Глубинные аспекты мужской психологии

В конце концов он совершенно запутался. Этих рыцарей оказалось найти очень трудно: они были везде, или, наоборот, их не было вообще. Если вы посмотрите в глаза 14-15-летнего мальчика, который спрашивает вас: "Вы не знаете, где находятся пять рыцарей, которых я видел?" - и что-нибудь скажете ему в ответ, то поймаете на себе взгляд Парсифаля. В вопросе "Где это взять?" под словом "это" всегда подразумевается что-то неконкретное и неопределенное. В таком взгляде подростка впервые проявляется ценность и смысл пятеричной символики, и большую часть своей взрослой жизни он посвящает поискам адекватного воплощения этого символа. Число пять указывает на завершенность жизни. Оно является одним из корней слова "квинтэссенция" - пятая сущность. Пять означают завершенность. Пять существуют везде, но они совершенно неуловимы. Они везде и в то же время нигде. Может показаться, что слишком жестоко для шестнадцатилетнего юноши увидеть вспышку озарения, указывающую ему путь в поиске воплощения полноты жизни. Но таково истинное влечение к духовной жизни у любого человека. Последний человек, которого он об этом спросил, сказал что-то совсем не похожее на то, что он слышал прежде. Итак, пять рыцарей были везде, и в то же время их не было нигде.

Какое-то время спустя Парсифаль оказался перед шатром и подошел к нему. Юноша, выросший в бедной хижине, прежде никогда не видел ничего подобного, поэтому принял этот шатер за храм, о котором ему рассказывала мать. С огромным волнением и трепетом он бросился в шатер, собираясь помолиться Богу, и вдруг обнаружил там прекрасную даму. Она оказалась первой из блестящей, даже ослепительной, изумительной череды прекрасных дам, с которыми нам придется встретиться в нашем повествовании.

Парсифаль запомнил наставление матери, что он должен защищать честь каждой прекрасной дамы, которая повстречается на его пути, обожать и почитать ее, угождать ей, как только сможет. Поняв этот наказ буквально, он изо всех сил стал проявлять свое рвение, подошел к ней вплотную и даже обнял ее. Увидев у нее на руке кольцо, он снял его и надел себе на палец. Таким образом он получил от своей прекрасной дамы талисман, который будет воодушевлять его на подвиги всю оставшуюся жизнь.

Приходилось ли вам видеть мальчика во время его первого свидания? Эта картина может послужить прекрасной реминисценцией. Но вполне естественно, что прекрасная дама была оскорблена таким поведением юноши.

Мать говорила Парсифалю, что он может найти себе пропитание - простую пищу, чтобы утолить голод, - в церкви, Господнем Храме. Поэтому

Парсифаль, увидев в шатре накрытый стол, был абсолютно уверен, что это сделано в его честь. Но хозяйка шатра ждала своего возлюбленного рыцаря, который служил ей и защищал ее честь; она выставила на столе все его любимые блюда. Что касается Парсифаля, для него пророчество сбывалось буквально: вот Божий Храм, вот прекрасная дама, вот вся лучшая еда, которую он только мог пожелать. Все сходилось с тем, что сказала мать. Усевшись за стол, Парсифаль принялся есть с большим аппетитом, решив, что жизнь сама по себе все же прекрасна.

В это время прекрасная дама стала наконец понимать, что к ней забрел человек, мягко говоря, не совсем обычный. Оказалось, что рядом с ней находится поистине безгрешный, простодушный отрок, и, как только она это осознала, ее злость мгновенно утихла. Опасаясь за жизнь Парсифаля, она стала умолять его немедленно покинуть шатер, уверяя его, что если по возвращении рыцарь застанет Парсифаля в шатре, то убьет его без тени сомнения.

Но для Парсифаля по-прежнему все шло как нельзя лучше. Он обрел Божий Храм, нашел очаровательную даму, чье кольцо он уже носил на руке. Он был сыт - чего же еще надо?! Если у вас есть знакомый подросток, такое поведение не должно вызывать у вас удивления. Наблюдать за ним в такой момент, с одной стороны, больно, а с другой - очень трогательно.

Наконец, Парсифаль послушался прекрасную даму, покинул шатер и отправился в путь. Он решил, что жизнь хороша: все происходило так, как говорила его мать.

Вскоре ему на пути встретились два разоренных монастыря: мужской и женский. Монахи и монахини изнывали от непосильного труда. Святое Причастие оставалось невостребованным в алтаре, ибо к нему никто не мог приблизиться. Урожай не вызревал, стада не размножались, колодцы пересохли, на деревьях не было видно ни одного плода: ничего не росло, не зрело, не плодоносило, везде царили нищета и разруха, и нигде не встретилось ни одного счастливого уголка. По всем признакам эта земля была заброшена.

В мифах эта тема очень часто повторяется снова и снова в разных вариантах, демонстрируя общность единого принципа на многих разных уровнях. Вот почему ситуация в мужском и женском монастырях абсолютно идентична ситуации в замке, которым владеет Король-Рыбак. Опустошенная земля в сочетании с сакральным символом, находящимся здесь же, в алтаре, но абсолютно недоступным, является символическим воплощением серьезного невротического состояния. Все, что требуется человеку, находится здесь же, под руками, оно вполне доступно, и тем не менее он не может этим воспользоваться. Это мучительное состояние, характерное для невротической структуры раздираемой на части личности.

Мы живем в период наивысшего расцвета благосостояния человечества за всю историю его существования. Однако мне иногда приходит в голову мысль, что мы едва ли не самое несчастное поколение. Мы разобщены, мы - Короли-Рыбаки, монастыри, над которыми тяготеет проклятие.

Парсифаль все это видел. У него не было сил, чтобы всех исцелить и все сразу исправить, но он обещал вернуться, когда станет сильнее, чтобы снять тяготеющее над монастырями проклятие. Какое-то время спустя, в один прекрасный момент, он обязательно вернется и исполнит свое обещание.

КРАСНЫЙ РЫЦАРЬ


Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь требовалось, он просто приходил и брал это. Да и во всем остальном он делал лишь то, что ему хотелось, никого не опасаясь. Рыцарь ехал, держа в руках серебряный кубок, который украл из дворца. Ни у одного из королевских подданных не хватило мужества его остановить. Последний оскорбительный поступок Красного Рыцаря заключался в том, что он плеснул вино из графина прямо в лицо королеве Гиневре.

Пораженный видом Красного Рыцаря, Парсифаль уставился на него во все глаза. Тот был весь в алом: в алых доспехах, лошадь была покрыта алой попоной, седло на ней было алое, и вся экипировка рыцаря и его вооружение были алого цвета. Он представлял собой великолепное, даже роскошное зрелище. Пасифаль попросил Красного Рыцаря остановиться и поведал ему, что тоже хочет стать рыцарем, только не знает, как это сделать. Изумленный наивностью стоявшего перед ним юного дурака, Красный Рыцарь даже не тронул Парсифаля, а лишь сказал ему, что, если тот хочет стать рыцарем, пусть направляется ко двору короля Артура, а сказав так, он громко расхохотался и поскакал прочь.

Безусловно, причина для смеха у него была. Чтобы стать рыцарем, следовало пройти немало испытаний. Но наивный Парсифаль все спрашивал, и спрашивал, и спрашивал, пока наконец не добрался до двора короля Артура. Король Артур был добрым человеком: он не стал насмехаться над Парсифалем, а просто объяснил ему, что, прежде чем стать рыцарем, человек должен многому научиться и быть посвященным во все рыцарские искусства. И Парсифаль его понял.

Среди придворных дам короля Артура была одна девушка, с которой шесть лет назад случилось несчастье, и все эти годы никто ни разу не видел на ее лице улыбки и не слышал ее смеха. Но среди подданных короля Артура существовало предание, согласно которому несчастная девушка, ни разу не улыбнувшаяся за шесть лет, счастливо улыбнется и зальется веселым смехом, если к ней приблизится самый достойный и мужественный рыцарь на свете. И вдруг произошло то, чего никто не ожидал: увидев Парсифаля, девушка вдруг звонко и весело рассмеялась. Случившимся был потрясен весь королевский двор. Оказывается, здесь, в замке, появился самый достойный на свете рыцарь! Перед девушкой стоял наивный юнец, мальчик в домотканой одежде, абсолютный невежда, но, несмотря на все это, она рассмеялась. Невероятно!

Мы знаем, что, пока в мужчине не проявилась часть личности, воплощенная в образе Парсифаля, в нем преобладает фемининность: она никогда не улыбается, не способна быть счастливой и начинает радоваться лишь при появлении Парсифаля. Если же мужчине удается пробудить к жизни ту часть души, где живет Парси-фаль, то и другая часть его личности обретает радость жизни.

Недавно я был свидетелем подобного случая. Ко мне на консультацию пришел мужчина. Он плакал. Жизнь казалась ему совершенно невыносимой. С ним практически невозможно было разговаривать. Поэтому я стал рассказывать ему всякие истории, а время от времени просил его принимать в них участие. Фактически я заставлял его играть роль Парсифаля. Я заставил его совершать детские путешествия, и вдруг он рассмеялся. Девушка, находящаяся у него внутри, которая не смеялась целых шесть лет, вдруг залилась счастливым и веселым смехом. Теперь у него появились энергия и мужество, чтобы двигаться дальше. Пробуждение в мужчине образа Парсифаля вызывает к жизни самые жизнеспособные стороны его личности.

Король Артур очень серьезно отнесся к тому, что произошло с девушкой, и сразу же посвятил Парсифаля в рыцари. В это время один из приближенных короля, преисполненный зависти к Парсифалю, толкнул его в костер. Парсифаль остался цел и невредим, но смертельно обиделся. Кроме того, завистник ударил девушку, которая только-только вновь обрела способность смеяться. Парсифаль пришел в ярость и поклялся отомстить обидчику за оскорбленную честь дамы.

Затем он подошел к королю Артуру и сказал: "У меня есть одно желание. Я хочу получить коня и все доспехи Красного Рыцаря". Все стоявшие вокруг громко расхохотались, ибо при дворе короля Артура не было ни одного рыцаря, который мог бы помериться силой с Красным Рыцарем.

Не переставая смеяться, король Артур сказал Парсифалю: "Я тебе разрешаю. Ты станешь обладателем коня и доспехов Красного Рыцаря, если тебе удастся их заполучить".

Парсифаль только того и ждал. Он помчался на поиски Красного Рыцаря и, встретив его, напрямую заявил, что получил от Короля Артура разрешение взять его коня и доспехи. В ответ Красный Рыцарь громко расхохотался и бросил Парсифалю: "Прекрасно. Возьми, если сможешь".

К тому времени у Парсифаля уже был слуга, который выковал ему меч. Мне очень хотелось, но никак не удавалось выяснить, откуда у Парсифаля появился меч. Ни в одном источнике я этого не нашел. Возможно, это тот самый естественный меч, который каждый мальчик имеет от рождения, унаследовав его от своих предков.

Итак, между ними произошел поединок, и случилось невозможное: Парсифаль убил Красного Рыцаря, поразив его в глаз.

Во французской версии это единственное убийство во всем мифе. Парсифаль побеждает дюжины рыцарей на протяжении всего мифа, но убивает только Красного Рыцаря. Эстер Хар-динг в своей книге "Психическая энергия" обсуждает подробности протекания процесса эволюции психической энергии, начиная с энергии инстинкта и вплоть до той, которая находится под контролем сознания. В тот момент, когда

Парсифаль убивает Красного Рыцаря, он отбирает у него огромную энергию, символизирующую силу инстинкта, и становится ее обладателем, тем самым укрепляя Эго. Можно с уверенностью утверждать, что это время превращения подростка в мужчину. Дальнейшее личностное развитие потребует от него передачи всей энергии, которую Эго к тому времени успело накопить, некоему универсальному центру личности - самости,- который заведомо не вписывается в рамки любой конкретной жизни. Но об этом миф нам расскажет несколько позже.

На своем пути Парсифаль побеждает многих рыцарей, но никого из них не убивает. С каждого побежденного рыцаря он берет обещание отправиться ко двору короля Артура и верой и правдой ему служить. Этот психологический процесс характерен для мужчины, находящегося в среднем возрасте: ему покоряется один внутренний энергетический центр за другим, переходя под власть Благородного Короля. Этот процесс воистину облагораживает мужчину среднего возраста и является величайшим благом для соответствующего этапа его карьеры.

Вместе с тем нет никакого объяснения убийства Красного Рыцаря. Здесь можно сделать паузу и поразмышлять над тем, какой бы была судьба западной культуры, если бы Красный Рыцарь не погиб, а вместе с остальными побежденными рыцарями отправился служить королю Артуру.

Индийские учения предоставляют альтернативную возможность направления находящейся у нас внутри энергии Красного Рыцаря. Они усматривают эту альтернативу в уменьшении полярности между добром и злом в жизни каждого из нас; тем самым энергия Красного Рыцаря снижается, а не уничтожается совсем и не передается Эго. Однако традиция западной культуры - это героический путь борьбы и преодоления всевозможных препятствий, путь, на котором убивают и покоряют и в конечном счете добиваются победы.

Победа над Красным Рыцарем может случиться во внутреннем мире мужчины или в его внешней деятельности. Обе победы одинаково полезны. В каждом случае Красный Рыцарь олицетворяет сильное, мужественное, маскулинное начало, обладать которым жаждет каждый мальчик.

Одна из самых горьких сторон жизни состоит в том, что обычно победа одного человека достигается ценой поражения другого. Возможно, таким поражением является смерть Красного Рыцаря. Сладость победы особенно ощущается в присутствии проигравшего. Она может быть в общем присуща маскулинности, или же это может быть стадия ее эволюции, которую в один прекрасный день удастся преодолеть. На данный момент победа над Красным Рыцарем оказывается кровавой и жестокой.

Если Красный Рыцарь оказался убит "вовне", это значит, что мальчик обретает маскулинное начало, преодолевая серьезные препятствия, встречающиеся на его жизненном пути. Он берет верх в соперничестве над своим противником. Здесь ему потребуются мужество и риск, и тогда он обретет силу Красного Рыцаря. Это могут быть какой-то выигрыш или победа, но обязательно в соревновании или соперничестве - в футбольном матче или в каком-либо конкурсе, и даже трудное и опасное путешествие, как, например, поход в горы, открытый вызов или неповиновение кому-то или чему-то. К сожалению, мальчик обычно получает доспехи Красного Рыцаря, только с кого-то их сняв. Именно в этом состоит суть жестокой конкуренции в подростковом возрасте и конкурентности в общей природе маскулинности. Почти каждый мальчик должен одержать победу над кем-то. Его победа не будет полноценной, пока кто-то другой не потерпит от него поражения, а это означает, что и ему когда-то придется проиграть. И тем не менее он должен добыть доспехи Красного Рыцаря. Чтобы оказаться наверху, необходимо победить. Мальчики упорно сражаются за такую победу, ибо для них это вопрос жизни и смерти.

Часто приходится одержать десятки побед над Красным Рыцарем, чтобы обрести нужную силу. Если мужчина не особенно рефлексивен, он будет сражаться с Красным Рыцарем всю свою жизнь.

Мужчина часто привносит это стремление к конкуренции, имеющее некоторую подростковую окраску, во всю свою деятельность. Возможно, некоторый соблазн военных сражений и окружающий военную жизнь романтический ореол имеют свои корни в уже знакомой нам психологической структуре Красного Рыцаря.

Но у поединка с Красным Рыцарем существует и внутренний аспект. Чтобы мальчик превратился в мужчину, он должен уметь овладеть собственной агрессией. Он не может стать мужчиной, не понимая, что значит быть агрессивным, но это должна быть агрессия, управляемая в соответствии с его сознательной установкой. Если он окажется во власти собственной ярости и стремления к насилию, хорошего ждать не приходится: его мужское начало, его маскулинность еще не сформированы. Психологически эго означает, что он побежден Красным Рыцарем. Его Эго находится в прострации, а находящийся внутри Красный Рыцарь одержал победу, которая проявляется в животной ярости, стремлении к насилию, даже в вандализме или преступных действиях. Поэтому каждый мальчик на своем пути к зрелости должен научиться сдерживать агрессию и стремление к насилию и уметь интегрировать эту грозную маскулинную часть в целостную, осознающую себя личность.

Посмотрев на Красного Рыцаря с такой точки зрения, можно убедиться в том, что этот персонаж олицетворяет теневую сторону маскулинности, то есть ее негативную, потенциально деструктивную часть. Чтобы овладеть маскулинной энергией, нужно вступить в поединок с теневой стороной личности, а не подавлять ее. Мальчик не может одержать победу, подавляя свою агрессивность, ибо он испытывает потребность в маскулинной энергии, которую может извлечь из собственной тени - Красного Рыцаря. Поэтому Эго юноши должно стать таким сильным, чтобы совладать с собственной яростью и сознательно применять содержащуюся в ней энергию для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Совершенно очевидно, что и внешний, и внутренний поединок - это две стороны одной и той же борьбы. Чтобы одержать победу над внешним оппонентом и завоевать пальму первенства, мальчик должен быть способным владеть своей маскулинной энергией и направить ее в нужное русло, но, кроме того, преодолеть трусость и страстное желание материнской опеки, защищающей его от опасности. В то же время очень немногим мальчикам удается одержать победу только во внутреннем поединке. Для укрепления маскулинности необходимо наличие и преодоление внешних препятствий, мобилизующих волю и подкрепляющих ощущение идентичности.

Есть еще одна интересная деталь. Когда Парсифаль собрался облачиться в доспехи Красного

Рыцаря, слуга его предупредил: "Прежде чем надеть эти доспехи, вам следовало бы снять домотканую одежду, сшитую вашей матерью". Но Пар-сифаль его не послушал и надел доспехи Красного Рыцаря прямо поверх домашней рубахи.

Иными словами, он облачился в новую маскулинность поверх своего материнского комплекса*. Разумеется, все сразу пошло вкривь и вкось. Такое поведение свойственно молодому человеку в 15-16 лет. Он приобретает новую силу, чувствует в себе способность оторвать голову и перегрызть глотку кому угодно, но вся проявляющаяся в нем агрессивная маскулинность существует поверх материнского комплекса. Это очень нелепая и смешная комбинация. Конечно же, она абсолютно непродуктивна.

Парсифаль вскочил на коня Красного Рыцаря и отправился дальше. В этом эпизоде в одной из версий мифа есть любопытная деталь: Парсифаль проскакал целый день без остановки, не зная, как остановить коня. С наступлением ночи, устав от долгой скачки или по какой-то другой, неизвестной нам причине, конь остановился сам. Это был первый день, который Парсифаль провел верхом.

Если каждый мужчина будет достаточно честен с самим собой, то вспомнит, что в юности, впервые довольно легко вскочив на коня Красного Рыцаря, он долго не мог остановиться!

ГУРНАМОНД


Наконец Парсифаль добрался до жилища Гур-намонда, своего крестного отца. Общение с крестным отцом является огромным благом для мальчика на этапе его превращения в мужчину. К тому времени отношения с родным отцом могут утратить свою значимость или прекратиться совсем, когда мальчик становится подростком. Он еще не обладает полной независимостью, но слишком горд, чтобы советоваться с отцом в интимных вопросах. В наше время очень редко существуют близкие отношения между отцом и сыном-подростком. Как раз в этот период мальчику нужен крестный отец, мужчина, который продолжает воспитывать мальчика, когда родной отец потерял с ним контакт. Гурнамонд был архетипи-ческим крестным отцом, который обучал Пар-сифаля рыцарским искусствам. Он закалял его, дипломатически обходя все острые углы (кроме того, Гурнамонд снял с Парсифаля находящуюся под доспехами Красного Рыцаря домотканую, сшитую матерью одежду), и учил всему, что должен знать мальчик, жаждущий стать рыцарем. Он настаивал, чтобы Парсифаль остался у него еще хотя бы на год, но тот отказался и внезапно покинул своего крестного отца, почувствовав, что матери понадобилась его помощь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты