Гендерная специфика представлений об отцовстве

Гендерная специфика представлений об отцовстве

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психолого-педагогический факультет

Кафедра возрастной и педагогической психологии



Гендерная специфика представлений об отцовстве


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


студентки дневного отделения

555 группы (специальность

«Психология»)

Казаковой Полины Александровны

Научный руководитель

Доцент, канд.психол.наук

Семенова Лидия Эдуардовна

К защите допускаю

Зав. Кафедрой возрастной и

Педагогической психологии

к. психол.н., доцент Е.Е.Дмитриева

_________________________




Нижний Новгород

Оглавление


Введение

Глава 1. Анализ научных исследований по проблеме отцовства

1.1 Родительство и отцовство как социальные институты

1.2 Специфика личностного развития современных мужчин

1.3 Роль отца в воспитании подрастающего поколения

1.4 Представление об отцовстве по материалам научных исследований

Глава 2. Исследование содержательных аспектов женских и мужских представлений об отцовстве

2.1 Программа исследования

2.2 Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве

2.3 Содержательные аспекты женских представлений об идеальном отцовстве

2.4 Гендерная специфика представлений об идеальном отцовстве по материалам эмпирического исследования

2.5 Возможные направления психологической работы по проблеме воспитания мужчины как будущего отца

Заключение

Литература

Приложение


Введение


Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая о существовании отца. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще не упоминается. Это происходит из-за того, что в совершенно разных обществах распространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен для воспитания ребенка (Кочубей Б.И., 1990). Хотя уже в 1953 году вышла книга американских педагогов Инглиша и Фостера «Отцы это тоже родители», а также выходили периодические публикации, например, «Отец - забытый родитель».

Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х годов и был связан с переоценкой роли женщины в семье и, в частности, демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занимались такие ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и др. Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в семье. Сейчас этот интерес уменьшился, ведь уровень разводов достиг 50%, а 1/3 всех детей рождаются в неполных семьях.

Исторические и социологические исследования отцовства показали, что оно представляет собой социальное явление. «Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях» (Саралиева З.Х., 2002).

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» - один из самых распространенных стереотипов общественного сознания. Всюду ученые и публицисты констатируют о роли безотцовщины, незначительности и бедности отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, о педагогической некомпетентности, неумелости отцов, о незаинтересованности и неспособности отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми. Однако интерпретируют эти факты разные ученые по-разному. Одни полагают, что происходит быстрое, неуклонное и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Другие склонны думать, что так было всегда, что отцы никогда не играли важной роли в воспитании детей и сегодняшние тревоги отражают только сдвиги в стереотипах массового сознания.

Из всего выше перечисленного безусловной и грустной реальностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей (Кон И.С., 2003). В большинстве индустриально-развитых стран неуклонно растет удельный вес детей, воспитывающихся без отцов. Однако растет и число одиноких отцов.

Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но так было не всегда, мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, пример для подражания, наставник. В современной городской семье мальчики уже не видят как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрен пьедестал. (Кон И.С., 2003).

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается. Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражается в стереотипном образе отцовской некомпетентности. Американские исследователи Р.Дей и У.Маккей проанализировали 218 карикатур, опубликованных между 1922 и 1968 гг., изображающих взрослых с детьми. Оказалось, что мужчины изображаются некомпетентными в 78,6% и компетентными в 21,4% карикатур. Мужчина, таким образом, оценивается по традиционно женским критериям, по той деятельности, которой отцы никогда раньше всерьез не занимались и к которой они социально и психологически плохо подготовлены.

Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка – важное событие, которое часто недооценивается. Для большинства мужчин это символизирует переход от одной стадии жизненного цикла к другой и именно рождение ребенка можно считать началом взрослости.

В некоторых случаях ожидание и рождение ребенка могут быть для отца настоящим кризисом, в котором можно выделить 4 стороны: материальная, временная, психологическая и сексуальная.

У молодых отцов нередко отмечаются проявления эмоций, страха, депрессии, тревоги. «Эти изменения, происходящие в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка и особенностями его темперамента, значительно больше, чем подобные изменения у молодой матери» (Кочубей Б.И.,1990). А это противоречит общепринятому мнению, что появление ребенка для мужчины менее важное событие, чем для женщины.

С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и другие трудности). И практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. (Кон И.С., 2003). Это способствует более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку.

Таким образом, положение мужчины в период становления отцовства – тяжелый, кризисный момент. Будущие отцы также как и матери нуждаются в особой поддержке, помощи и подготовке со стороны специалистов- психологов, педагогов, медицинских работников к принятию новой роли.

В последнее время наблюдается тенденция роста неполных семей, за счет увеличения количества разводов, смертности среди мужского населения и матерей-одиночек, что ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Поэтому в нашей работе мы ставим перед собой целью рассмотреть, как же влияет наличие/отсутствие отца на личностное развитие ребенка в период детства.

Целью нашего исследования мы ставим изучение специфики содержательных аспектов представлений об идеальном отцовстве, в гендерном измерении.

Объект нашего исследования - отцовство как социально – психологический феномен.

Предмет исследования - качественные характеристики представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве.

Гипотезы исследования:

В системе представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве будут существенно преобладать гендерно - стереотипные характеристики;

содержательные аспекты представлений об идеальном отце будут варьироваться в зависимости от пола испытуемых, т.е. иметь гендерно – маркированную специфику, а именно: у мужчин образ идеального отца будет в большинстве своем соответствовать стандартам «нормативной мужественности»; у женщин он окажется менее традиционным;

характер восприятия испытуемыми образа идеального отца может быть обусловлен возрастом и фактом наличия/ отсутствия у них собственных детей, в частности: представления об отцовстве у женщин и мужчин зрелого возраста, имеющих детей, будут более дифференцированы, стереотипизированы и эмоционально насыщены по сравнению с девушками и молодыми людьми, не имеющими детей.

Задачи исследования:

Изучить содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве и провести сравнительный анализ качественных характеристик образа идеального отца у испытуемых разного пола, имеющих и не имеющих детей;

Изучить содержательные аспекты женских представлений об идеальном отцовстве и провести сравнительный анализ качественных характеристик образа идеального отца у испытуемых разного возраста, имеющих и не имеющих детей;

Выявить гендерную специфику представлений об идеальном отцовстве.

Разработать некоторые практические рекомендации по организации психологической работы в плане оптимизации представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве;

Эмпирическое исследование составило слабоструктурированное проблемно – ориентированное интервью.

Выборка – 15 мужчин, имеющих детей , 15 молодых людей, не имеющих детей; 15 женщин – матерей, 15 девушек, не имеющих детей. Всего 60 человек в возрасте 17-28 лет и 30-47 лет разных профессий.

Глава 1. Анализ научных исследований по проблеме отцовства


1.1 Родительство и отцовство как социальные институты


Как правило, говоря о родительстве, многие авторы подразумевают в этом контексте только матерей. Именно им посвящены многочисленные пособия по уходу за детьми и их воспитанию. В большинстве случаев именно материнское отношение является синонимом родительскому отношению, в связи с чем исследователи, обсуждая проблему детско – родительских отношений, изучают, прежде всего, отношения между матерями и детьми. Так в литературе много внимания уделяется психологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека: Д. Боулби, М. Эйнсворт, Брутман В.И.,1996, Филиппова Г.Г., 1999; Батуев А.С., 1996, Волков В.Г., Садкова Ю.С., 1995; Баженова О.В., Баз Л.Л.,1993, Коваленко Н.П., 1998; Шмурак Ю.И., 1993; Радионова М.С., 1996 и др.

Родительство в каждой психологической школе называется весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими положениями авторов. Так, Э.Фромм, рассматривал родительство как фундаментальную основу развития ребенка; Э.Эриксон в своей эпигенетической конценции подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к их защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нем. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Несмотря на различие в терминологии (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т.д.), эта двойственность прослеживается в большинстве описаний родительского отношения, представленных в классических западных теориях .

На протяжении более века американское общество дискутировало по поводу того, что значит быть "ответственным родителем". Если большинство дискуссий о матерях 6ыло о том, что они должны быть вне семьи (если вообще должны что-то делать), то темой дискуссий об отцах была их роль в семье: какую роль должны играть отцы в жизни детей помимо общепризнанной роли кормильца. В какой степени они должны брать на себя функции по воспитанию детей, а также представлять модель мужского поведения?

В настоящее время появляется все больше исследований, затрагивающих проблему личностного развития мужчин и тему отцовства, в частности (Гурко Т.А.,2000, Зидер Р.,2001, Кон И.С.,2003). Среди публикаций можно встретить работы как отечественных, так и зарубежных авторов, но лишь немногие из них дают определение отцовства.

Так, согласно точке зрения Маргарет Мид отец есть биологическая необходимость, но социальная случайность ( цитир. по: Кочубей Б.И.,1990). По мнению Э. Фромма, отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир (Фромм Э.). Как можно видеть, в этом определении делается акцент на непосредственные функции, связанные с отцовством. Как показали исторические и социологические исследования отцовства, данный феномен представляет собой социальное явление (Гурко Т.А.,2000). Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях (Кон И.С.,2002). При этом многие авторы, участвовавшие в социологическом и историческом анализе указывают на то, что дать определение отцовству независимо от главных аспектов материнства и общественных представлений о воспитании детей невозможно. Вместе с тем, они утверждают, что отцовство имеет четкую структуру, которая рассматривает его не просто как набор характеристик или моделей поведения конкретных мужчин или даже вариантов отношений отцов с детьми, а как многосторонний процесс, затрагивающий отцов, матерей, близких родственников, культурные условия и общественные институты. Исходя из этих размышлений, авторы все-таки определяют отцовство как продукт образа жизни, убеждений, побуждений, ценностных ориентаций и моделей поведения.

Сейчас, ввиду того, что количество разводов увеличилось, появился термин «ответственное отцовство». «Ответственный» значит «обязанный». Этот термин, как считает З.Х. Саралиева, содержит нравственное значение, потому что предполагает наличие отцов, попадающих под определение «безответственные». Считается, что мужчина, чье поведение является ответственным по отношению к ребенку, поступает следующим образом:

- он не заведет ребенка, пока не подготовится к этому морально и материально;

- он официально оформляет свое отцовство в случае рождения ребенка;

- он разделяет с матерью ребенка материальные затраты по содержанию младенца, начиная с момента беременности матери;

- он активно разделяет с матерью ребенка все заботы по эмоциональной и физической заботе о ребенке с момента рождения. (Саралиева З.Х.,2000).

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, справедливо констатировать наличие среди имеющихся точек зрения двух противоположных мнений. Согласно одному из них, отец необходим лишь для зачатия ребенка и в воспитании детей не оказывает никакого влияния на их развитие. С позиций второго подхода отец рассматривается как человек, наделенный всеми необходимыми качествами, которые в сочетании с женскими качествами дают крепкую основу для полноценного развития ребенка.

Необходимо отметить, что в современном обществе институт отцовства претерпевает существенные изменения. Например в ФРГ, государство, частично взяв на себя функции семьи, в том числе и функцию отца как лица, обеспечивающего благосостояние семьи, отбирает его у самих индивидуумов, членов семьи. Институт отцовства теряет свой сугубо экономический смысл (Гурко Т.А., 2000). Так, функции отца по материальному обеспечению и защите берут на себя уже различные государственные учреждения. В не зарегистрированных браках детям дается фамилия матери, а фундаментальная функция продолжения рода может быть передана некой организации, например, центру планирования семьи. Но, на наш взгляд, в противоречиях между государством и институтом родительства есть свои плюсы, так как происходит освоение новых функций и появляется новый тип отца, который много времени уделяет воспитанию детей. В результате происходит изменение самой задачи воспитания. Родители стараются развить в детях независимость и способность к достижению цели, сделать их конкурентоспособными, что обеспечит их будущее. Скорее всего, отец не теряет свои функции, которые на самом деле лишь усложняются ввиду происходящих изменений в обществе, а приобретает все новые функции. Это подтверждает и И.Г. Остроух, который говорит об освоении мужчинами новых функций, которые прежде входили в круг обязанностей матери. По его словам, современные отцы могут обладать четырьмя главными качествами: любить, понимать, помогать, давать необходимую для развития свободу.

Таким образом, как показывает анализ публикаций, материнство и отцовство рассматриваются сегодня как равные и желанные обязанности, мужчины более сознательно подходят к выполнению многогранной роли отца. Все больше авторов ставят под сомнение традиционное распределение ролей.

Так, давно доказано, что с самого рождения ребенку необходим отец, который является неким образцом для создания, в частности, у мальчиков, мужской идентичности (Кон И.С.,2003). Отношения мужчина-ребенок у различных народов, в разных культурах очень разнообразны: от тесной дружбы и постоянного ухода отца за сыном до полного отсутствия каких-либо контактов между ними.

Например, у народа Манус (Новая Гвинея), начиная с годовалого возраста отец берёт на себя практически всю заботу о ребёнке: уход, питание, воспитание. Отношения между мужем и женой почти враждебные, поэтому большой победой считается день, когда мать перестаёт кормить ребёнка грудью и отец отнимает его. Он забирает как сына, так и дочь, которую обычно передаёт на воспитание своей сестре. С сыном занимается исключительно сам: гладит ребёнка, дует на него, щекочет и играет с ним. По ночам они спят вместе, а днём посещают мужской клуб, куда женщинам заходить запрещается, но где может находиться любимая маленькая дочка (Кочубей Б.И.,1990).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты