Актуальные проблемы социологических исследований

Актуальные проблемы социологических исследований

27

Содержание

Ведение………………………………………………………………..…………...3

1.Современные методы прикладных социальных исследований…….............6

2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества……………………………………………….........................……….12

2.1.Что такое социологическая информация, ее виды…………...…………..12

2.2.Статистическая информация Госкомстата России…………...…………..15

2.3.Данные, содержащиеся в официальных документах……...……………..18

2.4.Информация, собираемая с помощью массовых опросов…….......……19

2.5.Экспертная информация - данные, полученные с помощью опросов экспертов……………………………………………………………............…...20

2.6.Данные средств массовой информации…………..………………………..22

Заключение………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………..…..26

Введение

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований -- в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками) и сосредоточились социологи. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864--1944 гг.) исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают -- прежде всего городской, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов, детерминирующих структуру общества.

Специфика развития социологии XX века состоит в том, что наряду с традиционно теоретическими работами появляются такие ее разделы, как эмпирическая и при-кладная социология.

Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различные подходы.

Начиная с 20-х годов параллельно развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины «человеческих отношений» -- альтернативной тейлоризму теории, разрабатывающей принципы и задачи управления людьми в организациях. В эмпирических исследованиях, проведенных в Хоторнском эксперименте, было установлено, что повышение производительности труда зависит не только от способностей и умений, на которые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенность работника своим трудом, влияние коллективных требований, благоприятная атмосфера в трудовой ячейке и т. п. Комплекс мероприятий, направленных на развитие данных факторов, и получил название политики «человеческих отношений».

Происходит становление и развитие отраслевых социологии. В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры. Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Скажем, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения -- политическая, функцию интеграции -- правовые институты, обычаи и традиции, функцию воспроизводства социальной системы -- органы социализации (включая семью, институты образования), а также система верований и морали. Взаимодействие между подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть, влияние, ценности, культура.

Как правило, в учебниках по социологии описываются лишь методы работы с информацией (ее сбора, обработки и анализа), а информация как таковая -- ее виды, их особенности, для чего они служат и т.п. -- эти вопросы обычно не рассматриваются. Од-нако методы -- это не информа-ция, а лишь инструменты рабо-ты с нею. Сама же информация существует независимо от того, какими методами она была собра-на. И не будет преувеличением

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей актуальных проблем социологических исследований на современном этапе развития российского общества.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

· Рассмотреть стратификация: понятие, сущность, исторический контекст.

· Проанализировать экономику и социальную стратификацию и характер взаимодействия.

· Выявить тенденции стратификации и расслоения российского общества.

Объектом исследования являются актуальные проблемы социологических исследований.

Предмет исследования - социологические исследования.

1.Современные методы прикладных социологических исследований.

Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное - наиболее простой вид, решающий ограниченные задачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.

Описательное исследование - более сложный вид, предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом явлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование - самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени и тщательно обработанной программы.

По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и повторное (несколько исследований того же объекта через определенные промежутки времени по единой программе). Конкретное социологическое исследование может быть широкомасштабным или локальным.

В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора данных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование.

Анализ документов. Этот метод позволяет получать све-дения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выя-вить тенденции и динамику их изменений и развития. Ис-точником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докла-дах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая инфор-мация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и ре-альное понимание происходящих процессов и явлений.Не менее важное значение приобретает контент-ана-лиз, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом груп-пировки текстов.

Опрос -- самый распространенный метод сбора первич-ной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предпола-гает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержа-тельных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет воп-росник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или группо-вым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и за-очным. Наиболее распространенные формы заочного: поч-товый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с оп-рашиваемым, при котором исследователь (или его полно-мочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социо-логической информации различают опросы массовые и спе-циализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социаль-ных групп, деятельность которых непосредственно не свя-зана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации -- компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, Жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключе-ния. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко Распространенное в социологии название таких опросов -- экспертные опросы или оценки.

Социологическое наблюдение представляет собой целе-направленное и систематизированное восприятие какого-ли-бо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации мог быть различными: бланк или дневник наблюдения, фототеле- или киноаппарат и другие технические средства.

Наблюдение - один из самых распространенных способов познания. В социологических исследованиях наблюдение является методом сбора первичных эмпирических данных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориями и социологическими знаниями, проверку и контроль. Как правило, социологи осуществляют наблюдения за членами исследуемой группы, либо не вмешиваясь и не участвуя в их действиях (скрытое наблюдение), либо принимая участие в их деятельности (метод включенного наблюдения). Во многих ситуациях наблюдение представляется единственно возможным методом получения данных. Иногда люди оказываются не в состоянии или просто не хотят рассказывать о своем образе жизни. Возможно, это происходит потому, что их образ жизни не отвечает требованиям закона, представляет собой отклонение от общепринятой нормы, или просто они не хотят раскрывать свои тайны. Помимо прочего, с помощью наблюдения невозможно изучать события прошлого. В таких случаях особенно полезны архивные исследования.

Архивное исследование - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями. Этим методом исследуют: данные переписи, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследований других ученых-социологов. Новое приложение ранее собранных данных для некой другой цели может иметь большое значение.

Преимущество архивных исследований состоит в том, что они дают ученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных и пространственных отрезках, чем это возможно при использовании других методов. Социологи более уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить ее на примере целого ряда культур и исторических эпох, не ограничиваясь одной группой людей в одном конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны и этому методу. Основная проблема заключается в том, что отсутствие или недостаточная точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки. А когда материал имеется в наличии, его часто бывает трудно категоризировать следовательно, чтобы получить ответ на вопрос исследования.

В таблице 1 представлены положительные и отрицательные стороны каждого из методов (см. стр. 25).

2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества.

2.1. Что такое социальная информация, ее виды.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со-циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето-дом, представляет изучаемые яв-ления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций со-циологии российских реформ спе-циальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это -- совокупность сведений о социальных процессах в обще-стве, которые накоплены в раз-ных источниках, -- в сборниках статистических материалов и офи-циальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.), в газе-тах и журналах, в архивных до-кументах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носи-тели, и др.

Говоря о социальной информа-ции, следует отметить, что за го-ды реформ роль информации в российском обществе заметно воз-росла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общест-венного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в на-шу повседневную жизнь, чему не-мало способствуют избиратель-ные кампании, которые практи-чески непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно со-циальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более то-го, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания со-здают собственные аналитиче-ские центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рын-ке информационных услуг успеш-но конкурируют со многими специ-ализированными НИИ и центра-ми общественного мнения. Через прессу с социальной информаци-ей знакомятся миллионы людей.

Нельзя не отметить появление специализированных изданий, представляющих информацию по тем или иным социологическим научным исследованиям. Напри-мер, в 2000 г. вышла интересней-шая книга (первый опыт такого рода) «Миграция и информация»1, в которой собраны работы не о самой миграции, а об ее инфор-мационном обеспечении, рассмат-ривается ее «информационное пространство», в частности, как представлены миграционные про-блемы в разных источниках ин-формации.

Наконец, все более значимую роль в распространении разнооб-разной социальной информации начинает играть в России сеть «Интернет». Для пользователей интернета становятся доступны-ми информационные ресурсы, со-держащиеся на сайтах научных организаций, в специализирован-ных порталах, электронных изда-ниях и т.п. Ниже я охарактеризую те ви-ды социальной информации, ко-торые наиболее важны для освое-ния курса «Социология россий-ских реформ». Вопрос о видах возникает потому, что по своему характеру социальная информа-ция разнородна. Например, информация, которую содержат мас-сивы заполненных анкет и доку-менты государственных архивов, весьма различна.

Виды социальной информации могут выделяться по различным критериям: по содержанию, фор-ме, носителям, источникам и т.п. Содержательные различия между разными видами социаль-ной информации бесконечно раз-нообразны. Ведь в принципе она включает данные о странах и кон-тинентах, населяющих их наро-дах, их истории, возникновении и распаде государств, войнах, пе-ределах мира, истории мировой культуры, социальных настрое-ниях различных групп населения разных стран и т.д. Для освоения курса «Социология российских реформ» главной является инфор-мация, содержание которой так или иначе затрагивает трансфор-мацию российской экономики и российского общества.

Данные существуют во многих и разнообразных формах. Это цифры, описания событий, днев-никовые записи, рассказы оче-видцев, графики, зарисовки, дру-гие способы отображения соци-альной жизни. Социальная информация раз-личается также по носителям, которые обеспечивают ее хране-ние, накопление и обогащение. Таковыми могут быть: бумажные носители (книги, газеты, журна-лы, официальные документы ор-ганов государственной власти, сте-нограммы митингов и собраний и др.); аудио- и видеозаписи (ин-тервью, телевизионные програм-мы и т.п.), электронные носители и глобальная сеть Интернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по це-лям ее сбора. Так, она может быть целевой, собираемой специальны-ми государственными и общест-венными организациями (напри-мер, НИИ, исследовательскими центрами газет и журналов, от-дельными учеными и т.д.) для на-учных нужд и нецелевой, накап-ливающейся в социальной памя-ти людей в процессе их повседнев-ной жизни.

Обычно, говоря о видах соци-альной информации, имеют в ви-ду ее классификацию в зависи-мости от источников. В этом слу-чае виды информации -- это те ее массивы, которые происходят из разных источников. Главными из таких видов можно считать сле-дующие:

1) официальная статистиче-ская информация Госкомстата России;

2) данные, содержащиеся в официальных документах органов государственного управления;

3) данные, получаемые с по-мощью массовых опросов;

4) данные, получаемые с по-мощью опросов экспертов; л *

5) данные средств массовой ин-формации;

6) данные, которые содержатся в соответствующих научных трудах. Далее охарактеризую каждый из этих видов социальной инфор-мации

2.2. Статистическая информация Госкомстата России

Официальные статистические дан-ные Российской Федерации пред-ставлены в многочисленных из-даниях (разовых и продолжаю-щихся) Госкомстата России. На-зову лишь некоторые из них: «Российский статистический еже-годник »; « Социально-экономиче-ское положение России»; «Соци-альное положение и уровень жиз-ни населения России»; «Труд и занятость в России»; «Статистиче-ский бюллетень»; «Россия в циф-рах» и др.

Даже из этого далеко не пол-ного списка изданий Госкомстата России ясно, что данные, отно-сящиеся к социальным пробле-мам российских реформ, «рассыпа-ны» по разным сборникам. Они не выделены не только в особые раз-делы, но даже и в отдельные таб-лицы. Эти данные как бы «вмон-тированы» в экономическую информацию. Поэтому для их извле-чения нужна «вторичная обработ-ка» под те (и именно те) задачи, которые решаются в каждом кон-кретном случае. Например, Гос-комстат России публикует дан-ные о динамике безработицы, а информация об их половозраст-ном, этническом составе, о соста-ве их семей публикуется в дру-гих источниках. Следовательно, для изучения проблемы безрабо-тицы в России данных Госкомста-та недостаточно, необходимо по-лучить «пересечение» данных из разных источников. Какие данные Госкомстата России могут использоваться при изучении социологии российских реформ? К их числу относятся данные: 1) о численности населе-ния; 2) о численности занятых в разных отраслях и сферах эконо-мики; 3) о движении работников, их перемещениях между отрасля-ми, типами предприятий, регио-нами страны, городской и сель-ской местностью и др.; 4) об опла-те труда; 5) о трудовой нагрузке в разных отраслях и на предприя-тиях разных типов; 6) о забастов-ках; 7) о безработных; 8) о профза-болеваниях и производственном травматизме; 9) об уровне жизни населения (его доходах, питании, жилищных условиях, потребле-нии непродовольственных това-ров); 10) об отдыхе и развлечени-ях (проведении отпусков, направлениях туризма, поездках в сана-тории, дома отдыха, туристские лагеря, базы отдыха и пр.). Как видим, круг данных Госкомстата России весьма широк. Это позво-ляет использовать их для реше-ния самых разнообразных соци-ологических, научных задач.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты