Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

                Министерство  народного  образования  Российской  Федерации 

                                 Магнитогорский  ордена  “Знак  почета” 

                              государственный  педагогический  институт



                                      Теплых     Дмитрий   Анатольевич

              


                       Я - КОНЦЕПЦИЯ    КАК   ФАКТОР   ЛИЧНОСТНОГО                 

                           САМООПРЕДЕЛЕНИЯ   В   РАННЕЙ   ЮНОСТИ


         

                                                    Дипломная  работа

                                     студента  психологического  факультета




                                                                  Научный руководитель:

                                                                  старший преподаватель

                                                                  кафедры ОиПП

                                                                  Козловская С.Н.


                                                                   Рецензент:

                                                                   ассистент  кафедры ОиПП

                                                                    Бахчеева Э.П.


                                                   Магнитогорск

                                                           1999

      

                                С О Д Е Р Ж А Н И Е


   ВВЕДЕНИЕ  .......................................................................................... 3 - 6


   ГЛАВА  1.   Я-концепция в раннем юношеском возрасте  .................  7 - 33

   1.1    Самосознание и его место в психической организации

         человека  .........................................................................................  7 - 9

   1.2     Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19 

   1.3     Становление самосознания в ранней юности как источник                            

    формирования   Я-концепции ............................................................. 20 - 24

    1.4     Особенности  Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33

    

    ГЛАВА  2.     Личностное самоопределение как психологическое

    новообразование ранней юности .......................................................  34 - 55

    2.1     Личностное самоопределение как психологическая

    проблема  ............................................................................................  35 - 45

    2.2     Психологическое содержание личностного самоопределения

    в ранней юности .................................................................................   45 - 55


    ГЛАВА  3.     Практическое изучение  Я-концепции как фактора    

    личностного самоопределения в раннем  юношеском возрасте ......   56 - 94


     ВЫВОДЫ   .......................................................................................    95 - 98

     Список литературы  ..........................................................................  99 - 105

     Приложения  .......................................................................................    106



                                             ВВЕДЕНИЕ

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу  решения не только многих  важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность  к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому  себе.  Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая  термином    Я-концепция.

Я-концепция возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

       Периодом возникновения сознательного  “я”  , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст.  Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста..

       Рост самосознания и интереса к собственному   Я   у  подростков  ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте  ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе.  К  16-17  годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином    самоопределение.

      Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности    обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования :  “  Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности “.

      Цель исследования :  установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.

        Объект исследования :  юноши и девушки в возрасте  15- 16 лет.

     Предмет исследования взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

         Основная гипотеза исследования :   существует корреляционная связь между содержательными характеристиками Я-концепции и  личностным самоопределением в ранней юности.

         Рабочая гипотеза исследования :  содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..


    Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования решались следующие  задачи :

1.    На  основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

2. Установить соотношение понятий Я-концепции и личностного самоопределения.

3.    Определить показатели  личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте .

4..   Провести  практическое изучение  Я-концепции и личностного самоопределения  юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.

5.    Выявить  наличие или отсутствие корреляционной зависимости между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением юношей и девушек.

6.     Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным самоопределением  у юношей и у девушек.

       Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования : 

·      сравнителный метод,

·      констатирующий ксперимент,

·      комплекс методов психологической диагностики ,

·      методы первичной и вторичной обработки данных.

       Теоретическая значимость работы  состоит в том, что  на основе анализа  литературы  мы устанавливаем соотношение между  двумя   научными понятиями, рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения  в ранней юности.

Практическая значимость нашего исследования  в том, что а) мы определяем показатели личностного самоопределения, которые могут быть использованы как тестовые в дальнейших исследованиях движущих сил развития личности в ранней юности,  б) конкретизация связи между Я-концепцией и личностным самоопределением в ранней юности позволяет выявить те характеристики системы представлений о себе,  динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения  юношей и девушек на том возрастном тапе развития личности.

 Новизна нашего исследования состоит в том., что  а)  мы рассматриваем Я-концепцию как фактор личностного самоопределения;        б)  рассматривая личностное самоопределение как явление, имеющее ценностно-смысловую природу мы связываем  успешность личностного самоопределения с показателями осмысленности жизни личности.























                     ГЛАВА  1.  Я-КОНЦЕПЦИЯ  В  РАННЕЙ  ЮНОСТИ  

         1.1.   САМОСОЗНАНИЕ  И  ЕГО   МЕСТО  В  ПСИХИЧЕСКОЙ                    

                                ОРГАНИЗАЦИИ   ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА

       Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии .  Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов.   В  работах Б.Г. Ананьева  [4, 5] , Л.И.Божович [10,11], А.Н.Леонтьева [38], С.Л.Рубинштейна [66], И.И.Чесноковой [92], В.В.Столина    [78], А.Г.Спиркина [77] в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются  более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания  [9]. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным  самосознанием  [ 31,87,89 и др.]. Работы И.С.Кона  [31-34], в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии.  Зарубежная  литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса [25],  З.Фрейда [88], К.Роджерса [64], .Эриксона [97] , Р.Бернса [7], В.Франкла [87]    и многих других выдающихся ученых.

        Самосознание  -  это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного      “я“  как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок  [43 ].  Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения,   вызванные  внешними  предметами,  и ощущения , вызванные   собственным телом, сознание  “я”  -  примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических  качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

       А.Г.Спиркин дает следующее определение :   “ самосознание  -  это осознание и оценка человеком своих действий и  их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.  Самосознание  -  конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “  [77; 149 ]. 

       Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя.  Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире,  знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода   “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “ [20 ;201].

       Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.  Он становится существом не только для других, но и для себя.  Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать  “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего  “я”  [77;143].

       Самосознание является венцом развития высших психических функций   оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.  Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

       Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему  “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал  в целом как  “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа” [38;153].

       В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или  “Я-концепции”.  Что же означает термин  “Я-концепция” , какой реальный психологический смысл в него вкладывается ?




         1.2.   ПОНЯТИЕ,  ЗНАЧЕНИЕ  И  СТРУКТУРА   Я-КОНЦЕПЦИИ

         

    Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я”  субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты  этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет  единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится   самосознание.  Но  Я-концепция  -  понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.  Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие:  “ Я-концепция  -  это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.  Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я  или  картиной Я.  Составляющую, связанную с отношением к себе  или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.  Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”   [7; 31 ].

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.  Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека  -  с самого детства до глубокой старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.    С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

1.  Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.  Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности .  Представления, чувства  или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.  Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.  Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2.  Я-концепция как интерпретация опыта.   Эта  функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у  человека существует устойчивая тенденция  строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3.   Я-концепция как совокупность ожиданий.   Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.  Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.  Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.  Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

         Во  многих психологических теориях Я-концепция является одним из  центральных понятий.  Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.  Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов.  Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом   [ 7 ;62 ]   , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы  (см. рисунок №1) .

      На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания.  В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой  -  осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я    ( Self )  рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I )  и  Я-как-объект  ( Me )   .  Это  -  две стороны одной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты