Возможности использования подвижных игр как средства реализации творческой активности детей младшего школьного возраста

·                декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующие для украшения);

·                человек;

·                экономика;

·                вселенная.

Педагогические наблюдения.

Педагогические наблюдения осуществлялись на всех этапах эксперимента:

1. С целью уточнения изучаемого вопроса;

2. С целью определения уровня реализации творческой активности;

3. С целью определения психологической комфортности в классе, при использовании подвижных и элементов спортивных игр.

Беседа.

Беседа с детьми осуществлялась в начале и в конце эксперимента. Она позволяла выявить заинтересованность детей: в изменении содержания уроков физической культуры (дополнение подвижными и элементами спортивных игр); в отношении к вариативности игр, которые придумывают сами дети; в изменении отношений к своим одноклассникам (появление больших симпатий, друзей) и развитии собственной творческой индивидуальности.

Экспертная оценка

Экспертная оценка позволяет нам, выслушав мнение других учителей, присутствующих на уроках, внести коррективы в методику реализации творческой активности, используя вариативность подвижных игр на уроках физической культуры. Также обсуждение результатов таких уроков позволяет не только узнать мнение учителей относительно методики, но и позволяет соотнести реализацию творческой активности детей экспериментальной группы с деятельностью на других уроках.

Педагогический эксперимент.

Для обоснования разработанной методики использования подвижных и элементов спортивных игр для детей младшего школьного возраста с целью реализации творческой активности, был проведен эксперимент на базе СОШ № 18, города Нерюнгри.

Эксперимент проводился в параллелях начальной школы. В каждой параллели были организованны контрольная и экспериментальная группы детей.

Различия содержания занятий в контрольной и экспериментальной группе заключались в средствах и методологических подходах к решению поставленной цели.

В контрольной группе все учебные занятия проводились согласно «Типовой программы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста». В экспериментальной группе эта программа была дополнена разработанной нами методикой используемой для реализации творческой активности детей младшего школьного возраста с использованием подвижных и элементов спортивных игр.

Научные исследования проводятся на базе Муниципальной образовательной школы № 18 г. Нерюнгри с января по апрель 2005 г. и включал несколько этапов:

Первый этап (январь 2005 г.) - осуществлялся анализ научно - методической литературы;

Второй этап (январь – февраль 2005 г.) было проведено обследование детей младшего школьного возраста на базе средней образовательной школе № 18 г. Нерюнгри. Было обследовано 120 детей по всем возрастным группам: 7 - летних - 40; 8 - летних - 32; 9 - летних - 34; 10 - летних - 14. Обследование проводилось два раза (январь, апрель). По итогам обследования детей был проведен сравнительный анализ, который позволил выявить особенности психологического состояния, а также состояние творческих способностей детей 7-10 лет контрольной и экспериментальных групп.

Третий этап (февраль – апрель 2005 г.) исследования включал экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики использования подвижных и спортивных игр для детей младшего школьного возраста как средство реализации творческой активности.

Перед началом и в конце эксперимента у детей испытуемых групп определялись уровни физического развития и психическое состояние детей.

Заключительный период этого этапа был посвящен анализу и обобщению данных, оформлению курсовой работы.


2.2 Технология использования подвижных и спортивных игр


Несмотря на большое количество работ, освещающих различные стороны игровой деятельности, остается широкий круг вопросов для серьезного изучения, в том числе, и роль подвижных игр в развитии творческой индивидуальности детей младшего школьного возраста.

Учитывая важность эмоционального воздействия игры на ребенка, необходимо развивать у детей младшего школьного возраста творческую индивидуальность с использованием подвижных и спортивных игр. Они создают атмосферу радости и, поэтому, делают наиболее эффективным комплексное решение поставленных задач.

Физическое воспитание в младшем школьном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств школьников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие психологические задачи.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его личностные качества и творческие способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия.

Именно для этой цели, на основе проведенных психологических тестов, мы разбили каждый класс на подгруппы по 5 - 6 человек, всего 4 – 5 подгрупп в классе. Образуя микро группы, мы учитывали симпатии детей в классе, уровень их тревожности, нестабильности, активности, работоспособности, стремление к лидерству и уединению, т.е. на основе данных полученных в результате исследования детей тестом субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР).

На уроках физической культуры проводились по две игры: 1 – большой или средней подвижности, 2 – малой подвижности. Цикличность использования каждой игры повторялась:

·                   на первом уроке – разучивание игры;

·                   на втором уроке – дети разбивались на подгруппы, основываясь на результатах теста СОМОР, и каждой подгруппе предлагалось придумать вариант игры (изменить каким-либо доступным способом правила игры), в процессе чего происходило развитие творческой индивидуальности каждого ребенка, включенного в ту или иную группу;

·                   время на творческую деятельность давалось – 1-2 минуты, в результате чего происходило развитие беглости и гибкости мышления;

·                   один человек по очереди из каждой подгруппы четко, кратко объяснял вариант игры своей группы;

·                   затем всем классом выбирался наиболее приемлемый и оригинальный вариант игры или совмещались несколько предложенных вариантов, после чего класс приступал к игровой деятельности по новым, придуманными самими детьми, правилам игры.

На каждом уроке поочередно мы брали для разучивания игру большой или средней подвижности, а для работы над вариантностью – игру малой подвижности. На следующий урок – наоборот. Таким образам, на каждом уроке дети экспериментальной группы подвергались тренировке творческой индивидуальности.

В игре каждый ребенок в свой подгруппе сам пытался видоизменять и усложнять правила игры, ее условия. Что, естественно, оказывало благоприятное воздействие на развитие творческой индивидуальности, эмоциональной комфортности, укрепление коллектива в классе, исчезновение тревожности, страхов и увеличение работоспособности, активности. А в совокупности это приводило к тому, что на каждом уроке мы наблюдали то, что даже самые неактивные, дети с высокой тревожностью стремились все более активно учувствовать в процессе обсуждения вариантности, и даже к концу эксперимента сами доносили до всего класса придуманный их группой вариант. Постоянно вводились в процесс обучения новшества, которые устраняли появившееся однообразие: проведение игровых эстафет, соревнований между группами и внутри них, тем самым вносилась свежая волна желаний выполнять упражнения, вместе с ней и новые эмоции, желание учувствовать в подобной творческой деятельности на уроках физической культуры.

Применяя метод вариативного упражнения, дети использовали следующие его разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование применяемого двигательного действия (бег с изменением направления и т.д.);

- изменение исходных и конечных положений при выполнении двигательного действия (бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля, сидя и наоборот и т.д.);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения и т.д.);

- изменение силовых компонентов;

- приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом и т.д.);

- введение внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования (использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий и т.д.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат;

- введение дополнительных ловишек, «домиков»;

- непосредственное видоизменение правил игры; и т.п.

При подборе игр следует учитывать следующие методические принципы:

·        содержание должно быть доступным и опираться на реальные возможности конкретного контингента детей;

·        игра должна иметь как минимум 1-2 общепринятых варианта;

·        введение игр и их насыщенность разнообразными моторными действиями нацелено на постепенное усложнение или облегчение, исходя из овладения определенными двигательными умениями;

·        игра проходит более эффективно при использовании разнообразного инвентаря.

Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям игр свойственны:

·    образность;

·    самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами;

·    творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;

·    исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;

·    внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы, творчества;

·    элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;

·    столкновение противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

При проведении таких творческих игр мы активно использовали методы похвалы и поощрения. В результате такой работы отмечается повышение активности детей на занятии и в свободной деятельности, возникновение положительной мотивации, чувства уверенности в развитии творческой индивидуальности.

На заключительном этапе эксперимента мы ввели детям контрольной и экспериментальной группы игру «Кошки-мышки» и предложили придумать варианты этой игры. Дети контрольной группы затруднялись в решении поставленной задачи и предложили всего 2 варианта данной игры. Наряду с этим дети экспериментальной группы, не испытывая

каких-либо затруднений, смогли предложить 6 вариаций данной игры. Причем, если дети контрольной группы нуждались в направлении, то дети экспериментальной группы не нуждались в данной помощи, так как у них на данном этапе творческие способности были уже более развиты, тренируемы.

Таким образом, такая работа с детьми ценна тем, что она создает условия для эмоционального благополучия, оказывая большое влияние на развитие психических качеств, особенно творческой индивидуальности.

Было замечено, что в играх детей значителен элемент подражания действиям друг друга. Стоит одному ребенку начать какое-либо действие, как сразу у него находится несколько «подражателей», которые начинают ему слепо подражать. Например, на начальном этапе эксперимента после усложнения игры «запрещенное движение», когда ведущими становились сами дети, они показывали движения исключительно те же, что и преподаватель до него. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. На заключительном этапе эксперимента – дети самостоятельно придумывали разнообразные движения различными частями тела, включали дополнительный материал (мячи, гимнастические палки, обручи).

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

В результате проведенного эксперимента, достоверно обнаружено развитие творческих способностей, что обусловлено, на наш взгляд, целенаправленным применением специально подобранных игр на развитие творческой индивидуальности детей младшего школьного возраста.


2.3      Описание применяемых подвижных игр


Перечень и содержание используемых подвижных игр мы брали из сборников подвижных игр, указанных в списке литературы. Приведем варианты, игры Кошки-мышки:

1. Правила. Играющие сначала выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка — в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают перед ней ворота: опускают руки, приседают, но ее не пропускают.

Если кошке удастся проскользнуть в круг, дети сразу же открывают ворота — но только перед мышкой, и она выбегает из круга, а кошку игроки стараются задержать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают другую пару.

Варианты, предлагаемые детьми:

·     Кошка двигается по тому же направлению, что и мышка;

·     Если кошка не может долго догнать мышку, играющие называют другую пару;

·     Передвижение кошки и мышки прыжком на одной, двух ногах;

·     Одновременно играют две пары, но в этом случае кошка догоняет мышку только из своей пары;

·     Кошке запрещается заходить в круг;

·     Кошка передвигается в кругу только на одной ноге.

2.   Филин и пташки 9. Запрещенное движение

3     Гуси-лебеди 10. День и ночь

4     Перекидка мяча 11. Встреча

5     Хитрая лиса 12. Мешочек

6     Берегись 13. Перетягивание через палку

7. Перемена мест 14. Веревочка

8. Петушиный бой 15. Не теряй равновесия


2.4 Анализ полученных результатов


Для оценки социальной приспособленности детей мы использовали 8-ми цветовой тест Люшера. Соответственно данной методики система эмоционально-личностной сферы представлена переменными, характеризующими самого ребенка:

·                фактор нестабильности выбора;

·                фактор тревожности;

·                фактор активности;

·                фактор работоспособности.

Каждая из переменных образует самостоятельную шкалу. Анализируя данные, которые мы получили в результате обследования детей в январе и в апреле, можно проследить положительную динамику полученных данных (см. рис. 1,2,3,4).

Анализируя фактор нестабильности можно сделать вывод, что показатели имеют тенденцию к уменьшению с увеличением возраста. Причем разница в показателях контрольных и экспериментальных классах на конец эксперимента довольна существенна. Так, в 1 классах эта разница составляет 20%, во 2-х и 3-х – 4.7% и 7.5% соответственно, а в 4-х классах она имеет максимальное значение - 25%.


Рис. 1 Фактор тревожности                  Рис. 2 Фактор нестабильности


Рис. 3 Фактор активности                    Рис. 4 Фактор работоспособности


Анализируя фактор тревожности, мы вновь наблюдаем тенденцию к уменьшению разницы с увеличением возраста до 3 –го класса: в 1 классе разница в показателях контрольном и экспериментальном классе равна 16.6%, во 2 и в 3 классах – 13.6 и 17.6 соответственно. А в 4-классе – наблюдаем максимальное значение разницы – 25%.

Что касается фактора работоспособности и активности, мы видим, что разница в показателях 1х и 2х классов является наибольшей, а к 3 и 4 классу мы наблюдаем уменьшение разницы в рассматриваемых показателях.

Таким образом, сравнив показатели детей контрольных и экспериментальных классов мы можем сделать вывод, что применяемая нами методика, создает более благоприятную обстановку для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Причем следует обратить внимание на то, что таких результатов мы добились всего за 4 месяца.

Для оценки социальной приспособленности детей мы использовали методику, предложенную Натальей Семаго по исследованию субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР).

Эту методику мы использовали для более рационального комплектования групп в процессе проведения эксперимента. На основе этой методики мы выявляли межличностные отношения ребенка в классе.

Используемая методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика проста тем, что ребенок может просто указать позицию тех или иных персонажей на тестовом бланке.

Методика состоит из 8 рисунков и примерного перечня вопросов, задаваемых психологом при рассмотрении ребенком каждого рисунка. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей "свободы" ответов и выборов ребенка. Основываясь на исследуемом возрастном периоде для проведения нашего эксперимента, нам понадобились всего 3 рисунка – лист 1 (стол), лист 4 (путь от остановки до школы), лист 5 (путь от школы домой).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты