Здоровьесбережение молодежи, как направление социальной работы образовательных учреждений

Здоровьесбережение молодежи, как направление социальной работы образовательных учреждений

49

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"

Институт социального образования

Кафедра социальной работы

Курсовая работа

Здоровьесбережение молодежи, как направление социальной работы образовательных учреждений

Выполнил: студентка

заочного отделения 331 группы СР

Сухарева О.В.

Научный руководитель:

Дегтерев В.А., кандидат. пед. наук

доцент кафедры социальной работы

Екатеринбург 2007

Оглавление

  • Введение
    • 1. Здоровый образ жизни и социальная работа: теоретический аспект
    • 1.1 Молодежь, как объект социальной работы
    • 1.2 Понятия здоровья и здорового образа жизни
    • 2. Анализ работы Центра социально-психологической помощи молодежи по здоровьесбережению
    • 2.1 Состояние здоровья молодежи города Асбеста
    • 2.2 Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях
    • 2.3 Рекомендацию по здоровьесбережению молодежи
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. Для многих государств воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с молодежью.

Проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что нашло отражение в приоритетном национальном проекте "Здравоохранение". Анализ состояния работы по формированию здоровьесберегающего образа жизни учащихся старших классов школ, студентов ССУЗов и ВУЗов РФ за период 2003-2005 гг. выявил слабые звенья в процессе воспитания и вскрыл возможные резервы его совершенствования. По данным медицинских учреждений, проводящих обследование абитуриентов, юноши и девушки приходят учиться в учреждения профессионального образования уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, системы пищеварения, нарушениями осанки - около 90% первокурсников испытывают трудности в учебной деятельности в результате ухудшения памяти, повышенной тревожности, такую статистику приводит Федеральное агентство по образованию на своем сайте.

На начало 2005-2006 учебного года, по данным медицинской статистики 12,4% учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.

Эта проблема затрагивает все аспекты учебной и внеучебной деятельности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск новых подходов к охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся. Мы ввели ограничения по возрасту, и взяли молодежь 15 - 18 лет.

Проблема заключается в поиске эффективных технологий с целью формирования здорового образа жизни молодежи.

Объект исследования: процесс здорового образа жизни у учащейся молодежи 15 - 18 лет.

Предмет исследования: Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях.

Цель: разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи.

Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни молодежи возможно через:

Реализацию комплексной межведомственной программы;

Последовательное включение в программу молодежи с раннего возраста;

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Задачи исследования:

Изучить подходы к понятию здоровье и здоровый образ жизни.

Дать характеристику молодежи, как объекту социальной работы.

Определить основные направления по здоровьесбережению молодежи.

Изучить технологии формирования здорового образа жизни.

Методы исследования: теоретические - анализ научных материалов по проблеме; эмпирические: наблюдение, анализ документов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

1. Здоровый образ жизни и социальная работа: теоретический аспект

1.1 Молодежь, как объект социальной работы

Молодежный возраст, время с 15 до 25 лет, в этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнёра и вообще смысла жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он владеть определёнными навыками, и быстро достичь поставленных целей. Известно, что знания, опыт, трезвый подход к жизни приходит с годами, а молодости свойственны завышенные притязания, эмоциональная несдержанность, неумение ценить то, что есть.

Современная молодёжь, несмотря на достаточно короткий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшим. Внутри молодежи противоборствуют и существуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценность поклоняющихся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения неадекватны нормам ценностям другого. В свою очередь, возрастающее число поколений внутри молодёжи стимулируют ускорение технического прогресса, в частности выпуск всё разнообразней технологии компьютеров, аудио - и видеокассет, плееров и т.д. [9, с.223].

Современная молодёжь в российском обществе, а её возрастные границы принято считать в интервал от 15 до 30 лет, сталкивается со множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем:

сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение населения, снижение роли молодёжи как трудового ресурса общества.

ухудшение состояния здоровья детей и подростков;

молодёжная безработица;

падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий [9, с.223].

Не только наши, но и результаты международных исследований подтверждают, что молодые люди, становятся все более нацелены на материальный успех. Так происходит в США, Англии, Швеции, России и др. странах. В последние годы наблюдается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких как стремление, самовыражению или необходимость творчества, реализация способностей или желаний.

Столкнувшись с реальной жизнью, многие молодые люди бывают разочарованы, когда сразу не получают того, чего ожидают. Хотя экономические реформы неблагоприятно сказались на российской молодёжи, она, кажется, уже приспособилась или начинает приспосабливаться к новой реальности. Всё большее число молодых людей согласно социологическим опросам задумываются о своей карьере, о собственном престиже. Современная молодёжь заботиться о своём будущем, прежде всего как найти хорошую работу и удовлетворить свои материальные потребности.

В словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина раскрыты проблемы молодежи. Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления [31, с.123].

Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 15-30 лет. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, досуга. Основные социальные проблемы молодежи связаны с "жизненным стартом" - с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной которая, напротив, затягивается, главным образом с ростом продолжительности учебы. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии. Молодежь испытывает трудности адаптации в трудовом коллективе - отсюда высокая молодежная текучесть.

Медленно осуществляется профессиональный рост и продвижение молодежи на руководящие посты. Ряд социальных проблем молодежи связан с досугом, общением, в том числе сексуальными отношениями, образованием семьи. Другой круг проблем связан у части молодежи с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков). Вынужденное использование материальной помощи родителей не редко формирует у части молодежи социальный инфантилизм. Существование этих проблем привело к тому, что у некоторых групп молодежи труд перестал занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей, ослаблялась идентификация со своей работой, трудовым коллективом, предприятием, обществом, усиливались потребительские установки. Особую заботу общества составляют не всегда благоприятные изменения в политических идеалах, ценностных ориентациях, нравственных нормах молодежи. [28, с.13]

Особую группу составляют молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет. В подавляющем большинстве они являются учащимися школ и учреждений профессионального образования. Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреций часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система молодого человека еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения [14, с.63].

Центральным фактором физического развития в указанном возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Вместе с тем, как отмечают Н.В. Дубровская и др., у многих молодых людей оказывается несформированной познавательная потребность как потребность в приобретении и усвоении новых знаний [14, с.93]. Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Кризисы молодежи связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают "чувство взрослости" и возникновение нового уровня самосознания. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает, прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, "братств", готовность безоглядно следовать за лидером [51, с.43].

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми молодые люди начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности молодежи является развитие самосознания, самооценки у молодых людей возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству.

Тенденции в развитии характерологических особенностей заключаются в том, что от 15 к 18 годам заметно увеличиваются показатели общительности, легкости в общении с людьми, доминантности, настойчивости, соревновательности, в то же время отмечается тенденция к снижению импульсивности, возбудимости. В этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности [26, с.240].

Таким образом, учащаяся молодежь в возрасте 15 - 18 лет, это особая социальная группа для которой характерен специфический комплекс проблем, порождаемый особенностями ее социального, экономического и правового статуса. В силу ограниченности ресурсов, несформированности жизненных установок, особенностей психического состояния именно молодые люди чаще оказываются в трудной жизненной ситуации, чем и объясняется необходимость социальной работы с данной группой. Следует отметить, что неразрешенные проблемы молодежи становятся основой для социального неблагополучия общества. Все это определяет значимость социальной работы с молодежью, в том числе и по формированию здорового образа жизни, как основы физического, социального и психологического благополучия общества.

1.2 Понятия здоровья и здорового образа жизни

Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме большое внимание уделялось закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. Так, для благоприятного воздействия на духовные и физические силы человека Аристотель рекомендовал обращаться к различным видам искусства и считал, что это осуществляет синтез добра и красоты [7, с.34].

Большой знаток и любитель искусств Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что под их влиянием "происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей" [7, с.34].

Проблемы здоровья четко вырисовываются в трудах Авиценны, медицинская идеология которого была выше современной. Он утверждал, что основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение - лишь тогда, когда появится болезнь или травма.

В 25-30 гг. н.э. римский ученый и врач Корнелей Цельс обращал особое внимание на мероприятия, способствующие укреплению здоровья.

В своей книге "О медицине" он говорит, что "первым врачебным средством является занятие гимнастикой, игра в мяч, бег, прогулка…"

В Древнем Китае, как можно судить по "Трактату о внутреннем", профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. "Мудрый, - говорилось в этом трактате, - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?" [7, с.103].

Педагогическая мысль эпохи Возрождения выдвинула положение об особенностях психофизического развития ребенка, обосновавшее необходимость гуманного отношения к нему, что нашло наиболее яркое выражение у великих гуманистов средневековья и нового времени Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Эти ученые рассматривали вопрос здоровьесбережения обучающихся с точки зрения дидактики, которая подразумевала принципы природосообразности, т.е. построения процесса воспитания и обучения в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития [7, с.34].

Идеи деятелей эпохи Просвещения нашли свое развитие в трудах отечественных организаторов образования XVIII-XIX веков.

В работах М.В. Ломоносова содержатся общедидактические принципы образования детей и молодежи. В проекте "Регламента московских гимназий" он писал: "При обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство".

Русские просветители XVIII века, отвечая требованию времени - быстрой подготовке квалифицированных специалистов, разрабатывали новые дидактические подходы успешного обучения. Так, например, в учебнике Л.Ф. Магницкого "Арифметика сиречь наука числительная" математика освещалась применительно к астрономии, навигации, т.е. к будущей специальности учащихся. Научные математические понятия автор раскрывал на примерах, взятых из жизни, что способствовало осмысленному усвоению материала.

В.Н. Татищев, историк, просветитель, организатор профессионального образования на Урале, разработал важнейший педагогический документ - инструкцию "О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах", в которой изложил основы не только профессиональной, но и общеобразовательной подготовки юношества, требования к учителю, его обязанности, вопросы чему и как учить, правила поведения в школе и дома.

В данной инструкции, по сути, впервые были изложены санитарно-гигиенические требования к школе, включавшие в себя обязанности поддержания чистоты и тепла в школе, организации места для хранения наглядных материалов, режима работы, а также возраста обучения.

В обогащение педагогической теории и практики значительный вклад внес К.Д. Ушинский. Он сумел создать первую в России стройную педагогическую теорию, выдвинуть концепции, разработка которых осуществлялась в науке и практике XX века [7, с.83].

В работе "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский отмечал, что педагогическая наука не может развиваться изолированно от других антропологических наук. Особенно большое значение он придавал психологии.

Изучение психических явлений, подчеркивал К.Д. Ушинский, "есть необходимые условия для того, чтобы воспитание наше, сколь возможно, перестало быть рутиною или игрушкою случайных обстоятельств и сделалось, сколь возможно же, делом рациональным и сознательным". [26, с.83]

В педагогической антропологии К.Д. Ушинский раскрыл физиологические и психологические процессы обучения. На этой основе он сформулировал целый ряд дидактических принципов: природосообразность, сознательность и активность ("ясность", "самостоятельность учащихся"); наглядность; последовательность и систематичность ("постепенность"); доступность ("отсутствие чрезмерной напряженности или чрезмерной легкости"); прочность ("твердость усвоения").

Научная деятельность В.М. Бехтерева имела колоссальное значение для последующих исследований в области психологии и физиологии ребенка. В работе "Личность и условия развития ее здоровья" он доказал зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Интересен, на наш взгляд, и вывод, сделанный В.М. Бехтеревым, - рациональное воспитание должно развивать в ребенке "тот бодрый дух, который столь необходим с житейскими невзгодами". Этот вывод весьма актуален и сегодня, особенно при организации здоровьесберегающего образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты