Гендерная специфика представлений об отцовстве

Участие отца в воспитании связано не только с его ранним контактом с ребенком, но и с предварительным обучением. Было установлено, что чем увереннее чувствовал себя мужчина задолго до рождения ребенка, чем выше он оценивал свои навыки и умения, тем раньше и активнее он включался в воспитание ребенка. Мужчина подключается к воспитательному процессу, поскольку считает себя готовым и умеющим заниматься детьми. Поэтому, чтобы активизировать участие отца в воспитании ребенка, необходимо просто обучить мужчин элементарным навыкам пеленания, одевания, приготовления пищи для маленького ребенка. А обязанность системы образования – обеспечить возможность такого обучения, чтобы отец мог без страха и неуверенности подойти к своему младенцу.

В настоящее время часты жалобы матерей на неправильное отношение отцов к ребенку. Франсуаза Дольто, например, объясняет это тем, что отношения между отцом и ребенком во многом зависят от того, чем для отца был или не был его собственный отец. Если этот взрослый преждевременно потерял или вообще не знал отца, со своим сыном он ведет себя совершенно неправильно, так как не имеет никакого образца. Если он идентифицирует себя со своим отцом, он заблуждается еще больше, так как воспитывает своего сына таким образом, как будто сын – это он сам в детстве; а если он противоречит своему отцу, то ведет себя опять-таки неверно, так как единственный ориентир для него – обращаться с сыном не так, как обращались с ним, а наоборот: но в любом случае он воспитывает не детей, а себя, как будто в действительности его дети – это он сам. « Эти отношения пагубны, пока отец не поймет, что мы не должны воспитывать в нашем ребенке самих себя, таких, какими были или хотели быть, так как ребенок не должен стать ни таким, как мы, ни похожим на нас – он должен стать совсем другим». ( Дольто Ф., 1997).

Но неуверенность отцов, отсутствие чувствительности, переживаний по отношению к детям может быть кажущейся. Это подтверждает ряд экспериментов, построенных по такому принципу: испытуемый ( мужчина или женщина ) наблюдал за ребенком, находившемся в затруднительном положении в реальной ситуации, хотя чаще это была видеозапись, фотография. Затем необходимо было описать свои чувства и оценить их по пятибалльной шкале. В результате женщины говорили о более интенсивных и насыщенных переживаниях. Но это лишь личные показатели самих испытуемых. Здесь же использовали более объективный метод: измеряли физиологические реакции, сопровождающие эмоции (частота пульса, дрожание рук, потоотделение). И оказалось, что в ситуации сопереживания ребенку между мужчиной и женщиной нет никакой разницы в физиологических проявлениях. Также учитывалось реальное поведение взрослого. Было доказано, что многое зависит от наличия посторонних наблюдателей. Мужчину присутствие других сдерживало, а женщина, наоборот, вела себя более активно.

Нам кажется, что такое поведение мужчин, когда на людях они ведут себя одним образом, проявляют одни чувства, но при этом переживают совсем другое, во многом определяется рамками общества, связанными с необходимостью соответствия мужским ролям, когда им становится просто неудобно выходить из себя, например, по поводу детского плача.

По словам специалистов, качество влияния отца на детей в основном сводится к двум переменным: доля его участия в воспитании и степень его авторитарного контроля. Это можно представить в виде системы координат, где ось абсцисс идет от демократизма к жесткой дисциплине в отношении детей, а ось ординат – от полного пренебрежения отцовскими обязанностями до систематического участия в воспитании детей.

Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный отец. Отцовство – общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель. « Отцовское чувство практически лишено биологического компонента». (Кочубей Б.И., 1987). Поэтому, чтобы быть ребенку настоящим отцом, нужно просто хотеть и уметь им быть и чтобы в этом были заинтересованы как мать, так и сам ребенок.

Так, в ряде исследований говорится о том, что наличие отца и его положение в семье влияют на способности ребенка, его интерес к учебе (Н. Редин). По зарубежным данным, мальчик лучше учится, если он чаще бывает с отцом и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Само собой, что активный, деловой, нацеленный на успех отец, вызывает у сына стремление соответствовать этому образцу. Таким образом, прочное, уверенное, лидирующее положение мужчины в семье благоприятно влияет на школьные успехи сына. А грубость, авторитарность, жесткость отца вызывают у мальчика чувство неуверенности в себе, тревоги, заставляя тем самым избегать риска. Такой школьник боится трудного материала, особенно неправильно его понять, что проявляется в страхе перед математическими и физическими задачами.

С дочерью отношения еще более сложные, так как часто, даже при неплохих способностях, отца бессознательно внушают девочкам правила женского поведения, убеждение в том, что наука, карьера – для мужчин, а забота женщины – дом и быт, поэтому такие девочки удовлетворены собой, учатся с «натяжкой», но это их не беспокоит.

Описанные нами варианты влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка относятся к наиболее часто встречающимся тенденциям. В истории известно немало гениев, потерявших отца еще в раннем возрасте. И, если интеллект, умственная одаренность больше связаны с наличием успешного, активного отца, то высокий уровень творческих способностей отмечают у детей, брошенных отцами. Также, если брать наиболее обеспеченные слои общества, способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

Как мы уже говорили, отец оказывает влияние и на личностное развитие ребенка. Традиционная точка зрения приписывает отцу дисциплинирующее влияние. Считается, что твердая мужская рука поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди морали, то есть в основе развития нравственности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Но мы не можем полностью придерживаться этого, так как существуют данные Европы и Америки, которые свидетельствуют об отсутствии связи между строгостью отца и уровнем развития нравственных качеств сына. Даже есть противоположное явление: у суровых отцов сыновья лишены способности к сочувствию, агрессивны и иногда асоциальны. Самоуважение их снижено, а страх наказания становится движущей силой их поведения.

У девочек, по мнению американского ученого У. Бронфенбреннера, жесткость отца может положительно влиять на развитие моральных качеств, но лишь в раннем возрасте. Но обычно частые физические наказания являются следствием низкого уровня морального развития.

Это отрицательные стороны мужского поведения, которые способна компенсировать мать в своих поступках. На самом деле « теплые, дружественные отношения с четким осознанием границ, что можно и чего нельзя, - оптимальные условия для формирования таких качеств, как честность, откровенность, отсутствие эгоизма. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви». (Кочубей Б.И., 1987). Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показало, что первые говорят о своих отцах с большой теплотой, чем вторые.

В неполных семьях отсутствие мужчины оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, особенно мальчика. Такие дети труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а, став взрослыми, испытывают трудности личной жизни. Но это не говорит о том, что в полных семьях все так хорошо. Есть случаи, когда даже при наличии отца вырастают дисгармоничные тревожные и плохо социализированные дети. Установлено, что в семьях, где мать занимает доминантные позиции, а отец представляется забитым, вытесненным, у детей встречаются неврозы, бронхиальная астма и некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков. Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье, они усваивают образ мужчины как «лишнего» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец сохраняет хоть крохи привязанностей детей, то потеря уважения к отцу ведет к потере самоуважения, что является препятствием для личностного роста. Когда сын не уважает отца, не испытывает к нему чувства любви, его собственное отношение к себе может не пострадать, и, отвергнув образ отца, будет просто искать другие мужские идеалы. И, наконец, есть случаи, когда даже при доминантном положении матери, мальчик испытывает к отцу чувство любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное.

Из выше приведенных примеров можно выделить 3 варианта развития мужских качеств у мальчиков: недостаток этих качеств, избыток и норма.

При недостатке мужских качеств ребенок растет пассивным, послушным, аккуратным, мало интересуется спортом. Такой мальчик нравится родителям, родственникам, учителям, поскольку не доставляет никаких хлопот.

При избытке мужских качеств растет нагловатый, самоуверенный человек, который ищет удовольствие в драках, а девочек не считает за людей. Такой тип никому не нравится. Однако часто подростки воспринимают хамство и силу как единственное средство утверждения своего мужского «я», что компенсирует недостаток мужских качеств (1 тип).

При норме мужских качеств мальчик уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, в меру агрессивен. Он инициативен, интересуется специфически мужскими предметами. Он четко осознает себя будущим мужчиной, защитником слабых, у него иногда могут быть вспышки агрессии,

Но взрослые, борясь с ними, могут препятствовать их развитию.

Девочки же менее ранимы в этом отношении, они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он добр и ласков с ними. Дочери важнее не то, кто руководит в семье, а то, насколько конфликтны отношения родителей. По мере взросления девочки начинают относиться лучше к отцу и хуже – к матери, у них развивается чувство жалости к отвергнутому отцу и ненависть к матери, способной унизить и оскорбить мужа на глазах дочери.

Огромную роль в судьбе девочки играет, прежде всего общая оценка отцом ее внешней привлекательности, когда внешность становится важным фактором самоуважения девочки. Если отец не общается с дочерью и даже указывает на ее непривлекательность, ей трудно будет в жизни и потребуется немало усилий, чтобы поверить в свое достоинство. Если отец обожает дочь и даже в некоторой мере превозносит ее, она с трудом будет привыкать к тому, что некоторые мужчины будут относиться к ней без восхищения. Если девочка с детства лишена отца, ей будет очень трудно общаться с мужчинами ввиду отсутствия мужского образца. И в самом лучшем положении будет находиться та, чей любящий отец мягко и ненавязчиво напоминал ей о ее красоте, достоинстве, формируя устойчивое, положительное отношение к се6е. Из выше сказанного, на наш взгляд, можно сделать вывод, что отцовская фигура оказывает влияние на развитие личности, как мальчика, так и девочки. Однако в современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько общие характеристики его поведения, формирующие у ребенка образ доброй, уверенной в себе силы, - представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской. Отец участвует во всех сферах жизни ребенка и накладывает на них свой отпечаток, что также является подтверждением немаловажной роли наличия отца.

Огромное значение для развития детей имеют отношения между отцом и матерью. Ребенок наблюдает эти отношения, и поведение каждого из родителей становится для него моделью, образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества больше всего ценятся. Здесь он предвидит свою будущую роль, «получает сценарий для построения своих собственных отношений в дальнейшем». (Кочубей Б.И., 1987).

Все это означает, что влияние мужчины на ребенка зависит не только от самого мужчины, но и от людей, определяющих его положение, прежде всего от жены.

И мать, и отец ведут себя с ребенком в присутствии друг друга не так, как наедине. Однако присутствие жены значительно сильнее влияет на поведение отца, чем его присутствие – на поведение матери. Эксперименты показывают, что ухудшение отношений с женой существенно меняют характер беседы отца с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста: уменьшается число улыбок, доброжелательных похлопываний и других проявлений добрых чувств, увеличивается раздраженность. Отец начинает грубо отвечать на вопросы ребенка, вмешиваться в его дела, в игры, мешая ему проявлять активность. По данным американского психолога П. Гирде, появление матери значительно уменьшает активность разговора отца с сыном и эта закономерность прослеживается в разных возрастах – от 3 до 16 – 18 лет.

Отец чаще, чем мать, относится к детям по-разному в зависимости от их пола и, таким образом, оказывает важное влияние на процесс формирования их половых черт. Время, которое отец тратит на общение с маленьким ребенком, во многом определяется точкой зрения матери на положение отца в семье. У женщин, придерживающихся традиционных, патриархальных взглядов на разделение семейных ролей, мужья мало занимаются детьми. Женщины, чьи взгляды более свободны, уделяют детям чуть меньше времени, зато их мужья занимаются детьми значительно активнее.

Как правило, в семьях, где отцовское воспитание жестче материнского, вырастают более эмоционально устойчивые, умеющие правильно организовать свою жизнь дети. И наоборот, эмоциональные взрывы, немотивированные поступки, истерические реакции часто характеризуют детей, которых воспитывают суровая мать и относительно мягкий отец.

Из выше сказанного, на наш взгляд, можно выделить закономерность: роль отца, его поведение по отношению к ребенку, его активность и та польза, которую он приносит семье, зависят не только от него самого, но и от матери. И, наоборот, поведение матери во многом зависит от действий отца, которые, однако, не являются определяющими. Это все указывает на важность и необходимость совместного воспитания детей.

Концептуальная модель воздействий на ответственное отцовство

Краткая характеристика исследований в 1980 и 1990 годах свидетельствует о том, что вовлеченность отца (по сравнению с матерью) составляет около 40%, а доступность находится на уровне 2/3 по отношению к матерям. Здесь значительными факторами были возраст ребенка и день недели. Например, З.Х. Саралиева обнаружила, что «используя углубленное интервью, удалось установить, что отцы в среднем проводили с детьми 2 – 2,8 часа в день, 1,9 часа в рабочие дни и 6,5 часов по выходным. Причем время, проводимое с подростками, было существенно меньше: 0,5 – 1,0 часа в будни и 1,4 – 2,0 часа по выходным». (Саралиева З.Х., 2002).

Наиболее характерная модель, часто используемая в литературе по отцовству – четырехфакторная модель вовлеченности отца Lamb and Pleck, которая основана на более широкой теории идентичности. Они предположили, что вовлеченность отца определяется мотивацией, умением, уверенностью в себе, социальной поддержкой и институциональной практикой. Эти факторы можно рассматривать как дополнительные, вытекающие один из другого и как взаимодействующие друг с другом, при этом один фактор обязательно предшествует другому, например мотивация может быть необходима для дальнейшего развития навыков.

Концептуальная модель затрагивает отцовство, как в браке, так и независимо от совместного или раздельного проживания с ребенком, и нацелена на факторы, помогающие создать и укрепить связь отца с ребенком. Эта модель является попыткой преодолеть двоичный подход традиционной теории развития ребенка, выделив сначала треугольник мать-отец-ребенок, а затем и более серьезные факторы, воздействующие на отцовство.

Модель выделяет личные (индивидуальные) факторы отца, матери и ребенка; факторы взаимоотношений между родителями, а также более серьезные факторы окружающей среды. Внутри каждой из этих сфер модель выделяет ряд специфических факторов, выделенных с помощью исследований. В центре – взаимодействие отца, матери и ребенка, каждый из них значим, и его поведение воздействует на поведение других. Они входят в более широкий социальный контекст, который влияет как на них по отдельности, так и на их взаимоотношения. Все факторы в модели также влияют на взаимоотношения матери и ребенка, так как они характерны для родительства в целом, но многие из них касаются в большей степени отцовства. Стрелки на рисунке указывают на отношения отец-ребенок, в частности на четыре области (сферы) ответственного отцовства: биологическое отцовство, присутствие, материальная поддержка и вовлеченность в жизнь своего ребенка.

Хотя модель может отобразить косвенное влияние отца на детей через поддержку матери, центральным в данном исследовании является непосредственное взаимодействие отца и ребенка.

Исследование придерживается представления о том, что отношения отец-ребенок в большей степени подвергаются воздействию трех основных составляющих этой модели: отношений между родителями, факторов другого родителя и контекстуальных факторов.

Отношения между родителями

Ряд исследований показало, что качество отношений отца и ребенка, как в семье, так и вне ее, больше зависит от качества отношений между родителями. Отцы отделяются от своих детей, если они не ладят с матерями, тогда как матери не настолько сильно отделяются в схожей ситуации. Это один из способов понять тенденцию ухода отцов из жизни детей после развода. Для многих мужчин брак и отцовство неразрывно связаны. В американской культуре, например, женщина остается матерью на всю жизнь, а мужчина является отцом только, если он женат. Одной из причин, по которой отцовство зависит от супружеских отношений, является то, что стандарты отцовства не такие жесткие. В семьях часто обсуждают обязанности отцов, чем матерей. Как утверждают Lewis и O Brien, мужчины хуже осознают свои обязанности как отца, чем матери свои. Поэтому, поведение отцов находится под влиянием их собственных ожиданий, а также, ожиданий матерей, детей, родственников и окружающих (Саралиева З.Х.,2002).

Материнские факторы

Среди внешних факторов, влияющих на отцовство, особенно выделяются материнские, потому что матери играют роль партнеров, а иногда мешают развитию отношений отца с ребенком, как в браке, так и вне его. Материнские факторы сочетаются с факторами отношений между родителями, потому что чувства матери к отцу влияют на их взаимоотношения. Но есть факты, доказывающие, что даже при удовлетворительных отношениях между родителями, присутствие отца в жизни ребенка, особенно маленького, часто зависит от отношений матери к нему, материнских ожиданий и поддержки отца, также как и степени ее занятости. Исследования показывают, что большинство замужних и незамужних матерей двояко относятся к активной вовлеченности отцов в жизнь детей. Если мы примем во внимание ряд культурных аспектов, которые обуславливают выполнение женщинами материнской роли, становится очевидным, что активное вмешательство отцов в жизнь детей в некоторой степени угрожало бы самоидентификации женщины и чувству контроля над этой главной областью их жизни (Саралиева З.Х.,2002).

Контекстуальные факторы

В наше время существует, на наш взгляд, чрезвычайная зависимость отцовства от общественной и институциональной практики, начиная от установления официального отцовства до большего воздействия безработицы на отцовство, чем на материнство. Низкий доход и невозможность устроиться на лучшую работу особенно отрицательно сказываются на отцовстве. Пренебрежение материальными и психологическими обязанностями среди бедных, безработных мужчин и мужчин, переживающих финансовый кризис и проблемы с работой, частично является последствием высокой зависимости отцовства от успешности в окружающем мире.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты