Внушение и его роль в общественной жизни

Самовнушение по методу Куэ.

В момент засыпания, когда Вы почти погружаетесь в сон (постарайтесь не пропустить именно эту фазу), нужно успеть проговорить про себя формулу самовнушения, как можно больше раз, прежде чем Вы заснете. Эта формула должна состоять из четырех-пяти слов и должна быть конкретной.

Содержание формулы самовнушения определите исходя из Вашего намерения. Проговаривайте скороговоркой, детским лепетом, как угодно, не старайтесь мысленно четко выговаривать. Единственное, чего нужно избегать – это отрицательной частицы НЕ. Формула должна быть утвердительной. В момент пробуждения, когда мозг еще только пробуждается, тоже хорошо воспринимаются внушения, но как Вы потом сами убедитесь, самовнушение при засыпании предпочтительнее. Многие оставляют попытки за мгновение до того, как готовы достигнуть результата.







 

Эриксоновский гипноз.

 

    Милтон Эриксон создал такую методику гипнотизирования, при которой практически не бывает сопротивления со стороны пациентов. Говоря житейским языком, гипнозу поддаются все. В традиционных гипнотических школах считается, что гипнозу поддаются только 17% людей. Эриксон ушел от традиционного директивного внушения, где гипнотизёр подавляет. Он создал систему, в которой гипнотизёр и пациент идут вместе по пути развития транса. Используя способность человека улавливать малейшие, не замечаемые сознанием, отклонения в голосе, позе собеседника он создал метод «аналоговых меток» – во время обыкновенной беседы с больным он незаметно для сознания пациента посылал ему установки о выздоровлении. Так же он использовал метафоры, передовые, по тем временам, разработки физиолога Павлова в области прямого обуславливания и многое другое. И все эти приёмы он мог использовать одновременно.

Широчайшие возможности гипноза Милтона Эриксона открывает в психотерапевтической медицине. Любые психотехники повышают свою эффективность во много раз, если они проведены в состоянии транса. Это становится возможным потому, что в таком состоянии отсутствует контролирующая роль сознания. Основываясь на этом феномене, появляется возможность работать с психосоматическими расстройствами. В основе многих из них лежит тяжёлое невротическое расстройство и в  нормальном состоянии сознания больной просто не в силах с ним справиться. Самыми распостранёнными психосоматическими расстройствами являются: нейродермит, гастрит, язва желудка, кардионеврозы, аллергия, ожирение и, как не покажется странным, - курение, алкоголизм и другие вредные привычки. Использование гипноза как инструмента и усилителя терапевтического действия помогает врачу работать во много раз эффективнее.  [ 21 ]



























 

IV.        Логика процессов личностного развития человека.

 

4.1.         Системно-структурное представление о развивающейся личности


    Личностное развитие человека в плане становления основных его макрохарактеристик может быть представлено в виде восходящей структуры с координатами самосознания и сознания (вертикаль и горизонталь соответствено). Подобная логическая схема лежит в основе антропологических теорий И. Канта, С. И. Гессена и Э. Эриксона, правда, без явного введения указанных направлений: вместо самосознания на предлагаемой вертикали выстраиваются основные возрастные стадии развития человека, а горизонталь при иерархической организации излогаемого материала вообще не имеет содержательного определения. Представление о системном развитии человека как личности в координатах самосознания и сознания иллюстрируется следующим образом. (см. приложение, схема № 1)

    Результатами показанных на схеме процессов индивидуации и индивидуализации являются соответственно:

    Оптация личности. Оптация или оптированность поведения личности выражается мерой типологически определённого сочетания реактивных и активных его компонентов, репрезентирующих индивидные свойства человека в структуре личности, прежде всего – его психическую организацию.

    Адаптация личности. Адаптация личности выражается в индивидуальном своеобразии типологически определённого поведения человека. Это поведение, по М. Фуко, образуется в результате педагогических по своему содержанию наставлений примерами и знаниями. Если в первом случае (оптации) поведение не имеет ещё системного характера, то во втором системность поведения устанавливается в пределах стереотипов поведения, в пределах, что называется, индивидуального стиля.

    Выражением меры реактивных и активных компонентов поведения является темперамент: человек как оптант приобретает некоторый темперамент, определяющий его место в пределах нормального распределения людей как более или менее реактивных и активных индивидов. Специфику меры реактивных и активных компонентов индивидуально-своебразного поведения человека выражает его характер. При этом в характере человеческого поведения темперамент преобразуется именно как поведенческая подструктура, как глубинное образование, на котором основывается и на фоне которого протекает природное личностное развитие.

    Характер, по сравнению с другими личностными свойствами, в первую очередь испытывает влияние темпераментообразующих поведенческих особенностей. С другой стороны, характер может быть определён как преобразованный (в психологическом смысле) темперамент. Используя буквальное прочтение слова «характер» в древнегреческом языке, где оно означает «чекан», можно сказать, что темперамент в характере отчеканивается, принимая законченную, индивидуально-своеобразную форму. При этом в силу компенсаторного значения характера по отношению к темпераменту определения типов характера могут быть, например, даны в понятиях: меланхолия, сангвиния, холерия и флегматия.

    Таким образом, в характере находят своё оформление процессы индивидуации и индивидуализации как процессы природного образования человека, обеспечивающие его ассимиляцию в человеческой среде, причём ассимиляция объединяет явления оптации и адаптации, обнаруживаемые в поведении индивидуума. В то же время понятие «завершение» здесь означает только логическую оформленность основополагающих структур поведения человека, которые, конечно, изменяются и развиваются в течение всей его жизни.

    Следующий процесс – субъективация личности – особенно обнаруживает неограниченную конституируемость открытой субъекту системы возможностей самосознания и переосмысления его природного бытия, что составляет потенциальную сторону человеческого поведения.

    Итернализация личности. Являясь продуктом и условием субъективации, она выражается мерой рефлексивных и активных компонентов самодеятельности человека, мерой саморегуляции его поведения. Интернализация компенсирует собою стереотипичность поведения, обеспечиваемую характером человека. Рефлексия личности над- и вне- ситуативна, ею регулируется то, какие характерологические свойства личности, какие способы поведения могут стать действительными, преобретая статус мотивов.

    Соответственно, интернализация адекватно определяется только в мотивационном плане: мерой мотивов, внутренне и внешне направленных, или мерой «мотивов отношения» и «мотивов достижения». Коротко говоря, интернализация есть воплощённая мотивация, смыслообразующая основа процессов самообразования человека. Личность как субъект есть личность, репрезентированная в таком психологическом образовании, как мотивация. Возращаясь к первым двум стадиям личностного развития с позиции проведённого здесь определения субъекта, можно утверждать, что личность как индивид конституируется темпераментом, а личность как индивидуальность – характером.

    Темперамент, характер и мотивация, с учётом их взаимной компенсации и дополнительности, предопределяют то, каким образом может быть осуществлена объективация личности, в результате которой внутренние условия образования человека объединяются с условиями внешними. Это объединение представляет собою взаимное преломление внешнего и внутреннего, так что не все внутренние, потенциальные способности, например, не все и не в той же самой степени черты характера, приобретают статус мотивов поведения, и тем более они не обязательно становятся актуализированными свойствами личности.

    Полное логическое завершение система образования человека как личности получает в прцессе объективации её взаимосвязанных макрохарактеристик.

    Интеграция личности. Интеграция или актуализация свойств личности является продуктом и условием процесса их объективации. Она выражается мерой реализации человеческого потенциала в содержании всех видов деятельности и на протяжении всего жизненного пути человека. В явлении своей актуализации личность как объект представляет собою психологическое основание социализации человека. В актуализации реализуется возможность социальной и профессиональной интеграции личности в системе общественного развития труда.

    Социальная адаптация человека на этой стадии образования не непосредственна, не ситуативна, она является опосредствующей, т. е. предпологающей обретение личностью самой себя с помощью некоторых собственных «орудий» умственного и физического труда как средств процесса объективации. Адекватно смыслу актуализации личности понятие, дополяющие ряд: темперамент, характер, мотивация, - это способности, а также талант и гениальность. Эти понятия  особенно акцентируют собою социальную сторону человеческих способностей, состоящую в том, что их актуализация зависит не только от активности самого человека, но и от встречной активности его окружения. Только в случае принятия обществом или отдельными его группами способности, талант и гениальность выявляются как таковые.

   Поэтому человек вынужден прилагать иногда весьма значительные усилия, чтобы найти формы и условия становления самодеятельности, как деятельности профессионально и социально значимой. Таким образом, способности не сводятся к овладениям некоторыми знаниями, навыками, умениями, вообще к овладению некоторыми элементарными функциями. Способности с этой точки зрения если и не являются «функциями», то, согласно социокультурной теории Л.С.Выготского, высшими, причем не столько психическими, сколько именно психологическими.

   Способности, как высшие психологические функции, высшие личностные образования оформляются в межличностном общении, преобразуясь и преобразуя собою все ранее возникающие личностные макрохарактеристики: темперамент, характер, мотивацию. В целом процессы субъективации и объективации совместно представляют собой социальное образование человека, его социализацию. [ 3 ]


4.2.         Стадии личностного развития человека.


    В отличии от приведенной выше логики процессов образования человека, выделяют всего три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в координатах потребностей и способностей, извне приписываемых человеку. Вместо сознания и самосознания вертикаль человеческого бытия представляется потребностями а горизонталь – способностями. При этом процесс развития личности изначально рассматривается как следствие внутригрупповых отношений в «относительно стабильной общности». Таким образом личность лишается сознания и самосознания и вообще самодеятельного начала; показательно, что стадии субъективации, где личность интернализируется и автономизируется не существует.

   Развитие личности сводится к простому, многократному воспроизведению ее функционирования по схеме из трех указанных фаз. Действительно, если сознание и самосознание личности не является образующими ее систему координат, то единственно возможным логическим выводом становится признание личности не более чем социализированной индивидуальностью. То есть не субъективные свойства личности и не их объективация становятся «вершиной личности», а свойства индивидуальности занимают их место. На самом деле индивидуальность человека является не вершиной, а глубиной его личности, - со всеми неопределенными еще интеграциями и неактуализированными «новообразованиями».

   Личность, является таковой если она функционирует в составе общности, -  тем самым предполагается решение вопроса о социальности человека.

   Кроме этого, прежде чем рассматривать общность социального и индивидуального, необходимо показать, что всякая отдельная личность, если она самостоятельно существует, а не только функционирует, уже является некоторой сложной общностью.

   Действительно, индивидное в личности есть сходное, а индивидуальное – отличное, т.е. индивидное и индивидуальное совместно представляют собой природу человека, родовую человеческую общность, объединяющую отдельного человека со всеми подобными ему людьми, - в смысле сходства и уникальности его родовой психической организации, предполагающей определенную специфику общечеловеческих потребностей и способностей и, в частности, темпераментов и характеров.

   Далее субъективное есть уникальное, но уже в социально-историческом, а не в природном плане: человек, как известно является субъектом труда, игры, познания, общения и собственного образования, субъектом всей своей истории и культуры. Объективное же, проявляющееся в содержании актуализированного человеческого потенциала, в социально-профессиональном самоопределении человека, есть сходное.

   Субъектное и объектное самоопределение личности совместно представляют собою социальную, культурную человеческую общность, объединяющего отдельного человека с ему подобными разумными существами, в смысле сходства и отличий его социально-психологической организации, предполагающей, что человек обладает не только элементарными психическими функциями, но и высшими интеллектуальными функциями, благодаря которым он и является личностью, способной в конечном счете представлять общество, а не сумму функционирующих особей.


4.3.         Логические основания личностного развития человека.

 

    Относительную логическую завершенность процессов образования человека, т.е. полный логический квадрат общностных отношений в структуре личности, можно выявить, если индивидуальное и субъектное, а также объектное и индивидуальное будут пониматься как общности. Первая из этих общностей выражает единство и уникальность общечеловеческой способности к ассимиляции в природных и социальных условиях бытия, что обеспечивает относительную автономность образования и существования человека. Вторая или уже четвертая по ходу обсуждения данного вопроса общность выражает единство и уникальность процесса социализации человека, обеспечивающего неповторимую включенность человека в его общественно-исторические отношения, опосредующие уникальный стиль деятельности, а так же индивидуальный жизненный путь. [ 23 ]

   Отметим, что, рассматривая «развитое человеческое мышление» с точки зрения связи логических преобразований. Самыми интересными интерпретациями данной группы можно считать законы диалектического анализа и развития и формирования сказочных и мифологических сюжетов. [ 17 ]

   Другими словами, общностный логический подход к анализу содержания процессов, образующих личность, является действительно относительно полным, а именно системообразующих в процессуально-логическом смысле.

   Личность, в процессах образования человека предстает как система или, как пентабазис, отличающийся, если принимать во внимание центральную симметрию осей координат самосознания и сознания внутри логического квадрата общностей, наибольшей устойчивостью среди всех логикогеометрических фигур подобного типа. [ 4 ]

   В частности, системное представление процессов личностного образования человека в виде пентабазиса как логического квадрата с центральной симметрией координат «самосознание – сознание» дано на схеме №2 (см. приложение).

   Логика процессов образования человека не предопределяет фатально то, как именно будет складываться реализация человеком открывающихся в истории общества и культуры закономерностей: они выступают как возможности, как некоторые стратегии развития или существования. В данном случае, когда поведение человека рассматривается с точки зрения меры его свободы и ответственности, известные законы антропологии не столько упрощают жизненное самоопределение, сколько обнаруживают бездну извечной проблематичности его бытия. [ 9 ]

   Исторически сложившиеся и логически оправданные способы человеческого самообразования переосмысливаются людьми и , формально оставаясь инвариантными, по существу становятся для них иными. Причем эта инаковость истории и логики вполне подтверждается содержанием жизненного пути людей.

   Таким образом, история и логика образования человека не только «повторяется», но и развивается и продолжается.

   Трансцендентальность жизненного самоопределения человека исторически сформировавшимся способом его существования как логически взаимосвязанными процессами его самообразования выявляет глубину человеческой природы и показывает, от обратного, не только фундаментальность, но и вечность его бытия. Трансцендентальность человеческого бытия его историко-логическим основаниям побуждает человека стремиться к вершинам самосохранения и продолжения себя в человеческой культуре, к реальностям духовного самоопределения, к решению нравственных проблем.

   В результате образования человека  не ограничивается его личностным развитием и социализацией, а продолжается как развитие нравственное. Точнее, нравственность самообразования человека является действительным и относительно независимо возникающим основанием его личностного самообразования. Ступени нравственного становления человека ведут к возникновению феномена  человеческой культуры. [ 7 ]

   По отношению к этому феномену образования человека представляется как аккультурация. История и культура продолжаются не сами по себе, но человек их продолжает, являясь субъектом истории, морали и культуры в целом, в той степени, в которой ему удается претворит в жизнь идеи его духовного творчества. Если эти цели воплощаются в виде новых образовательных институтов, учреждений, социально-антропологических или психолого-педагогических систем, научно-технических и вообще трудовых  достижений, то человек действительно обретает себя, овладевает собственной сущностью, проявляющейся в полноценных, исторически и культурно значимых фактах.

    Как открытая совокупность таких практических и теоретических фактов строится человеческая цивилизация, в сфере которой вновь формируются исторические типы человеческих личностей с их особенной психологией и нравственностью.

























            




V.               Практическое исследование.



    Для определения уровня внушаемости я использовал три методики: самооценка эмпатических способностей, оценка суггестивности и дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).

Самооценка эмпатических способностей (по В. В. Бойко).

    Самооценку человека весьма целостно представляет методика определения способности к эмпатии. Результаты её применения существенны также социально-психологической характеристики человека в плане индивидуально-своеобразных возможностей овладения им своей родовой сущностью в конкретных межличностных отношениях. (см. таблицу № 2)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты