Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

1). Рефлексивный анализ касается в основном отдельных поступков ребенка  ( 9-12 лет) , причем даже в такой форме он проявляется лишь у незначительной части детей.

2).  Рефлексивный анализ касается характера самого человека.  Начиная с 12-13 лет, основным в рефлексивном анализе становятся исследования своего характера, особенностей своей личности.

3).   Рефлексивный анализ проводится с самопристрастием, наблюдается всплеск самокритичности, в результате чего выявляются собственные негативные черты характера, аффективные переживания по поводу собственных отрицательных черт   (13-14 лет).

 4).  Рефлексивный анализ касается характера человека, особенностей общения  (15-16 лет). При том самокритичность отходит на задний план, отношение к себе спокойное, благожелательное. Различные сложности в отношениях объясняются непониманием окружающих. При переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту личностная рефлексия теряет аффективную окрашенность по отношению к “я” человека и проходит на более спокойном эмоциональном фоне.

Глубина и интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих социальных  (социальное происхождение и среда, уровень образования), индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и биографических  ( условия семейного воспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов, соотношение которых еще недостаточно изучено.

Развитие личностной рефлексии отражается на особенностях Я-концепции  в  ранней юности..










        2.2  ОСОБЕННОСТИ  Я-КОНЦЕПЦИИ  В  РАННЕЙ  ЮНОСТИ

Психологические исследования становления  Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям.  Прежде всего изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.  Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается  как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов  Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности , формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства “я”  -  умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Судя по имеющимся данным, конитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я  последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов [34]. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети.  По данным исследований  Бернштейна (1980)  способность старших подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности   -  абстрагирования [7].

Интергативная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию.  Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств.  Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития.  Дописывая фразу  “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: “ я в своем представлении - гений + ничтожество”.

Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она, как  и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастом увеличивается.  Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативных обстоятельств.  Однако в подростковом и раннем юношеском возрасте самооценки иногда меняются очень резко.

Что касается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь также происходит рост:  от детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение.  Однако, с изменением содержания  образа Я  существенно меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание.  В ранней юности масштаб самооценок заметно укрупняется: “внутренние” качества осознаются позже  “внешних”,  зато старшие придают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом.  В ранней юности это бывает часто 

Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень [85].

Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации;  использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным.  Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом  “значимых лиц”.  Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “мы”  -  типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “мы” полностью. Образы собственного “я” оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового “мы”.  Юноши считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники.  Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность  [31] .

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и “усредненным” сверстником.  Отсюда  -  напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого.  Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я , обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний.  Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается  [9].  Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

В исследованиях когнитивного диссонанса образа Я  обнаружено, что самоописания и описания другого человека по указанному параметру существенно различаются  (Нисбет,  по В.П.Трусову  [80] ).  Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; в описаниях другого, напротив, преобладают указания на устойчивые личностные особенности, стабильно определяющие его поведение в самых разнообразных ситуациях.  Иными словами,  взрослый человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективные характеристики динамичности, изменчивости, а другого - как объект, обладающий относительно неизменчивыми свойствами.  Такое  “динамическое” восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту в 14-16 лет.

Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, -  интегрированию образа самого себя,  “перемещению”  его   “извне вовнутрь”    [18 ;  229-230] .  В этот возрастной период происходит смена некоторого  “объективистского”  взгляда на себя  “извне”  на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.

В.Ф.Сафин характеризует это существенное различие во взгляде на себя младших и старших подростков следующим образом: подросток ориентирован прежде всего на поиск ответа,  “каков он среди других, насколько он похож на них”, старший подросток  - “каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу”  [72; 74] .    В.А Алексеев подчеркивает, что подросток  -  это  “личность для других”, в то время как юноша - “личность для себя” [1a ;104]. В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух уровней самопознания:  низшего - “Я и другой человек”  и   высшего  “Я и Я”; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения  “с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует” [92 ; 98] .

 Мы уже отмечали, что,  составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.  Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в раннем юношеском возрасте, напрямую связан как с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.

В период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе.  Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего “я” - они сменяются  “извне вовнутрь”, приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей.  Переход от частных самооценок к общей, целостной  (смена оснований)  создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п.  Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное  “принятие себя”,  “самоуважение”.  Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е.  “оперативная самооценка”  начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.

 В  15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения  реального Я  и идеального Я.   По мнению И.С.Кона  это несовпадение           вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития [34].  При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет.  Так, в изученных  Е.К.Матлиным  сочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников [9].  Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР.  Чаще всего в ранней юности жалуются на слабоволие, неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки как капризность, ненадежность, обидчивость.

Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта.  У  интеллектуально развитых юношей  расхождение между  реальным Я  и  идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями  [7] .

Одним из важных показателей поведенческой составляющей  Я-концепции  служит динамика уровня притязаний под влиянием успеха или неуспеха при выполнении заданий различной степени трудности.  Начиная с классической работы  Ф.Хоппе,  уровень притязаний рассматривается как порождаемый двумя противоречивыми тенденциями:  с одной стороны, поддерживать свое “я”, самооценку на максимально высоком уровне и, с другой, снижать свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести ущерба самооценке  (  F.Hoppe ,1930 , по Дубровиной И.В., [85] ). 

Некоторые исследователи  ( см.:  Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь [28]) считают, что для подросткового возраста типично активное стремление различными путями реализовать лишь первую из названных тенденций, в то время как для зрелой личности, напротив, характерно умение развести эти тенденции в ходе деятельности, прежде всего за счет того, что успешность или неуспешность в конкретной деятельности воспринимается именно как конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.

 По данным проведенных исследований  [87]  при переходе в раннем юношеском возрасте происходит изменение особенностей уровня притязаний в сторону большей личностной зрелости. Важно отметить, что оно идет в направлении, как бы обратном тем изменениям, которые происходят в этот период в самопознании, образе Я  и отношении к себе.  Если последние характеризуются, как было показано выше, все большей целостностью, интегративностью, то отношение к результатам собственной деятельности - дифференцированностью, формирование способности  отделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности.

Таким образом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции.  К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином  “самоопределение”.

В следующей главе мы рассматриваем различные подходы к пониманию этого психологического феномена и раскрываем психологический смысл этого понятия применительно к раннему юношескому возрасту и взаимосвязь понятий  “Я-концепция”  и  “личностное самоопределение”.






















                ГЛАВА  2.    ЛИЧНОСТНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

     ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  НОВООБРАЗОВАНИЕ  РАННЕЙ  ЮНОСТИ

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь.  Перед ним встают  фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения.  Юношу и девушку должны волновать  (волнуют ли ?) многие серьезные вопросы:  как найти свое место в жизни,  выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза   [27a, 35, 36a, 79, 96  и др.]   связывают  переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них.  Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. 

            

                  2.1.   ЛИЧНОСТНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  КАК          

                                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

      Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа.  К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия  “Я-концепция”, следует отнести понятие  “самоопределение личности”  или  “личностное самоопределение”, распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Термин “самоопределение”  употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном.  При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание.  Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический.  Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование  (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

С точки зрения социологического подхода к самоопределению (см., например , [30, 71].   оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни.  Не рассматривая здесь  взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата,  психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры.  На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены  С.Л.Рубинштейном [66, 67 ].  Проблема самоопределения  рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия:  “Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация  необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение  (определение внутренних свойств объекта)”   [67; 359] .   В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа  “внутренних условий”. По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для  С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма:  “ смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему”  [ 67; 382] .  Более того, сама “специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими  (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия”  [67; 260] .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты