¾ "Ае – высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения – 43,3% (13 испытуемых);
¾ "Ае – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений – 33,4% (10 испытуемых).
Вывод по первому этапу исследования: низкие показатели шкал в основном у студентов-психологов с возрастом от 18 до 21 года, т.е. у первокурсников и второкурсников, которые еще не смогли в полной мере адаптироваться к своему социальному окружению.
Второй этап исследования был введен для проверки нашей гипотезы, т.к. мы считаем, что у студентов психологического факультета степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других вузов.
Была произведена диагностика студентов экономического факультета с помощью опросника (приложение №1). Приводим полученные данные по второму этапу практического исследования:
|
данные по шкалам: |
||
Испытуемый № n/n |
Включение I |
Контроль С |
Аффект А |
№1 (муж., 24 лет) |
Iw – низкое |
Се – низкое |
Aw – низкое |
№2 (жен., 22 лет) |
Iw – низкое |
Cw – низкое |
Ае – высокое |
№3 (муж., 25 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№4 (жен., 30 лет) |
Ie – высокое |
Cw – низкое |
Aw – низкое |
№5 (муж., 21 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№6 (муж., 22 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Ае – низкое |
№7 (жен., 19 лет) |
Ie – низкое |
Cw – низкое |
Aw – низкое |
№8 (жен., 22 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№9 (муж., 24 лет) |
Ie – высокое |
Cw – низкое |
Ае – низкое |
№10 (жен., 23 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№11 (жен., 25 лет) |
Iw – низкое |
Cw – низкое |
Aw – низкое |
№12 (муж., 25 лет) |
Iw – низкое |
Cw – низкое |
Ае – высокое |
№13 (жен., 26 лет) |
Ie – высокое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№14 (жен., 23 лет) |
Ie – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№15 (муж., 21 лет) |
Iw – низкое |
Се – низкое |
Ае – низкое |
№16 (жен., 19 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№17 (жен., 22 лет) |
Ie – высокое |
Се – низкое |
Aw – низкое |
№18 (муж., 24 лет) |
Ie – низкое |
Cw – высокое |
Ае – низкое |
№19 (жен., 21 лет) |
Ie – высокое |
Се – низкое |
Aw – низкое |
№20 (муж., 45 лет) |
Iw – низкое |
Cw – низкое |
Ае – высокое |
№21 (жен., 21 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Ае – низкое |
№22 (жен., 20 лет) |
Ie – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№23 (муж., 34 лет) |
Ie – высокое |
Cw – низкое |
Ае – высокое |
№24 (жен., 24 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№25 (муж., 27 лет) |
Ie – низкое |
Cw – высокое |
Aw – низкое |
№26 (муж., 19 лет) |
Iw – низкое |
Cw – высокое |
Ае – низкое |
№27 (жен., 34 лет) |
Ie – высокое |
Cw – высокое |
Ае – низкое |
№28 (муж., 24 лет) |
Iw – низкое |
Cw – низкое |
Aw – низкое |
№29 (муж., 20 лет) |
Ie – низкое |
Cw – высокое |
Ае – низкое |
№30 (муж., 24 лет) |
Iw – низкое |
Cw – низкое |
Ае – высокое |
Мы получили следующие данные:
4. шкала Включение I:
¾ "Ie – высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать – 23,3% (7 испытуемых);
¾ "Ie – низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать – 20% (6 испытуемых);
¾ "Iw – низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей – 56,7% (17 испытуемых);
5. шкала Контроль С:
¾ "Cw – низкое" – предполагает, что индивид не принимает контроля над собой – 33,3% (10 испытуемых);
¾ "Се – низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности – 13,3% (4 испытуемых);
¾ "Cw – высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений – 53,3% (16 испытуемых).
6. шкала Аффект А:
¾ "Aw – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения – 56,7% (17 испытуемых);
¾ "Ае – высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения – 16,7% (5 испытуемых);
¾ "Ае – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений – 26,7% (8 испытуемых).
Вывод по второму этапу исследования: как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.
Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет низкие показатели эмоционально-контактного отношения к людям и высокие показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась.
Заключение
Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.
В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы в исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.
Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).
Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.
Исследование было разделено на два основных этапа:
1. на первом этапе – мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;
2. на втором этапе – мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов – экономического факультета.
Как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.
Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет низкие показатели эмоционально-контактного отношения к людям и высокие показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась.
Список используемой литературы
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.
2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.- С. 25-27.
3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986. - С.3-17.
4. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. //Психологический журнал, 1996, С.60-71
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. N 1.- С. 92-100.
6. Беребин М.А. Методологические основания системных исследований психической адаптации. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т.– СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. – Т.1, С. 6-8.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.
8. Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование - Л., 1973.- С. 92-97.
9. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988. - 164 с.
10. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Соци-ально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.- С. 238-263.
11. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсаль-ный биологический механизм приспособления. - М., 1987. - 176 с.
12. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптированность и ее относительность // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.
13. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обу-чения // Психол.журн. - 1994.- Т.15.- N 3.- С. 131-135.
14. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.
15. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 1994.- N 8-9.- С. 3-16.
16. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологи-ческих и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Пси-хол. журн.- 1989.- N 1.- С. 99-105.
17. Дикая Л.А., Калинина Н.Г. Адаптация к процессу обучения студентов средних специальных учебных заведений// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. – Т. 3. С. 96-99.
18. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 1979.- С. 220.
19. Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.- С. 15-18.
20. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
21. Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека. /Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974, C.3-13.
22. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 1986.- 120 с.
23. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор пси-хотерапевтической стратегии // Психол. журн.- 1995.- N 1.- С. 115-121.
24. Кличева З.Б., Кондратова Н.В., Смирнова Е.Э. Некоторые итоги изуче-ния адаптации студентов ЛГУ // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студенчества: Тез.докл. Ереван, 1973.- С. 130-133.