Внушение и его роль в общественной жизни

    Эмпатия (как соопереживание), уже по её определению, предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей вплоть до подражания их действиям. На основе эмпатии человек скорее познаёт себя и становится способным сочувствовать себе подобным, понимая и предугадывая их состояние. Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности. [ 6 ]

Оценка суггестивности.

    Эмпатия предполагает наличие у человека определённой внушаемости, позволяющей ему учавствовать в межличностном взаимодействии. При этом и пониженная внушаемость, тем не менее, позволяет достаточно адекватно адаптироваться в человеческом общежитие, опираясь на эмпатические способности.

    Дальнейшее изучение структуры самооценки требует учёта результатов этой методики, смысл которой обязательно раскрывается после её выполнения.

Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).

    Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств и эмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Её содаржание вновь предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. (см. таблицу № 3)


    На предприятии, по месту моей непосредственной работы, мною была организована группа в количестве 20 человек, на которой я применил представленные методики. По результатам самооценки эмпатических способностей получил следующие данные:

Высокий уровень эмпатии – 2 человека

Средний уровень эмпатии – 9 человек

Заниженный уровень эмпатии – 5 человек

Очень низкий уровень эмпатии – 4 человека

   Показатели по отдельным шкалам вынесены в таблицу (см. приложение, таблица №2):

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональной эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпотирующему не предвзято выявлять его сущность.


Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучавствовать. Эмациональная отзывчивость в данном случае становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.


Интуитивный канал эмпатии. Бальная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.


Установки, способствующие или препятствующие  эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедив себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапозон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет припятствий со стороны установок личности.


Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера  содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.


Идентификация – еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.


    Для оценки суггестивности использовались 5 срочных заданий:

1.      Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь»; вообще любого писателя.

2.      Напишите любую короткую фразу, например «лето наступило» (варианты…); вообще любую фразу.

3.      Напишите название любого предмета, например «стол»; вообще любого предмета.

4.      Изобразите любой предмет, например треугольник; вообще любой предмет.

5.      Напишите любое число, например 9; вообще любое число.


В результате обработки полученных ответов выяснились следующие данные:

Пониженная внушаемость – 3 человека.

Средняя внушаемость – 13 человек.

Повышенная внушаемость – 4 человека.


    Для дальнейшего исследования респондентов мне необходимо было знать их эмоциональное состояние на момент заполнения анкет. Мною была использована методика «Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)».

    В результате полученных данных у 16 ресспондентов самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцептуации характера человека.

    У 4 человек были обнаружены показатели неудовлетворительного самочувствия. Самооценка в целом понижается, в особенности когда наступает состояние, близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности.

    Работая с данной группой людей мы определили круг задач:

1.     Соблюдение элементарных норм техники безопасности, а именно: применение защитных средств (каски, распираторов, и т. д.)

2.     Курение только в специально отведенных местах и даже отказа от курения вообще.

3.     Соблюдение распорядка трудового дня (ликвидация опозданий и ранних уходов с работы).


Анализируя всех членов группы, я столкнулся с проблемой – как преодолеть сопротивление внушению некоторых человек.

    Иногда создавалось впечатление, что клиент готов к взаимодействию с психологом, а на самом деле он бессознательно противится внушению. Обычно такое поведение вызвано двумя причинами.

    С одной стороны, неверные представления клиента о внушении вызывают у него смутные опасения, проявляющиеся в высоком уровне нервного напряжения.

    С другой стороны, возможно, клиент боится потерять контроль над собой и выдать тщательно оберегаемые секреты. Страх иногда выражается в чрезмерной старательности клиента в ущерб полному расслаблению. Напряженный, слишком тревожный клиент часто допускает подобную ошибку, и психолог должен найти способ преодолеть встретившееся препятствие.

    Один из способов помощи клиенту – наблюдение за его реакциями на применение различных методик внушения. Для этого и было проведено тестирование, обращая внимание на различия в реакциях клиента.

    Применяемая техника внушения должна соответствовать психотипу клиента. Стиль быстрого внушения, творящий чудеса с послушными, податливыми людьми, вызывает сопротивление у человека, склонного к сомнениям, обладающего сильной волей, который не любит выполнять чьи-то приказы. Здесь выполнялся медленный, разрешающий, деликатный метод, чтобы завоевать доверие клиента.

    С дисциплинированным, интеллигентным клиентом полезно обсудить различные методы внушения и дать ему возможность сделать выбор.

    Повторение внушений приводит к пониманию клиентом состояния измененного сознания. При работе с трудным клиентом часто бывает полезна смена обстановки.

    Создание группы оказалось идеальным способом переубеждения испуганного клиента. Наблюдение за людьми, которые получают пользу от внушения, положительно воздействуют на трудного клиента.

    Известные заблуждения относительно внушения проистекают из страха клиента утратить самоконтроль во время сеанса. Применение внушения дает наилучшие результаты тогда, когда между клиентом и психологом устанавливаются доверительные отношения. Обычно клиенты испытывают страхи и сомнения и нуждаются в эмоциональном контакте с психологом, ведь при проведении сеанса душевная теплота играет гораздо большую роль, нежели самая изощренная техника. Наиболее серьезными препятствиями на пути к внушению являются порождающие тревогу подозрительность и сопротивление. Тревожность в свою очередь не позволяет добиться необходимой степени релаксации, без которой невозможен процесс внушения.

    Психологу никак не обойтись без взаимодействия с клиентом и настоящий профессионал должен придерживаться как можно менее авторитарного и как можно более сочувствующего стиля поведения. Внушение – не арена для соревнований в проявлении воли между клиентом и психологом, а скорее ситуация, предполагающая гармоничную совместную деятельность, в которой прежде всего учитываются интересы клиента.

    Эмоции играют огромную роль в процессе научения, и психолог начинает внушения, предварительно сформировав у клиента широкий спектр приятных чувств. Чувствительный, обладающий высокой проницательностью в отношении других людей и их потребностей психолог использует эмоциональную готовность клиента для передачи ему нужных внушений. Именно в этом заключается правильное использование внушения.









Техника «Автоматическое письмо»


    Автоматическое письмо является одним из самых удивительных и ценных инструментов внушения. Эта техника проявляется даже на не внушаемых уровнях, например в виде так называемых «каракулей», которые человек бессознательно выводит, скажем, болтая по телефону. «Ничего не значащие» рисунки часто представляют собой символические образы и могут многое рассказать о «рассеянном» человеке, например вскрыть травму, похороненную под слоями самообмана. Автоматическое письмо дает возможность выявить правду и становится методом получения информации. Иногда клиент предпочитает рисовать какие-нибудь картинки, вместо того чтобы писать слова. Порой его откровение представляет собой отдельные буквы, которые нуждаются в интерпретации.

    В процессе исследования я обнаружил, что лучше всего предложить клиенту альбом для рисования и ручку с мягким стержнем, наподобие фломастера. Желательно, чтобы у клиента был большой альбом, потому что многие люди под влиянием внушения пишут более крупным, чем обычно, почерком. Возможно, это связано с тем, что они «открываются» или возвращаются к детской манере писать каракулями. Автоматическое письмо проводится с закрытыми глазами, и большая поверхность бумаги – лишняя гарантия того, что написанное будет достаточно разборчивым. Ручка с мягким стержнем предпочтительнее потому, что, находясь в состоянии внушения, многие люди очень слабо нажимают на бумагу и разобрать написанное весьма затруднительно.





Самовнушение и создание новой программы.

   

    Самовнушение совместно с воображением создает новый вид реальности: лучшей, свободной от следов прошлого. К сожалению, большинство людей не обращают внимание на свое бессознательное. То, что нам удается осознать, - только десятая часть действительности, верхушка айсберга.

    Привычки коренятся глубоко в прошлом. На сеансах самовнушения я призывал клиентов задуматься о своих привычках. На какую почву упали зерна вашего воспитания? Когда вы поймете, что поведение, свойственное вам в детстве, сегодня, когда вы стали взрослым, неэффективно, то сделаете первый шаг к переменам.

    Новое понимание освобождает в сознании место для нового ряда привычек. Это похоже на генеральную уборку. Очистив пространство сознания, вы позволите своему безграничному творческому потенциалу сформировать новый стиль жизни.

    Позитивная жизненная программа формируется под влиянием самовнушения, создающего новые полезные устойчивые рефлексы. Глубина изменений зависит от того, насколько сильны у вас стремление к переменам, мотивация, и уровень самооценки.

    Ощущение собственной значимости непосредственно связано с вашими представлениями о собственных силах. Если вы говорите себе «я не смогу», шансы, что вы действительно «не сможете», возрастают. С другой стороны, если вы утверждаете обратное – «я смогу» или «я сделаю» - вероятность успеха значительно повышается, поскольку мысль предопределяет действие.

    Камень преткновения на пути к самореализации – ваши ожидания (предчувствия неудачи или, наоборот, успеха). Если человек, взявшись за дело, втайне ожидает провала, он ощущает внутреннюю неуверенность. Перестаньте прислушиваться к чьим-то голосам из далекого прошлого. Никто не знает вас лучше, чем вы сами. Возьмите на себя ответственность, поставьте перед собой новые цели. Этот процесс называется контрвнушением, потому что он представляет собой коррекцию негативного воздействия окружающих. На смену внешней манипуляции приходит сознательный самоконтроль.


Курить или не курить?


    Одна из наиболее существенных причин, по которой трудно бросить курить, заключается в том, что курение нередко сопровождает другой вид время препровождения – отдых. Например, во время перерыва в работе или после обеда курильщик привычно зажигает сигарету. Предполагается, что в обеденный перерыв человек избавляется от стресса. Но многие используют его для укрепления вредных привычек.

   

    При исследовании данной группы мною были получены следующие результаты:

1.     Соблюдение элементарных норм ТБ от общей численности группы возросло от 48%  до 97%.

2.     Соблюдение режима (распорядка) дня возросло от 21%  до 81%.

3.     Курение в специально отведенных местах возросло от 52% до 99%, 3 человека бросило курить вообще.

    Была выявлена тенденция к оживленному интересу о прекращении табакокурении не только большинства членов группы, но и от других работников предприятия на котором я работаю. Были также высказаны пожелания о создании новых групп для работы над этой проблемой.

    В исследовании были применены следующие методы:

·        Метод наблюдения;

·        Метод беседы;

·        Метод групповой психокоррекции;

·        Метод индивидуальной психокоррекции.




    И использовались такие методики как:

·        Оценка эмпатических способностей БойкоВ.В.;

·        Оценка суггестивности (по О.П.Елисееву);

·        Дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду);

·        Автоматическое письмо (по Р.Коуплан).

    Данные методики применялись дважды, в начале исследования и в конце.

Цифры, приведённые выше, показывают прогресс в личностном  росте почти каждого члена группы, а проявление повышенного интереса говорит об психоэмоциональной зависимости от процесса внушения, что и подтверждает гипотезу данного исследования.

   

    Персоналу службы ТБ были даны рекомендации по вопросу проведения инструктажей, в частности о методах распостранения наглядной агитации.









V.                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   


    К счастью, собственный мозг способен помочь нам измениться. Учитесь мыслить самостоятельно! Привычки можно контролировать – ведь человеческое поведение податливо. С помощью внушения люди могут «настроить» себя на здоровье и успех. Благодаря позитивному программированию, уставший от постоянных страхов и сомнений разум становится свежим и обновленным. Таким образом мы можем избавиться от приобретенных вредных поведенческих стереотипов, ступив на более высокую ступень внутреннего развития.

    Внушение помогает понять, что мы собой представляем и чего хотим от жизни. Более того, оно не заменимо на пути к достижению намеченных целей. Вы перестанете быть послушной марионеткой в руках судьбы, получите возможность твердо встать на ноги, научитесь самоконтролю и сможете пресечь любые попытки манипулировать вами. Щупальца привычек обвивают нашу душу, - пора навсегда освободиться от их хватки.

    Для развития человеку необходимо постоянно пересматривать старые привычки и заменять их новыми, более полезными. Изменить жизнь к лучшему вам помогут собственные внутренние резервы, самым могущественным из которых является разум.

    







Список используемой литературы.

 

 

1.       Бехтерев В. М. «Внушение и его роль в общественной жизни». – СПб.: Питер, 2001.

2.       Васильев Л. М. «Экспериментальные исследования мысленного внушения». – Л.: 1962

3.       Выготский Л. С. «Мышление и речь». – Собр. Соч.: В 6 т. – М .: 1983.

4.       Ганзен В. А. «Системы описания в психологии». – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

5.       Гримак Л. П. «Моделирование состояний человека в гипнозе». – М.: 1978.

6.       Елисеев О. П. «Практикум по психологии личности». – СПб.: Питер, 2001.

7.       Кант И. «Антропология с прагматической точки зрения». – СПб.: Питер, 2001.

8.       Мышляев С. Ю. «Гипноз». – М.: 1999.

9.       Общий психологический словарь.

10.  Овчинникова О. В. «Гипноз в экспериментальном исследовании личности». – М.: 1989.

11.  Павлов И. П. «ППС». – М.: Госиздат, 1951.

12.  Платонов К. И. «Внушение и гипноз в свете учения И. П. Павлова». – М.: 1951.

13.  Поршнев Б. Ф. «Социальная психология и история». – М.: Политиздат, 1978.

14.  «Приёмы самовнушения». – Воспитание школьников № 1, № 2.: 1993.

15.  Под ред. В. Н. Куликова «Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия». – Иваново: 1982.

16.  Роженов В. И. «Гипноз и внушение в медицине». – М.: 1955.

17.  СветловВ. А. «Практическая логика». – СПб.: Слово, 1997.

18.  Узнадзе Д. Н. «Основные положения теории установки». – Тбилиси: 1961.

19.  Часов В. А. «К методике исследования внушаемости». – Уфа: 1955.

20.  Шварц И. Е. «Внушение в педагогическом процессе». – Пермь: 1971.

21.  Эриксон М. «Мой голос останется с вами». – СПб.: 1995.

22.  Эриксон Э. «Детство и общество». – М.: Педагогика, 1994.

23.  Якобсон П. М. «Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности»//Психологический журнал. – 1981.



  




 

 

 

 

 

 

 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты