Эмоциональная связь матери и младенца

Младенческая колика. В первые 3-4 месяца жизни у ребенка могут внезапно появляться приступы с сильными криками, явно связанные с физической болью и переживаниями дистресса. Как правило, эти приступы возникают во второй половине дня без очевидной причины и продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Они наблюдаются как при грудном, так и при искусственном вскармливании. Колики проявляются продолжительным громким криком, плачем, покраснением лица, двигательным беспокойством, во время которого ребенок то сильно прижимает нижние конечности к животу, то энергично разбрасывает их, мышцы всего тела напрягаются, закрываются глаза, кожа лба наморщивается, отмечается срыгивание, вздутие живота.

Аэрофагия. При этом расстройстве у жадно сосущих детей происходит заглатывание воздуха. Воздух может проходите в желудок или оставаться в пищеводе и вызывать ощущение давления. Иногда воздух вырывается изо рта с громким звуком (отрыжка) или проходит через кишечник и выходит из прямой кишки. В отличие от обычно поглощаемого небольшого количества воздуха в процессе еды, при аэрофагии воздух заглатывается безотносительно к приему пищи или жидкости. Поступление больших количеств воздуха может привести к растяжению желудка, что нередко осложняется нарушениями ритма дыхания, сильными болями и рвотой.

Срыгивание. Извержение небольших количеств пищи, поступившей во время кормления, называется срыгиванием. Наиболее часто оно наблюдается в возрасте 4- 18 месяцев в связи с чрезмерным расширением желудка из-за попадания воздуха в процессе жадного заглатывания пищи, быстрого сосания.


8

Регургитация (жвачка, мерицизм). При этом расстройстве переваренная пища несколько раз отрыгивается, а затем многократно жуется. При нормальном жевании, отличающимся  от мерицизма, пища уходит изо рта ребенка легко, без предварительных усилий. В то же время при жвачке отрыгивание, пережевывание и повторное проглатывание пищи происходит без тошноты и чаще всего как приятный для ребенка процесс. Это видно из того, что ребенок это делает охотно. Нередко ребенок для того чтобы изрыгнуть пищу, глубоко засовывает палец в глотку. Это может привести к значительной потери массы тела и даже к смерти. Это относительно редкое явление и наблюдается почти исключительно в течение первых двух лет жизни.

Потеря младенцами массы тела. Недостаток прибавки массы тела- состояние, при котором масса тела младенца резко уменьшается без проявлений заболевания. Наиболее часто это расстройство начинается в 3- 12 месяцев. Отставание прибавки массы тела по мере роста малыша сочетается с многими признаками недостаточной эмоциональной и / или сенсорной депривации, а также истощения при достаточном поступлении пищи. Это явление связывают с пренебрежением ребенком и недостаточной заботой о нем. Чаще отмечают не столько отвержение ребенка, сколько нарушение взаимоотношений между ним и его матерью. Иногда постоянное притеснение и побои малыша приводят к останове его физического развития. Это случается тогда, когда родители пытаются разрешить свои житейские трудности, связанные с алкоголизмом, эмоциональными расстройствами или с бедностью, вымещая свое недовольство судьбой на ребенке. Другим примером может быть длительно не восполняющаяся после родов большая потеря массы тела новорожденным у матери, которая переживает не складывающиеся отношения с отцом ребенка, бытовую неустроенность. Никакими медицинскими средствами не удается увеличить массу тела у младенцев. При улучшении состояния матери ребенок неуклонно набирает соответствующую его возрасту массу тела.

Младенческая нервная анорексия. Отсутствие аппетита встречается у 76,1% младенцев с нарушениями пищевого поведения психосоматического происхождения. Частые беспорядочные кормления, однообразная пища, принуждение к кормлению могут вызвать у ребенка снижение и даже утрату влечения к пище или ее отвержение. Нарушение аппетита нередко возникают у младенцев с невропатическими проявлениями: чрезмерно подвижных, с нарушениями ритма сна и бодрствования, раздражительных и плаксивых. Встречается как активные, так и пассивные формы анорексии. При активном отказе ребенок отворачивает голову в сторону от груди или от бутылочки с молоком, не открывает рот, не сосет, не глотает. Новая пища принимается с недоверием  или даже протестом. При этом он часто плохо жует, требует, чтобы всегда кормил один и тот же человек и в неизменных условиях. Пассивный отказ проявляется отвращением к той еде, которую ему предлагают, требованием необычной для своего возраста пищи.

Выделяют несколько форм нарушения пищевого поведения:

- дистимический вариант анорексии с раздражительностью, плаксивостью, немотивированным беспокойством, возникающими во время еды;

- регургитационный вариант с немотивированным срыгивание во время кормления или сразу после него, значительным объемом пищи, отсутствие вторичного заглатывания и пережевывания;

- смешанные варианты младенческой нервной анорексии с большой выраженностью нарушений питания.

Поедание несъедобного (извращение аппетита, симптом pica) характеризуется:

- повторяющимся поеданием несъедобных предметом (как минимум 1 раз в месяц);

- отсутствие психических расстройств, которые могли бы вызвать это нарушение пищевого поведения (детский аутизм, шизофрения, умственная отсталость).

Младенцы тянут  в рот ворс с одежды, волосы.

9

Более старшие дети употребляют в пищу несъедобные вещества: фекалии животных, окурки, насекомых, песок, краску, землю, бумагу и т.д. Большинство детей без расстройств пищевого поведения тянут в рот многие несъедобные предметы, но почти никогда не глотают их или делают это редко. Чаще всего эти дети, лишенные достаточного ухода, отстающие в развитии, слабовидящие, то есть те, кто не способен разобраться, что можно есть. Как правило, этот симптом безвреден, но иногда он приводит к серьезным последствиям. Поглощение краски приводит к отравлению, а свалявшихся мотков шерсти- к кишечной непроходимости. Поглощение фекалий может стать причиной токсоплазмоза.  Извращение аппетита встречается, как правило, у отвергаемых родителями детей, воспитывающимися без соответствующего присмотра в дисгармоничных семьях, они часто худы, бледны и страдают желудочно-кишечными расстройствами. Симптом pica часто наблюдается у тяжело умственно отсталых детей и продолжается в течение дальнейшей жизни. Сохранение этого симптома у детей с нормальным психическим развитием после 4 лет- свидетельство глубоких поведенческих нарушений или даже тяжелого заболевания.

Тучность. Существует точка зрения, что тучные дети не способны переживать чувство удовлетворения от еды. Они лишены жадного стремления к пище, но принуждают себя есть почти насильственно, чтобы достичь чувства уверенности, прочности и устойчивости. Для тучных это означает наполнить себя, а постоянное поглощение пищи имеет  подсознательный смысл защиты от саморазрушения. Основная фантазия ребенка- необходимость поддержать себя.  Защитные механизмы, приводящие ребенка к ожирению, являются имитирующими, скрывающими стремление к всемогуществу. Для младенца, который позже станет тучным, отделение его от матери при отлучении от груди означает потерю части себя. Сохранение же связи с матерью позволяет не утратить ни одной части своего «Я» и таким образом предотвратить повреждение. Переедание- это попытка ребенка воссоздать непрочную или разрушающуюся связь со значимой фигурой. Получается так, что имитирующая фантазия не строит «Я», а только помогает ребенку выжить, но затем, если идентичность «Я» достигается, она легко может быть расстроена, так как «Я» в этом возрасте еще очень хрупкое. Эти пациенты нуждаются в нахождении заместителей «Я», которые могут иногда включать механизмы художественного творчества.

Запор. При запоре кал долго остается в кишечнике и выходит в виде плотных, иногда твердых и засохших комков. Запор встречается примерно у 7 %детей и несколько чаще у девочек, чем у мальчиков. Задержка стула приводит к тому, что малыш во время дефекации сильно напрягается и часто испытывает боль. Иногда отмечается дискомфорт, беспокойство или апатия, ощущение озноба и головная боль. Почти в 40% случаев матери датируют начало запора у ребенка в младенчестве или в раннем дошкольном возрасте.

Энкопрез. Непроизвольное выделение кала может появиться у детей в возрасте, когда контроль за работой анального сфинктера уже должен был сформироваться. К возрасту 4 лет энкопрез должен быть постоянным или появляться как элемент регрессии, то есть поведения, соответствующего более младшему возрасту и проявляющегося при тяжелых заболеваниях. В 25% случаев в основе недержания кала лежат психогенные факторы. Энкопрез обычно связывают с недостатком родительской любви, отрывом от матери, с доминирующей придирающейся матерью и сверх требовательными родителями. У некоторых детей, впервые помещенных в стационар, детский сад, детский дом может развиться недержание кала, однако оно обычно прекращается после привыканию ребенка к новому окружению.

Сепарационная тревога. Проявляется постоянным беспокойством ребенка по поводу «возможного» отделения его от матери или другого лица, к которому он наиболее сильно привязан. Сепарационная тревога выражается в страхе исчезновения этого человека, боязни быть потерянным или похищенным.

10

Возникают вспышки раздражения с плачем, требованиями не покидать его, не оставлять одного дома. Всегда есть симптомы соматических расстройств: нарушается сон, появляются головные боли, тошнота, рвота, нарушается аппетит, отмечается потеря массы тела.

Синдром депривационной предречевой ретардации. Нарушения взаимоотношений  в системе «мать- дитя», полная депривация могут привести к недифферинцированному крику- плачу, отставанию в развитии модулированных вокализаций (гукания, гуления, двуслогового лепета), снижению или отсутствию звуко- или слогоимитации. Также имеются проявления аналитической депрессии: отсутствие положительных эмоций, зрительного и слухового сосредоточения, двигательная заторможенность, регресс поведенческих навыков, патологически привычные действия.

Невропатия. Этот синдром- недостаточность вегетативной регуляции конституционального или рано приобретенного смешанного происхождения. В последнем случае в патогенезе невропатии большую роль играет эмоциональное напряжение ребенка, вызванное нарушениями взаимоотношениями в диаде «мать- дитя» или в семье в целом. К их числу можно отнести неадекватные условия режима, вскармливания и ухода, искажение материнского отношения. Невропатия составляет 10,1% от общего числа психических расстройств в младенчестве. Патологическое соматовегетативное реагирование наблюдается чаще и может встречаться еще до 6-7 мес. В дальнейшем формируются расстройства эмоционально- волевых реакций, нарушения внимания, психомоторики, расстройства коммуникативных функций. К 1,5 годам синдром невропатии приобретает отчетливые клинические черты. Симптоматика невропатии складывается из расстройств сна: изменений его продолжительности, глубины, нарушений засыпания и пробуждения, инверсии сна и бодрствования, двигательных феноменов во сне (вздрагиваний, бруксизма, сосания пальцев), общей возбудимости, желудочно- кишечных расстройств, нарушение аппетита. Позже могут присоединится различные страхи, реакции пассивного протеста. Дети, страдающие невропатией, отличаются очень выраженной привязанностью к матери, затруднениями в общении с другими людьми, необычной заторможенностью в новой обстановке. Они плохо включаются в ситуацию, активность при контактах незначительна, отвечает тихо или вовсе отказывается от общения.



ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

 

Обследование желательно начинать с опроса родителей. Беседу с ними следует проводить в отсутствии сына или дочери. Самим родителям будет трудно сосредоточиться, их все время будет отвлекать состояние и поведение ребенка. Желательно начинать беседу с жалоб, предъявляемых родителями. Знание того, что их беспокоит, сосредоточит обследующего на обстоятельствах, которые могли быть наиболее вероятными факторами, участвовавшими в возникновении определенных расстройств. В числе обсуждаемых тем должна быть семья ребенка: генетические, психологические характеристики, соматическое здоровье, возраст, профессиональные вредности отца и матери и много другое, что сможет прояснить особенности семейных взаимоотношений, а также модус воспитания ребенка. Следующая тема- течение беременности и все вредности, которые перенесла будущая мать в это время: психотравмирующие факторы, болезни, физические и химические воздействия, а также  возможные осложнения вынашивание плода.  Особого внимания  заслуживают особенности течения родов и послеродовой периода. Личный анамнез ребенка, отражающий темп психосоматического развития ребенка, должен быть дополнен оценкой состояния психического и соматического здоровья матери и ее взаимоотношений с отцом младенца.

11

 Важно не только учесть возможные соматические расстройства и отклонения в развитии, но и отметить психологические трудности, возникавшие на коротком жизненном пути малыша (передача на воспитание другому лицу, частые разлуки с матерью, раннее помещение в детское учреждение, госпитализация, постоянные ссоры родителей, беспокойная домашняя обстановка). У проводящего обследование должно сложиться представление о темпераменте ребенка. Оценка активности, ритмичности психосоматических проявлений, степени адаптивности, реагирования на новизну, порогового уровня раздражителей, интенсивности реакций, качества настроения, отвлекаемости и объема внимания позволит врачу и психологу понять поведение ребенка в конкретной обстановке семьи. Кроме того, знание темперамента ребенка необходимо для правильного прогноза его приспособления к социальной среде и для назначения необходимых мер психологической и социальной поддержки. Обследование самого ребенка должно проводится при соблюдении ряда условий: в оптимальное для него время, вместе с близкими ему людьми, в процессе взаимодействия с матерью (кормление, пеленание, общение, игра). Желательно пользоваться теми или иными стандартными формами обследования. Для полного представления о ребенке необходимо изучить его социальные возможности. Эмоциональное развитие, когнитивный уровень, сформированность речи, двигательную умелость, уровень физического развития, темперамент, характер привязанности к родителям. С этой целью используют:


  1. анамнестические сведения, полученные от родителей, других лиц, участвующих в воспитании ребенка.
  2. результаты наблюдений за взаимоотношениями родителей с ребенком во время игры.
  3. итоги наблюдения за взаимоотношениями ребенка с врачом, психологом или педагогом в процессе выполнения тестовых или не тестовых заданий.
  4. оценка психомоторной зрелости ребенка по какой- либо методике.
  5. результаты наблюдений за реакцией ребенка на разлуку с родителями и их возвращения.
  6. история болезни (амбулаторная карта), карта новорожденного, заключения психолога, характеристика педагога.

Диагноз психосоматического расстройства ставят на основании результатов обследования семьи и ребенка. Самое существенное для выявления психосоматического расстройства- наличие жизненных трудностей в семье в целом, у матери, отца, самого ребенка или других членов семьи. Следует также учитывать многие другие факторы участвующие в возникновении (патогенезе) психосоматических расстройств- наследственную предрасположенность, функциональную или анатомическую слабость пострадавших органов или систем, особенности психики и нейродинамических сдвигов ребенка. Для систематики диагностированных психосоматических расстройств у детей раннего возраста можно пользоваться Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ- 10), а также Руководством по диагностике и статистике психических болезней Американской психиатрической ассоциации с разделом по детской психиатрии.


ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО.

 

Лечение психосоматических расстройств у детей является сложной задачей в связи с комплексным патогенезом.



12

 Оно определяется этиологией, характером симптомов, особенностями психики ребенка, эмоциональным состоянием родителей и общей ситуацией в семье. Особенного внимание заслуживает тот факт, что младенец- часть диады: «мать- дитя», а потом лечебное  вмешательство может быть прямым или косвенным- через мать.


Непосредственное терапевтическое воздействие:

  1. индивидуальное или групповое, когнитивное или сенсомоторное стимулирование.
  2. уход за ребенком.
  3. лечение соматических симптомов.
  4. воздействие на эмоциональное состояние ребенка.
  5. госпитализация или посещение дневных стационаров.
  6. помещение в детское учреждение.
  7. круглосуточное пребывание в детском учреждении
  8. воспитание вне семьи.

Косвенное (через родителей) терапевтическое воздействие:

  1. индивидуальное или групповое консультирование, обучение родителей.
  2. лечение родителей у психотерапевта или психиатра.

Терапевтическое воздействие на диаду: «мать- дитя»:

  1. терапия семьи.
  2. лечение диады по спец. программам.
  3. ролевое моделирование, моделирование с использованием обратной связи.
  4. организация  лечения на дому.

Обследование, диагностику и лечение детей раннего возраста с психосоматическими расстройствами осуществляют совместно педиатр и детский психиатр, пользуясь поддержкой психолога и психотерапевта. При лечении детей с психосоматическими расстройствами желательно иметь ввиду несколько положений:


  1. симптомы этих расстройств не подвластны сознанию ребенка, они не являются ни плодом симуляции, ни игрой капризного ребенка. Возникающая боль и нарушения функций реальны.
  2. до начала терапевтического вмешательства необходимо объяснить родителям роль отрицательных эмоций в происхождении обнаруженных нарушений.
  3. как правило, дети нуждаются в психотерапии, которая должна проводится одновременно с медикаментозным и другим лечением.
  4. семье и ребенку следует помогать жить нормальной жизнью и защищаться от психотравмирующих ситуаций.
  5. приходится учитывать возможность связи психосоматических расстройств родителей с болезнью ребенка.





 

 

 

 

 

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Взаимосвязь матери и ребенка играет огромное значение на психическое развитие младенца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРВИЧНАЯ МАТЕРИНСКАЯ ФУНКЦИЯ                                                                3


ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКА                                                                  3


РОЛЬ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ЕГО ПРИСПОСОБЛЕНИИ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ                                                                                                4


КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

 У МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА                                                   8


ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА                                                    11


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты