Linton R. (1936) предположил, что превосходство особей мужского пола, в комбинации с разными ролями двух полов в репродукции и заботе о потомстве, привело к делегированию мужчинам задач, связанных с охотой, защитой.
Целью исследования H. Barry III (1957) было желание понять, что влияет на появление половых различий - биологические или социальные основы. Предметом исследования стали 110 культур. Различные аспекты социализации детей были проранжированы по 7-ми бальной шкале. За переменные были взяты ответственность и сложность обучения, обучение заботе о потомстве (nurturance training), обучение опоры на свои силы (self-reliance training), обучение послушанию, обучение достижению цели (achievement training). Проанализированные данные показали, что в 92 % культур не было обнаружено половых различий в социализации в младенческом возрасте. Сильные различия появляются в детском возрасте. Девочки подвергаются значительному давлению в сторону обучению заботе о потомстве, послушанию, а также ответственности. Мальчики же - достижению цели и опоры на свои силы. Также было выдвинуто предположение, что сообщества, характеризующиеся большими, cooperative семьями склонны преувеличивать значение полоролевых стереотипов в воспитании детей, а небольшие (нуклеарные) семьи - наоборот, т.к. и мать и отец могут взять на себя функции друг друга в случае необходимости.
Этологи накопили массу данных, которые показывают комплексное построение у животных гендерных проявлений (gender display), ухаживания и поведения, связанного со спариванием (mating behavior). Это поведение рассматривается как механический и инстинктивный ответ на генетически заложенные программы. Однако на его реализацию влияет также и процесс онтогенеза. Ray L. Birdwhistell (1970), относя человека к видам со слабым половым диморфизмом, пишет, что таким видам для продолжения рода необходима организация поведения, направленная на узнавание возможного партнера с помощью движений, различных положений тела и т.п. Patrick C. Lee (1976), суммируя несколько исследований, замечает, что поведение, связанное со спариванием имеет адаптивное значение, т.к. оно связанно с экономией репродукции. Состоя из полоспецифичных сигналов, приобретших определенное значение в процессе эволюции для членов определенной группы, эти сигналы последовательные и реципрокно организованны для того, чтобы привести особей мужского и женского пола к становлению партнерами.
В психологии было проведено множество исследований на эту тему. Они проводились в рамках четырех подходов, сложившихся при изучении гендерных различий на Западе:
1) исследования проводившиеся с помощью теста на Маскулинность - Феминность, разработанного Terman & Miles, а также тест Vocational Interest Inventory составленный Strong;
2) подход связанный с психологией развития: начался с исследований G. Stanley Hall, которые были продолжены его учеником A. Gessell. Последний, вместе с Ilg, провели широкое наблюдение над детьми и разработал связанные с возрастом (age-linked) нормы развития (Normative-Maturational Aproach).
3) связанный с теорией когнитивного развития (Cognitive - Developmental Theory)
4) связанный с теорией социального научения (Social - Learning Theory).
Отличительной особенностью этих исследований является их противоречивость, что может быть связанно с тем, что физические различия очевидны и универсальны, в отличии от психологических.
Для того, чтобы найти подобные стереотипы Eleanor Emmons & Carol Nagy Jackln (1974) просмотрели около двух тысяч источников по половым различиям в сфере мотиваций, социального поведения и умственных способностей. Целью исследования было подтверждение (или наоборот опровержение в случае отсутствия необходимых научных доказательств) существующих стереотипов. Разделив полученные данные на три категории, авторы получили следующую картину.
Мифы, не нашедшие экспериментального подтверждения:
Девушки более "социальны" чем юноши (различия скорее относятся к типам чем к степеням)
Девушки имеют самооценку, ниже чем у мальчиков (девочки ранжируют себя выше в области социальных навыков, в то время как мальчики чаще видят сильным и обладающими властью)
Юноши более способны к анализу чем девушки (юноши более способны лишь при выполнении задач, требующих зрительного различения или манипулирования с объектами, заданными в большем контексте)
У девушек наблюдается недостаток мотивации для достижений
Юноши менее подвержены социальному влиянию, чем девушки
У девушек более развита слуховая сенсорная система, чем у юношей - зрительная
Подтвердившиеся взгляды:
Мужчины более агрессивны (как физически, так и вербально)
У девушек гораздо лучше развиты вербальные способности
Юноши превосходят в пространственно - зрительной способности
Различия для обоснования которых доказательств либо недостаточно либо являются неоднозначными:
в тактильной чувствительности
в переживании страха, застенчивости, тревожности
в уровне активности
в склонности доминировать
в большей пассивности или активности
Приведем еще несколько исследований на эту тему. Farrise (1977) доказал связь гендерных различий с каузальным предъявлением успеха и неудачи. В целом, мужчины более склонны предъявлять свой успех больше своим способностям, чем женщины, считающие причиной своих успехов удачу. Темой изучения Horner (1974) стал мотив устранения успеха у женщин, который является стабильной личностной диспозицией. Она, в сочетании с полоролевыми стандартами, приобретается рано и является ингибитором в женской мотивации достижения.
Женщины продуцируют негативную воображаемую боязнь успеха в 65% ситуаций, создавая themes социального отвержения, потери женственности и отклоненных советов (cue denied). У мужчины подобное отношение (negative, imaginary to the same-sex cues) наблюдается менее чем в 10% .
Автор предположил, что женщины научаются ожидать негативные последствия от успеха из-за несоответствия полоролевых стандартов и поэтому испытывают страх в ситуациях соревнования. Интересно, что мотив боязни успеха (fear of success) хорошо прослеживается у женщин. с высокой ориентацией на достижения (high-achiving) при соревновании с мужчинами. Следует также отметить, что боязнь успеха, позитивно коррелирует с возрастом: : он наиболее силен в пубертатном периоде. Horner обнаружил, что девушки (66%) были более склонны преуменьшать свою академическую успеваемость, говорить, что они имеют средние оценки, перед своим партнерами мужского пола.
Ряд авторов связывают гендерные различия со стереотипами. Первые исследования полоролевой стереотипизации связанны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям мужчин и женщин о себе и друг друге.
Типично мужской образ это набор черт, связан с социально неограниченным стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью.
Типично женский - социальные и коммуникативные умения, теплота и эмоциональная поддержка. Они также выявили, что в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. Была также найдено известная доля предубежденности женщин против самих себя в научной сфере.
Другие интерпретируют это с помощью теории каузальной атрибуции, согласно которой, успех или неудача объясняется по-разному в зависимости от того были ли они неожиданными или вероятными. Поэтому, в случае если мужчина хорошо выполняет задание, то это скорее приписывается его способностям, с женщинами - наоборот.
В реальном межличностном взаимодействии компетентность оказывается отрицательным качеством для женщин: высокая компетентность женщин не пользуется расположением ни мужчин ни женщин, т. к. она подрывает существующие стереотипы. Эти данные были подтверждаются и при экспериментах когда мужчины и женщины пытались устранить из своей группы компетентных женщин, причем как в условиях как кооперативного, так и соревновательного взаимодействия.
Другой теорией, в рамках которой объясняют происхождение гендерных различий, является теорией социального научения. Согласно ей дети перенимают типы мужского и женского поведения у родителей, взрослых, а также сверстников.
Ряд авторов пишут, что существующие в социуме полоролевые стереотипы оказывают сильное влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Так, например, воспитатели, исходя из представлений о типичных качествах мужчины и женщины, сами того не осознавая, поощряют проявление именно этих полоспецифичных черт. Таким образом, гендерные различия между мужчинами и женщинами проявляются во многих сферах человеческого жизни, оказывая подчас негативное влияние на взаимодействие между представителями двух полов. Одной из составляющих этой проблемы является недостаток взаимопонимания.
Ситуации общения человека с представителями группы, по отношению которой уже есть сложившийся стереотип, порождают возникновение стереотипов понимания. Так, от женщин ожидается, что они будут более заботливы, относительно чувствительны и более экспрессивны, в то время как мужчины - настойчивы, авторитарны и более настроены на соперничество.
Проверяя связи половых стереотипов и концепции Я у студентов, выделены личностные характеристики, которые чаще всего предписываются мужчинами и женщинам. Среди первых были названы агрессивность, независимость, неэмоциональность и способность скрывать свои чувства, целенаправленность, стремление к доминированию, активность, соревновательность, прямолинейность (direct), склонность к приключениям, легкость в принятии решений, самоуверенность, амбициозность, малая значимость собственной внешности, предпочтение науки искусствам. Среди вторых - тактичность, нежность, забота о чувствах других, религиозность, спокойность, сильная потребность в защите, аккуратность, общительность, любовь к литературе и искусству. Интересно, что маскулинные черты воспринимались как более социально желательные обеими полами.
Среди работ на тему влияния гендерных различий на понимание, которые легли в основу экспериментальной части этой работы, можно выделить следующие. Edwards (1998) исследовал интерпретацию сообщений как мыслительного процесса, обязательно сопровождающего общение. Результаты исследования показали, что мужчины более склонны, по сравнению с женщинами, интерпретировать сообщения в терминах контроля, в то время как женщины - в терминах поддержки. Об этом же пишет и Таннен: женщины склонны интерпретировать сообщение в соответствии уровня солидарности, предъявляемый ими к сообщению, мужчины же - согласно воспринятому использованию власти (the perceived use of power).
Формирование и развитие межличностных связей происходит в процессе общения, которое можно определить как форму взаимодействия субъектов и которая изначально мотивирует их стремление выявить психические качества друг друга. Важным условие взаимопонимания в процессе общения является не столько умение адекватно определить психологические особенности партнера, а сколько способность увидеть как именно эти особенности преломляются через призму его системы ценностей. Преломление этих способностей раскрывается при анализе условий, соблюдение которых необходимо для установления взаимопонимания:
мнемическое (для понимания необходимы предварительные знания о понимаемом, причем эти знания должны иметь сходные запасы сведений)
целевое (в совместной деятельности, какой и является общение, каждый ее участник делает прогнозы, выдвигает гипотезы, относящиеся к системе ценностей, психологическим качествам: различные антиципации, рефлексии и т.п.)
эмпатическое
нормативное (для достижения взаимопонимания субъекты должны исходить из похожих принципов общения).
Различия в целевых условиях можно обнаружить в ситуациях, когда мужчины и женщины делятся значимыми переживаниями. Многие мужчины представляют себя в роли человека, готового разрешить любые проблемы (когнитивная сторона общения). Женщинам же чаще необходимо не это при решении эмоциональных проблем: им нужно понимание и выражение симпатий (подход Я-Понимаю или Я-Сожалею, а не Я-Знаю-Как-Решить-Проблем), т. е. большая эмпатия, процесс сопереживания (эмпатийная сторона), а не действие и не результат.
Итак, гендерные различия являются одним из существенных факторов, обеспечивающих понимание в межличностном общении.
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
В данном исследовании нами ставилась цель изучить влияние гендерной идентичности (показатель гендерной социализации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом).
При проведении гендерных исследований, первоначально проводят исследование гендерной идентичности – ролевых позиций, которые люди занимают в общении независимо от пола. Различают людей с преобладанием маскулинных черт, фемининных, андрогинов (сильно выражены обе черты), полонедифференцированных (обе черты не выражены).
Различия в ценностных ориентациях: маскулинность – независимость, социальная успешность, высокий уровень достижения, фемининность – любовь, семья, человеческие отношения.
С целью изучения особенностей гендерной социализации и влияния гендера на общую структуру общения подростков и установления отношений в группе нами было проведено обследование 52 старших подростков.
Экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная
школы № 155г. Челябинска. В исследовании приняли участие 52 учащихся 9–11 классов, в возрасте 15–17 лет.
Методики исследования:
– методика полового дифференциала В.Е. Кагана (см. Приложение 1);
– вопросник С.Бем – для диагностики маскулинности–фемининности (см. Приложение 2);
– методика определения индекса групповой сплоченности Сишора – для определения степени интеграции группы, ее сплочения в единое целое (см. Приложение 3);
– тест на оценку самоконтроля в общении М.Снайпера – для изучения коммуникативного контроля в различных жизненных ситуациях (см.Приложение 4);
– методика «Потребность в общении» – для диагностики потребности подростков в общении (см.Приложение 5);
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Данные, полученные в ходе исследования, показывают преобладание среди подростков андрогинного типа личности, диагностированного у 62% испытуемых в нашей выборке (из них юноши – 53%, девушки – 47%). Фемининный тип личности выявлен у 25% подростков, а маскулинный – только у 13%.
При этом нами не было выявлено ни маскулинных девушек, ни фемининных юношей. Также в обследованной выборке не обнаружено подростков, чей гендерный портрет можно было бы отнести к недифференцированному типу.
Самооценка склонности к лидерству у подростков в зависимости от гендерного типа личности различна. Чаще всего оценивали себя низко с точки зрения способности к лидерству (1 балл по шкале «лидерство«) фемининные подростки (23%). Они же реже всего давали себе высокий балл – только 7%. Увереннее всего заявляли о своем лидерстве маскулинные подростки – максимальную оценку дали себе 86%. Андрогинные подростки более чем в половине случаев оценили свою склонность к лидерству в 3 балла (56%), а средний балл поставили в трети случаев (34%).
Значение индекса групповой сплоченности у подростков в зависимости от гендерного типа отличается. Фемининные и андрогинные подростки, процентное количество которых в группах с низким, высоким и средним значениями индекса групповой сплоченности практически совпадает, продемонстрировали достаточно высокий уровень включенности в группу и взаимного единства. Среди маскулинных подростков гораздо больше тех, кто показал низкие значения индекса групповой сплоченности (29% против аналогичного показателя у андрогинных и фемининных подростков – 31%). А средние значения маскулинные подростки демонстрировали существенно реже – в 43% случаев против 63% у андрогинных подростков и 61% – у фемининных (см. рис.1).
Рисунок 1. Соотношение гендерного типа личности и индекса групповой сплоченности
Подростки с преобладанием фемининных и андрогинных черт личности в своем большинстве имеют высокие показатели потребности в общении, выраженное стремление к поддержанию общения и расширению сферы общения, для них важны межличностные взаимоотношения в целом, доброжелательность и отзывчивость. Подростки с маскулинным типом личности проявляют среднюю и низкую потребность в поддержании общения. По результатам видно, что эта потребность не является доминирующей, они не стремятся к новым контактам и не зависят от этих контактов. Гендерная идентичность оказывается взаимосвязанной с потребностью в общении подростков, а именно, фемининность и андрогинность определяют высокую и среднюю потребность в желании поддерживать межличностные отношения и расширять сферу общения подростков. Максимального уровня потребность в общении достигает у фемининных подростков (см.рис.2).
Рисунок 2. Соотношение гендерного типа личности и потребности в общении
Далее по методике на оценку самоконтроля в общении М.Снайпера все маскулинные подростки (100%) показали ориентацию на индивидуалистические отношения, что хорошо согласуется с выявленным ранее у этих подростков нейтральным восприятием своего класса и отсутствием стремления к совместным формам деятельности. Если посмотреть на распределение фемининных подростков по типам отношений, то очевидны доминирование коллективистических отношений (77%) и минимальная представленность индивидуалистических отношений (15%). Подростки андрогинного типа личности балансируют между ориентацией на коллективистические отношения (44%) и индивидуалистические (53%).
Подростки, имеющие маскулинный тип личности, демонстрируют высокий уровень делового лидерства, они готовы брать на себя ответственность и организовывать деятельность класса. Эти подростки пользуются уважением среди сверстников, что нашло значимое подтверждение в нашем исследовании (p < 0,05). Маскулинные подростки используют соперничество как модель реагирования в конфликтных ситуациях, они способны конкурировать и принимать решения в ущерб другим. Эта зависимость между маскулинностью и выбором соперничества как способа реагирования в ситуации конфликта получила математическое подтверждение (p < 0,05). Подростки с маскулинной идентичностью имеют среднюю и низкую потребность в общении, не стремятся к новым контактам и, несмотря на собственную лидирующую позицию, не ориентированы на насыщенное взаимодействие. В исследовании обнаружена отрицательная корреляция между степенью проявления маскулинных черт личности и потребностью в общении (–0,298; p < 0,05). Для подростков, вошедших в эту группу, характерен индивидуалистический тип восприятия отношений, отсутствие стремления к совместным формам деятельности. Маскулинные подростки характеризуются средним или высоким уровнем самоконтроля в общении. Для подростков с выраженными маскулинными чертами личности не обнаружено однозначно выраженной связи с уровнем групповой сплоченности.
Гендерная социализация фемининных подростков разворачивается в условиях высокой потребности в общении и преимущественной ценности коллективистического типа восприятия группы. Подростки с фемининными чертами личности проявляют средний и низкий уровни лидерства, а в целом характеризуются самыми низкими показателями в отношении статуса в группе как в самооценках, так и в социометрических исследованиях делового и эмоционального лидерства. Фемининные подростки не готовы брать на себя ответственность за принятие решений, за деятельность и судьбу группы, но, с другой стороны, эти подростки и не стремятся к лидерству. Большинство подростков с фемининным типом личности имеют средний уровень самоконтроля в общении, реагируют на изменения ситуаций взаимодействия и готовы подстраиваться под партнера в большинстве случаев. Это девушки, которые воспринимают свой класс как самостоятельную ценность, проблемы группы как собственные проблемы и обладают в своем большинстве коллективистическим типом восприятия группы. Эти подростки имеют высокую потребность в общении, о чем свидетельствует и корреляционная зависимость между фемининным гендером и потребностью в общении (p < 0,05). Ученики с фемининными чертами выбирают компромисс как тип реагирования в конфликтной ситуации, то есть готовы искать и находить решения путем частичных уступок. Эта зависимость также нашла математическое подтверждение (p < 0,05).