Здоровьесбережение молодежи, как направление социальной работы образовательных учреждений
аким образом, что же такое здоровый образ жизни? Изученный материал позволяет заявить, что это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные компоненты здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание.2. Анализ работы Центра социально-психологической помощи молодежи по здоровьесбережению2.1 Состояние здоровья молодежи города АсбестаПо последним данным Центра санитарно эпидемиологического надзора г. Асбеста отмечаются негативные тенденции состояния здоровья молодежи по сравнению со среднеобластными показателями и со среднемноголетним уровнем. В острой заболеваемости молодых горожан прослеживается тенденция к стабилизации. На протяжении всех лет острая заболеваемость среди горожан выше среднеобластной аналогичной заболеваемости.На протяжении ряда лет идет постепенный рост хронической патологии среди молодежи города, за 3 года рост составил 10%. В 2005 году показатель составил 413,5 случаев на тысячу жителей, что на 12% выше 2004 г. (371,8), на 25% выше среднемноголетнего уровня (332,2) и на 2% выше показателя аналогичной заболеваемости населения по области.По-прежнему ведущими формами патологии остались (см. рис.1).49
Рис.1 Формы патологийОтмечается рост хронической патологии у молодых жителей города (рис 2):Рис.2 Динамика роста патологий здоровьяСледует отметить, что подобный рост проблем со здоровьем можно объяснить невысоким уровнем культуры здоровьесбережения. В настоящий момент в городе идет формирование комплексной межведомственной программы по формированию здорового образа жизни молодежи. Ведущую роль в реализации данной программы будет играть "Городской центр социально - психологической помощи молодежи", который уже сейчас активно включился в работу по здоровьесбережению молодежи.Цель Центра: оказание психологической, социально - педагогической, правовой помощи молодежи, создание условий для укрепления ее психического здоровья, социально - психологической защищенности и социальной адаптации.Направления работы:организация профилактической работы по привитию навыков здорового образа жизни;оказание помощи в профориентации, профконсультирование молодежи;создание условий для социальной адаптации и самореализации молодежи; организация социального сопровождения молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;обеспечение соблюдения прав молодежи посредством консультирования по вопросам социальной и правовой помощи.Центр в соответствии с договорами о совместной деятельности на своей территории и на базе других учреждений, организаций осуществляет следующие виды деятельности:индивидуальные психолого-педагогические консультации (очные и по телефону);социологические исследования и мониторинг социально-психологических проблем молодежи;интерактивые формы работы (дискуссии, круглые столы, акции и т.п.);организация и ведение клубов по интересам для молодежи;социальное сопровождение и патронаж;психологическая профилактика, правовое и психологическое просвещение;групповые формы работы (коррекция);внедрение в практику новых форм и методов социально-психологических услуг, в зависимости от потребностей молодежи;пропаганда в средствах массовой информации идей сохранения и укрепления психологического здоровья молодежи, реклама социально-психологических услуг, предоставляемых Центром.Категории и группы населения (далее - клиенты), которым Центр оказывает социально-психологические услуги:молодежь в возрасте от 14 до 30 лет;бывшие воспитанники детских домов, молодежь с ограниченными возможностями.подростки, не имеющие родителей или оставшиеся без их попечения;подростки с девиантным поведением;молодежь, подвергшаяся различным формам психического и физического насилия; осужденная к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (осужденные условно);вернувшиеся из мест лишения свободы и нуждающиеся в ресоциализации;молодежь имеющая алкогольную, наркотическую и токсическую зависимость;коллективы учащихся образовательных учреждений.Оценив уровень здоровья молодежи и тот факт, что формированием здорового образа жизни молодежи фактически никто не занимается целенаправленно, специалисты Центра весной 2006 года провели комплексное социологическое исследование по проблеме отношения учащейся и рабочей молодежи к своему здоровью и распространению вредных привычек среди молодежи. Результаты подтвердили недостаточную организацию работы в данном направлении. Уже осенью специалисты организовали проведение марафона "За здоровый образ жизни". Марафон проводился с целью формирования активной гражданской позиции среди учащихся старших классов, учащиеся учреждений начального профессионального и средне-специального образования в сфере профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни, нравственного воспитания молодежи, формирования мировоззрения, позволяющего противостоять различного рода зависимостям.Задачи марафона:пропаганда принципов здорового образа жизни;формирование жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ;формирование активной жизненной позиции;содействие творческой самореализации.Участниками марафона стали: учащиеся старших классов, учащиеся учреждений начального профессионального и средне-специального образования.Время проведения марафона: сентябрь-декабрь 2006 г.акция "Новому тысячелетию - здоровое поколение";социологический опрос "Молодежь и зависимость";Ток - шоу "Сто вопросов о СПИДе";выставка научно-популярной литературы по здоровому образу жизни в библиотеках города;кросс-поход "Второе дыхание";"горячая линия" телефона доверия по вопросам здоровья;Для учащихся учреждений начального профессионального и средне-специального образования:конкурс фотографий "До чего же здорово жить!";выставка кулинарных блюд и изделий "Здоровье своими руками";студенческая спартакиада "Юность красота и грация -здоровая нация";психологическая олимпиада "Индивидуальные особенности личности";тематическая дискотека "Будущее выбирает нас!";Для учащихся старших классов:тематический выпуск газеты "Водолей" - "Здоровая молодежь - здоровая Россия";конкурс "Обращение к сверстникам" (об отношении к проблеме наркомании в любом литературном жанре: проза, стихи и т.д.)дискуссия "Есть ли цена у здоровья?";дискуссия "Спид - угроза человечества?"Результатом марафона стали:формирование активной жизненной позиции;формирование у подростков и молодежи установки на здоровый образ жизни;формирование ценностного отношения к своему поведению, здоровью, будущемуВместе с тем стало очевидно, что проведение разовых акций привлекает внимание к проблеме, но не дает стойкого положительного эффекта. Формирование здорового образа жизни требует системного и комплексного подхода, прежде всего, через применении в образовательных учреждениях новых технологий работы.2.2 Здоровьесберегающие технологии в образовательных учрежденияхКлючевая роль в формировании здорового образа жизни принадлежит здоровьесберегающим технологиям. Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [40, с.5].Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям (ЗОТ) являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников и молодежи, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.Перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами - "себе дороже" [27, с.82]. Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: "Лучше не делать никак, чем делать не правильно!" Но как правильно? Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений [22, с.59]. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу, социальному работнику), специалисту по вопросам здоровья.Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог, социальный работник.Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы [15, с.65].Медико-гигиенические технологии (МГТ);Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).Последние следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся молодежи [15, с.65].По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на:Защитно-профилактические, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.Компенсаторно-нейтрализующие, позволяющие восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной деятельности или, хотя бы частично нейтрализующие негативные воздействия.Стимулирующие, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.Информационно-обучающие, которые обеспечивают информирование о здоровье и способах его сохранения, воспитывают культуру здоровья, обучают навыкам здоровья [23, с.34].Технология биологической обратной связи с этой точки зрения является универсальной, так как в ней есть признаки и качества всех перечисленных разновидностей здоровьесберегающих технологий.Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах - задача-минимум и задача-оптимум [35, с.113]. Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "No nocere!" ("Не навреди!"). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося - его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).Таким образом, решение задачи - минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.Было бы ошибкой считать заботой о здоровье молодого человека создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным "колпаком", защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во-вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка "кутания" ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной [27, с.82]. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни - это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.В соответствии с этим и понимание здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у молодежи физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда, более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий, как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. "Рядовой" признак здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), как и всех образовательных технологий, определяется учебно-воспитательным процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приёмы и методы [33, с.76]. Поэтому и противопоставление условий организации образовательного процесса (устранение вредных воздействий, достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно.Последнее принципиально важно, ибо задача системы образования состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться [30, с.177]. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков - приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.Таким образом, можно сделать следующий вывод:в педагогической, медицинской теории и практике представлено огромное количество здоровьесберегающих образовательных технологий;на эффективность применения ЗОТ будут влиять условия:материальная и кадровая обеспеченность учреждения;масштабность и сроки применения технологии (в этом случае можно говорить о том, что, широкий масштаб применения ЗОТ, но и в то же время адекватность сроков, т.е. не слишком короткий срок, но и в то же время не слишком растянутые сроки, принесут более значимый результат);заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в реализации ЗОТ;наличие тщательно разработанной системы мониторинга за реализацией ЗОТ.2.3 Рекомендацию по здоровьесбережению молодежиСтало очевидно, что вопросы формирования здорового образа жизни среди молодежи переходят в категорию наиболее актуальных для социальной работы, педагогики, медицины и других отраслей знаний. Значимость проблемы определяется ее ориентацией в будущее.Целью работы по здоровьесбережению в образовательных учреждениях является:создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.Первоочередные задачи:обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности,формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме;поиск оптимальных здоровьесберегающих режимов учебно-воспитательной работы;разработка и совершенствование методов здоровьесберегающего образования, с использованием технологий, адекватных целям и задачам учебных курсов и состоянию здоровья молодых людей.Основными направлениями деятельности по формированию здорового образа жизни должны стать:создание благоприятных условий для организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях,обеспечение диагностики, коррекции и консультирования для учащихся, студентов, родителей и педагогов по проблеме здоровьесбережения,организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых;культурно-просветительская работа по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.Задачи формирования и укрепления здоровья молодежи могут быть решены только благодаря комплексному, междисциплинарному подходу. Главное - это воспитание соответствующей культуры здоровья с юношеского возраста:физической - управление движением;физиологической - управление процессами в теле;психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием;интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно - духовных ценностей.Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни молодежи необходимо:разрабатывать единый подход к формированию физического и психического здоровья детей;совершенствовать нормативно-правовое и организационное обеспечение службы учреждений образования в целом и по вопросам координации со службами других ведомств, в частности;устранить однонаправленность взаимодействия психологов, педагогов, специалистов по социальной работе;разрабатывать и внедрять конкретные механизмы взаимодействия и методы совместной профилактической работы специалистов различных служб;