Возможности использования подвижных игр как средства реализации творческой активности детей младшего школьного возраста

1.2           Использование подвижных игр в условиях образовательного учреждения


Подвижная игра – естественный спутник жизни детей младшего школьного возраста, источник радостных эмоций, обладающий великой развивающей и обучающей силой. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской активности, развитие физических сил и творческих способностей.

В младшем школьном возрасте ребенок усваивает правила поведения в обществе. Все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов, первоначально возникают и проявляются в какой-либо коллективной форме деятельности. Её примером может служить подвижная игра. Эти формы сотрудничества, приводящие к подчинению поведения известному игровому правилу, становятся внутренними формами деятельности ребенка, его волевыми процессами. Следовательно, подвижная игра занимает такое же место в развитии детской воли и творчества, как спор или дискуссия в развитии мышления (Л.С. Выготский, 2003).

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления (В.Л. Страковская,1994). Как показали фундаментальные исследования А.М. Фонарева (1969), двигательная активность, развитие речевой функции и творческих способностей теснейшим образом связана с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. Благодаря подвижным играм достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, интеллектуального развития и развития творчества детей (И.И. Гребешева и др., 1990; З.М. Богуславский, Е.О. Смирнова, 1991; Е.М. Геллер, 1989; Paul Henri Mussen, 1987).

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Игра обеспечивает всестороннее комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры дети проявляют себя не изолированно, а в тесном взаимодействии. С помощью игры можно избирательно развивать определенные физические качества, а наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей. Присущий игре фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у детей младшего школьного возраста устойчивого положительного интереса, развитие творческих способностей и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность ребенка играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для совершенствования творческой индивидуальности детей. Игровая ситуация увлекает ребенка, а встречающиеся диалоги – способствуют развитию речи, требуют активной умственной деятельности, что играет немаловажную роль. Игры, не имеющие сюжета, построенные на определенных игровых заданиях, содействуют расширению сенсорной и двигательной и творческой сферы младшего школьника.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции создание психологического комфорта в процессе занятий физической культурой, усиливают все физиологические и психические процессы. Использование игр особенно необходимо в работе с детьми, страдающими излишней тревожностью, испытывающие трудности в общении, страхи, агрессивно настроенных, т.е. имеющие отклонения со стороны эмоциональной сферы.

По содержанию все подвижные игры и игры с элементами спортивных игр лаконичны, выразительны, эмоциональны, доступны ребенку. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствуют развитию всех психических процессов и особенно – развитию творческих способностей.

Становление личности ребенка, его творческой индивидуальности связано с формированием эмоционально - волевой сферы. Эмоциональное развитие детей подчиняется основным закономерностям развития эмоций и чувств. Несмотря на то, что у детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения со стороны эмоциональной сферы наблюдаются те же эмоциональные проявления, что и у сверстников, но по общему количеству выражаемых положительных эмоциональных состояний эти дети сильно уступают своим сверстникам. Изучение социального портрета детей, страдающими излишней тревожностью, позволяет сделать вывод об их обусловленности социальными ограничениями вследствие того, что они испытывают трудности в общении, страхи, агрессивно настроены; что проявляется в виде и коммуникативного «голода», эмоциональной защитной самоизоляции.

Исследованиями ученых доказано, что целенаправленные эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление психологического здоровья. Через подвижные игры можно наиболее полно осуществить это воздействие на ребенка при его же активной помощи.

Игры с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным для детей, дают им радость, эмоциональный подъем. Благодаря этому прекрасному воздействию подвижные игры и игры с элементами соревнований, больше, чем любые другие средства воздействия, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, воспитанию у них творческой индивидуальности, морально-волевых качеств и прикладных навыков.

Психокоррекционный и развивающий эффект игровых ситуаций на уроках физической культуры у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми. Игра снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами, что в совокупности играет определяющую роль для развития творческой индивидуальности детей младшего школьного возраста.

Следует помнить, что эмоциональная комфортность определяет духовное благополучие, которое наряду с физическим и социальным благополучием определяет здоровье человека, и мы должны помочь детям, имеющим отклонения со стороны эмоциональной сферы достичь эмоциональной комфортности, что приведет к развитию в более быстром темпе их творческих способностей.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстающую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача учителя – развивать творческую индивидуальность ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».

Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Таким образом, в играх замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Важность применения для детей младшего школьного возраста подвижных игр на уроках физической культуры известна всем, но отсутствие целенаправленных разработок их использования для развития творческой индивидуальности явилось основанием для проведения исследования в этом направлении.

Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методы и организация исследования

При проведении эксперимента были использованы следующие методы:

Оценка психологических характеристик.

Для оценки социальной приспособленности детей мы использовали методику, предложенную Натальей Семаго, по исследованию субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР), 8-ми цветовой тест Люшера. Для диагностики креативности использовались: методика «Две линии» и методика Вартега «Круги».

Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) была создана в 1982-85гг. по аналогии с тестом Рене Жиля и используется автором в практической работе с детьми на протяжении более 12 лет (приложение 1, 2).

Тест представляет собой более гибкую и менее формализованную систему подачи вопросов с опорой на рисунки, без жесткого распределения "ролей" на самих тестовых материалах (схематических изображениях). Таким образом, получаемый спектр ответов ребенка более вариабелен, а сама методика становится более проективной, индивидуализированной, компактной и простой в применении и интерпретации. Эта методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий.

Задаваемые ребенку вопросы подаются в форме доверительной беседы, когда контакт с ребенком уже установлен, не имеют жесткой формализации и учитывают возрастные, социокультурные и иные особенности ребенка. Методика состоит из 8 рисунков и примерного перечня вопросов, задаваемых психологом при рассмотрении ребенком каждого рисунка. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей "свободы" ответов и выборов ребенка.

При работе с методикой от ребенка не требуется развернутого рассказа, что существенно облегчает выполнение задания для самого ребенка. Ценность представляет и тот факт, что в ситуации отказа (или невозможности) ребенка дать вербальный ответ, он может просто указать позицию тех или иных персонажей на тестовом бланке. В свою очередь, это должно быть отмечено экспериментатором в соответствующем разделе регистрационного бланка. Процедура проведения методики проста, не требует никаких дополнительных средств и оборудования, может повторяться через небольшой промежуток времени (в течение 30-45 дней). Очень показательно проведение исследования с одним и тем же ребенком до и после психокоррекционных мероприятий (групповой или индивидуальной, семейной психотерапии и т.п.) для оценки эффективности проведенной работы.

Для оценки эмоционального состояния детей младшего школьного возраста мы использовали 8-ми цветовой тест Люшера, который является клиническим диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

Методической основой цветового теста отношений являлся цветоассоциативный эксперимент, процедуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Согласно этому положению можно это позволяет выявить достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, "минуя" при этом защитные механизмы вербальной системы сознания.

В 8-ми цветовом тесте Люшера используется набор цветовых стимулов. Этот набор отличается компактностью и удобен в применении в детской практике. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (черный, серый). Каждый из цветов обладает собственным ясно определенным (индивидуальным) эмоционально-личностным значением. И в ассоциациях с цветами действительно отражаются отношения детей к значимым для них людям и понятиям.

Возрастной диапазон применения этого метода изучения отношений, применим в работе с детьми, начиная с 5-ти летнего возраста. Верхняя возрастная граница не определена.

Опыт использования 8-ми цветового теста Люшера в комплексе с другими методиками позволяет характеризовать его не только как метод выбора, но, во многих случаях, и как один из немногих экспериментальных методов, пригодных для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Соответственно данной методики система эмоционально-личностной сферы представлена переменными, характеризующими самого ребенка:

- фактор нестабильности выбора;

- фактор тревожности;

- фактор активности;

- фактор работоспособности.

Каждая из переменных образует самостоятельную шкалу. Полученную от испытуемого информацию, исследователь заносит в регистрационный лист и получает профиль особенностей эмоционально-личностного развития испытуемого (приложение 3).

В общем понятии креативность включает в себя прошлые соприсутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает, что-либо новое, не существовавшее прежде. Креативность рассматривается, как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности признаются: оригинальность; семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять его функциональное применение на практики; образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продуктивности на образном материале. Ребенком используются две линии (полуовал и прямая линия), только по одному разу для изобретения серии фигур. Время выполнения – 8 минут.

В результате подсчитывается количество рисунков, без повторений – 1 балл, за каждый вариант.

Методика Вартега «Круги»: на бланке нарисовано 20 кругов (приложение 4). Задача ребенка состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для одного рисунка. Круги необходимо использовать так, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком необходимо написать, что нарисовано. Рисовать необходимо слева направо. На выполнения задания дается 5 минуть. В инструкции ребенку необходимо обязательно сказать, что результат работы будет оцениваться по степени оригинальности рисунков.

В данной методики подсчитывается беглость мышления – общее количество рисунков, за каждый – 1 балл, гибкость мышления – количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл, и оригинальность мышления - за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.

Рисунки группируются по классам:

·                природа;

·                предметы быта;

·                наука и техника;

·                спорт;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты