы на сборе данных по множеству актуальных проб-лем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отно-шении населения России к ры-ночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1

Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей -- изучения общественного мнения. Социологические анкеты и «воп-росники» интервью разрабатыва-ются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов -- группы населе-ния, директоров предприятий, ра-ботников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает со-стояние массового сознания насе-ления России, те мнения, которые люди высказывают в момент оп-роса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и об-разует общественное мнение.

Изучение общественного мне-ния -- для России новое научное направление. Поскольку в совет-ское время социологические опро-сы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общест-венное мнение в России сущест-вует. Его «легализация» явилась одним из проявлений либерализа-ции общественной жизни. Инфор-мация, характеризующая общест-венное мнение -- это богатейший источник для углубления соци-ологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние об-щественного мнения, людей опра-шивают обо всем, что происходит в стране и в мире -- от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произош-ло в мире -- буквально в тот же день появляются данные о мне-ниях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масшта-бы «архива» такого рода данных трудно себе даже представить.

2.5. Экспертная информация -- данные, полученные с помощью опросов экспертов

Наряду с опросами населения важнейшим источником социаль-ной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации эко-номики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспер-там. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличие от опросов массо-вых. Однако «добывать» экспер-тов для опроса очень трудно, по-этому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные «экспертные» вопросы «простым людям», которые ответов на подоб-ные вопросы не знают и не могут знать. Например, надо ли спраши-вать рабочих о положении в науке, школьников -- об итогах привати-зации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросов не выходить за рамки информиро-ванности опрашиваемых.

Экспертные опросы начали ис-пользоваться в России с начала 1990-х гг. Тогда реформы только начинались, четких представле-ний обо всем, что нужно делать не было. Какие-либо ясные всем направления трансформации еще не проявились. В этой ситуации мне-ния тех, кто по уровню интеллек-та и (или) занимаемой должности могли сформулировать хоть ка-кие-то ответы на вопрос «что де-лать», были бесценными.

В 1991--1993 гг. мне довелось руководить экспертным отделом ВЦИОМ, где проводился своего ро-да эксперимент. Была сформиро-вана «экспертная панель» в соста-ве 200 экспертов: первых лиц из числа тогдашних молодых рефор-маторов; первых представителей бизнеса; первых создателей ассо-циаций малого и среднего бизнеса; руководителей регионов; директо-ров промышленных предприятий; обозревателей газет, занимавших-ся экономикой и политикой; уче-ные -- экономисты, социологи, географы. Им предлагалась специ-ально разработанная анкета, целью которой было выяснение мнения экспертов по двум группам вопро-сов: 1)об основных направлениях реформ; 2) о возможных социаль-ных последствиях реформ (эта ан-кета приводится в приложении 1). В последующие годы эксперт-ные опросы получили широкое распространение и заняли заметное место в социологической нау-ке. Формы их очень разнообразны. Опубликовано немало сборников с данными экспертных опросов, в которых немало полезных практи-ческих предложений и аналити-ческих наблюдений. Сегодня экс-перты стали главными героями любых дискуссий, круглых сто-лов, теледебатов, где выясняются наиболее сложные вопросы совре-менной политической ситуации в стране, они стали публичными по-литиками.

Экспертная информация весь-ма разнообразна, что зависит от опрашиваемых экспертов. Наряду с политиками и учеными в качест-ве экспертов выступают предста-вители самых различных профес-сионально-должностных групп, информированных по соответствующим проблемам различных отраслей и сфер экономики и об-щества. Примером экспертной ин-формации могут служить данные, которые с 1995 г. собираются с по-мощью анкеты директора «Пред-приятия ВПК» (см. приложение 2). Эта анкета охватывает широкий круг вопросов, касающихся юри-дического статуса предприятия и его собственников, хода производ-ства, конкурентоспособности про-дукции, инвестиций, динамики кадров на предприятии, отноше-ния работников к труду, ожиданий и др. Ясно, что информацию тако-го рода может дать только тот субъект, который причастен к уп-равлению и занимается им вплот-ную.

2.6. Данные средств массовой информации

Особенность этого вида информа-ции состоит в том, что она являет-ся нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради инфор-мации воплощающейся в газетах, журналах, радио- и телепрограммах и т.п. Но поскольку во всех этих источниках содержится со-циальная информация, то она мо-жет использоваться и для научных целей. Однако это предполагает применение специальных методов извлечения из этих источников 1990-е гг. М., 2001; Неравенство и смертность в России. М.: Мос-ковский центр Карнеги, 2000.

Особенность информации, со-держащейся в научной литературе по тем или иным социально-эконо-мическим вопросам состоит в том, что она представляет собой научно обработанные, прошедшие анализ и синтез данные по изучаемым про-блемам, почерпнутые из разных источников. Отсюда достоинства этого вида информации -- систематизированность, обобщенность, глубина, достоверность и др.

Вместе с тем фактор субъек-тивности присутствует и в науч-ной информации. Что же получа-ется -- что любая информация субъективна? Да, именно так. Поэтому задача пользователя -- овладеть искусством интерпрета-ции всех видов информации, т.е. овладеть искусством извлечения «рационального зерна» из дан-ных Госкомстата России, из офи-циальных документов, из опро-сов общественного мнения, моно-графий, сборников, статей и дру-гих источников.

Заключение

Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со-циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето-дом, представляет изучаемые яв-ления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций со-циологии российских реформ спе-циальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это -- совокупность сведений о социальных процессах в обще-стве, которые накоплены в раз-ных источниках, -- в сборниках статистических материалов и офи-циальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.). в газе-тах и журналах, в архивных до-кументах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носи-тели, и др.

Говоря о социальной информа-ции, следует отметить, что за го-ды реформ роль информации в российском обществе заметно воз-росла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общест-венного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в на-шу повседневную жизнь, чему не-мало способствуют избиратель-ные кампании, которые практи-чески непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно со-циальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более то-го, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания со-здают собственные аналитиче-ские центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рын-ке информационных услуг успеш-но конкурируют со многими специ-ализированными НИИ и центра-ми общественного мнения. Через прессу с социальной информаци-ей знакомятся миллионы людей.

Таблица 1

Четыре основных метода социологических исследований

Метод исследования

Сильные стороны

Слабые стороны

Полевая работа

1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы

1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ

2. Дает возможность исследователю вести себя гибко -- менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают

2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично

Опросы (обследования)

1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов

1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены

2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов

2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле

Документальное исследование

1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов

1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными

2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность

2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики

Эксперименты

1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных

1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию

2. Эксперимент легче повторить другим исследователям

2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента

Список литературы

1. Абалкин Л. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002.

2. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.

3. Авраамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация на-селения. М. : ИСЭПНРАН, 2004.

4. Алексеев А.Н. Драматическая социология (эксперимент социолога-рабоче-го). М.: ИС РАН, 2003.

5. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социологические исследования 2003 г. №7 с. 36-38.

6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциологических исследований М.: Наука, 2005.

7. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, информация. Очерки на рубе-же эпох. М., 1999.

8. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ «Академкни-га», 2004.

9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001.

10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные про-изведения. М.: Прогресс, 2004.

11. Властные элиты и номенклатура: Аннотированная библиография россий-ских изданий 1990--2000 гг. СПб.: ИС РАН, 2001.

12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2004. - 432 с.

13. Вопросы социологии: Финансовое поведение населения России. М.: Socio-Logos, 2004.

14. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005.

15. Заславская Т.И. О социальном механизме постсоветских преобразований в России. М., 2002.

16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.

17. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 2003.

18. Зборовский Г.Е. Общая социология. - М.: Гардарики, 2004.

19. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал 2003 г. №2 с.98-106.

20. Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. - М., 2000.

21. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева. М., 2006. C. 80-84.

22. Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М.: Мик, 2001.

23. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в переходный к рынку период // ПГТУ П. 2005.

24. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 2001.

25. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. /А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др., Под общ. ред. А.Н. Елсукова. - Мн.: Тетра-Системс, 2003.

26. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов.-Изд-е 4-е, стереотип. - Мн.: «Тетра-Системс», 2003.

27. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512

28. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил.

29. Спасибенко С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. с.34-56.

30. Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 2004.

31. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2004

32. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2003. С. 20

33. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 2006. C.8-12.

34. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. -Спб.: Алетейя, 1998.

37. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты