Этапы развития психики

Этапы развития психики

Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ   РАБОТА

 

По предмету:   Возрастная психология

 

Тема: Этапы развития психики

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: ст-ка II курса заочного отд.

                                                                                                                             факультета психологии

                                                                                                                             (2-я специальность)

                                                                                                                              Бутырина И.Г.

                                                                     Приняла:    Собирова А.Б.

 

 

 

ТАШКЕНТ - 2006

                СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

                 Таблица     I.       Психосоциальное развитие по Э. Эриксону

                 Таблица    II.      Развитие по психосексуальному направлению (З. Фрейд)

                 Таблица   III.    Периодизация по Л.С. Выготскому

                 Таблица   IV.      Развитие по Ж. Пиаже

                 Таблица   V.         Развитие по Л. Колбергу

                              

                  Приложение                 Сравнение периодизаций психического развития

 

 

 

Психические

стадии

 

Возраст

 

Модальность

 

Предмет

конфликта

 

Задачи

этапа

 

Социальные условия:

«+»               «-»

 

Значимые

люди

 Соответствую-щие элементы

  в обществе

 

 

Психосоциальный

исход

  I.

 

Доверие -

недоверие

 

1-й год

жизни

 

Орально –

сенсорная

 

«Могу ли я

доверять

этому миру?»

 

 

Базисное доверие

против

базисного

недоверия

 

 

+ поддержка, удовле-творение основных потребностей;

- отсутствие эмоцио-нального общения,

неправильный уход

    Мать

Космический

порядок, био-

логический

ритм жизни

Нормальное развитие происходит, если потреб-ности ребенка быстро удовлетворяются, если он не испытывает долгого невнимания. Главное – обогащение общения. Поведение матери должно быть предсказуе-мым. В противном случае у ребенка вырабатыва-ется боязливость, подозрительность к миру.

 

 II.

Автономия- стыд и

сомнение

2-й, 3-й

годы жизни

Анально –

мышечная

«Могу ли я

управлять

собствен-ным пове-дением?»

Автономия против стыда и сомнения

+ разумная дозволен-

ность, поддержка;

- гиперопека, отсут-

ствие поддержки и

доверия

Родители

Закон и

порядок

Исход зависит от соотно-

шения сотрудничества и

своеволия, свободы само-выражения и её подавле-

ния. Из чувства самоконт-

роля, как свободы распо-ряжаться собой без утра-

ты самоуважения, берет

начало прочное чувство

доброжелательности, го-

товности к действию и

гордости своими дости-

жениями, чувство собст-

венного достоинства. Из

ощущения утраты свобо-

ды и чужого сверхконтро-

ля происходит устойчи-

вая склонность к сомне-

нию и стыду

                                                      

 

 

Психические

стадии

 

Возраст

 

Модальность

 

Предмет

конфликта

 

Задачи

этапа

 

Социальные условия:

«+»               «-»

 

Значимые

люди

 Соответствую-щие элементы

  в обществе

 

 

Психосоциальный

исход

III.

Инициати-

ва  -  вина

4-й, 5-й

годы жизни

Локомоторно

генитальная

«Могу ли я

стать независи-мым от ро-дителей и исследо-вать грани- цы своих возможно-стей?»

Инициати-ва (предпри имчивость) против вины

+ поощрение актив-ности, наличие воз-

можности в творче-

стве ребенка;

- неодобрение актив

ности, отсутствие

возможности твор-

чества

Базальная

семья

(расши-

ренная)

Идеальные

прототипы

мужского и

женского

начала, соци-

ально-эконо-

мический

статус

Дети, которым предостав

лена инициатива в выбо-

ре деятельности, выраба-

тывают  предприимчи-

вость. Если взрослые по-

казывают  ребенку,  что

его деятельность вредна

и нежелательна, он начи-

нает чувствовать себя ви-

новатым и уносит это чувство вины во взрос-лую жизнь

IV.

Трудолю-

бие – неполно-

ценность

6-11 лет

Латентная

«Могу ли я

стать на-

столько ум-

ным, чтобы

выжить и

приспосо-

биться к

миру?»

Трудолю-

бие (уме-

лость) про-

тив чувства

неполноцен

ности

+ систематическое

обучение и воспита-ние, наличие хоро-

ших примеров для

подражания;

- плохое обучение, отсутствие руковод-

ства  и  поддержки

Школа и

соседи

Технологиче-ский порядок

Если детей поощряют в

деятельности, у них выра

батывается умелость, спо

собности к техническому

творчеству, а если нет, то

у ребенка появляется чув

ство неполноценности

 

 V.

Идентич-

ность –

смешение

ролей

12-18        лет

Пубертатный

период

«Кто я? Ка- ковы мои

взгляды и

убеждения?

Идентич-ность про-тив смеше-ния ролей

+ преемственность

одной стадии в дру-

гую, наличие опре-

деленных половых

моделей для подра-

жания и положитель

ной обратной связи;

- неясность цели,

нечеткая обратная связь, неопределен-

ные ожидания

Сверстники, идеа-лы, куми-ры, этало-

ны лидер-

ства

Идеологиче-ские воззре-

ния

Если подросток благода-

ря родителям уже выра-

ботал доверие, самостоя-тельность, предприимчи-

вость и умелость, то его

шансы на идентифика-

цию собственного «Я»

значительно увеличива-

ются

 

 

Психические

стадии

 

Возраст

 

Модальность

 

Предмет

конфликта

 

Задачи

этапа

 

Социальные условия:

«+»               «-»

 

Значимые

люди

 Соответствую-щие элементы

  в обществе

 

 

Психосоциальный

исход

VI.

Близость –

изоляция

  18-30

    лет

Генитальная

«Могу ли я

полностью

отдаться

другому

человеку?»

Близость

против

изоляции

+ душевная теплота,

понимание, доверие;

- одиночество, изо-

ляция

Партнеры

по дружбе,

конкурен-

ции, коопе-

рации, се-

ксуальные

партнеры

Кооперация и

конкуренция

При наличии положитель-

ных социальных условий

- исход – интимность, при

отрицательных – изоляция

Опасность стадии в избе-

гании контактов, которые

обязывают к близости

 

VII.

Продуктив-

ность –

инертность

  30-60

    лет

Генитальная

«Что я могу

предложить

будущему

поколению?»

Продуктив-

ность

против

инертности

+ целеустремлен-

ность, прогрессия;

- обеднение личной

жизни, регрессия

Объекты

разделен-

ного труда,

коллеги,

общее хо-

зяйство

Направление

традиции и

образования

В случае, если человек

ощущает себя адекватным

обществу, коллективу, по-

лезным – прогрессия;

в случае обеднения лич-

ной и общественной жиз-

ни, неудачи в оптималь-

ном развитии, оставляю-

щими человека с чувством

застоя, инертности, неспо-

собности полностью

погрузиться в заботу о

других – регрессия

VIII/

Интеграция-

отчаяние

после 65

    лет

 

«Доволен ли

я прожитой

жизнью?»

Интеграция

против

отчаяния

+ чувство завершен-

ности прожитого пу-

ти, осуществления

планов и целей, пол-

ноты и целостности;

- отсутствие завер-

шенности, неудовле-

творенность прожи-

той жизнью, отчая-

ние

Родствен-

ники,

соседи

Мудрость

При отсутствии чувства

интеграции наступает

отчаяние и неготовность

принять смерть. Смерть

не воспринимается как

естественное и неизбеж-

ное завершение жизнен-

ного пути, наступает от-

чаяние, которое выража-

ется в панике.

 

Стадии

 

Возраст

Зона сосредоточения     либидо

Опыт, соответствующий данному  уровню  развития

 

Психосоциальный исход

Оральная

0-18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты