Гендерные различия тревожности в подростковом возрасте


Заключение

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

При повышении уровня тревожности, что особенно часто происходит в подростковый период, человек теряет возможность к актуализации собственной личность, так как повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед.

Понятием «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других.

Гендерные исследования стали неотъемлемой частью психологической науки. Гендерная проблематика стала вычленяться в разных областях психологии – при изучении когнитивной и эмоциональной сфер, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений.

Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. В зависимости от того, к какому полу он принадлежит, индивид выстраивает своё поведение, свои взаимоотношения.

Гендерный подход предполагает, что различия в поведении, психике, деятельности мальчиков и девочек подросткового возраста определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.

В заключение следует отметить, что достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существуют различия в типах тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, не подтвердилась.



Список литературы

1.                 Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: «Академия», 1997.-286 с.

2.                 Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1981.-185 с.

3.                 Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. –431 с.

4.                 . Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». - Л., 1988.

5.                 Большой психологический словарь (Сост. И общ. Ред. Б. Мещяриков, В. Зинченко – СПб.: прайм – Еврознак, 2004. – 672 с. )

6.                 Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2000. – 132 с.

7.                 Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий//Школьный психолог. – 2004. - №8.

8.                 Введение в гендерные исследования/ под ред. В.Н.Жеребкиной.- Харьков, 2001

9.                 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др.; Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

10.            Гендерная педагогика и психология / под ред. О.И.Ключко – Саранск, 2005.

11.            Добрович Л. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. – 240 с.

12.            Дубровина Т. В и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. – 225 с.

13.            Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996.

14.            Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – 150 с.

15.            Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998

16.            Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И.С.Клецина // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – 243 с.

17.            Ковалёва А. Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1970. – 320 с.

18.            Колесов Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., 1986. – 162 с.

19.            Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. М., 2001.

20.            Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги// Воспитание школьника. – 1990. - № 6.

21.            Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшеклассника. – М., 1963. – 257 с.

22.            Кузнецов Д. Демобилизующая тревожность// Школьный психолог. – 2005. - № 2.

23.            Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.//Вопросы психологии. - 1963.

24.            Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей//Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2.

25.            Мусина И. А. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. – М.,1993.

26.            Мэй Р. Проблема тревоги / Пер с англ. А. Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.

27.            Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. – 640 с.

28.            Петровский А. В. Общая психология.- М.: Просвещение. – 1986.

29.            Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. № 2. 1998. 235 с.

30.            Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000. – 235 с.

31.            Психология современного подростка./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987. – 246 с.

32.            Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.

33.            Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. –т № 1- 312 с.

34.            Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.

35.            Реан Л. А. К проблеме социальной адаптации личности. – М., 1996. – 210 с.

36.            Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

37.            Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога(Учебное пособие в двух книгах). Книга 1. – М.: ВЛАДОС. 1999.

38.            Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – 560 с.

39.            Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги . - Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.

40.            Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия// Школьный психолог. – 2004. - №8.

41.            Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений. – 3 изд., переаб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

42.            Теория и методология гендерных исследований. - М., 2001

43.            Тревога и тревожность. Хрестоматия./ Сост. В. М. Астапов. – СПб., 2001. – 146 с.

44.            Фильдштейн Д. Психология современного подростка. – М., 1991. – 250 с.

45.            Ханин Ю. Л. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности. – М., 1980.

46.            Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика", 1986.

47.            Хорни К. Тревожность. / Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. 180 с.

48.            Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" - М., 2000

49.            Хрипкова А. Г. Мир детства: подросток. – М., 1989. – 320 с.



Приложение 1

Опросник Спилберга «Исследование тревожности»

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.


Суждения

№п

п

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


Суждения

№п

п

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты