11. Структуры волевого акта.
Всякое волевое действие
-
целенаправленное
действие.В
традиционной
психологии
воля либо
рассматривалась
как самодовлеющий
источник
человеческой
активности,
обуславливающий
независимость
поведения от
объективных
причин, либо
отрицалась
вовсе путем
сведения её к
другим
психическим
процессам Волевое
действие
может
реализовываться
в более простых
и более
сложных
формах. В
простом волевом
акте
побуждение к
действию, направленное
на более или
менее
осознанную цель,
почти всегда
переходит в действие,
не
предваряемое
сколько-нибудь
сложным и сознательным
длительным процессом;
сама цель не
выходит за
пределы
ситуации, выполняются
привычные
действия,
которые производятся
автоматически,
как только дан
импульс.
Для
сложного волевого
акта существенно
то, что между
импульсом и
действием
вклинивается
опосредующий
действие
сложный
сознательный
процесс.
Действию
предшествует
учет его
последствий
и осознание
его мотивов,
принятие
решения,
возникновение
намерения его
осуществить,
составление
плана для его
осуществления.
В сложном волевом
действии
можно
выделить 4
основных
стадии:
1)
возникновение
побуждения и
предварительная
постановка
цели;
2) стадия
обсуждения и
борьба
мотивов;
3) решение;
4) исполнение.
Основными
частями волевого
процесса
являются
исходная и
завершающая
фазы - явное
осознание
цели и
настойчивость,
твердость в
её
достижении.
Основа волевого
действия -
целеустремленная,
сознательная
действенность.
Волевое
действие не
сводится
лишь к соотношению
идей, представлений,
сознания и
двигательных
реакций
организма, волевое
действие
заключает в
себе отношение
- реальное и
идеальное -
субъекта к объекту,
личности.
12. Динамика волевых усилий.
Основные признаки волевых усилий:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.
Динамика волевых усилий характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.
Вывод
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но и вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.
Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций. Сознавая или не сознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения.
Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание.
Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.
[1] (Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова - 2-е изд. перераб. и доп. - М., 1996) с. 56
[2] ." (ПС /под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990) "с. 34
[3] Петровский А.В. «Введение в психологию». М-95. с.239
[4] Гиппентрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию». М-96. с. 404
[5] . «Социальная психология и этика делового общения». М-95. с. 158
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8