Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев.
Анальная
1-3 лет
Анус (удержание или выталкивание фекалий)
Приучение к туалету (само-контроль)
Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.
Фаллическая
3-6 лет
Половые органы (мастурбация)
Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подража-ния
С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомиче-ском строении мужчин и женщин.
Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) – отождествление себя с конкурирующим родителем.
Латентная
6-12 лет
Отсутствует, (сексу-альное бездействие)
Расширение социальных контактов со сверстниками
На данной стадии либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверст-никами. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению.
Генитальная
Период
пубертата
Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)
Установление интимных отношений или влюблен-ность; внесение своего трудового вклада в общественную жизнь.
В подростковом и юношеском возрасте сексу-альность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии…), в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника про-тивоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.
№
Период
Годы
Ведущая деятельность
Новообразование
Противоречия
Социальная ситуация
развития
I.
Младенчество
0-1
Эмоциональное общение ребенка со взрослым
Ходьба, первое
слово
М/у потребностью в новых впечатлениях и возможностью
удовлетворения
Освоение норм отношений
между людьми
II.
Ранний возраст
1-3
Предметная деятельность
«внешнее Я сам»
по Выготскому
М/у потребностью в самостоя- тельности и возможностью
удовлетворения
Усвоение способов деятельно-
сти с предметами
III.
Дошкольный
возраст
3-6(7)
Ролевая игра
Произвольность
поведения
М/у потребностью в общении, во внешних впечатлениях и возможностью удовлетворения; между новыми возможностями и старым образом жизни
Освоение социальных норм,
взаимоотношений между
людьми
IV.
Младший
школьный
возраст
6(7)-
10(11)
Учебная деятельность
Произвольность всех психических
процессов, кроме
интеллекта
М/у новыми требованиями и старыми способами их
удовлетворения
Освоение знаний, развитие
интеллектуально-познаватель-
ной деятельности
V.
Средний
школьный
возраст, подросток
10(11)-
14(15)
Интимно-личностное
общение в учебной и
других видах деятель-ности
Чувство «взросло-
сти», возникнове-
ние представления
о себе не как о «ре-
бенке»
М/у стремлением к самостоя-
тельности и возможностью
удовлетворения
Освоение норм и отношений
между людьми
VI.
Старший шк., (ранняя юность)
14(15)-
16(17)
Учебно-профессио-
нальная деятельность
Профессиональное и личностное опреде-ление
М/у необходимостью самоопре-
деления и возможностью
удовлетворения
Освоение профессиональных
знаний, умений, самопознание
VII.
Поздняя юно сть или ран-няя зрелость
18-25
Трудовая деятель-ность, профессио- нальная учеба
Освоение профессиональных
трудовых навыков
VIII.
Зрелость
после
25
Возрастные кризисы по Л.С. Выготскому
Кризис
Характеристика кризиса
Кризис новорожденности
Самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду. Кризис новорожденности характеризуется актом возникновения психической жизни - появлением улыбки и глазного контакта.
Кризис одного года
Этот кризис Выготский связывает с возникновением автономной речи и, отчасти, с появлением самостоятельной ходьбы.
Имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью
Кризис 3-х лет
- называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Это, в первую очередь, кризис социальных отношений.
Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.
Кризис 7-ми лет
– был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. В работах Выготского выделяются два симптома этого кризиса: манерничание и кривляние.
Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
Кризис 13-ти лет
– негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившей-ся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь про-исходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуаль-ной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.
Кризис 17-ти лет
Примечание: Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза.
№
Стадия
Возраст
Задачи этапа
Опыт, соответствующий
данному уровню развития
Психосоциальный исход
I.
Сенсомоторного
интеллекта
от рожд.
до 2-х лет
Связать воедино разрозненные восприятия и действия
У ребенка формируется способ-ность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира
Шаг за шагом ребенок постигает свойства окру-жающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлениям самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружаю-щей среды. Это позволяет прейти на новую стадию интеллектуального развития.
II.
Дооперациональ-
ного мышления
от 2-х до
7-ми лет
Развитие символических
функций
Ребенок учится различать симво-лы и их значения
Происходит развитие речи как символической функции, где слово заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существен-ные и второстепенные признаки, не вскрыты пра-вила, связывающие эти признаки
III.
Конкретных
операций
от 7-ми до11 лет
Развитие мысли-
тельных процесс-
сов
Ребенок учится мысленно совер-шать действия, которые раньше он выполнял только руками
Ребенок способен к логическим умозаключениям, однако при наличии конкретности условий задачи
IV.
Формальных
операций
от 11-12
до 14-15
лет
Развитие логиче-ского и абстракт-
ного мышления
На этом этапе подросток может решать абстрактные математиче-
ские и логические задачи, осмы-сливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем
На этой стадии дети способны совершать мысли-тельные операции без какой - либо конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии
Уровень
Возраст
Характеристика
уровня
Стадия
Характеристика
стадии
Преднравственный
от 4 до
10 лет
Поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается
Стадия 1
Суждение выносится на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы
Стадия 2
Суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь
Конвенциональный
от 10 до
13 лет
Поступки оцениваются в соответ- ствии с нормами, принятыми в обществе
Стадия 3
Главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей
Стадия 4
Ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы
Постконвенциональный
с 13 лет
истинная нравственность
Стадия 5
Суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм
Стадия 6
Основным судьей является совесть, независимо от
мнения других людей и общепринятых норм
Примечание: Л. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста.
От 18 до 25 лет
Наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту
От 26 до 29 лет
Происходит снижение функции памяти и мышления
От 30 до 33 лет
Наблюдается высокий подъем всех интеллектуальных функций, который начинает снижаться к 40 годам
35-40 и 40-45 лет
Наибольший подъем научного творчества
мужчины с 60 лет,
женщины – с 55 л.
Период геронтогенеза (старения) – актуализация потенциальных резервных возможностей, имеющихся и сформиро-
ванных у человека в предыдущие периоды онтогенеза
70-90 лет
Неравномерность и разнородность процесса старения касается большинства психических функций
Приложение
Сравнение периодизаций психического развития
Возраст
Эриксон
Фрейд
Пиаже
Традиционная классификация
0-1 год
Орально-сенсорная
(доверие – недоверие)
Оральная
Сенсомоторная стадия
Первое детство
1-2 года
Мышечно-анальная
(автономия стыд и сомнение)
Анальная
3-6 лет
Локомоторно-генитальная
(инициатива – вина)
Фаллическая
Дооперационального
мышления
Второе детство
7-12 лет
Латентная
Латентная
Конкретных операций
Третье детство
12-16 лет
Подростковая (эго-идентич- ность – смешение ролей)
Генитальная
Формальных операций
Пубертатный период
16-18 лет
---
---
Ювенильный период
20-25 лет
Ранняя зрелость
(близость – изоляция)
---
---
Юность
25-40 лет
Средняя зрелость
(продуктивность – застой)
---
---
Ранняя зрелость
40-60 (64)
---
---
Зрелый возраст
60-65 лет
Поздняя зрелость
(эго-интеграция – отчаяние)
---
---
Завершение зрелости
65-75 лет
---
---
Первая старость
после 75 лет
---
---
Преклонный возраст
Страницы: 1, 2