Этапы развития психики

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде  постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев.

Анальная

1-3 лет



Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (само-контроль)

Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.

Фаллическая

3-6 лет

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подража-ния

С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомиче-ском строении мужчин и женщин.

Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) – отождествление себя с конкурирующим родителем.

Латентная

6-12 лет

Отсутствует, (сексу-альное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

На данной стадии либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверст-никами. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению.

Генитальная

Период

пубертата

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюблен-ность; внесение своего трудового вклада в общественную жизнь.

В подростковом и юношеском возрасте сексу-альность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии…), в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника про-тивоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.

 

 

 

 №

 

  

   Период

 

 

Годы

 

 

Ведущая деятельность

 

 

Новообразование

 

 

Противоречия

 

 

Социальная ситуация

развития

I.

Младенчество

0-1

Эмоциональное общение ребенка со взрослым

Ходьба, первое

слово

М/у потребностью в новых впечатлениях и возможностью

удовлетворения

Освоение норм отношений

между людьми

II.

Ранний возраст

1-3

Предметная деятельность

«внешнее Я сам»

по Выготскому

М/у потребностью в самостоя- тельности и возможностью

удовлетворения

Усвоение способов деятельно-

сти с предметами

III.

Дошкольный

возраст

3-6(7)

Ролевая игра

Произвольность

поведения

М/у потребностью в общении, во внешних впечатлениях и возможностью удовлетворения; между новыми возможностями и старым образом жизни

Освоение социальных норм,

взаимоотношений между

людьми

IV.

Младший

школьный

возраст

6(7)-

10(11)

Учебная деятельность

Произвольность всех психических

процессов, кроме

интеллекта

М/у новыми требованиями и старыми способами их

удовлетворения

Освоение знаний, развитие

интеллектуально-познаватель-

ной деятельности

V.

Средний

школьный

возраст, подросток

10(11)-

14(15)

Интимно-личностное

общение в учебной и

других видах деятель-ности

Чувство «взросло-

сти», возникнове-

ние представления

о себе не как о «ре-

бенке»

М/у стремлением к самостоя-

тельности и возможностью

удовлетворения

Освоение норм и отношений

между людьми

VI.

Старший шк., (ранняя юность)

14(15)-

16(17)

Учебно-профессио-

нальная деятельность

Профессиональное и личностное опреде-ление

М/у необходимостью самоопре-

деления и возможностью

удовлетворения

Освоение профессиональных

знаний, умений, самопознание

VII.

Поздняя юно сть или ран-няя зрелость

18-25

Трудовая деятель-ность, профессио- нальная учеба

 

 

Освоение профессиональных

трудовых навыков

VIII.

Зрелость

после

25

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные кризисы по Л.С. Выготскому

 

 

Кризис

 

Характеристика кризиса

Кризис новорожденности

Самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду. Кризис новорожденности характеризуется актом возникновения психической жизни - появлением улыбки и глазного контакта.

Кризис одного года

 Этот кризис Выготский связывает с возникновением автономной речи и, отчасти, с появлением самостоятельной ходьбы.

Имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью

Кризис 3-х лет

- называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Это, в первую очередь, кризис социальных отношений.

 Позитивное значение:  возникают новые характерные черты личности ребенка.

Кризис 7-ми лет

– был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. В работах Выготского выделяются два симптома этого кризиса: манерничание и кривляние.

Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

Кризис 13-ти лет

– негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившей-ся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь про-исходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуаль-ной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

Кризис 17-ти лет

 

  

     Примечание:     Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой.  По Л.С. Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза.

 

 

  Стадия

 

Возраст

 

Задачи этапа

 

Опыт, соответствующий

данному уровню развития

Психосоциальный исход

 

I.

Сенсомоторного

интеллекта

от рожд.

до 2-х лет

Связать воедино разрозненные восприятия и действия

У ребенка формируется способ-ность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира

Шаг за шагом ребенок постигает свойства окру-жающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлениям самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружаю-щей среды. Это позволяет прейти на новую стадию интеллектуального развития.

II.

Дооперациональ-

ного мышления

от 2-х до

7-ми лет

Развитие символических

функций

Ребенок учится различать симво-лы и их значения

Происходит развитие речи как символической функции, где слово заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций  позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существен-ные и второстепенные признаки, не вскрыты пра-вила, связывающие эти признаки

III.

Конкретных

операций

от 7-ми до11 лет

Развитие мысли-

тельных процесс-

сов

Ребенок учится мысленно совер-шать действия, которые раньше он выполнял только руками

Ребенок способен к логическим умозаключениям, однако при наличии конкретности условий задачи

IV.

Формальных

операций

от 11-12

до 14-15

лет

Развитие логиче-ского и абстракт-

ного мышления

На этом этапе подросток может решать абстрактные математиче-

ские и логические задачи, осмы-сливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем

На этой стадии дети способны совершать мысли-тельные операции без какой - либо  конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии

Уровень

 

Возраст

 

             Характеристика

                  уровня

 Стадия

             Характеристика

                   стадии

 

Преднравственный

от 4 до

10 лет

Поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается

Стадия 1

Суждение выносится  на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы

 

Стадия 2

Суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь

 

Конвенциональный

от 10 до

13 лет

Поступки оцениваются в соответ- ствии с нормами, принятыми в обществе

Стадия 3

Главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей

 

 

Стадия 4

Ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы

 

Постконвенциональный

с 13 лет

истинная нравственность

Стадия 5

Суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм

 

 

Стадия 6

Основным судьей является совесть, независимо от

мнения других людей и общепринятых норм

 

 

Примечание:    Л. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста.

 

 

 

От 18 до 25 лет

Наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту

От 26 до 29 лет

Происходит снижение функции памяти и мышления

От 30 до 33 лет

Наблюдается высокий подъем всех интеллектуальных функций, который начинает снижаться к 40 годам

35-40 и 40-45 лет

Наибольший подъем научного творчества

мужчины с 60 лет,

женщины – с 55 л.

Период геронтогенеза (старения) – актуализация потенциальных резервных возможностей, имеющихся и сформиро-

ванных у человека в предыдущие периоды онтогенеза

 

70-90 лет

Неравномерность и разнородность процесса старения касается большинства психических функций

Приложение                                               

Сравнение периодизаций психического развития

 

 

Возраст

Эриксон

Фрейд

Пиаже

Традиционная классификация

0-1 год

Орально-сенсорная

(доверие – недоверие)

Оральная

Сенсомоторная стадия

Первое детство

1-2 года

Мышечно-анальная

(автономия стыд и сомнение)

Анальная

3-6 лет

Локомоторно-генитальная

(инициатива – вина)

Фаллическая

Дооперационального

мышления

Второе детство

7-12 лет

Латентная

Латентная

Конкретных операций

Третье детство

12-16 лет

Подростковая (эго-идентич- ность – смешение ролей)

Генитальная

Формальных операций

Пубертатный период

16-18 лет

---

---

Ювенильный период

20-25 лет

Ранняя зрелость

(близость – изоляция)

---

---

Юность

25-40 лет

Средняя зрелость

(продуктивность – застой)

---

---

Ранняя зрелость

40-60 (64)

---

---

Зрелый возраст

60-65 лет

Поздняя зрелость

(эго-интеграция – отчаяние)

---

---

Завершение зрелости

65-75 лет

---

---

Первая старость

после 75 лет

---

---

Преклонный возраст

 

 


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты