Эмоциональная связь матери и младенца

Эмоциональная связь матери и младенца

ПЕРВИЧНАЯ МАТЕРИНСКАЯ ФУНКЦИЯ.

 

  1. Удовлетворять основные физиологические и инстинктивные потребности ребенка
  2. Защищать дитя не только от внешних опасностей, но и от вредных возбуждений среды. Роль «предохранителя от возбуждений» мать выполняет, пока психика малыша не научиться самостоятельному защитному функционированию.
  3. Учитывать свойственные ребенку ритмы и следовать им.
  4. Улавливать и интерпретировать «компетентные» поступки, реагировать на них прикосновениями, голосом, жестами, на которые в свою очередь, ответит ребенок,- так налаживается и поддерживается цепочка взаимодействий.
  5. Обеспечивать связь между поступками, эмоциями и соматическими отправлениями.

ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.

 

Привязанность- это слово, которым означают прочные эмоциональные связи между ребенком и одним или несколькими взрослыми. Эти узы устанавливаются с возраста 6 месяцев как следствие врожденного поведения ребенка (плач, смех) на окружение взрослых.

Последнее развитие детской психиатрии происходило под влиянием Rene Spitz им было опубликовано в 1945г исследование под названием «Госпитализм». Spitz в своем сравнительном исследовании описывает две группы детей, находившихся в «яслях» при тюрьмах, в которых содержатся матери этих детей, и в детском доме.

У детей, которые находились в детском доме 6 недель отмечались признаки выраженного госпитализма, в то время как у детей, находившихся в «яслях», никаких симптомов не отмечалось. Причина, по Spitz, в том, что «мать дает ребенку все, что хорошая мать обычно дает, и даже более того». Дети, проживающие в детдомах, обходились без этого. Наиболее значительным положительным эффектом публикации Spitz было значительное улучшение ситуации с детскими домами, больницами и детскими учреждениями.  Никто не отрицал, что условия в этих учреждениях были ужасными. Но в то же время нельзя, исходя из этих экстремальных условий, делать вывод, что любая краткая или длительная разлука с ребенком имеет одинаковые последствия, и было бы неправильно приводить результаты Spitz в качестве доказательства травмирующего эффекта любой разлуки.

Идеи Bowlby внесли значительный вклад в формирование мифа. Особый интерес представляет исходный пункт Bowlby: он прибавляет к двум основополагающим инстинктам Фрейда (либидо и агрессия), третий- привязанность. Привязанность определяется как « поведенческий комплекс», служащий целям привязывания к фигуре матери или другим взрослым из окружения ребенка, пользующимся его доверием. Этот поведенческий комплекс остается активным и в последующей жизни индивидуума- при формировании взаимоотношений с людьми. Такое объяснение представляется более вероятным, чем мысль Фрейда о том, что эмоциональная связь с матерью- это вытесненная форма сексуальной связи. Если этот контакт эротизируется или сексуализируется,  тогда мы рассматриваем его как аномальный.

Фрейд предполагает, что ребенок привязывается к своей матери  через условно- рефлекторный процесс, в частности, потому, что она обеспечивает ему питание и уход. Это относится к теории «оральной фазы». Эта теория не выдерживает критики. Привязанность, по Bowlby, нельзя сводить к половому инстинкту « или агрессивному инстинкту»- это самостоятельная биологическая сила.  Bowlby провел исследование судеб детей, разлученных со своей семьей на своей родине.


3

В 1951г. был опубликован его отчет под заголовком « Материнская забота и психическое здоровье». Bowlby отмечал, что «длительное отсутствие материнской заботы имеет выражение и далеко идущие последствия для характера и соответственно всей будущей жизни». Материалом данного исследования были дети в возрасте от 5 до 10 лет.

«Материнская любовь в младенческом и детском возрасте так же важна для психического здоровья, как витамины и белки для физического здоровья», - это одна из посылок из того же отчета. Печальное последствие этого- то, что родители в любом случае отвечают за судьбу своего ребенка. Как следствие, создается « приторный» образ идеальных родителей, который пропагандировался во всем мире. «Сомнительная любовь»- назвал это явление Van den Berq; Green характеризует его как «личностную абсорбцию»- когда ребенок является узником, находящимся в постоянной амбивалентной зависимости от оков взрослых, и каждый момент спокойного пребывания ребенка в одиночестве- это и «брошенность», и «недостаток любви».


РОЛЬ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ЕГО ПРИСПОСОБЛЕНИИ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

 

Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможна лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности. Родившийся ребенок почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады- мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как  будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между  младенцем и матерью. Сформировавшаяся связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которого у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях. Процесс развития привязанности основан на ряде врожденных способностей ребенка с которыми он уже рождается. Новорожденный подготовлен к тому, чтобы с ним общались, все его чувства функционируют, хотя и развиты в разной степени. Он с рождения улыбкой пытается установить контакты с тем, чье лицо он воспринимает.

Лицо матери ему удается различить лишь с 3 месяцев. Развитие зрения у младенца очень важно, так как для общения с матерью взгляд играет основную роль. В течение первых 6 месяцев устанавливается визуальный контакт между матерью и ребенком.

Новорожденный хорошо слышит. Он вздрагивает от шума. Поворачивает голову в сторону звучащего голоса. На первом месяце жизни у него уже появляются положительная реакция на человеческий голос. 

Обоняние развивается рано, оно существенно как для узнавания матери, так и для развития привязанности к ней. Уже на 3-6 дни жизни ребенок отличает  мать по запаху. Успокаивающее действие материнского запаха используется для лечения у ребенка расстройство сна. Новорожденный очень чувствителен к прикосновениям, от одних он возбуждается, другие его успокаивают.  Начиная с 10-дневного возраста у младенцев можно отметить проявления грусти и радости. Он тревожится, будучи голодным, и выглядит удовлетворенным после кормления. Сначала эти чувства очень примитивны, но их прогресс заметен даже на первом году жизни.

Забравшись на руки к матери, ребенок стремиться исследовать ее лицо и другие части тела.

4

Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, ему  необходимо пойти на встречу. Со своей стороны, мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Однако сильная привязанность может возникнуть, лишь если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой, способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными (мать и ребенок). Дети, которых мать быстро успокаивает, плачут гораздо меньше тех, к  кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и в значительной мере уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во- первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во- вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.

Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:

- мать, как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласки, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;

- мать, как источник удовлетворения потребностей ребенка ( в пище, желаемых предметах);

- мать, как посредник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая их вредное воздействие.

В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В действительности, в отцовстве и материнстве больше сходства, чем различий, ибо они- продукт обмена чувствами с их собственными родителями обоего пола. Доказано, что активное участие отца в подготовке родов уменьшает количество осложнений в них, снижает восприимчивость новорожденного к стрессам. Отношения малыша, формирующиеся не в диаде «мать- ребенок», а в триаде «отец- мать- ребенок», способствует тому, что младенец доброжелателен и весел, рано начинает улыбаться. В начальный период адаптации не только мать, но и отец должны знакомиться со степенью готовности ребенка к жизни, воздействовать на него с тем, чтобы установить с ним обратную связь. Исследование детей раннего возраста в присутствии матери или отца и без них обнаружило одинаково стимулирующее влияние обоих родителей. Понятно, что фигура отца, как и матери, облегчает ребенку переживания трудной ситуации. Отец так же оказывает влияние на ребенка не только прямо, но и через мать и посредством семейного климата, одним из создателей которого он является. Некоторые психологи идут дальше, утверждая, что не только родители воспитывают детей, но и вся семья оказывает непосредственное влияние на развитие и направление происходящих в ребенке процессов созревания. Они полагают, что близкие родственники, составляющие расширенную семью (дедушки, бабушки, сестры, кузены и т.д.) в этом принимают участие, так же, как это делает и все общество в целом. Социальные стимулы, получаемые ребенком  от окружающих его людей, освобождают рефлекторные инстинктивные проявления.

Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать- дитя зависимость младенца от матери.

5

Этологическая концепция на передний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейся врожденной мотивационной системой.  В соответствии с этим пониманием и мать, и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери- импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» по средством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи»). Возможно, что корни этого заложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери. Запечатление( импринтинг), происшедшее у плода, связывают с материнскими сердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца – травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровень эмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца, которые при ее приближении снова хорошо слышны, - источники чувства безопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннего напряжения. Формировании материнского чувства критический период- 24 часа после рождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на руках матери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное влечение- любовь. Если все- таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать не чувствительной к потребностям малыша.

С 6-го месяца телесный контакт заменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образ родительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физический контакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Таким образом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороны стремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успевает выполнять их желание. Этологи видят усилие матери и ребенка в том, чтобы находиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительно беспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды.

Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца:

  1. здоровые отношения между матерью и ребенком;
  2. качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию;
  3. положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;
  4. реципрокность и синхрония отношений мать- дитя как основной элемент положительного характера привязанности между ними;
  5. несменяемость первичного воспитания младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов);
  6. снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития.

Признаки стойкой привязанности матери к ребенку:

- ищет и поддерживает глазной контакт;

- произносит слова с особенными интонациями;

- прикасается к ребенку, ласкает его;

- часто держит на руках, располагает соответственно формам своего тела, прижимает к себе;

- испытывает положительные чувства.

6

Признаки стойкой привязанности ребенка к матери:

- возвращает взгляд и поддерживает глазной контакт;

- поворачивается, настораживается, пытается подражать тону материнского голоса или сам производит звуки для матери;

- настораживается, улыбается, кажется успокоившимся;

- принимает форму материнского тела, кажется расслабленным- хорошо приноравливается;

- испытывает положительные чувства (живость, спокойствие), может успокоится если плачет.

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности матери к ребенку:

- избегает глазного контакта или он «плавающий»;

- редко обращается прямо к ребенку, не использует особых интонаций;

- избегает прикосновений и ласк;

- редко держит на руках, не прижимает к себе, держит ребенка в дали от себя, само тело матери не гибкое;

- испытывает негативные чувства ( невыраженные явно или гневные).

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности ребенка к матери:

- избегает глазного контакта или он только мимолетен;

- отворачивается, не возвращает вокализации, не пытается спровоцировать мать на вокализацию;

- отворачивается, не реагирует, плачет;

- не гибкий, не податлив, беспокоен, плохо приноравливается;

- испытывает негативные или невыраженные чувства (сонливость или беспокойство), если плачет, не может успокоиться.


К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью (юный возраст матери). В половине случает зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, ребенок нежеланным, не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации,  их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей.  Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что так же затрудняет благополучное развитие детей. Нелюбимый или нежелательный ребенок  не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенца естественной хорошо усвояемой пищи, снабжающей всем необходимым для физического развития и укрепления иммунитета. Все эти изменения у матери могут индуцировать у ребенка эмоциональные нарушения,  усугубляющиеся недостаточным телесным контактом из- за того, что ребенка не прикладывают к груди.  Не отделение от матери, а неправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность более вредны для ребенка.

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтуют с мужьями, 35% недовольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества.

7

У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного развития и способностям адаптации к социальному окружению. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26-40%.  Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхом, высокой тревожностью. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами.


КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

 

Психосоматические расстройства у младенцев встречаются достаточно часто, так как индивид в этом возрасте реагирует на трудные обстоятельства почти исключительно органами и системами тела. В этом периоде жизни полностью еще не сформировались механизмы личности, способные ответить на стресс психопатологическими симптомами. Проявления психосоматических расстройств у детей раннего возраста разнообразны. Часть этих расстройств представляют моносимптомные нарушения ( младенческая колика, метеоризм, регургитация, срыгивание, аэрофагия). Другие более сложные по своей клинической картине (анорексия, синдром нарушения развития неорганического генеза, сепарационная тревога), так как представляют собой уже совокупность симптомов.  К соматическим расстройствам стрессорного  происхождения относят также приступы нарушения дыхания, актацию ( ритмичное раскачивание тела или головы), спастический плач, нарушение сна, раннюю бронхиальную астму, «внезапную смерть младенца».

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты