Шпаргалки по метрологии (2007г. Томск)

Стандартизация осуществляется в целях:
повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, а также жизни и здоровья животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, в том числе для содействия выполнению требований технических регламентов;
стимулирования научно-технического прогресса;
повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
экономии и рационального использования ресурсов;
технической и информационной совместимости;
сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях;
взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:
добровольности применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов интересов всех заинтересованных лиц;
использования международных стандартов как основы для подготовки стандартов, за исключением случаев, когда такое использование признано невозможным из-за несоответствия уровня требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям, техническим и (или) технологическим различиям или по иным соразмерным по значимости основаниям, а также случаев, когда Российская Федерация возражала в соответствии с принятыми процедурами против принятия данного международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий для производства и оборота продукции, работ и услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Стандарты должны основываться на требованиях к характеристикам потребительских свойств и (или) эксплуатационным характеристикам продукции, а не на требованиях к ее конструктивным или описательным характеристикам;
недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих требованиям технических регламентов;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

 

50. Виды и методы стандартизации.

Наряду со стандартизацией, осуществляемой в масштабах государства, широко используются:

отраслевая стандартизация, осуществляемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли. Под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготавливающих определенные виды продукции;

республиканская стандартизация, проводимая в союзной республике в целях установления требований и норм на продукцию, не охваченную государственной или отраслевой стандартизацией;

местная стандартизация, проводимая на предприятиях (в объединениях) и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии.

В зависимости от последующего влияния на развитие народного хозяйства можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающиеся подходом к установлению в стандартах соответствующих норм:

стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции, и таким образом фиксирующая достигнутый уровень производства;

опережающая стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм;

комплексная стандартизация, при которой для оптимального решения конкретной проблемы осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Примерами объектов комплексной стандартизации являются аппаратура и оборудование для радиовещания и телевидения, аппаратура проводной связи, аппаратура записи и воспроизведения звука и т.п. Осно-ванная на системном подходе, комплексная стандартизация создает благоприятные условия для планомерного развития соответствующих отраслей промышленности.

В зависимости от метода решения основной задачи различают несколько форм стандартизации.

Симплификация – форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества. Являясь простейшей формой и начальной стадией более сложных форм стандартизации, симплификация оказывается экономически выгодной, так как приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность.

Унификация – рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, их составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т. п. Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции.

В настоящее время унификация является наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных элементов позволяет не только сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и освоения производства.

Типизация – это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т. п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное – базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.

Агрегатирование – метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.


51. Государственная система стандартизации(ГСС). Научная и организационная основа.

Государственная система стандартизации (ГСС) – комплекс взаимоувязанных нормативных документов, регламентирующих все сферы деятельности по разработке и контролю за внедрением и соблюдением стандартов в стране.

В основе лежит 5 стандартов:

«ГСС в РФ. Основные положения».

«ГСС РФ. Порядок разработки гос.стандартов».

«ГСС РФ. Порядок согласования, утверждение и регистрации тех.условий».

«ГСС РФ. Стандарты предприятия. Общие положение».

«ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».


52.  Нормативные документы по стандартизации.



53.Подтверждение соответствия. Цели, принципы, объекты и формы.

Цели подтверждения соответствия1. Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
удостоверения соответствия продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям гражданско-правового договора;
содействия покупателям в компетентном выборе продукции, работ и услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров в Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Объекты и формы подтверждения соответствия1. Объектами подтверждения соответствия являются продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги, системы качества, системы управления охраной окружающей среды, в отношении которых техническими регламентами, стандартами и гражданско-правовыми договорами устанавливаются обязательные требования, добровольные правила, общие принципы или характеристики и (или) формы подтверждения соответствия этим требованиям, правилам, общим принципам или характеристикам.
2. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется в формах:
принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии;
сертификации.
Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе: открытости и доступности информации о порядке проведения процедур подтверждения соответствия для всех заинтересованных лиц;
недопустимости применения обязательных процедур подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых отсутствуют обязательные требования технических регламентов;
независимости органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) от изготовителей, исполнителей, продавцов, покупателей продукции;
установления исчерпывающего перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенной продукции в соответствующем техническом регламенте;
минимизации сроков прохождения и затрат заявителя на прохождение процедур обязательного подтверждения соответствия;
недопустимости принуждения заявителей к прохождению добровольных процедур подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
защиты имущественных интересов заявителей, в том числе путем соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных в процессе прохождения процедур обязательного подтверждения соответствия;
недопустимости подмены подтверждения соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, добровольной сертификацией;
недопустимости совмещения деятельности по подтверждению соответствия с деятельностью по осуществлению государственного контроля (надзора).
2. Процедуры подтверждения соответствия разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации независимо от страны и (или) местности их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями.

54. Добровольное подтверждение соответствия(Добров.серт.)

1. Добровольное подтверждение соответствия проводится по инициативе заявителей на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется только в форме добровольной сертификации.
2. Добровольное подтверждение соответствия проводится органом по сертификации, входящим в систему добровольной сертификации.
3. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает перечень объектов, подлежащих сертификации в данной системе, перечень правил, общих принципов или характеристик, на соответствие которым проводится добровольная сертификация, правила проведения и порядок оплаты работ в данной системе сертификации, определяет участников данной системы добровольной сертификации. Система добровольной сертификации может предусматривать применение знака соответствия.
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, образовавшие систему добровольной сертификации, вправе зарегистрировать созданную систему в федеральном органе исполнительной власти в области технического регулирования.
Для регистрации системы добровольной сертификации заявитель представляет:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
правила функционирования системы добровольной сертификации, в которых отражены положения, установленные пунктом 3 настоящей статьи;
изображение знака соответствия для данной системы добровольной сертификации и порядок его применения, если применение знака соответствия предусмотрено данной системой;
документ, подтверждающий оплату стоимости регистрации.
Регистрация осуществляется в пятидневный срок с момента представления регистрирующему органу документов, необходимых для регистрации системы добровольной сертификации. Стоимость регистрации системы добровольной сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.
5. Отказ в регистрации систем добровольной сертификации допускается только в случае непредставления необходимых для регистрации документов либо совпадения наименования системы и (или) знака соответствия с наименованием и (или) знаком соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации направляется заявителю в трехдневный срок после принятия решения об отказе в регистрации с указанием оснований отказа. После устранения причин, послуживших основанием отказа в регистрации, регистрирующий орган обязан зарегистрировать систему добровольной сертификации в пятидневный срок с момента повторного обращения.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.
6. Федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Сведения о зарегистрированных системах добровольной сертификации должны быть доступны для заинтересованных лиц в полном объеме. Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений из реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.
Добровольная сертификация
1. Добровольная сертификация осуществляется на основании договора между заявителем и органом по сертификации. Порядок проведения работ по добровольной сертификации устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.
Срок выполнения работ по добровольной сертификации, а также порядок и размер их оплаты, определяются правилами соответствующей системы и договором между заявителем и органом по сертификации.
2. Орган по сертификации вправе:
проводить испытания объектов добровольной сертификации в испытательной лаборатории (центре), входящей в состав органа по сертификации или в других испытательных лабораториях (центрах);
осуществлять иные действия по подтверждению соответствия объектов добровольной сертификации правилам, общим принципам или характеристикам данной системы сертификации и условиям договора с заявителем;
выдавать сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
предоставлять заявителям право на применение знака соответствия системы добровольной сертификации, если применение такого знака предусмотрено данной системой;
приостанавливать либо отменять действие выданных им сертификатов соответствия в случаях и порядке, предусмотренными правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

55. Обязательное подтверждение соответствия. Объекты и формы.

1. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, поступающая в обращение на территории Российской Федерации, и исключительно в отношении требований технических регламентов.

2. Форма обязательного подтверждения соответствия в отношении конкретной продукции, процедуры и схемы подтверждения соответствия могут устанавливаться только в техническом регламенте с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
сертификации (далее - обязательная сертификация).

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.
4. Формы обязательного подтверждения соответствия имеют равную юридическую силу. Документы, подтверждающие прохождение процедур обязательного подтверждения соответствия, действуют на всей территории Российской Федерации.
5. Оплата работ по обязательному подтверждению соответствия осуществляется заявителем (лицом, принимающим декларацию).
Устанавливаемая органом по сертификации методика определения стоимости работ по обязательной сертификации должна предусматривать применение единых правил и принципов установления цен в отношении одинаковых или сходных видов продукции, независимо от страны и (или) местности ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями, и на основе единых принципов отражать уровень фактических затрат, необходимых для осуществления работ по обязательной сертификации.


56. Обязательная сертификация
1. Обязательная сертификация осуществляется по обращению заявителя органом по сертификации. Схемы сертификации, применяемые для сертификации конкретной продукции, определяются соответствующим техническим регламентом.
2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации, осуществлявшим обязательную сертификацию. Сертификат соответствия действует на всей территории Российской Федерации.
В сертификате соответствия указываются:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, проходившей сертификацию, кроме случаев, когда изготовителя установить невозможно;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информация об объекте сертификации, позволяющая идентифицировать его;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
срок действия сертификата соответствия.
Сертификат действует в течение всего срока выпуска продукции, если иное не установлено техническим регламентом.
Сертификат соответствия также включает информацию о проведенных испытаниях, оценке системы качества, предусмотренных соответствующей схемой подтверждения соответствия, а также информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям соответствующего технического регламента. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.
Орган по сертификации ведет реестр выданных сертификатов. Порядок ведения реестра и передачи сведений о выданных сертификатах в единый реестр, а также порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и предоставления сведений из реестра, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.


57. Декларирование соответствия

1. Декларирование соответствия, если оно предусмотрено техническим регламентом, осуществляется:
принятием изготовителем (продавцом) декларации о соответствии на основе собственных доказательств;
принятием изготовителем (продавцом) декларации о соответствии на основе собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Способ декларирования в отношении конкретной продукции устанавливается только соответствующим техническим регламентом. Участие третьей стороны в декларировании соответствия допускается лишь в случаях, когда отсутствие третьей стороны может привести к недостижению целей подтверждения соответствия.
2. При декларировании на основе собственных доказательств лицо, принимающее декларацию, самостоятельно формирует доказательственную базу с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательств могут использоваться техническая документация, результаты собственных исследований и испытаний и (или) другие документы, послужившие основанием для заявления о соответствии декларируемой продукции требованиям технических регламентов.
3. При декларировании соответствия на основе собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, лицо, принимающее декларацию, по своему выбору использует одну из следующих схем:
в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, лицо, принимающее декларацию, включает в комплект технической документации протоколы испытаний декларируемой продукции, проведенных в испытательной лаборатории (центре), аккредитованной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, лицо, принимающее декларацию, представляет сертификат системы качества, выданный в соответствующей системе добровольной сертификации, предусматривающей контроль выдавшего сертификат органа по сертификации за объектом сертификации. Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации в отношении любой продукции кроме случаев, когда для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
4. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
наименование и место нахождения изготовителя (продавца);
информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать его;
наименование технического регламента, соответствие требованиям которого подтверждается;
указание на способ декларирования, примененный для подтверждения соответствия;
заявление лица, принимающего декларацию, о том, что продукция при использовании в соответствии с ее целевым назначением является безопасной и изготовителем (продавцом) были приняты меры по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия декларации;
иные сведения, предусмотренные техническим регламентом.
Срок действия декларации определяется самостоятельно лицом, принимающим декларацию, если техническим регламентом не предусмотрено установление определенного срока действия декларации.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.

5. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистрации в уведомительном порядке федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования в трехдневный срок.
Для регистрации декларации о соответствии лицо, принимающее декларацию, представляет в регистрирующий орган оформленную в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи декларацию о соответствии.
Порядок ведения реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, доступа к информации о зарегистрированных декларациях о соответствии и порядок оплаты определяются Правительством Российской Федерации.
6. Декларация о соответствии имеет равную юридическую силу с сертификатом соответствия и действительна на всей территории Российской Федерации.
Декларация о соответствии хранится у лица, принявшего декларацию, до завершения трехлетнего срока с момента окончания срока ее действия. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится у регистрирующего органа.

58. Госконтроль и надзор за соблюдением требований нормативных документов.

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее – органы государственного контроля (надзора)).
Федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования осуществляет координацию деятельности органов государственного контроля (надзора).
2. Государственный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора).

Полномочия органов государственного контроля (надзора)
1. Полномочия органов государственного контроля (надзора) устанавливаются федеральными законами, техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:
требовать предъявления изготовителями (исполнителями, продавцами) декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, если наличие таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
3. Государственный контроль (надзор) не должен создавать препятствий осуществлению изготовителями (исполнителями, продавцами) хозяйственной деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей государственного контроля (надзора).
4. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:
в ходе мероприятий по контролю (надзору) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, информировать изготовителей (исполнителей, продавцов) о действующих технических регламентах;
соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом конфиденциальную информацию;
соблюдать порядок проведения и оформления мероприятий по контролю (надзору), установленный действующим законодательством;
принимать по результатам мероприятий по контролю (надзору) меры для устранения последствий нарушений требований технических регламентов, минимально влияющие на осуществление изготовителями (исполнителями, продавцами) хозяйственной деятельности;
осуществлять другие полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
5. В случае выявления нарушений требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:
требовать устранения нарушений в срок, обоснованный с учетом характера нарушения;
принимать мотивированные решения о запрете отчуждения и (или) передачи продукции третьим лицам, а также полном или частичном приостановлении процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, если иными мерами устранить нарушения обязательных требований невозможно;
принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры с целью недопущения причинения вреда.
6. В случае выявления несоответствия продукции требованиям технических регламентов органы государственного контроля (надзора) направляют информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями раздела 7 настоящего Федерального закона.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты