Глубинные аспекты мужской психологии

У мужчины, находящегося в таком состоянии, появляется потребность в том, чтобы найти новую прекрасную даму, способную отстоять его в поединке с омерзительной каргой. Но пока он не отыщет пути к примирению с мрачным теневым элементом, ни прежняя, ни новая дама, какими бы прекрасными они ни были, в столь трудную минуту ничем не смогут ему помочь.

Женщину можно считать гениальной, если она может оставаться спокойной, когда наступают тяжелые времена для близкого ей мужчины. Такое поведение защищает ее от проекции зловещей карги, которую мужчина будет только рад на нее возложить. Слегка отстраненное спокойствие, когда поведение человека "не принимается близко к сердцу",- самый ценный подарок мужчине, на который в это время способна женщина.

В нашу эпоху транквилизаторов существует общее мнение, что следует изо всех сил избегать этой гнусной твари или, по крайней мере, считать ее болезнью, которую необходимо как-то лечить. Избавиться от ее мрачного присутствия - значит лишить себя шанса эволюционного развития, который она всегда несет в себе.

Таковы отношения Парсифаля с отвратительной каргой. Весь королевский двор оторопел от происходящего. Ее обвинения никто не пытался оспорить, никто не возразил ни слова, ибо все сказанное оказалось чистейшей правдой.

Разделавшись с Парсифалем, ведьма принялась раздавать задания и поручения 466 рыцарям, находившимся при дворе короля Артура. (Точные числа в мифе часто проясняют положение вещей, а иногда в той же мере его запутывают. Я не имею понятия о том, какое отношение к чему-либо имеет число 466. Но эти 466 рыцарей остаются как послание бессознательного, даже если на сознательном уровне мы не усматриваем никакой связи.) Один рыцарь должен был снять осаду с замка, другой - покончить с ужасным драконом в соседней стране. Все получили персональные поручения и отправились их выполнять.

Каждый рыцарь остался наедине с самим собой. В этот момент закончилась общая активность. Наступило время индивидуальных испытаний. Рыцарям запрещалось брать с собой жен и прекрасных дам. Им следовало выполнять порученное задание в одиночку.

Возможно, изменение главной установки является единственной приемлемой реакцией на отчаяние, порождаемое появлением мерзкой карги. Когда мужчина осознает, что он уникален и одинок в своих поисках, он вырвется из-под власти злющей ведьмы. Любое психологическое страдание (или счастье, если понимать его в широком смысле) - явление относительное. Если человек принимает одиночество, на которое его обрекает странствие, у него уже нет никаких

возможностей для сравнения: он живет в экзистенциальном мире, где вещи просто существуют. В этом мире нет ни счастья, ни несчастья в обычном понимании этих слов, в нем человек может пребывать в единственном состоянии, которое правильнее всего было бы назвать Экстазом. Мы чувствуем горечь во рту, принимая подарок злой карги, но, к сожалению, нет никого другого, чтобы передать нам этот дар. Возможно, эта мудрость была известна жившему в средние века автору изречения: "Страдание - ближайший путь к преображению".

Отдав должное злой карге и получив от нее новый взгляд на смысл своих поисков, во второй половине жизни вы можете оказаться в заветной гавани.

Возможно, наша культура станет осознавать эту часть мифа, когда достаточное число людей, подчиняясь приказу зловещей ведьмы, разбредется поодиночке в разные стороны, пройдет свои индивидуальные испытания и завершит путь в Замке Грааля. Но я не думаю, что эту проблему когда-нибудь удастся решить коллективно. Хорошо это или плохо, но каждый из нас - личность, и у каждого свой, индивидуальный путь. Вот почему столь неэффективны социальные движения, в которых принимают участие большие массы людей. Я могу лишь сожалеть об этом, ибо наш путь становится не легче, а, наоборот, намного сложнее, но такова реальность.

Злая карга во второй раз отправила Парсифа-ля на поиски замка Грааля. Парсифаль дал священную клятву, что не будет дважды ночевать в одной постели до тех пор, пока не окажется в замке.

Итак, можно понять, как поступать при появлении зловещей карги. Она может оказаться очень полезной. Не следует принимать транквилизаторы и гнать ее прочь, не стоит устранять ее при помощи другой прекрасной дамы, не нужно пытаться ее переспорить. Когда к 40-50-летнему мужчине врывается омерзительная тварь со справедливыми обвинениями, достающими до самого нутра, ему не стоит даже пытаться от них увиливать. Желание освободиться от обвинений ужасной женщины вполне естественно, но нив коем случае не следует этого делать. Необходимо с ней поладить. Лучше просто принять как должное все обвинения, которые она будет вам предъявлять, сидя на своем муле, пока они не иссякнут. Их нужно вытерпеть, ибо, окончив свою долгую речь, она вновь отправит вас на поиски. В этом и состоит ее назначение.

В это время реальная женщина, находящаяся рядом с мужчиной, должна оставаться очень спокойной. Во-первых, чтобы избежать тяжелой ноши проекции ведьмы, которой готов наградить ее мужчина. Во-вторых, чтобы мужчина мог сам нести свое бремя и получить опыт глубинных опустошающих переживаний. Если он сможет довериться карге, та скажет ему, что надо делать. Она обязательно прикажет ему продолжать поиски.

Итак, все рыцари короля Артура, сохраняя целомудрие, отправились выполнять задания. Я еще раз хочу напомнить, что здесь не идет речь о реальной женщине из плоти и крови. Имеются в виду целомудренные отношения с внутренней женщиной, которую легче всего идентифицировать с чувственной стороной человека или, не дай бог, с его настроением.

Рыцари приняли к сведению правило, что они не должны ни соблазнять, ни соблазняться, если хотят увидеть Грааль. И все, за исключением Парсифаля (и Галахада в английской версии легенды), не смогли ему следовать. Из одиннадцати тысяч строк поэмы многие посвящены разным рыцарям, их славным делам и в конечном счете невозможности устоять перед искушением и соблазном.

Сплошь и рядом люди уступают соблазну. Это означает, что многие, даже очень многие части личности мужчины проходят через испытания, но в конце концов подчиняются власти анимы. Многие части личности попадают под власть настроения, оказываются в ловушках или вовлекаются в противоречия анимы. Но главная часть личности мужчины - Парсифаль - может запомнить, понять и пройти весь путь до конца, чтобы вновь оказаться в Замке Грааля.

 [Академия Знакомств [Sоblаznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

Парсифаль прошел через множество испытаний. В одних версиях мифа сообщается, что он путешествовал пять лет, в других - целых двадцать лет. За это время он испытал множество приключений, пережил много горечи, избавился от разных иллюзий и становился все тверже и тверже, все более отдаляясь от Бланшфлер - своего фемининного сознания. Он забыл, зачем ему понадобился меч. Парсифаль по-прежнему побеждал всех встречавшихся ему рыцарей, но для сражений было все меньше причин, и от побед он получал все меньше наслаждения. Эти годы для мужчины среднего возраста можно назвать "пустыми". В это время он все меньше и меньше понимает, что делает, и даже если и отвечает на вопрос о смысле жизни, то делает это весьма уклончиво.

Однажды ему встретились несколько медленно бредущих странников. Они спросили его: "Что за нужда заставляет тебя скакать во весь опор вооруженным в Страстную пятницу,

в день смерти Господа нашего Иисуса Христа?" "А что,- переспросил их Парсифаль,- разве сегодня Страстная пятница?" "Пойдем с нами,- сказали странники,- в лес к отшельнику, чтобы исповедаться и приготовиться к Светлому Воскресению". Парсифаль сразу очнулся от своей мечтательности и скорее по инерции, чем по вдохновению последовал за странниками к лесному отшельнику.

ВНУТРЕННИЙ ОТШЕЛЬНИК


И тут на Парсифаля нахлынули воспоминания. Парсифаль задумался, воскрешая в памяти то, что рассказывала ему о церкви мать. Он вспомнил о Бланшфлер, о замке Грааля и погрузился в ностальгию, терзаясь угрызениями совести. Парсифаль спросил у странников, куда они направляются, и услышал в ответ: "К отшельнику для покаяния". Он отправился с ними.

Наконец, они добрались до хижины отшельника, который оказался родным дядей Парсифаля, братом его отца, ставшим монахом.

Отшельник - это интровертированная часть унаследованной нами маскулинности. Если вся маскулинная деятельность экстравертирована, пять или двадцать лет активности проходят без особой пользы. Наконец, человек утверждается в том, что из-за возникшего противоречия он не способен двигаться по намеченному пути. Он убеждается, что ни второй миллион, ни вторая жена, ни новое занятие не могут решить его проблему. Тогда он поворачивается к своему интро-вертированному отшельнику, живущему в маленькой хижине в дремучем лесу. Именно здесь он находит необходимый запас силы и энергии.

В это время мужчине следует на шесть недель оставить работу и отправиться на поиски внутреннего отшельника - значительной доли интровертированной энергии. Найденные внутренние ресурсы создадут ему необходимую перспективу на следующий этап жизни. Очень часто люди делают такую паузу против своей воли, попадая в больницу и обрекая себя на полную бездеятельность. Так или иначе они оставляют работу, но делают это не добровольно, а вынужденно. Это очень жесткий выход из положения, но он может оказаться единственно верным в том случае, если мужчина не осознает потребности в интроверсии, принимая решения только на сознательном уровне. Но результат оказывается одним и тем же: энергичный мужчина прекращает активную деятельность и на время уходит в себя.

Кроме того, отшельник может олицетворять иной путь развития, отличающийся от пути Красного Рыцаря. Как правило, проходя через поединок с Красным Рыцарем, мальчик набирается силы, отправляется в странствие и получает в руки меч. Но есть и другой путь. Очень немногие подростки, спокойные интроверты, идут по пути отшельника. Такой путь тоже вполне закономерен, его легко распознать, так как здесь не возникает переживаний и противоборства с Красным Рыцарем. Юноша не ставит перед собой цели получить лавровый венок победителя, не стремится к вершине, к первенству в обществе или сообществе. Символически это означает, что он поселился в уединении и покое в хижине среди дремучего леса. Это особый путь.

Выбрав путь отшельника, мужчина меньше разрывается между противоположными полюсами. Он не теряет Замок Грааля так безысходно и трагично, как это произошло с Парсифалем. Не так уж редко у отцов - Красных Рыцарей по своей природе - вырастают отшельники-сыновья, но этот путь продолжают лишь очень немногие. Если у вас такой сын, не толкайте его на путь Красного Рыцаря. У него своя судьба.

Разумеется, здесь есть множество упрощений. Каждый из нас в жизни следует в двух направлениях. Какая-то часть личности мужчины идет по пути отшельника. Это заметно, когда мужчина может бесцельно бродить полдня в одиночестве. В каждом из нас живет отшельник, и мы с ним идентифицируемся при необходимости что-то быстро осознать. Поэтому не будет большой ошибкой сказать, что в каждом мужчине содержатся обе части. Чтобы их сочетать, требуется особая мудрость.

Мы расстаемся с Парсифалем в хижине отшельника. Несмотря на то что рыцарь не сказал ни слова, отшельник перечислил все его грехи, которых оказалось предостаточно. Наверное, они были очевидны. Отшельник объяснил Пар-сифалю, что все случившееся с ним произошло не случайно, а именно потому, что он следовал наставлениям матери. Он сказал все это в мягкой и дружелюбной форме, не выговаривая и не читая нотаций.

До сих пор Парсифаль не нашел в себе должного отношения к матери. До сих пор он послушно следовал ее советам. В этом проявляется неизменная черта материнского комплекса, которая может привести к большим последствиям, но незначительным результатам.

Теперь стало ясно, что освободить от проклятия замок Грааля Парсифалю помешал материнский комплекс. Отшельник отпустил Парсифалю грехи и наказал ему немедленно отправляться на поиски замка Грааля. Мы можем убедиться в том, что Парсифаль оказался готов вернуться в замок. На этом великое французское произведение заканчивается. Некоторые исследователи считают, что автор умер, не успев его закончить, и часть рукописи оказалась утерянной. Я больше склоняюсь к тому, что это и есть конец легенды. Автору больше нечего нам сказать. Многие другие версии легенды заканчиваются именно там, где мы сейчас оказались.

Этот миф вполне современен. До сих пор он не имеет конца. Мы по-прежнему несем его в себе. Даже без рассуждений о замках и прекрасных дамах этот миф найдет завершение в нашей жизни. Он привел нас к той самой точке, где сейчас находится наш современник. Мужская часть населения "остановилась" в своем внутреннем росте там, где закончилась французская поэма. Так что, если вы отправились на поиски чего-то очень важного в жизни, следуйте мифу о Священной Чаше с того самого момента, когда он оборвался у вас внутри.


ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЗАМКА ГРААЛЯ


После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кретьена де Труа. Вместе с тем имеет смысл посмотреть эти варианты, ибо они могут быть весьма поучительными для нас.

В соответствии с некоторыми версиями мифа Парсифаль сразу добрался до замка Грааля. Он все увидел и все понял. Имея представление о существовании Замка Грааля и обладая достаточной скромностью и мужеством, мужчина очень скоро окажется на пути, который ведет в замок. Чтобы в него войти, не требуется проливать кровь. Если он будет искать Замок Грааля с открытым сердцем, то непременно его найдет. Замок Грааля всегда можно увидеть, если спуститься вниз по дороге, а затем сразу повернуть налево. Если мужчина окажется достаточно скромным и добросердечным, он без особых усилий может попасть внутрь замка. Парсифаль страдал высокомерием, которое исчезло за двадцать лет бесполезных усилий и бесплодных поисков, и теперь он оказался готов к тому, чтобы вновь появиться в замке.

Парсифаль нашел навесной мост и через него перебрался. Все произошло точно так же, как и раньше: Король-Рыбак по-прежнему мучился и страдал. После всех необходимых формальностей Парсифаль задал вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И тотчас услышал ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля".

Весьма странный ответ. Король Грааля - это не Король-Рыбак. Король Грааля с незапамятных времен жил в центральных покоях замка. Весь смысл его жизни заключался в поклонении Священной Чаше, других обязанностей у него не было. Он поклонялся Чаше Грааля и оберегал ее. Оберегая Чашу, он находился в вечном единении с ней, они служили друг другу.

Вот ответ на вопрос, который до сих пор ставил всех в тупик: "Кому служит Чаша Грааля?" - "Чаша Грааля служит Королю Грааля".

Я думал об этом ответе несколько месяцев, постепенно углубляясь в его смысл. Почти каждый человек, живущий в рамках нашей культуры, думает, что Чаша Грааля должна служить именно нам, но в этом ответе мы должны услышать нечто более поучительное. Большинство американцев заняты поисками счастья - это все равно что попросить служить нам Священную Чашу, то есть мы хотим, чтобы нам служило все несметное изобилие природы, величайший поток феминин-ности, богатство окружающего нас мира: воздух, моря, животные, нефть, леса и все продукты, которые можно получить из этого мира. Но следует понять, что природа не может нам служить. Она служит Богу.

Более подходящим может оказаться другой язык, возможно, несколько менее поэтичный, но легкий. Говоря о жизненном процессе, Юнг использует физическую метафору смещения центра тяжести личности от Эго к самости. В этом для него заключается главный результат внутренней работы человека и основной смысл всех человеческих поисков. Едва Парсифаль осознал, что не является ни центром Вселенной, ни даже центром своего собственного крошечного королевства, уединившись, он ощутил свободу, и Грааль перестал ему казаться недосягаемым. Теперь всю оставшуюся жизнь он мог спокойно приходить в Замок Грааля и выходить из него, сколько ему вздумается, и уже ни разу его не терял.

Долгий поиск   

Еще более поразительно, что Король-Рыбак исцелился и встал на ноги к огромной радости своих подданных. Свершилось настоящее чудо, и легенда, которая предсказывала его исцеление, счастливо заканчивается. В опере Вагнера "Пар-сифаль" в этот момент раненый Король-Рыбак поднимается на ноги и поет чудесную арию, полную триумфа, энергии и силы. Ее можно считать кульминацией всей истории.

Король Грааля - это образ Бога, земное воплощение божественного. Миф говорит нам, и мы должны это усвоить, что Чаша Грааля служит вовсе не нам, а Королю Грааля. В последнем романе Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин колец" говорится о том, что энергию следует отобрать у тех, кто может ее израсходовать. В мифе о Граале источник энергии передается воплощенной божественности. В книге Толкиена кольцо энергии отбирается у дьявола и возвращается обратно в землю. В ранних мифах часто отсутствует упоминание об открытии энергии и ее переходе из земных недр в руки человека. Последние мифы говорят о возвращении энергии в лоно земли или в руки Бога прежде, чем мы придем к саморазрушению.

Сегодня мы еще не готовы услышать о необходимости внутреннего изменения, ибо только начинаем ее осознавать. Кольцо символизирует энергию современного самосознания - нашу науку. Мы должны обособить, отвести подальше

от себя эту энергию, этот окружающий нас могучий новый мир, иначе он все разрушит.

Чтобы этот великий вопрос не потерял своей актуальности сегодня, он должен прозвучать по-иному: "Для чего мы живем?" Как только человек его задаст и наберется мужества, чтобы выслушать ответ, он неожиданно для себя получит средство для исцеления раны Короля-Рыбака.

Цель жизни - не счастье, а служение Богу или Граалю. Каждое проникновение Грааля в нашу жизнь - это служение Богу. Если человек это осознает и отбросит прочь навязчивую убежденность в том, что смысл жизни заключается в личном счастье, счастье его переполнит.

В продолжении мифа говорится о том, что, задав нужный вопрос, Парсифаль сразу же исцеляет Короля-Рыбака. И тогда в замке Грааля воцаряется всеобщая радость. Чаша Грааля занимает подобающее ей место. Она кормит всех присутствующих, от нее исходят мир, радость и счастье. Но здесь нам приходится столкнуться с удивительным противоречием: попросив Священную Чашу вас осчастливить, вы лишь отпугнете от себя счастье. Если же будете служить Священной Чаше и Королю Грааля верой и правдой, то счастье вас переполнит .

Та же тема звучит на совершенно ином языке в "Десяти картинах дзэн-буддизма о приручении быка". Это серия картин, предписывающих художнику изображение пути, ведущего к достижению просветления. На первой картине герой занят поисками быка - своей внутренней сущности, на второй он видит следы бычьих копыт, на третьей - самого быка. Потом следуют четвертая, пятая картины и так далее, вплоть до девятой, где герой приручает этого быка, примиряется с ним и, сидя на нем верхом, спокойно держит свой путь. При этом возникает вопрос: поток, бегущий неизвестно куда, или распустившийся ярко-красный цветок - для кого они созданы? Автор этих строк Мокусен Миуоки считает, что на эти вопросы буквально можно ответить так: поток течет, потому что такова его воля; цветок красный, потому что такова его воля. В учении даосизма китайское понятие цу - "в соответствии с собственной волей" - употребляется в сочетании цу-ян. Это словосочетание может означать естественность, которая содержится в творческой спонтанности природы, как внутренней, так и внешней. Иными словами, психологический смысл выражения цу-ян заключается в постоянно существующей самореализации или в постоянном стремлении Самости к проявлению своего природного творческого начала.

Десятая картина представляет собой кульминацию всей серии. На ней изображен теперь уже совершенно умиротворенный герой, который, не замеченный никем, идет по деревенской улице. Вокруг ничего необычного, ничего экстраординарного, за исключением того, что, как только он проходит мимо, на деревьях начинают распускаться цветы. Такие вопросы о предназначении потока или смысле красного цвета розы, взятые из совершенно другого источника, учения дзэн-буддизма, позволяют глубже понять суть того, что с нами происходит.

Алексис де Токвиль, француз, прибывший в Америку более века назад, сделал ряд острых наблюдений в отношении американского темперамента, стиля общения и идиом. Он заметил, что в американской конституции есть дезориентирующая идея - идея достижения счастья. Никто не может обрести счастье. Так не бывает.

Подходящей формулировкой могла бы оказаться, например, такая: "Если вы будете служить реальности, вас переполнит счастье. Но, занимаясь его поиском, вы отдалите от себя счастье, которое ищете".

Вне всякого сомнения, миф о Граале раскрывает множество процессов, происходящих в нашем внутреннем мире. Он может помочь разрешить некоторые противоречия. Мы только-только начали задавать вопросы: имеем ли мы право загрязнять воздух, рубить деревья, выкачивать нефть, отравлять пеликанов? Мы лишь недавно задали вопрос Грааля: "Для чего существует все, что нас окружает? Неужели только для нас?"

На этот вопрос миф о Граале предполагает единственный возможный ответ: "Мы должны быть настоящими хозяевами всего сущего на земле во славу Господа, а не человека и не сверхчеловека". Если кто-то сможет спросить: "Кому служит Чаша Грааля?" - и при этом иметь достаточно развитое сознание, чтобы понять всю глубину этого вопроса, он очень серьезно будет воспринимать все, что происходит с ним и вокруг него. И тогда ответ будет найден сразу, как только возникнет вопрос. Тогда сразу прекратятся тщетные поиски счастья, ибо его в избытке хватит на всех.

Вот где мы оказались. Наступает следующий этап эволюции, мы - на его пороге и только начинаем лепетать первый слог великого вопроса, который исцелит Королей-Рыбаков.

Итак, вместе с Парсифалем мы совершили длительное путешествие, начало и конец которого сомкнулись: от Райского сада - в Небесный Иерусалим, из замка Грааля - в Замок Грааля. Вместе с Парсифалем мы научились отвечать на главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И поняли, что она ни в коем случае не служит нам. И если странствие было достаточно глубоким и у нас хватило мудрости, чтобы услышать ответ и понять его, значит, мы узнали, как следует отвечать на основной вопрос о смысле жизни.

 Приложение


Краткое содержание легенды о Чаше Грааля по Кретьену де Труа

Священная Чаша хранилась в замке со времен Тайной Вечери. Живущий в этом замке король был серьезно ранен и постоянно мучился, страдал от незаживающих ран. Все его владения были в запустении, а население - в полном унынии.

Король был ранен еще подростком. Бродя по лесу, он наткнулся на опустевшую стоянку с тлеющим костром, над которым на вертеле жарился лосось. Мальчик очень проголодался и захотел отщипнуть кусочек рыбы. Но, дотронувшись до нее, он сильно обжег пальцы. Чтобы успокоить боль, он взял обожженные пальцы себе в рот и почувствовал вкус лосося. Так как он пострадал от рыбы, его стали звать Король-Рыбак. Кроме того, он был ранен в бедро, лишившись надежды иметь потомство. Все его владения при-шлив запустениеи стали бесплодными. Придворные таскали Короля-Рыбака на носилках, и лишь иногда он отправлялся на рыбалку и в это время был абсолютно счастлив.

Король-Рыбак правил в замке, где хранилась Чаша Грааля, но не мог к ней прикоснуться, чтобы исцелиться от недуга. Придворный шут предсказал, что Король-Рыбак может исцелиться, когда в замок забредет наивный и невинный дурак.

В дальней заброшенной деревне вместе со своей матерью, вдовой по имени Разбитое Сердце, жил мальчик. Говорят, что сначала он не имел даже собственного имени; много лет спустя он узнал, что его зовут Парсифаль. Его отец был убит, защищая честь прекрасной дамы, были убиты и два его брата-рыцаря. Мать с младшим сыном отправилась за тридевять земель, в заброшенную деревушку, где они жили в нужде и бедности. Мальчик носил домотканую одежду, не ходил в школу и не задавал никаких вопросов. Он вырос неграмотным и наивным юношей.

Будучи подростком, он увидел пятерых всадников-рыцарей и был ослеплен видом их алого с золотым шитьем убранства, доспехов и оружия. Со всех ног он примчался домой, чтобы рассказать матери о том, что ему встретились пять богов и он хочет покинуть дом и отправиться с ними.

Мать залилась слезами. Она надеялась, что младшего сына минует судьба, постигшая его отца и старших братьев. Скрепя сердце она благословила его и дала три наставления: он должен почитать прекрасных дам, ежедневно ходить в церковь, где может получить необходимое пропитание, и не задавать вопросов.

Парсифаль отправился на поиски рыцарей. Он не нашел тех пятерых, зато пережил много приключений. Однажды он набрел на шатер. До сих пор юноша видел только бедные лачуги, поэтому принял его за церковь, о которой ему говорила мать. Там он встретил прекрасную даму с кольцом на пальце и, памятуя о наставлениях матери, обнял даму, снял с ее руки кольцо и надел себе на палец. В шатре был накрыт стол, уставленный разными яствами. Парсифаль, полный уверенности в том, что это та самая церковная еда, о которой ему говорила мать, полакомился вволю, не подозревая о том, что все было приготовлено для рыцаря - возлюбленного этой дамы. Дама уговорила Парсифаля покинуть шатер, боясь возвращения своего возлюбленного, ибо, застав Парсифаля, тот, долго не раздумывая, мог бы его убить.

Парсифаль последовал дальше и вскоре набрел на два заброшенных монастыря - мужской и женский. Он ничем не мог им помочь, но поклялся, что, став сильнее, вернется и избавит их от нависшего над ними проклятия.

Затем он повстречался с Красным Рыцарем, выехавшим со двора короля Артура. Ослепленный видом рыцаря Парсифаль поведал ему о своем желании стать таким же рыцарем. Красный Рыцарь посоветовал ему отправиться ко двору короля Артура, что тот и сделал. Там он увидел девушку, не улыбавшуюся шесть лет. Существовала легенда, что девушка засмеется лишь тогда, когда к ней подойдет самый достойный рыцарь. Увидев Парсифаля, она сразу рассмеялась. Весь двор был потрясен происшедшим, король Артур произвел Парсифаля в рыцари, дал ему слугу и позволил добыть доспехи и коня Красного Рыцаря, если тот сможет.

Парсифаль встретил Красного Рыцаря, убил его в поединке, взял его доспехи, надев поверх домотканой одежды. Он отправился в замок своего крестного отца, Гурнамонда, который обучил его рыцарскому искусству. Гурнамонд дал ему два совета: не соблазнять женщину и не соблазняться женщиной; а войдя в замок Грааля, задать вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?"

Прошло время, и Парсифалю захотелось найти мать, чтобы ей помочь. Однако он узнал, что та умерла с разбитым сердцем. Вскоре он повстречал девушку по имени Бланшфлер. С этой поры он все делал во имя нее. Она попросила его снять осаду с замка - он выполнил просьбу, а потом провел с ней ночь.

Отправившись на следующее утро в путешествие и проскакав целый день, он увидел двух человек, сидевших в лодке. Тот, кто ловил рыбу, пригласил Парсифаля переночевать у него. Добравшись до его пристанища, Парсифаль очутился в огромном замке, где был принят по-королевски. Он присутствовал на церемонии, где сначала вынесли меч, с которого постоянно капала кровь. Затем перед ним появилась Чаша Грааля. Состоялся великолепный пир, на котором каждый брал себе из Чаши Грааля столько разных яств и напитков, сколько мог пожелать. Племянница Короля-Рыбака поднесла королю меч, и тот пристегнул его к поясу Парсифаля. Но юноша не задал вопрос, о котором ему говорил Гурнамонд. На следующее утро Парсифаль обнаружил, что все люди в замке исчезли. Затем исчез и сам замок.

Он отправился куда глаза глядят и на пути встретил скорбящую женщину. Узнав от нее, что ее рыцарь был убит из ревности возлюбленным прекрасной дамы, жившей в шатре, он почувствовал, что эта смерть лежит на его совести. Услышав о том, что Парсифаль был в замке Грааля, женщина принялась укорять его за все грехи и уверила его в том, что земля останется в запустении, а люди - несчастными, ибо он так и не задал тот самый главный вопрос.

Спустя некоторое время Парсифаль снова оказался у шатра. Живущая в шатре прекрасная дама напомнила Парсифалю о его прегрешениях и предупредила, что подаренный ему меч сломается в первом же бою и перековать его сможет лишь кузнец, который его ковал, и тогда уже меч сохранится навсегда.

Во время своих странствий Парсифаль побеждал в поединках многих рыцарей, отправляя их ко двору короля Артура. Но, когда сам юноша впервые появился при дворе, никто из придворных не знал, кто он такой. Артур лично отправился на поиски Парсифаля, чтобы его вернуть и оказать ему при дворе высокую честь. Случилось так, что Парсифаль остановился неподалеку и увидел, как сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. Упавшие на снег капли крови напомнили Парсифалю о Бланш-флер, и он затосковал. В это время два воина короля Артура нашли Парсифаля и попытались убедить его вернуться в замок, но он сбросил их с коней. Третьему рыцарю по имени Гавейн удалось его успокоить и убедить вместе с ним вернуться ко двору. Там Парсифаля встретили с триумфом.

Но праздник и веселье закончились, как только на хромом муле во двор въехала омерзительная женщина, громко перечисляя все грехи Парсифаля. Затем она указала на него пальцем, сказав" "Во всем виноват только ты один".

Каждому рыцарю при дворе короля Артура она дала персональное задание. Парсифалю она велела вновь отправиться на поиски замка Грааля и на сей раз задать нужный вопрос.

Парсифаль прошел через многие испытания. В некоторых версиях мифа говорится, что он путешествовал пять лет, в других - двадцать.

Он пережил много горечи и разочарований и совершил много подвигов, но забыл о церкви, Бланшфлер и замке Грааля.

Однажды он встретил нескольких странников, которые спросили его, почему он вооружен в Страстную пятницу. Он стал вспоминать все забытое раньше. Мучаясь угрызениями совести, он вместе со странниками отправился к отшельнику за покаянием. Тот отпустил Парсифалю грехи, наказав ему немедленно отправляться на поиски замка Грааля.

Здесь кончается поэма, написанная Кретьеном де Труа. Многие авторы пытались ее завершить. В одной из версий сообщается, что Парсифаль находит замок Грааля и, задав главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?", сразу получает ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля". Король Грааля - это не Король-Рыбак, а король, живущий с незапамятных времен в центральных покоях замка. Король-Рыбак исцеляется, а для всех его подданных начинается жизнь, полная радости и изобилия.

Дополнительная литература


Bolen J. S. Gods in Everyman. San Francisco: Harper & Row, 1985.

Campbell J. The Hero with a Thousand Faces. Princeton: Princeton University Press, 1968.

Jung C. G. Man and His Simbols. Garden City, N. Y.: Doubleday, 1969.

Jung C. G. Memories, Dreams, Reflections. New York: Random House, Inc., 1961.

Jung E., Von Franz M.-L. The Graal Legend. A C. G.Jung Foundation Book. New York: G. P. Putnam's Sons, 1970.

Kelsey M. T. Encounter with God. Minneapolis, Minn.: Bethany Fellowship, Inc., 1972.

Sanford J. A. The Man Who Wrestled with God. Ramsey, N. J.: Paulist Press, 1981.

Sanford J. A., Lough G. What Men Are Like. Ramsey, N. J.: Paulist Press, 1981.

Whitmont E. C. The Symbolic Quest. Princeton: Princeton University Press, 1978.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты