Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов

Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения "родитель-ребенок" могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родителя игнорируют ребенка, их контакты минимальны). В последнем случае ребенок испытывает чувство того, что он незначительная личность, переживает страх, который пытается подавить либо устранить.

Эта потребность определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу, как необходимость чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное этой потребностью, относится к процессу принятия решений, а также затрагивает области силы, влияния, авторитета. Оно может варьировать от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до желания быть контролируемым, быть избавленным от любой ответственности. Важно отметить, что не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке:

Люди, которые доминируют лад другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Поведение в этой области кроме прямых форм имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.

Замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. В зрелом возрасте появляются следующие типы межличностного поведения.

1.                 Социально дефициентный тип - человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило, хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих.

В зрелом возрасте диагностируются следующие типы поведения в области контроля.

1.                 Абдикрат - это личность с тенденцией к подчинению, отказ от власти ("абдикрации") и отказу от влияния в поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Обычно - последователь кого-либо или лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными. Враждебность обычно выражается как пассивное сопротивление. Бессознательно индивид с таким типом поведения ощущает, что мало способен вести себя как взрослый человек с чувством ответственности, испытывает страх, что такую ответственность на него могут возложить. Как правило, у него отсутствует доверие к людям, которые могут отказать ему в помощи.

2.                 Автократ - это личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она - искатель власти, конкурент стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за нею решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя.

3.                 Демократ - это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их - в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.

4.                 Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.

Потребность в "аффекте"

Она определяется как потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, опираясь на любовь и близкие, теплые эмоциональные контакты. На эмоциональном уровне она проявляется в способности индивида любить других людей и в осознании того, что он любим другими в достаточной степени, что он достоин любви. Данная потребность обычно касается личных эмоциональных отношений между двумя близкими людьми (парных взаимоотношений) и ведет к поведению, направленному на эмоциональное сближение с партнером или партнерами. В детстве, если воспитание ребенка было неадекватным в эмоциональном плане, может сформироваться чувство страха, которое индивид в последствии может попытаться преодолеть различными способами, вырабатывая соответствующие типы поведения.

1.     Чувственно дефицитный тип - индивид, очень слабо испытывающий чувство эмоциональной привязанности, стремящийся избегать близких личных отношений с окружающими. Он старается поддерживать контакты на поверхностном, дистантном уровне, и его устраивает, когда остальные поддерживают с ним такие же отношения. Подсознательно он постоянно ищет удовлетворительных эмоциональных отношений, но боится, что его никто не любит; даже искренне сам любя людей, он не доверяет их чувствам по отношению к себе. Прямым методом поддержания эмоционального расстояния выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности. "Утонченный метод" - это внешне состоять в дружеских связях со всеми, чтобы избежать близкой связи с каким-либо одним человеком. В отличие от боязни "включения", заключающейся в осознании того, что личность малоинтересная, незначительная бесполезная, боязнь аффектации проявляется в отношении к себе как неприятной, непривлекательной, недостойной личности.

2.     Чувственно чрезмерный тип пытается сблизиться со всеми чет, чтобы окружающие изначально вели себя по отношению к нему доверительно. Быть любимым для него особенно важно, чтобы ослабить беспокойство от сознания того, что его мог, отвергнуть и никогда не полюбят. Прямой способ добиться любви - это открытая попытка завоевать одобрение, быть чутким, расположить к себе, доверять людям. Более утонченный метод - манипулятивный: иметь много друзей, поддерживать приятельские отношения со всеми членами группы и незаметно предотвращать любую попытку с их стороны устанавливать дружеские отношения с кем-либо еще. Такие люди, как правило, обладают острой реакцией, их поступки мотивируются сильной потребностью в привязанности, они обладают более или менее выраженным чувством враждебности, основанном на подсознательном предчувствии отказа, отвержения со стороны окружающих.

3.     Чувственно уравновешенный тип — индивид с позитивным опытом в области эмоциональных отношений с детства. Он одинаково хорошо чувствует себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отдаленность, дистантность. Для него также важно быть любимым, но если его не любят, он способен признать этот факт спокойно, как результат конкретно складывающихся отношений с конкретным человеком. Подсознательно он чувствует, что привлекателен для тех, кто его хорошо знает, что он способен внушить истинную привязанность и любовь.

4.     Патология. Трудности в эмоциональной области обычно ведут к неврозам.

Характеристика опросника:

В оригинале данный опросник, разработанный В.Шутцем, носит название FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relation Orientation), "В" (behaviour) означает уровень, на котором проведено исследование.

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: "включения" (I), контроля" (С) и "аффекта" (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.

Þ              и методы математической статистики.

База для исследования: в исследовании принимали участие 60 студентов с первого по четвертый курс ЮРГИ очно-заочного обучения в возрасте 18-45 лет, из них 30 студентов факультета "Практической психологии" и 30 студентов "Экономического" факультета, где контрольной группой являются студенты Экономического факультета, исходя из поставленной нами гипотезы.


2.1 Исследование


Данное исследование было разделено на два основных этапа:

1.                на первом этапе – мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;

2.                на втором этапе – мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов – экономического факультета.


Приводим полученные данные по первому этапу практического исследования:



данные по шкалам:

Испытуемый № n/n

Включение I

Контроль С

Аффект А

№1 (муж., 24 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Aw – низкое

№2 (жен., 22 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – высокое

№3 (жен., 18 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№4 (жен., 30 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – низкое

№5 (жен., 28 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№6 (жен., 27 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№7 (жен., 19 лет)

Ie – низкое

Се – низкое

Ае – низкое

№8 (жен., 22 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Aw – низкое

№9 (жен., 23 лет)

Iw – высокое

Cw – высокое

Ае – высокое

№10 (жен., 23 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – высокое

№11 (жен., 25 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Aw – низкое

№12 (жен., 20 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – низкое

№13 (жен., 26 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№14 (жен., 23 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№15 (жен., 18 лет)

Ie – низкое

Се – низкое

Ае – низкое

№16 (жен., 19 лет)

Ie – низкое

Се – низкое

Aw – низкое

№17 (жен., 22 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№18 (жен., 20 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – низкое

№19 (жен., 21 лет)

Ie – низкое

Се – низкое

Ае – низкое

№20 (жен., 26 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№21 (жен., 21 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – низкое

№22 (жен., 20 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Aw – низкое

№23 (жен., 18 лет)

Iw – низкое

Се – высокое

Ае – низкое

№24 (жен., 24 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№25 (жен., 26 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№26 (жен., 39 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Aw – низкое

№27 (жен., 34 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№28 (жен., 28 лет)

Ie – высокое

Cw – высокое

Ае – высокое

№29 (жен., 22 лет)

Iw – низкое

Се – высокое

Aw – низкое

№30 (жен., 21 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Ае – низкое


Табличные данные свидетельствуют о том, что большинству студентов-психологов свойственно эмоционально-контактное отношение к людям (шкала A), тенденцию искать социальные контакты и поддерживать их (шкала I) и высокие показатели ответственности и контроля (шкала C).

Подведем итоги по первому этапу исследования:

1.                шкала Включение I:

¾               "Ie – высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать – 36,7% (11 испытуемых);

¾               "Ie – низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать – 16,7% (5 испытуемых);

¾               "Iw – низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей – 6,7% (2 испытуемых);

¾               "Iw – высокое" - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним – 40% (12 испытуемых).

2.                шкала Контроль С:

¾               "Се – высокое" – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью – 56,7% (17 испытуемых);

¾               "Се – низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности – 33,3% (10 испытуемых);

¾               "Cw – высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений – 10% (3 испытуемых).

3.                шкала Аффект А:

¾               "Aw – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения – 23,3% (7 испытуемых);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты