Духовное совершенствование младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края

Говоря об историческом краеведении, нужно отметить богатой опыт использования историко-краеведеческих материалов в советской начальной школе, особенно в 50-е гг., который с некоторыми доработками можно использовать и в ДОУ. В работах А.Ф.Родина показан опыт изучения истории родного города и родного села. Образовательное и воспитательное значение систематического применения краеведческого материала в преподавании истории СССР показано Н.П.Кузиным [28]. В процессе изучения этого вопроса он показал, что использование краеведческого материала не только повышает интерес учащихся к истории своей Родины, но и способствует воспитанию глубоких патриотических чувств. Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в учебный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в урок, вызывает в сознании учащихся связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к педагогическому процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

По вопросам исторического краеведение краеведения опубликован и ряд научных трудов. Были опубликованы и исследования об особенностях историко-краеведческой работы в национальных школах Татарстана. В журналах «Просвещение и жизнь» и «Татарстан» публиковались методические статьи: «Методы историко-краеведческой работы в школе» и «Изучение края в школе» Н.Надиева, «Историческое краеведение в рамках Татарстана» П.Краснова [39].

Однако и с краеведением, как и в дошкольных учебных заведениях, существовал ряд серьезных проблем. Курс краеведения в школе состоял из сведений по географии, природе, этнографии, экономике региона. Собственно историческое краеведение занимало незначительное, второстепенное место. Именно недостаток, как методической литературы, так и учебников, наглядных пособий делает невозможным проведение в ДОУ занятий по историческому краеведению. Однако этими наглядными пособиями могут выступать старые вещи, собранные педагогами.

Поэтому перед ДОУ необходимо поставить следующие задачи: «Изучить практические нужды дошкольного учебного заведения, собрать конкретный материал в помощь воспитателю, собирать пособия, для чего создать школьно- историко-краеведческий музей или кабинет, краеведческие кружки.

В республике уже началась работа по созданию в дошкольных учебных заведениях историко-краеведческих музеев и кружков. В июне 2004г. в Казани состоялось заседание «Круглого стала» с обсуждением ряда докладов установочного характера («Историческое краеведение в ДОУ», а также докладов из опыта работы («Историческое краеведение в Тетюшском ДОУ).

В настоящее время под руководством Министерства науки и образования РТ ежегодно издается около 10 учебников по истории для татарских школ. Но в этом перечне отсутствуют учебники по истории РТ.

Поэтому целесообразным является изучение историко-краеведческого материала по истории преимущественно в следующих видах учебно-воспитательной работы: создание историко-краеведческого музея и использование его в педагогическом процессе, экскурсионные занятия по истории, тематические дни в ДОУ, которые помогают эмоциональному восприятию содержания исторических событий и фактов.

Особо важное место в системе историко-краеведческой работы в ДОУ могут занимать экскурсии, походы и экспедиции.

Экспедиции условно делятся на учебные и внепрограммные. Учебные экскурсии исходят из требований программы, они предусматривают конкретизацию, локализацию теоретического и общеисторического материала. Экскурсии такого типа ограничены временем и материалом. Внепрограммные экскурсия предполагают преимущественно воспитательные задачи.

Следующей проблемой внедрения в педагогический процесс исторического краеведения является то, что воспитатели в ДОУ сами слабо знакомы с историей местного края. Подобное отношение представляется нам не просто проявлением равнодушия педагогов к изучению истории родного края, но следствием всей современной политики, отодвинувшей историю, а в особенности краеведение, на задворки педагогического процесса.

Поэтому необходимо поднимать вопрос о необходимости преподавания национальной истории на совещаниях работников образования, конференциях, всевозможных круглых столах и т.п.

§2.2 Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных свойств и качеств а поэтому и не имеют ряда основополагающих личностных качеств которые присущи духовно развитий личности. Это в первую очередь такие личностные качества как эмпатия, альтруизм и др. Уместно привести пример из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы». «В жаркий день мы возвращаемся из лесу. Чем ближе школа, тем больше хочется пить. Вот уже дети видят колодец, там всегда стоит ведро холодной ключевой воды. К колодцу подошла пожилая женщина, сняла платок, сейчас она будет пить воду. Видно, что женщина идет издалека, она вздохнула с облегчением, остановившись в этом тенистом уголке. Учитель видит в ее глазах усталость и радость: человек знает, что сейчас он сядет на скамейку и отдохнет под цветущей липой. Руки уже потянулись к ведру, но вдруг женщина вздрогнула и отступила в сторону, ошеломленная криком и топотом неудержимой детской оравы. Не отступи она в сторону от колодца, ее оттолкнули бы. Женщина смотрит на детей с изумлением и качает головой. А они не то, что не думают — они не видят человека. Учителю становится жутко. С какого же предмета начинать с вами учение, дети? Что важнее всего преподать вашему разуму и сердцу? Где вы росли, почему вы такие?» [42].

Поэтому педагогам и воспитателям ДОУ необходимо значительное внимание уделять развитию именно этих качеств, используя при этом всевозможные методы. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

При этом нужно отметить, что под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. При раскрытии структуры методов духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края мы исходим из положения, что метод – это «система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности». Следовательно, метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. В таком понимании метода духовного развития как некоторой системы уже заложено представление о его компоненте – приеме. В отличие от метода, прием представляет собой использование единичного средства духовного развития на основе отдельного регулятивного принципа развивающей деятельности. Прием применительно к данному исследованию – это непосредственно наблюдаемая реальность духовного развития, которую обнаруживает и фиксирует исследователь, которую он затем обобщает и в совокупности с другими приемами формирует метод духовного развития. Следовательно, соотношение приемов и методов духовного развития – это соотношение не только целого и части, но также общего и единичного. Учитывая это метод духовного развития дошкольников можно определить как систему приемов духовного развития, т.е. двумерную систему параметрами которой являются средства духовного развития и регулятивные принципы их использования.

Говоря о средствах духовного развития дошкольников, отметим, что это понятие чаще всего употребляется в сопоставлении с целью духовного развития. Средством является то, с помощью чего достигается цель. Однако такое расширенное понимание средств духовного развития становится препятствием для анализа структуры духовной сферы личности. Выделение ведущего средства духовного развития как показывают многочисленные психологические исследования сопряжено как с возрастным фактором так и с условиями в которых осуществляется духовное развитие. В рамках ДОУ таким ведущим средством духовного развития является деятельность воспитанников, благодаря которой вырабатывается духовный опыт и формируется духовная культура. При этом нужно отметить, что проблема оптимального использования средств духовного развития наиболее сложна и мало разработана в педагогической психологии.

Еще сложнее обстоит дело с перечнем регулятивных принципов использования средств духовного развития дошкольников. В ясном виде этот вопрос в теории духовного развития еще не поставлен, однако косвенно он рассматривался во многих работах. На основе своих рассуждений мы можем выделить следующие регулятивные принципы:

- средство духовного развития может использоваться педагогом лично;

- педагог может использовать средство для организации и управления жизнедеятельностью групп воспитанников;

- средства духовного развития могут использоваться самими школьниками в структуре воздействия друг на друга.

Эти виды регулятивных принципов использования средств духовного развития из-за стохастического характера не исключают друг друга, т.е. в конкретном методе могут выступать в некоторых сочетаниях.

Задачу классификации методов духовного развития дошкольников мы формулируем следующим образом: имеется конечный перечень методов и список их признаков; каждый метод должен быть оценен относительно каждого признака. Необходимо найти группы методов, внутри которых методы «похожи» друг на друга в большей степени, чем на те методы, относящиеся к другим группам. Для решения этой задачи необходимо составить перечень методов духовного развития дошкольников и осуществить классификацию как выявление общего. Важно из данного перечня убрать формулировки, фактически обозначающие группы методов (организационные, словесные и др.), т.к. выделение таких групп и является целью анализа. С учетом этого требования не вызывает сомнение определение таких методов духовного развития дошкольников как упражнение педагогическое требование, поощрение и осуждение, мнение группы, создание ситуации выбора поведения, соревнование, поручение. Многие авторы рекомендуют включить в этот список и метод самоуправления, однако мы подчеркиваем, что организация самоуправления в этом возрасте должна полностью возлагаться на педагога. Важным методом духовного развития дошкольников является разъяснение мировоззренческих, нравственных, эстетических идей высказанных в разные времена мыслителями «малой родины» Республики Татарстан. Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Но главнейшим средством духовного развития дошкольников, безусловно, является пример.

Таким образом, в перечень включены 10 методов духовного развития дошкольников. Многим покажется что перечисленные методы носят сугубо воспитательных характер, но так сущности оно и есть. Ведь мы не ставим перед собой формирование у дошкольников прочных и обширных знаний по истории родного края, что представляется невозможным. Ознакомление с историей родного края выступает как бы фоном, на котором разворачивается процесс духовного развития дошкольников. Разумеется, с некоторой точки зрения этот перечень может оказаться неполным или избыточным, однако недостаточная разработанность данного вопроса в психологической науке не позволяет конкретизировать их точнее. Обобщив эти методы по сходным признакам, мы выделили три их группы. Это: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации (метод разъяснения); методы интернализации духовных идей на уровне поведения (педагогическое требование, осуждение и поощрение); группа методов интернализации духовных идей на уровне мотивов, т.е. относящихся к высшему уровню реализации процесса духовного развития (пример, упражнения, ситуация свободы выбора, поручение, соревнование, самоуправление) (См. таб.1). Разумеется, в данной классификации имеется ряд моментов, слабых с теоретической точки зрения. Однако дальнейшее развитие теоретической основы методов духовного развития дошкольников может осуществляться только на основе усовершенствования ее эмпирической основы.

Таблица 1

Классификация методов духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края

Название группы методов

Методы духовного развития

Методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации

- метод разъяснения

Методы интернализации духовных идей на уровне поведения

- педагогическое требование,

-осуждение и поощрение

Методы интернализации духовных идей на уровне мотивов

-пример,

-упражнения,

-ситуация свободы выбора,

-поручение,

-соревнование,

-самоуправление

Глава III. Условия эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

§3.1 Использование игры в ходе развития духовности дошкольников


Предыдущий анализ привел нас к выводу о необходимости выявления и реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. Дело в том, что если духовное развитие дошкольников хоть как-то планируется в педагогическом процессе ДОУ то такой его аспект как ознакомление с историей родного края не существует вовсе в большинстве документов. А встретить формулировку «духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» вообще не представляется возможным, настолько специфичен предмет нашего исследования. К сожалению, изучение психолого-педагогической литературы и практики работы воспитателей ДОУ привел нас к выводу о том, что такому важному вопросу как развитие духовности дошкольников не уделяется достаточного внимания, что требует ведения дополнительной работы в форме создания условий, в которых бы происходило это развитие. Необходимо было так построить работу воспитателей ДОУ, чтобы, не уменьшая ни количество, ни качество других образовательных мероприятий создать такую систему ознакомления дошкольников с историей родного края, в ходе которой происходило бы их духовное развитие. Поиск условий эффективности привел нас к выводу о том, что одним из возможных путей внедрения историко-краеведческого материала может быть проведение занятий с дошкольниками в игровой форме. Детские игры, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется духовность личности. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Игры дошкольников потенциально приемлемые для духовного развития начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных игр является их двойственный символический характер (например, играющий мальчик — одновременно и «лётчик в полёте», и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в которой только и могут действовать, и тех реальных предметов, которые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в которых они ещё не могут осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий — является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные и общественные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях, к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации - роли, в которой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных игр сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов.

В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание литературных произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художественные способности и интерес к участию в художественной самодеятельности.

Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры - движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила («гуси-лебеди»), многие - только правила («салочки», «прятки»). С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные игры и спортивные игры имеют для физического воспитания школьников

Одним из действенных средств умственного воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактические игры используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко дидактические игры проходят с игрушками, настольно-печатными играми (различного типа лото, домино, викторины и т.п.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактические игры без игрушек - загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактических игры (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактические игры носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты