Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции

Решение одной из центральных задач нашего общества - формирование нового человека - включает как стратегию становления общественно активной, творческой и гармоничной личности, так и стратегию профилактики нежелательных отклонений в формировании личности, которые лишают индивида возможности полноценного участия в жизни общества. [9]

Проблема "трудных" детей все ещё сохраняет свою актуальность и остроту. Самым эффективным средством решения этой проблемы является профилактика потенциональной "трудности" на самых ранних этапах онтогенеза. Профилактика может осуществляться только на основе научно обоснованной диагностики аномалий.

Своевременная диагностика этих отклонений, должна строиться на изучении особенностей эмоциональной сферы, может стать "краеугольным камнем" предотвращения появления и развития социально неприемлемых новообразований личности.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются:

1) формирование навыков общения;

2) гармонизация отношений ребёнка в семье и со сверстниками;

3) коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

4) коррекция самооценки ребёнка с целью приближения её к адекватной. [27]

В заключении отметим, что в целом, поставленные задачи выполнены.


Список основной использованной литературы


1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1995. - 215 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1998. - 336 с.

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Просвещение, 1976. - 143 с.

6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

7. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1982. - 164 с.

8. Захаров И.А. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. Пособие /Я.Л. Коменский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под ред Я.Л. Коменского, Е.А. Панько. - МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997 г. - 237 с.

10. Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 1999. - 464 с.

11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

12. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - И.: ИИР, ИОРфк, 1993. - 108 с.

13. Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996. - 208 с.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1972. - 575 с.

15. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей  // Психологическая наука и образование. - 1988. - №2. - С.15.

16. Минаева М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры. - М.: АРКТИ. - 1999. - 48 с.

17. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1979. - 416 с.

18. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, - 512 с.

19. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1997, - 688 с.

20. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1997, - 608 с.

21. Немчин Т.А. Состояние нервно - психического напряжения у детей. - Л.: 1983. - 78 с.

22. Очерки психологии детей / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1950. - 191 с.

23. Популярная психология для родителей / Под ред.А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989. - 256 с.

24. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с.

25. Психологический словарь / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

26. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.

28. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т.2. - СПб: Питер Пресс, 1915. - 578 с.

29. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис. Т.1. - М.: Просвещение, 1980. - 292 с.

30. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: Психология, 1988. - 126 с.

31. Чистякова М.М. Психогимнастика. - М.: Просвещение. - 1990. - 128 с.

32. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

33. Эльконин Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития: Педагогика. - М.: Просвещение, 1978. - 135 с.

34. Эмоцтональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред.В. В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. - М.: Просвещение, 1990. - 194 с.

35. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.


Приложения


Приложение № 1

Тест "Дом - Дерево - Человек"

Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Баком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Этот тест целесообразнее применять в начале психологической консультации, потому что он может показать, какова основная проблема консультируемого ребёнка: эмоциональная или в сфере интеллектуального развития.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагаются бумага, карандаши и ластик. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано "ДОМ", на второй и третьей сверху каждого листа - соответственно "ДЕРЕВО" и "ЧЕЛОВЕК", на четвёртой - имя и фамилия ребёнка.

Инструкция: "Нарисуй как можно лучше дом, дерево и человека".

Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек" [12]

Характеристика отдельных личностных качеств.

Враждебность, агрессивность.

глаза - пустые глазницы;

оскал, видны зубы;

обратный профиль человека;

агрессивная позиция нарисованного человека;

зачёркнутая фигура или деформированная;

на руках длинные, острые пальцы;

непропорционально длинные раскинутые в стороны руки;

клыки, рога, шипы, пририсованные человеку.

При наличии этих деталей в рисунке ребёнка можно предположить, что враждебность к людям (или определённому человеку, которого он изображает), агрессивность являются чертами его характера, либо это свидетельство соответствующего отношения (агрессивности, враждебности) к тому человеку, которого он рисует.

при анализе рисунков в тесте "Дом - дерево":

отсутствие окон;

дверь - замочная скважина;

очень большое дерево;

дерево с краю листа;

обратный профиль дерева;

ветки двух измерений, как пальцы.

Лентяй:

рисунок небрежный, грязный, неряшливый;

отсутствие деталей лица либо слабая их прорисовка;

отсутствие рук, ног или слабая прорисовка, незаконченность.

Конфликтность:

ограничение пространства рисунка линиями;

перспектива снизу (взгляд червя);

перерисовывание, стирание объектов;

отказ рисовать какой-то объект (можно предположить, что с данным человеком у ребёнка конфликт);

противоречивость рисунка и высказывания;

подчёркнутая талия всех фигур (даже у дерева "тонкая талия");

барьеры между фигурами;

отсутствие основных частей тела у некоторых фигур членов семьи, небрежность их изображения, мрачные тона одежды (если это в тесте "Кинетический рисунок семьи");

рисование одного дерева как два дерева;

явное несоответствие качества одного из рисунков;

отсутствие трубы на доме.

Депрессивность, угнетённое состояние:

помещение рисунка в самый низ листа;

линия основания, ведущая вниз;

линия, слабеющая в конце рисования;

сильная усталость после рисования;

очень маленькие рисунки, фигурки;

цветное оскудение с преобладанием тёмных или серых тонов;

помещение рисунка в угол листа маленького размера;

вид дерева или дома сверху;

рисунки очень маленького размера.

Чувство неполноценности:

рисунок очень маленький;

в рисунке человека отсутствие рук, ног (или это проявление лени, нежелание выполнять ваши просьбы - выяснить в беседе);

руки за спиной (или лень рисовать - проверить);

непропорционально маленькие руки;

непропорционально узкие плечи;

линии слабые, прерывистые;

непропорционально большая система веток;

непропорционально крупные двумерные листья;

дерево, умершее от гниения.

Неуверенность в себе, недоверие к себе:

очень слабая линия рисунка;

оговорки до и во время рисования, просьбы в помощи;

прикрывание рисунка рукой;

маленький рисунок в углу листа или с краю маленького размера невыразительными линиями;

дом с краю листа;

слабая линия ствола;

одномерное дерево;

очень маленькая дверь в доме.

Тревожность:

зацикливание на рисовании отдельных деталей;

ограничение пространства;

длительная штриховка;

линии с сильным нажимом (иногда прорывает бумагу);

много стираний;

интенсивно зачёркнутые волосы;

преобладание вещей на рисунке семьи;

двойные или прерывистые линии;

облака;

мёртвое дерево, больной человек;

подчёркнутая линия основания;

толстая линия фундамента дома.

Незащищённость:

рисунок в самом центре листа, маленький;

мелкий рисунок в верхнем углу листа;

много второстепенных деталей;

непропорционально длинные руки, опущенные вниз;

широко расставленные ноги;

дом, дерево - с самого края листа;

рисунок внизу листа;

дерево на горе;

очень подчёркнутые корни.

Трудность общения:

в рисунке человека слишком выделенное лицо или лицо рисует последним;

отсутствие основных деталей лица, особенно глаз;

человек нарисован в профиль;

высказывание о нарисованном человеке, как одиноком, без друзей;

человек нарисован схематично, из палочек;

руки в оборонительном положении;

отсутствие двери в доме;

очень маленькая дверь;

отсутствие окон;

окна - отверстия, без рам;

излишне закрытые окна;

дом нарисован в профиль;

дверь на доме без ручки.

Болезненно повышенная активность:

хаотичность элементов в изображении при ненасыщенной цветовой гамме, преобладание серого цвета, мрачных тонов;

бессистемность рисунка, нагромождение фигур и вещей друг на друга.

Невротизм:

фигуры нарисованы в виде пугала (или одна какая-либо фигура);

руки широко расставлены в стороны;

руки спрятаны за спиной или совсем отсутствуют; отсутствие ног (но это может быть также показателем наличия боли в этих органах, а может быть проявлением лени - проверить в беседе).


Приложение № 2

Тест "Рисование несуществующего животного"

Эта методика помогает понять основные проблемы личности, его отношения к миру, понимание мира, окружающего его.

Методика: ребёнку предлагают лист бумаги, ластик, цветные карандаши, простой карандаш.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем". [12]

Показатели и интерпретация.

Положение рисунка на листе: в норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено данное качество) трактуется как высокая самооценка, но может также показывать недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению; положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, либо подавленность, нерешительность. Но может также показывать незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющая ее деталь):

голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей; голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям.

Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность; положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм; на голове расположены детали, соответствующие органам чувств уши, рот, глаза.

Значение деталей:

Уши - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Рот: приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе; открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачёркнутый, заштрихованный - трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия; рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему в грубой форме и агрессивным содержанием или возникает в ответ на осуждение, порицание); заштрихованный, зачёркнутый рот округлой формы - признак боязливости, тревожности.

Глаза - их изображению при анализе придаётся особое значение – это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - их наличие свидетельствует об истероидио-демонстративных манерах поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Размер головы: - увеличенный в соответствии с фигурой в целом - говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих; маленький размер головы - свидетельствует о незначимости ума у других и у себя, обычно такие дети обладают слабой эрудицией, ограниченными знаниями об окружающем.

Дополнительные детали на голове: например, рога - агрессия, защита от нападения, нападок. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная; перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности; грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола (чаще встречается у девочек, у мальчиков – наличие женских черт характера, проявление чувственности), иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: если несущая опора фигуры основательная, прочно установленная это говорит об основательности, как черте характера, обдуманности, рациональности принятия решения, опора на существенные положения и значимую информацию; отсутствие или почти отсутствие ног, лап и т.д. - можно предполагать наличие легкомыслия, поверхностности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений, иногда свидетельствует об импульсивности принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног); обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: - соединены точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это говорит о характере контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями (когда соединены точно - наличие самоконтроля, ответственности за свои слова и наоборот их отсутствие или недостаточность развития этих качеств - при несоединении, небрежном соединении); однотипность и однонаправленность (все конечности смотрят в одну сторону), а также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность; разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность мышления (небанальность); необычные формы конечностей или основания - может свидетельствовать либо о творческом начале, либо об инакомыслие (даже о патологии, если встречается вычурность, нелепость этой части фигуры).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. - могут быть функциональными или украшающими:

крылья, дополнительные ноги, щупальца - широта охвата разнообразных областей знаний (обычно у эрудированных детей), уверенность в себе - это может проявляться либо "самораспространение", демонстрация себя, своей эрудиции, часто сочетающейся с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе "места под солнцем", увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий; детали панциря, перья, бантики вроде завитушек, кудрей, цветково функциональные детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или её несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты - выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам:

хвост повернут вправо - выражает отношение озабоченности по поводу своих действий и поведения; хвост повернут влево - выражает положительное или отрицательное отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности; хвост поднят вверх - уверен в своих действиях и отношениях, положительно относится к своим действиям и поступкам, бодр; хвост, нарисованный падающим вниз - недовольство собой, подавленность, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние; хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные и иногда разветвленные - особенно ответственно относятся к своим действиям и поступкам, переживают о впечатлении, которое производят они на других, об их эффективности, озабочены своими мыслями, решениями.

Контуры фигуры - судят о наличии тех или иных личностных качеств по наличию или отсутствию каких-то частей контура: наличие или отсутствие выступов - типа шипов, панцирей, игл, прорисовки или затемнения линий контура - свидетельствует о том, как проявляется защита от окружающих: выполнена в острых углах - агрессивная защита; затемнены, "запачканы" контурные части - страх и тревога; поставлены щиты, "заслоны"- опасение и подозрительность к окружающим, желание от них защититься.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты