Девиантное поведение молодежи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Институт нефти и газа
Кафедра социального менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине "Социология"
на тему: Девиантное поведение молодежи
Выполнила:
студентка группы СМ-02-1
Созонова С.И.
Проверила:
Мелкова Е.Ю.
Тюмень, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Специфика поведения молодёжи
5
1.1. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
5
1.2. Виды девиантного поведения
8
1.3. Делинквентное поведение
20
2. Молодёжь и наркомания
23
2.1. Исследование девиантных форм поведения студенческой молодёжи Свердловской области
23
2.2. Отношение студентов ТГНГУ и ТГУ к наркомании
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ
51
ГЛОССАРИЙ
57
ВВЕДЕНИЕ
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.
В недалеком прошлом термин “отклонение” был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины” [9,с.208].
Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
1. Специфика поведения молодёжи
1.1. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до н.э. и советские органы в XX в.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим обществом было не в силах.
Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называют девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К видам девиантного поведения относят алкоголизм, гомосексуализм, наркоманию, азартные игры, наркоманию, проституцию, самоубийство.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовной ответственности. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получило особое название – делинквентное поведение.
В конце XIX и в начале ХХ в. были распространены биологические и психологические трактовки девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более раним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.
Уильям Х.Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склоны к девиации мезоморфы (чье тело отличается силой и стройностью), хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Хотя подобные биологические теории были популярны в начале ХХ в., другие концепции их постепенно вытеснили. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами: неустойчивость психики, нарушение психологического равновесия и т.п. Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразиться в девиантном поведении.
Развернутое социологическое объяснение впервые дал Э.Дюркгейм. Он предлагал теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально – "отсутствие регуляции", "безнормность". По сути, аномия, – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания, порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиации.
Известный социальный антрополог Р.Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности.
Нормативная личность- та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность – статистически более распространенный тип от отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество, тем относительно больше становиться людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного "идеального" стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они – основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за "примерное поведение".
Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют интересам большинства. Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности "девиантноой" субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.
Некоторые современные исследователи утверждают, что СМИ своими материалами способны искусственно активизировать масштабы девиантного поведения. Обычно опубликованные материалы вызывают озабоченность широкой общественности, которая требует принятия адекватных ответных мер. В порядке реагирования государства и правоохранительных органов начинается усиленная борьба с преступностью, задерживается больше, чем раньше, число преступников. Освещая развитие событий, материалы СМИ создают впечатление, что явление, ставшее темой, первых публикаций, расширяется и нарастает. Поднятой шумихой индивиды, склонные к данному типу девиантного поведения, могут быть также вовлечены в орбиту реализации своих преступных наклонностей и привлечены в районы, о которых идет речь в сообщениях, и в силу этого преступность там действительно принимает более широкие масштабы.
2.1. Виды девиантного поведения
1) Преступность.
Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связана с возрастными группами от 14-29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тысяч детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности).
Специфическими чертами преступности несовершеннолетних и молодежи являются:
1) во-первых его высокая латентность (т.е. не полнота выявленных преступлений). Из-за нее фактически уровень преступности в два три раза выше чем зарегистрирована. Латентность связана со следующими факторами:
· взрослые потерпевшие не всегда обращаются в правоохранительные органы;
· значительная часть преступлений совершается в своей же среде, взаимоотношения в которой специфичны и в ряде случаев исключают сообщения родителям учителям работникам милиции;
·
у
правоохранительных органов в настоящее время не достаточно сил и средств, и
поэтому они стремятся сосредоточить их на борьбе с тяжкими преступлениями, в
том время как заявления о менее тяжких преступлениях
(а это 4/5 всех преступлений несовершеннолетних, т.е. кражи, хулиганства и
грабежи) часто остаются без регистрации и меры по ним не принимаются;
2) во-вторых, в среде молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1/5 раза превышает аналогичный показатель среди других молодежных групп;
3) в-третьих, преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер – три из пяти совершаемых преступлений;
4) в-четвертых, преступность несовершеннолетних и молодежи в значительно большей степени, чем преступность взрослых, "чувствительна" к мерам борьбы с ней, к уровню контроля со стороны семьи, социальных служб, воспитательных учреждений, общественности, тем более, что до 80% преступлений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведениях и общежитиях. Около половины преступлений несовершеннолетних совершается из-за отсутствия родительского контроля.
В целом молодые люди от 14-20 лет совершают 57% всех зарегистрированных преступлений, молодежная преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер [1 c.251-252].
Помимо общих причин девиантного поведения можно выделить и специфические причины преступности несовершеннолетних и молодежи.
1) Отрицательное влияние в семье. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних, установлено отрицательное влияние родителей и старших членов семьи. Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, престижно-потребительские установки.
2) Отрицательное влияние в ближайшем окружении: в бытовом, производственном со стороны как сверстников, так и взрослых.
3) Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности).
4) Рост криминогенного значения неумения или не желание педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся в условиях плюрализма мнений, давления демагогии, экстремизма.
5) Распад системы трудоустройства подростков и молодежи и воспитание их в трудовых коллективах. Длительное отсутствие в следствии этого определенных занятий участия молодежи.
Эти обстоятельства формируют криминогенную личность, для которой характерны утрата интересов к учебе, узкоутилитарное отношение к профессии, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения нравственно и правового сознания, в частности, толкования долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентация на сиюминутное удовольствие, равнодушие к страданиям других людей, жесткость, лживость, несамокритичность. Сформированный криминогенный тип личности уже готов к совершению преступления, и в соответствующей ситуации такой человек, незадумываясь, совершает его.
Говоря о факторах, формирующих преступную психологию, аморальность, нужно особо отметить СМИ, которые, используя криминальную тематику, приучают молодежь к восприятию преступности как к обыденному атрибуту современной жизни.
Часто в основе преступлений лежат конфликты: бытовые, межличностные, между преступными группами или банд формированиями, между индивидами и преступной средой, межнациональные. Как правило, в их результате совершаются преступные действия, гибнут люди. В последние годы "выяснения конфликтных отношений" в преступной среде стали носить особо жесткий характер, принимая формы заказных убийств, терроризма, захвата заложников, шантажа, бандитизма.
2) Молодежь в сфере криминального влияния.
Усиление групповых проявлений молодежной преступности многие специалисты считают самым главным фактором при оценке развития криминогенного влияния на молодежь.
Неуважение к закону, представление о нем как о факторе второстепенной важности, правовой нигилизм, снижение нравственных и правовых барьеров, отделяющих молодежь от криминального мира, объясняют рост численности криминальной молодежи в целом.
В результате роста
криминогенного влияния на молодежь происходят важные изменения в ее сознании и
поведении. Во-первых, существенно трансформируется ее социальное самочувствие.
Во-вторых, отмечается нежелание большинства молодых людей содействовать органам
правопорядка в борьбе с преступностью. Не случайно среди молодежи широко
распространенны в основном презрительные клички работников милиции.
В-третьих, не менее важно проявление криминогенного влияния на молодежь,
является проникновение в ее сознание и поведение элементов криминальной
субкультуры, прежде всего "блатного жаргона", уголовно-тюремного
фольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами. В-четвертых, –
существенное значение имеет в современных условиях ослабление правовых
регуляторов поведения молодежи.
Социологические
исследования показывают, что юноши более подвержены криминогенному влиянию, чем
девушки. "Рубежным", с точки зрения криминогенного влияния на
молодежь, является 15-16 летний возраст. К этому следует добавить, что по
большинству показателей криминогенному влиянию подвержена прежде в первую
очередь молодежь в возрасте
от 16-21 года.
3) Наркомания.
Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом "низших слоев".
Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:
1) морфий и героин – алколойды опиума;
2) снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;
3) гашиш (анаша, план, марихуана);
4) стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы;
5) кокаин – алколойд растения кока.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого "букета" соматических и психических заболеваний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8