Вредные привычки и социально-психологические аспекты здоровья подростков

12.            обычно мои руки достаточно теплые.

13.            Я застенчив не более, чем другие.

14.            Мне не хватает уверенности в себе.

15.            Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16.            У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17.            Мой желудок сильно беспокоит меня.

18.            У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19.            Я хотел бы быть таким же счастливым как другие.

20.            Сне кажется порой, что предо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21.            Мне нередко сняться кошмары.

22.            Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23.            У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24.            Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25.            Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26.            Мне трудно сосредоточиться на работе или каком-либо задании.

27.            Я работаю с большим перенапряжением.

28.            Я легко прихожу в замешательств.

29.            Я почти все время испытываю тревогу из-за чего либо.

30.            Я склонен принимать все слишком серьезно.

31.            Я часто плачу.

32.            Меня нередко мучают приступы рвоты или тошноты.

33.            Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34.            Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35.            Мне очень трудно сосредоточиться на чем либо.

36.            Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37.            Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем бы не хотелось говорить.

38.            У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39.            Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40.            Даже в холодные дни я легко потею.

41.            Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42.            Я человек легко возбудимый.

43.            Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44.            Порой мне кажется. Что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.

45.            Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46.            Я гораздо чувствительней, чем большинство других людей.

47.            Я почти все время испытываю чувство голода.

48.            Ожидание меня нервирует.

49.            Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50.            Меня нередко охватывает уныние.








Приложение 4

БЛАНК СЖО

       Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).


Обычно мне очень скучно.

3   2   1   0   1   2   3

 

Обычно я полон энергии.

 

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.

3   2   1   0   1   2   3

 

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.

 

В жизни я не имею определенных целей и намерений.

3   2   1   0   1   2   3

 

В жизни я имею очень ясные целя и намерения.

 

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.

3   2   1   0   1   2   3

 

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.

 

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.

3   2   1   0   1   2   3

 

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

 

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.

3   2   1   0   1   2   3

 

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

 

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

3   2   1   0   1   2   3

 

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

 

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

3   2   1   0   1   2   3

 

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

 

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

3   2   1   0   1   2   3

 

Моя жизнь наполнена интересными делами.

 

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

3   2   1   0   1   2   3

 

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

 

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе

3   2   1   0   1   2   3

 

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

3   2   1   0   1   2   3

 

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

 

Я человек очень  обязательный

3   2   1   0   1   2   3

 

Я человек совсем не обязательный.

 

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

3   2   1   0   1   2   3

 

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

3   2   1   0   1   2   3

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

3   2   1   0   1   2   3

В жизни я нашел свое призвание и целя.

Мои жизненные взгляды еще не определились.

3   2   1   0   1   2   3

 

Мои жизненные взгляды вполне определились.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

3   2   1   0   1   2   3

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

3   2   1   0   1   2   3

 

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.

3   2   1   0   1   2   3

 

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.






















Приложение 5

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ.

 

          Введение.

   Курение табака не является исконно русским занятием. Он был «открыт» европейцами вместе с Америкой в 1492 году. Индейцы использовали дым табака в своих священных обрядах. В Россию табак впервые был завезен лишь 17 веке. В царствование царя Михаила Фёдоровича уличённых в курении на первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, на второй раз- отрезали уши и нос. При Алексее Михайловиче борьба с курильщиками табака ещё более усилилась. Торговцев табаком повелевалось «пороть, резать носы, ссылать в дальние города».

В России торговля табаком и курение впервые были разрешены Петром I в 1697 году, который сам был рабом этого зелья. Одновременно он ввел налог в пользу казны от продажи табака: в частности, английские купцы, начавшие ввозить табак в Россию, обязаны были вносить пошлину в размере около 200 тысяч фунтов стерлингов в год – огромную по тем временам сумму.

Дело было настолько выгодным, а вред курения не настолько очевидным, что императрица Екатерина II в 1763 году издала манифест «О разведении табака, как в Малой России, так и в её областях». Для его разведения бесплатно выдавали семена.

В середине пошлого века курение начало стремительно распространяться по миру, хотя в начале преимущественно курили мужчины; до 80-х годов XIX  в. для женщин во всех странах это считалось верхом неприличия. К середине XX в. число курящих женщин сравнялось число курящих мужчин.

По исследованиям Всемирной организации здравоохранения  (ВОЗ) за 2002 год табак убил 4,9 млн. человек. Если не будут приняты меры, уровень смертности из-за указанного фактора достигнет к концу 2020-х годов 10 млн.

Большинство курящих людей начали курить ещё в молодости. И нельзя сказать, что сигареты приятны на вкус или что от них кто-то чувствовал себя лучше. Первые реакции на выкуренные сигареты – это тошнота, головокружение, кашель. Потом курильщик получает в награду саднящее горло, горящие легкие, отвратительное дыхание, одышку, желтые пятна на зубах и на руках, добавочные денежные расходы, призрак рака легких и болезни сердца. Каждый курильщик знает о том, какие побочные последствия он может получить от курения.

В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подростков подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. При курении можно поговорить на запретные темы, найти взаимопонимание и поддержку у собеседника, повысить свой авторитет у сверстников, расширить дружеские контакты и др. чтобы купить сигареты подросток начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели. Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, создаваемый запретом  и желанием пообщаться с единомышленниками, способствует закреплению привычки, хотя у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения. 

          Цели программы:

1.         Развитие концептуально-обоснованного системного подхода к профилактике табакокурения среди подростков и молодежи.

2.         Разработка и апробация программ по профилактике табакокурения среди подростков.

3.         Повышение уровня информированности о вреде  табакокурения и его последствиях.

4.         Формирование небезразличного отношение к себе и своему окружению.

Задачи программы:

1.        Повышение уровня информированности подростков о воздействии табака на организм.

2.        Корректировка ошибочных представлений о табакокурении и выработка  к нему осознанного негативного отношения.

3.        Формирование здорового жизненного стиля и подготовка к изменению стереотипов поведения в пользу здорового образа жизни.

4.        Информирование о последствиях табакокурения, формах заболеваний, связанных с ним, путях к выздоровлению.

5.        Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

Ø   Формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

Ø   Формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

6.        Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе противостояния давлению сверстников:

Ø   Навыки сопротивления давлению сверстников;

Ø   Навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;

Ø   Навыков избежания ситуаций, связанных с появлением табакозависимости.

Методы работы:

1. Групповая работа;

2. Дискуссии;

3. Мозговой штурм;

4. Беседы;

5. Лекции;

6. Использование наглядных материалов (видеофильм);

7. Ролевые игры.


Участники:

Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.


Предполагаемые результаты:

1.        Уменьшение факторов риска, приводящих к табакокурению среди подростков;

2.        Формирование здорового образа жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;

3.        Развитие системного подхода к профилактике табакокурения;

Занятие по профилактике табакокурения.

(рассчитано на 1,5 часа)


1. Знакомство

Добрый день. Я психолог из ГУ МЦ «Дети улиц» (ФИО). Мы поговорим с вами о том, с чем мы сталкиваемся каждый день. Когда идем в школу, на работу, по дороги домой – мы видим курящих людей.

 2. Начало работы (Поставить цель встречи)

цель: Повышение уровня информированности по проблемам связанным с профилактикой табакокурение среди подростков.

актуальность проблемы: Оценка уровня информированности (дискуссия 10 мин.)

- какие вредные вещества входят в табачный дым

- как они влияют на организм человека

- какие немедленные симптомы проявляются у курящих в начале развития этой привычки

- какие хронические симптомы возникают у курящих

- можно ли снизить вред курения (легкие сигареты менее вредны или нет)

- пассивное курение

- курение – наркотическая зависимость?

3. Активизация участников:

ПОЧЕМУ ЛЮДИ КУРЯТ                                      ПОСЛЕДСТВИЯ

- В жизни надо все попробовать     - Головокружение

- За компанию                                   - Слезоточивость

- На слабо                                          - Кашель с мокротой

- Новые ощущения                           - Жжение в носоглотке, гортани, глазах 

- Расслабиться                                   - Иногда головная боль

- Интересно                                       - Учащенное сердцебиение

- Казаться взрослым                         -  Одышка

и т.д.                                                   - Утомляемость

                                                            - Желтые зубы

                                                            - Желтые пальцы

                                                            - Ухудшение цвета лица

                                                            - Ломкость волос и ногтей

                                                            - Запах изо рта

                                                           

                       

                                                           

Информационный блок

Памятка для ведущего:

В момент затяжки дымом сигареты температура на ее конце достигает 60 градусов и выше. В таких термических условиях происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная, синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, 40 из которых вызывают рак. В нем присутствуют и радиоактивные вещества - полоний, свинец, висмут. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает за год дозу облучения в 500 рентген.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов. Сигарета содержит обычно несколько миллиграммов никотина. Никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после первой затяжки.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку. И страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражения, воспаления  слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, - удел всех курильщиков.

Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком   губы, языка, гортани, трахеи и легких. Поражение сердца и сосудов у  людей, много и систематически курящих, является следствием нарушения нервной и гормональной регуляции деятельности сердечно-сосудистой  системы.

    Табачный дым поражает самые важные органы. Одна из его мишеней - желудок. Дым вредит ему двояко.

Во-первых, образующиеся при сгорании табака никотин, анилин и различные кислоты раздражают слюнные железы, что приводит к усиленному выделению слюны. Часть ее проглатывается вместе с успевшими раствориться в ней вредными веществами. Попадая в желудок, адская табачная смесь начинает активно атаковать его стенки, что провоцирует выработку соляной кислоты даже тогда, когда желудок пуст. В результате он начинает переваривать сам себя (вот почему так вредно курить натощак и на ночь).

Во-вторых, хроническое отравление никотином сказывается на работе вегетативной нервной системы, и она теряет способность эффективно управлять деятельностью желудочно-кишечного тракта. В результате нарушается его двигательная активность, возникают спазмы. Несколько сигарет натощак могут вызвать даже кишечную непроходимость.

Естественно, курильщики нередко страдают хроническими заболеваниями желудка. Главные признаки одного из самых распространенных - гастрита - таковы: изжога, отрыжка, жжение и чувство тяжести после еды, дурной сон, запоры, чередующиеся с поносами.

Язва желудка у мужчин-курильщиков встречается чаще, чем у женщин. Основной признак болезни - режущая боль в верхней части живота, возникающая сразу после еды. Нередки тошнота, рвота, отрыжка, изжога, ощущение переполнения желудка, запоры, обложенный язык. Самое серьезное осложнение язвы - прободение. В этом случае содержимое желудка попадает в брюшную полость и вызывает перитонит. У заядлых курильщиков выше шанс заполучить и рак желудка. Кстати, Россия занимает второе место в мире после Японии по распространенности этого злокачественного заболевания.

Курение это не просто привычка, а также определённая форма наркотической зависимости. Так же бытует мнение что, курение табака- это  приобретённый рефлекс.

Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2000 000 затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет (показ фотографий легких курильщика).

  



Схема состава дыма:



                Никотин (вызывает зависимость, действует как стимулятор сердца и НС, вызывая  увеличение частоты пульса и повышение кровяного давления)

      

       Смолы (вызывает «кашель курильщика», содержит канцерогенные вещества, и парализует систему нормального очищения легких)

       Окись углерода (замещает кислород, заставляя работать сердце с большой  нагрузкой, чтобы кислород доставлялся во все части нашего организма)



4.                Мифы о курении (в виде вопросов):

1.                Курение помогает расслабиться

2.                Курение помогает войти в компанию (курение не снимает трудностей в общении)

3.                Курение приносит свободу (курение приносит зависимость, физическую, психическую и материальные расходы)

4.                Захочу закурю – захочу брошу (это не так легко, почему же тогда появились врачи, помогающие бросить, пластыри и жвачки от курения)

5.                Тот кто курит – взрослый (значит некурящие люди – дети?)

6.                Курение не приносит большого вреда.

7.                «Легкие» сигареты менее вредны, чем «тяжелые».

5.                Показ рисунков легких курильщика.

6.                Антитабачная викторина: см ниже

7.                Игровое упражнение:

Предварительно разделив всех участников на группы, ведущий говорит: «Ребята, вокруг нас окружают курящие люди. Это могут быть ваши родители, друзья, знакомые, одноклассники или прохожие на улице. Сегодня мы с вами выяснили, что курение негативно влияет на организм. Поэтому я предлагаю вам  нарисовать плакаты, которые помогли бы бросить курить или предостеречь окружающих вас людей от этой пагубной привычки».

    После чего происходит обсуждение нарисованных проектов.

8.                Подведение итогов.

Подводятся итоги занятия, ведущий спрашивает, все ли понятно, какие моменты остались неясными, есть ли какие-нибудь вопросы? 

   Затем ведущий говорит: «Кстати, ребята, вы знаете, что если табачной смолой смазывать ухо кролика, то у него через 3-4 месяца начинается рост раковой опухоли. Медицинская пиявка, насосавшись крови курильщика, умирает».

9.                Анкета (анонимная) – см. ниже

10.            Завершение.

     Ребята, большое спасибо за участие, вы все были активны и очень хорошо себя проявили. Я желаю вам никогда не столкнуться с такой ситуацией, а если столкнуться, то проявить стойкость и с гордостью отказаться от предложения покурить. Ведь чтобы быть веселым, интересным, «душой» компании не обязательно курить. Поэтому будьте здоровы!!!

     

Антитабачная викторина

1.                Когда, кем и откуда был первые завезен табак в Европу?

А) в 16 веке испанцами из Америки

Б) в 17 веке китайцами

В) в 18 веке англичанами из Индии


2.               Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

А) с фильтром

Б) с низким содержанием никотина

В) нет


3.               Сколько веществ содержится в табачном дыме?

А) 20         

Б) 200-300            

В) около 4000


4.               Сколько процентов вредных веществ, способен задержать сигаретный фильтр?

А) 20%        Б) 40%        В) 100%


5.               Как курение влияет на работу сердца?

А) замедляет работу

Б) заставляет учащенно биться

В) не влияет на работу сердца


6.               Какие заболевания считаются наиболее связанные с курением?

А) аллергия    

Б) рак легкого    

В) гастрит 

Г) астма 

Д) язва


7.               Что происходит с физическими возможностями человека, который  курит?

А) повышаются             

Б) понижаются           

В) не меняются


8.               Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?

А) нет

Б) чем дольше куришь, тем сложнее бросить

В) чем больше куришь, тем легче бросить


9.               Верно ли, что в большинстве стран модно курить?

А) курить никогда не модно

Б) курить модно

В) мода на курение прошла


10.          Что такое пассивное курение?

А) нахождение в помещении, где курят

Б) куришь за компанию

В) активно не затягиваешься сигаретой


11. Как курение влияет на массу человека?

А) снижает               

Б) повышает           

В) не влияет

12. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?

А) на 6 лет      

Б) на 10лет      

В) на 15 лет


13. Как много взрослых мужчин в нашей стране курят?

А) 10%               

Б) 30%             

В) 50%


14. Много ли мужчин осуждает курение женщин?

А) 20%               

Б) 60%              

В) 80%


15. Если человек начал курить до 15 лет, насколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

А) 2 года            

Б) 6 лет            

В) 8 и более


16. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умирают от болезней, связанных с курением?

А) 100 человек   

Б) 200 человек 

В) 250    человек 


17. Каков процент желающих бросить курить  в России?

А)  25 %             

Б) 65 %               

В) 85 %    

Г) 100 %


18. У кого наибольшая зависимость от табака?

А) у тех, кто начал курить до 20 лет

Б) у тех, кто начал курить после 20 лет

В) табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

 

Возраст______________

Пол_________________

1.                 Как ты проводишь свободное время? Твои увлечения, интересы?




2.                 Есть ли среди твоих сверстников ребята, которые курят?

а) да

б) нет

3. Куришь ли ты сам?

а) никогда

б) один раз

в) иногда

г) регулярно

4. Если да, то где обычно куришь?

а) дома

б) в школе

в) в компании

г) в других местах (перечислить)______________________________________________

5. Знают ли твои родители о том, что ты куришь?

а) да

б) нет

6. Знаешь ли ты, какой вред наносит курение и откуда ты получил эту информацию?

а) от родителей

б) в школе

в) от родственников

г) из СМИ

д)другое (перечислить)_____________________________________________________

7. Что для тебя послужило бы серьезным аргументом в пользу отказа от курения?


               


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты