Гендерная социализация андрогинных подростков характеризуется наибольшей вариативностью, гибкостью и разнообразием выявленных моделей. Подростки с андрогинным типом личности демонстрируют высокий уровень лидерства, они готовы брать на себя ответственность и организовывать деятельность класса, они считают себя лидерами в классе. Эти молодые люди пользуются большим уважением среди сверстников, их выбирают в качестве «звезд» достаточно часто как по деловому, так и по эмоциональному критериям. В конфликтных ситуациях они демонстрируют различные типы реагирования, не привязаны к какому-то определенному типу реагирования, проявляя при этом наибольшее количество вариантов стратегий. Подростки с андрогинным типом личности имеют высокий и средний уровни самоконтроля в общении, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, что также обеспечивает благоприятные условия для социализации. Ученики с андрогинной идентичностью имеют высокий и средний уровни групповой сплоченности, ощущая себя членами единого коллектива, осуществляют активную деятельность внутри класса и удовлетворены своим пребыванием в нем. В своем большинстве эти подростки имеют выраженную потребность в общении (высокий или средний уровни). Андрогинные подростки совмещают коллективистический и индивидуалистический типы восприятия класса.
Исследование структуры общения старших подростков, потребности и самоконтроля в общении, представлений о собственном потенциале с точки зрения лидерства и анализ структуры группы на основании социометрической структуры, групповой сплоченности и типа отношений позволил установить ряд закономерностей в отношении характера гендерной социализации подростков с различными типами личности: маскулинным, фемининным и андрогинным. Андрогинный тип личности является наиболее адаптированным и приспособленным к общению и групповому взаимодействию, что обеспечивает благоприятные условия для социализации подростков в целом. Кроме того, андрогинные подростки обладают более высоким самоуважением и социальной популярностью, хотя и сталкиваются с некоторым потенциальным риском отвержения со стороны сверстников, ориентированных на традиционные полоролевые качества личности. Однако сглаживание противопоставления мужской и женской моделей социализации в сознании и поведении подростков таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, СМИ продолжают ориентировать молодых людей на жесткие полоролевые предписания.
Мужчины лучше понимают черты, связанные с субъект-объектным взаимодействием. Выделяют больше когнитивную, интеллектуальную сторону.
Женщин – выделяют межличностные отношения, эмпатийные моменты. Женщины лучше понимают волевые качества и те черты, которые отражают отношение к другим людям.
Часто во взаимодействии в общении мужчины и женщины нарушается взаимопонимание. Это происходит по причине того, что мужчины и женщины по-разному понимают разные вещи.
Мужчины и женщины по-разному понимают справедливость.
Мужчины – это равенство и в поощрении и в наказании
Женщины всегда учитывают обстоятельства, в которые попадает человек. Пытаются найти оправдания.
Мужчины ориентированы на обладание информацией, свободу действия и независимы в суждениях. Женщины стремятся к психологической близости, осознанию того, что их жизнь тесно взаимосвязана с жизнью другого.
Мужчины и женщины в общении по-разному относятся к советам: для мужчины посоветоваться – ограничить свободу, показать, что ты зависим, для женщины увеличить силу.
Разная логика: склонность мужчин опираться на обобщенные выводы, женщин на конкретные примеры из личного опыта. В общении многие женщины в качестве аргументов приводят личные примеры, логика строится на личном опыте, интеграции опыта окружающих.
Разная направленность интересов. Мужчин интересует информация о фактах и событиях, у женщин интерес к эмоциям, чувствах других. В психолингвистике: у мужчин и женщин в разговоре ориентация на разные слои разговора. Стиль слушания мужчин на информационном уровне, а женщин на метаинформационном уровни (отношения).
Мужчины в общении склонны ориентироваться на содержание и прямые выводы, а женщины на поиски косвенных выводов, подтекста, тайного смысла.
В юношеский период половое созревание выводит задачу построения гендерной идентичности в число самых актуальных в общем процессе становления целостной идентичности, а, по мнению некоторых исследователей, половая идентификация и присвоение социального пола являются ведущей линией развития в отрочестве.
Гендерная идентичность юношей и девушек впитывает в себя набор предписаний и ожиданий, которые предъявляет общество индивиду в контексте социальных нормативов половых ролей. А эти нормы, в свою очередь, приобретают в общении со сверстниками и в совместной деятельности личностный смысл, который и обеспечит юноше или девушке осознание и принятие своей половой принадлежности, включенности в мужскую или женскую группу, обеспечит выработку моделей поведения и взаимодействия в контексте гендерных ролей.
Гендерная идентичность, трактуемая как одна из подструктур социальной идентичности, представляет своего рода рефлексивное отражение половой идентичности, являющейся, в свою очередь, подструктурой персональной идентичности. Половая принадлежность личности, осмысленная и трансформированная для других, через других и в общении с другими, обрастает социальными смыслами и развивается в гендерную идентичность. Гендерная идентичность включает в себя не только ролевой аспект, поведенческие проявления личности как индикаторы мужского и женского, идентификацию с группой, но и представления о себе в целом.
Влияние агентов гендерной социализации (семьи, сверстников, школы, средств массовой информации) различно и в результате приводит к формированию разных типов личности. В свою очередь, гендерные характеристики личности, сформировавшись к концу отрочества, начинают определять структуру и направленность общения подростков, выбор ценностей, степень популярности подростка в группе и ряд других параметров, которые можно считать показателями социализации.
1. Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7)
2. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158.
3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-81.
4. Алешина Ю.Е: Проблемы усвоения ролей мужчинами и женщинами (Вопросы психологии 1991 No. 4)
5. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
7. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001.
8. Бодалев А.А: Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982. – 280 с.
9. Боричев А Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с.
10. Варданян Е. Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК, 2002. - 152 с.
11. Вариации на тему гендера. - СПб.: Алетейя, 2004. - 316 с.
12. Введение в гендерные исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2000. – 125с.
13. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков, СПб., 2001. - 707 с.
14. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков, СПб., 2001. - 991 с.
15. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - 412 с.
16. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
17. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС. - 2000. - №4. - С.9-20.
18. Гаврилова Е.В., Лузаков А.А. Особенности межличностного восприятия и оценивания у мужчин и женщин (психосемантическое исследование) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информационный журнал. – Краснодар, 1999. – №1. – С. 81-89
19. Гендерные аспекты бытия личности: Мат-лы Всероссийского научно-практического семинара. Краснодар, 21-22 мая 2004. - Краснодар, 2004. - 104 с.
20. Дерманова И.Б., Сидоренко Е. В. Межличностные отношения. – М.: «Речь», 2005. – 40 с.
21. Емельянов Ю. Н. Учиться мастерству общения // Психология в управлении. - Л., 1983. 145 с.
22. Знаков В.В Понимание в познании общении. – М.: Наука, 1994. – 200 с.
23. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – Самара, 1998. – 188
24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002. – 650 с.
25. Ильин Е.П. Пол и гендер. С-Пб.: Питер, 2010.
26. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.44-471.
27. Клёцина И.С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. - СПб, 1998. – 450 с.
28. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Автореферат дис. … доктора психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с.
29. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2004. - 408 с.
30. Клёцина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб, 1998. - Вып.2. – С. 28.
31. Кон И.С: Психология половых различий // Вопросы психологии, 1980, №. 2. – С. 25-36.
32. Кочарян А.С. Симтомокомплекс маскулинности в норме и патологии. - Киев, 1996. – 256 с.
33. Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.185-195.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
35. Рубинштейн С.Л. Избранное. М.: Академия, 2008. С.186
36. Устьянцева С.И. Уровни и критерии понимания учащимися научного знания: Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 1999
37. Чернова И.И. Основы гендерных знаний: Учеб. пособие. - Н.Новгород, 2000. - 113 с.
Методика полового дифференциала В.Е. Кагана
Эта методика может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого – свой портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она дает одновременно два показателя половой идентичности – маскулинности (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и феминности (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что отвечает модели маскулинности и феминности как независимых измерений.
Методика состоит из 18 шкал, редставляющих 4 фактора. Выделяются 6 шкал факторов С (сила, доминантность, авторитарность) и по 4 шаклы факторов О (оценка, отношение), А (активность, коммуникативность) и дополнительного четвертого фактора, обозначаемого как фактор предсказуемости – П.
Все испытуемые шкалируют понятия «Я», «большинство мужчин», «большинство женщин».
Инструкция. Оцените:
а) самих себя,
б) большинство мужчин,
в) большинство женщин по отобранным чертам личности.
Внимательно прочтите каждую пару черт и зачеркните соответствующую цифру:
3 – совершенно верно, 2 – верно, 1 – пожалуй, 0 – неопределенное.
Отвечать надо как можно точнее, но не очень медленно. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределенному ответу. Вы должны затратить не более 10 минут.
Опросный лист методики полового дифференциала В. Кагана
Сам себя:
Плавное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Порывистое |
Легкое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Тяжелое |
Глубокое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мелкое |
Медленное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Быстрое |
Сложное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Простое |
Слабое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сильное |
Полное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пустое |
Неповоротливое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Проворное |
Ясное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Смутное |
Нежное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Грубое |
Острое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Тупое |
Грустное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Веселое |
Изменчивое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Постоянное |
Твердое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мягкое |
Тусклое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Яркое |
Активное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пассивное |
Расплывчатое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Четкое |
Прочное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Хрупкое |
Большинство мужчин:
Плавное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Порывистое |
Легкое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Тяжелое |
Глубокое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мелкое |
Медленное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Быстрое |
Сложное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Простое |
Слабое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сильное |
Полное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пустое |
Неповоротливое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Проворное |
Ясное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Смутное |
Нежное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Грубое |
Острое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Тупое |
Грустное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Веселое |
Изменчивое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Постоянное |
Твердое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мягкое |
Тусклое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Яркое |
Активное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пассивное |
Расплывчатое |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Четкое |
Прочное |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Хрупкое |