Внушение. Гипноз

Представители нансийской школы считали, что гипноз — это психологический феномен, связанный с внушением. Они рассматривали гипноз как результат того, что гипнотизируемый поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом достаточной критики к полученному внушению. Широко известно утверждение нансийцев, что гипноза нет, есть только внушение. И в то же время они категорически отрицали болезненную, истерическую природу гипноза. Между парижской и нансийской школами гипнологов развернулась длительная и острая научная дискуссия. В конечном итоге на первом Международном конгрессе физиологической психологии, состоявшемся в Париже в 1889 г., нансийцы одержали победу. Следует отметить, что ошибок не избежала ни та, ни другая школа. Если Шарко, идентифицируя гипноз с истерией, ограничил рамки его лечебного применения, то Бернгейм отождествляя понятия гипноз и внушение, отрицали самостоятельность гипноза и существование его вне сферы вербального воздействия. С современных позиций следует признать, что, хотя гипноз и внушение взаимосвязаны, но это отличающиеся друг от друга явления хотя бы уже потому, что в гипноз можно погрузить не только человека, но и животных, в то время как восприятие словесного внушения присуще только человеку. Было бы неверно думать, что изучением гипноза в 19 веке занимались исключительно в Англии и Франции. Большой вклад в исследование гипноза внес шведский психотерапевт Отто Веттерстранд, опубликовавший книгу «Гипнотизм и его применение в медицине», в которой он описывает особенности лечения гипнозом соматических заболеваний, болезни сердца, желудка, астмы, и впервые ставит вопрос о лечении гипнозом хронического алкоголизма.

Немалую роль в развитии учения о гипнозе сыграли и труды немецких врачей Левенфельда и Молля. Одновременно с работами Шарко и Бернгейма, професеор физиологии Харьковского университета Даншевский в многочисленных экспериментах показал возможности гипнотического воздействия на животных. Он проводил исследовании на самых различных представителях животного мира: лягушках, ящерицах, змеях, тритонах, черепахах, крокодилах, речных раках, морских крабах, лангустах, омарах и каракатицах, рыбах и птицах. А в 1891 г. выступил с докладом на 4 съезде Обшества русских врачей в Москве, где убедительно доказал единство природы гипноза у человека и животных, нанеся тем самым ощутимый удар по нансийской школе. На этом же съезде с докладом «Терапевтические приемы гипнотизма» выступил ученик и последователь С.С. Корсакова А.А. Токарский. Страстный сторонник внедрения гипноза в лечебную практику, он говорил в своем докладе что смешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку, за дверями храма науки, что это подкидыш, воспитанный невеждами, можно только сказать, что невежды его достаточно понянчили и захватали руками. Прошло больше ста лет, но эти слова актуальны и сейчас. В начале 80-х гг. 19 века Токарский впервые начал читать курс физиологической психологии и гипнотерапии на медицинском факультете Московского университета. Известно о благосклонном отношении Токарского к народным целителям и служителям церкви, использовавшим методы прямого и косвенного внушения в лечебных целях. В 70—80-х гг. в селе Нахабино священник Сергий Пермский исцелял хронических алкоголиков. Он брал с них «зарок» не пить спиртного и при этом заставлял целовать крест и Библию, в проповеди, предшествующей ритуалу, отец Сергий убеждал в том, что христианин, вновь начавший пить после «боговдохновленного зарока», совершает тяжкий грех.

Таким образом он излечил около 30000 человек, которые создали общины «чаепитников». Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл Владимир Михайлович Бехтерев. Родился Бехтерев 20 января 1857 г. в селе Сорали в семье станового пристава. В 1873 г. он поступил в прославленную Медико-хирургическую академию. При этом не обошлось без курьеза, выяснилось, что этому огромному, похожему на Илью Муромца парню нет еще 17 лет. Двери академии захлопнулись, но Бехтерев был не так прост. Он пошел домой к начальнику академии и сумел убедить его, что дело не только в количестве прожитых лет. Способности и работоспособность этого человека были поистине легендарными. Будучи слушателем академии, он успел побывать на войне с турками за освобождение Болгарии, участвовал в нескольких студенческих забастовках, был одним из организаторов студенческого бойкота, объявленного преподавателю физиологии И.Ф. Циону, из-за чего на всю жизнь нажил себе недоброжелателя в лице И.П. Павлова, в те годы, ассистента И.Ф. Циона. В 1878 г. Бехтерев окончил академию и был оставлен в должности врача-стажера при кафедре психиатрии, которую возглавлял Мержеевский, ученик и преемник родоначальника отечественной психиатрии Балинского. В 24 года Бехтерев блестяще защищает докторскую диссертацию, а в 27 лет командируется за границу. Находясь в командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 г. получает официальное приглашение, подписанное министром народного просвещения, занять кафедру психиатрии в Казанском университете. И снова проявляется характер ученого, прежде чем дать свое согласие, он ставит три условия: организовать в Казани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистента кафедры и продлить срок его командировки с целью стажировки в клинике Шарко.

Все требования Бехтерева были удовлетворены. До весны 1885 г. он стажируется в Сальпетриере, увлекается гипнологией, успевает побывать в Вене у «знатока мозга» Мейнерта и осенью приезжает в Казань. Там Бехтерев стал активным поборником лечения гипнозом и внушением. В 1893 г. в возрасте 36 лет Бехтерев назначается начальником кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, сменив на этом посту Мержеевского. Мержеевский был отличным клиницистом, морфологом, но к психотерапии, особенно к лечению гипнозом, относился скептически. Возможно, этому способствовал нездоровый гипнотический бум, который прокатился по всей Европе и достиг своего апогея в России к середине 80-х гг. 19 века. Мержеевский добился решения Медицинского совета об осторожном применении гипноза во врачебной практике, согласно которому прибегать к гипнозу можно было только с разрешения администрации и обязательно в присутствии второго врача. Заняв кафедру, Бехтерев настоял на отмене этих ограничений. Сам он в лечении больных широко использовал внушение под гипнозом. Когда в юбилейном для Военно-медицинской академии 1898 г. Бехтереву предложили выступить с актовой речью, он посвятил ее роли внушения в общественной жизни, а позже, в 1903 году, эта речь была издана отдельной книгой: «Внушение и его роль в общественной жизни». Некоторые положения, высказанные Бехтеревым в этой книге, актуальны и в наши дни. Прежде всего, он четко разграничивает такие понятия, как убеждение, внушение, гипноз. Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается нами путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь достижением нашего Я. Внушение, сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица другому, прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Гипноз, по Бехтереву, представляет собой не что иное, как искусственно вызванный видоизмененный нормальный сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипнотизером. У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушение действует на него столь подавляющим образом.

Внушения могут иметь форму приказаний, лозунгов, личного примера. Команда действует не только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививки известной идеи. Пример тоже может действовать как внушение, ведущее к совершенно невольному и безотчетному подражанию. Сначала идеологическая обработка, потом строевая муштра, развивающая пассивную подчиняемость, потом приказ и солдат идёт исполнять его. Таков механизм поведения солдат на войне. Внушение, действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Внушение действует прямо непосредственно на психическую сферу другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, жестов, мимики. Пути передачи психического состояния с помощью внушения более многочисленны и разнообразны, чем пути передачи мыслей посредством убеждения. Поэтому внушение представляет собой гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение.

Внушение, обычно, сочетается с взаимовнушением и самовнушением, которые могут привести к психическим эпидемиям. Их характер определяется господствующими в данный период воззрениями. Так, для 16 века были характерны «эпидемии» колдовства, для17 века – бесноватость и одержимость, для 19 века - мании величия и преследования. Во времена Бехтерева верили в спиритов, в духов, не утихала деятельность мистификаторов и шарлатанов. Внушенные идеи Бехтерев называл «психическими микробами». Он говорил, что не подлежит сомнению, что психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемии и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения новых эпидемически распространяющихся учений. Всю свою сознательную и плодотворную жизнь ученый способствовал внедрению в практику медицины гипносуггестивной терапии. И когда в декабре 1927 году Бехтереву, в ту пору признанному лидеру отечественной невропатологии и психиатрии, предложили выступить на 1 Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных алкоголизмом. Триада условий, определяющих сущность и эффективность этого метода лечения, триада Бехтерева, не утратила своей актуальности и в наши дни. Она включает: разъяснительную беседу рационального плана; внушение в гипнозе; обучение участников группы формулам самовнушения. Этот доклад Бехтерев сделал за 30 ч до смерти.

История отечественной психотерапии, естественно, не ограничивается именами Данилевского, Токарского, Бехтерева. Большой вклад в развитие патогенетической психотерапии внес Мясишев, активизирующей терапии - Консторум, психосоматической терапии - Платонов, эмоционально-стрессовой терапии - Рожнов. За каждым из этих имен стоят десятки учеников. Отечественная психотерапия немыслима и без таких имен, как Рыбаков, Хорошко, Подъяпольский, Яроцкий, Лазурских, Нарбут, Неткачев, Гиляровский, Кутании, Стрельчук и многие другие. История отечественной психотерапии по существу является историей развития учения о гипнозе и внушении. Недирективные методы психотерапии, в том числе и психоанализ Зигмунда Фрейда, нашедшие в России благодатную почву в начале 20 века, были осуждены как метафизические, чуждые материалистическому мировоззрению, и на них было наложено табу. Следует отметить, что сам Фрейд сыграл отрицательную роль в истории развития гипнологии, совершив ту же ошибку, что и ортодоксальные гипнологи по отношению к психоанализу. Фрейд сначала интересовался гипнозом и ездил изучать его технику к Шарко и Бернгейму, но потом, встав на позиции психоанализа, предал гипноз анафеме.

В 1910 году с кафедры Кларковского университета в Америке он говорил, что вскоре гипноз стал для него неприятен, как капризное и, так сказать, мистическое средство. Только когда вы исключите гипноз, вы сможете заменить сопротивление и вытеснение и получите действительно правильное представление о патогенном процессе. Быстрое распространение идей психоанализа на Западе и авторитет Фрейда сыграли в этом свою роль. Интерес к гипносуггестивной терапии в странах Запада заметно снизился и только в последние десятилетия начал возрождаться снова. Решением Британской медицинской ассоциации в 1955 году гипноз был полностью реабилитирован в Англии.

В 1958 году Американская медицинская ассоциация официально включила гипноз в медицинскую терапию. В 1955 году во Франции была издана Медико-хирургическая энциклопедия, в которой гипнозу, посвящена отдельная глава. Однако лишь в 1965 году, после 65-летнего перерыва, в Париже состоялся 3 Международный конгресс по гипнозу. Это не значит, что психотерапия на Западе полностью ориентирована на внушение и гипноз, но время и здравый смысл способствуют все большему сближению директивных и недирективных методов психотерапии.


1.2 Природа гипноза


…самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. Л. Толстой.


Гипноз такой, каким он практикуется, на деле относится к взаимодействию между двумя людьми, один из которых определяется как гипнотизер, другой же - как субъект. В случае группового гипноза возможно, конечно, большее число субъектов. Гипнотизер дает гипнотические инструкции, а субъект на них отзывается.

Гипноз является сложным феноменом, объединяющим ряд физиологических процессов. Он предполагает селективное внимание: такое, при котором субъект сфокусирован на ограниченном числе раздражителей - как правило, внутреннего происхождения, таких как ощущения и воображение. Он предполагает релаксацию: почти вне зависимости от клинических задач субъект (пока он не начнет переживать, скажем, какую-нибудь развивающуюся фантазию) расслаблен как душевно, так и телесно. Гипноз также подключает состояние ожидания и его воздействие на переживание и реагирование субъекта: другими словами, он создает условия, в которых субъект ожидает от себя особенных ощущений, мыслей и реакций, и формирование гипнотизером в сознании субъекта такого ожидания повышает возможную эффективность суггестии. Гипнотическому переживанию очень часто сопутствует воображение: субъект поглощен представлением какой-либо сцены обычно под управлением гипнотизера. В общем и целом между гипнотизером и субъектом устанавливается прочная связь; кроме того, гипноз, несомненно, подразумевает определенную податливость или подчиненность со стороны субъекта: последний, соответственно, мотивирован к подчинению пожеланиям гипнотизера, и его поведение частично может объясняться этими моментами. Например, гипнотизер может внушить, что рука субъекта настолько невесома, что будет непроизвольно плавать в воздухе (суггестия поднятия руки). Субъект, однако, способен поднять руку потому, что ему будет трудно ослушаться инструкции гипнотизера. Возможно подключение ролевой игры, когда субъект ведет себя в соответствии с собственными представлениями о поведении лица, находящегося под гипнозом.

Наконец, мы должны обратиться к понятию атрибуции: чему именно приписывает свои переживания субъект? Говорит ли он: "Да, я чувствовал себя под гипнозом, потому что сильно расслабился и глубоко погрузился в свои фантазии", или же он заявляет: "Нет, я не чувствовал себя загипнотизированным, так как сильно расслабился и глубоко погрузился в свои фантазии"? Атрибуции гипнотизера тоже имеют фактическое отношение к делу. Чем, с точки зрения гипнотизера, вызвано поведение и предъявленные переживания субъекта: состоянием гипноза или же просто выраженной релаксацией, или состоянием подчиненности, и так далее? В самом деле: некоторые из процессов, упомянутых выше, могут также относиться к поведению гипнотизера, например, ролевая игра и ожидание.    Отвечая на вопрос "Что такое гипноз?", если мы остановимся на сказанном, то читатель может справедливо заключить, что "гипноз" не является по праву особым состоянием сознания, но есть лишь простое название для взаимоотношений между двумя людьми, отличающихся определенной комбинацией вышеупомянутых психологических феноменов.

Существуют влиятельные теории гипноза, которые в большей или меньшей степени подтверждают подобный вывод и каждая из них делает акцент на одной из составляющих, представленных выше. Например, феномен гипноза может объясняться преимущественно явлениями релаксации, проигрыванием ролей, подчинением, воображением и различными сочетаниями указанного. Подробное обсуждение этих теорий здесь не планируется, однако мы можем отметить, что все они в целом относятся к "теориям не-состояния" в отличие от "теорий состояния", которые исходят из измененного состояния сознания. Затронутость или незатронутость состояния сознания является предметом наиболее стойких и горячо обсуждаемых разногласий в современном экспериментальном гипнозе.

 

 

Глава 2. Эксперимент

 

Введение человека в гипноз

Испытуемый- мужчина 19 лет, студент 3 курса МГППУ. Испытуемый был подобран в связи с тем, что внушению и гипнозу подвержены наиболее эмоциональные люди. Я знал, что испытуемый достаточно эмоционален, поэтому выбрал его.

Целью являлось ввести испытуемого в состояние гипноза и дать постгипнотическое внушение. Выяснит уровень подверженности гипнозу у испытуемого.

Гипотеза, что испытуемый подвержен гипнозу.

Задача заключалась в том, чтобы вызвать доверие, снять фильтр сознания, ввести человека в состояние гипноза, дать постгипнотическое внушение, вывести испытуемого из состояния гипноза.

Процесс: Первым этапом нужно было снять психомышечный зажим. Это делается для увеличения чувствительности. При правильном подходе порог внушаемости уменьшается. Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Как правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принять удобную позу, закрыть глаза. Затем конкретно, по частям, производится расслабление тела с направлением внимания на те части тела, которые расслабляются. При этом нужно прочувствовать то, о чем проговаривалось.

Проговариваем испытуемому.

   Внимание переходит на руки

   Расслабляются пальцы и кисти рук

   Расслабляются предплечья

   Расслабляются плечи

   Мои руки расслабляются

   Мое внимание переходит на лицо

   Мышцы лица расслабляются еще сильнее

   Мое внимание переходит на ноги

   Расслабляются пальцы ног и голеностопы

   Расслабляются икроножные мышцы

   Расслабляются мышцы бедра

   Мои ноги расслаблены

   Мое внимание переходит на лицо

   Лицо полностью расслаблено

   Мое внимание переходит на туловище

   Расслабляются мышцы груди

   Дыхание спокойное и легкое

   Сердце работает хорошо и ритмично

   Расслабляются мышцы живота

   Расслабляются мышцы спины

   Все мое туловище расслабляется

   Я полностью расслабляюсь

   Я расслаблен

Проводится проверка:

Потряхивая кистью несколько раз, отпускать ее, чтобы она упала на колени или бедро внушаемого, затем упустить кисть в очередной раз, но нарочно мимо колен, так чтобы она повисла: если внушаемый не расслабился, то его рука не упадет безвольно, а останется на весу или слишком медленно опустится, значит нужно дальше продолжить расслабление.

Переходим ко второму этапу.

Снятие фильтра сознания, вызывание доверия. Необходимо заставить испытуемого с обострением чувствовать, отвлечь внимание его сознания, перевести внимание сознания в область ощущений.

   1. Испытуемому нужно поставить ноги вместе, глаза закрыть, максимально расслабиться.

   2. С обеих сторон сзади я подношу к его голове в области ушей свои руки на расстояние 5-10 см. Волевым усилием вызываю из кончиков пальцев и ладоней поток тепла до ощущения покалывания в ладонях.

   3. Даю установку испытуемому: "Сосредоточьте свое внимание на ощущениях в области головы".

   4. Спрашиваю, что он ощущает. Ответ: "Ощущение тепла".

Говорю: "Сейчас ощущение  тепла  усилится". 

Переношу  ладонь  ко  лбу  партнера. Чувствительность лба выше, поэтому он сразу почувствует усиление тепла, то есть получит подкрепление слов действием. Это ответственнейший момент проникновения в подсознание. Нужно следить внимательнейшим образом за партнером и подкреплять его ощущения словами. Вся сила - в подкреплении слов действием! Таким образом, закрепляется вера на бессознательном уровне (в подсознании). По мере подкрепления слов действием снижается порог внушаемости.

Третий этап. Введение в гипноз.

Я говорю испытуемому:

   -- Через несколько минут вы погрузитесь в сон и будете слышать только мой голос

   -- Ваши веки тяжелеют

   -- Вам трудно сопротивляться желанию спать

   -- Желание спать нарастает

   -- Веки тяжелеют все больше и больше

   -- Вы не можете сопротивляться все нарастающему желанию спать.

   -- Сейчас я досчитаю до десяти, и вы заснете

   -- Один. Веки тяжелеют. Сонливость нарастает.

   -- Два. Вы будете спать и слышать мой голос.

   -- Три. Желание спать усиливается.

   -- Четыре. Вы расслабляетесь. Сонливость нарастает.

   -- Пять. Веки тяжелые, мышцы расслаблены.

   -- Шесть. Вы засыпаете, засыпаете, засыпаете.

   -- Семь. Сонливость нарастает все сильнее.

   -- Восемь. Вы не можете сопротивляться желанию спать

   -- Девять. Вы засыпаете. Засыпаете. Засыпаете.

   -- Десять. Вы спите.

Постгипнотическое внушение.

Испытуемый спит. Даю постгипнотическую установку:

- Через минуту после того как я Вас разбужу у Вас появиться сильнейшее желание попрыгать на одной ноге.

Вывод из состояния гипнотического сна.

Выводить из состояния гипнотического, сна следует не спеша.

Даю установку:

"Через минуту я выведу Вас из гипнотического сна. Сейчас я сосчитаю до трех. На цифре "три" Вы проснетесь. "Раз" - освобождаются от

сковывающего действия руки. "Два" освобождаются ноги и все тело. "Три" – вы проснулись, откройте глаза! Настроение и самочувствие очень хорошее, ничто не мешает, побеспокоит. Вы очень хорошо отдохнули. Вам приятно и спокойно".

Осложнений нет, на этом можно закончить "выход".


Заключение эксперимента.

Испытуемый вошёл в состояние гипноза. Испытуемый подвержен гипнозу. Постгипнотическую установку испытуемый не выполнил.

 

 

Вывод

 

Резюмируя, можно ещё раз сказать, что гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объёма и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля, самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных, особых воздействий гипнотизёра или целенаправленного самовнушения. В общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику человека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команд и реакций, находящегося при этом в искусственно вызванном состоянии заторможенности организма в особенном сне.

По самой своей природе гипноз состоит из массивных психотерапевтических взаимоотношений, в которых сочетаются психологические и физиологические факторы. Он также является приемом, позволяющим в относительно изолированном виде выявить межличностные отношения. Принимая во внимание все методологические трудности изучения психологии отношений, можно оценивать гипнотическую технику как наиболее адекватный способ подобных исследований. Гипнотерапия, примененная с достаточным основанием, может быть включена в психотерапевтический арсенал.

 

 

Заключение


Закончив эту работу, я прекрасно понимаю, что далеко не полно раскрыл данную тему. Возможно мне не удалось дать исчерпывающую трактовку всех изучаемых аспектов, я был вынужден оставить в стороне ряд вопросов, в частности, значительные экспериментальные работы, посвященные физиологии и психологии, гипнотическим феноменам. Тем не менее я надеюсь, что мне удалось достаточно убедительно рассказать, вопреки многим, кто думает иначе, что гипноз не является законченной проблемой. Это не значит, будто я попытался связать одно из направлений психиатрии с теми методологическими источниками, с которыми она якобы должна была радикально порвать уже в начале века. Я лишь старался показать в исторической перспективе славные вехи гипноза, источника современной психотерапии. В настоящее время мы не располагаем полной и исчерпывающей теоретической базой гипноза.

Нейрофизиологические исследования до сих пор не дали полного объяснения его механизма. Другие различные исследования, хотя они и открыли новый, богатый перспективами путь, также не дали окончательного ответа. Тем не менее, я считаю, стоит рассматривать гипноз как факт, заслуживающий серьезных научных исследований и признать его большую ценность. Интересно, что именно школа материалистического мышления признала феномен, который долгое время страдал от предубеждения и предрассудка, приписывающего ему чисто мистический характер.

Теории экспериментальной психологии так же не дали нам ответов к пониманию гипноза. Говоря о психоаналитических объяснениях гипноза, то они претерпели ту же эволюцию, что и психоаналитическая теория в целом. Сперва выделялось значение сексуальных отношений, характерных для периода эдипова комплекса, позже принимались во внимание предгенитальная стадия развития либидо и психология «я», наконец, акцент был поставлен на роли агрессивных тенденций в динамике гипнотических отношений. Все эти объяснения открыли новые перспективы, однако не вскрыли специфическую природу гипнотического состояния.

Можно сказать, что указанные факторы действуют во всех психотерапевтических отношениях и если психоанализ не объясняет окончательно природу гипноза, то, освещая психодинамику функции отношения, хотя бы позволяет лучше понять этот главный аспект гипноза, а следовательно, лучше понять и разумнее использовать его терапевтическое действие. И если теории, относящиеся к экспериментальной психологии, обнаруживают суперструктуры, то психоаналитические теории освещают интраструктуры. Остается найти специфический элемент гипноза. Возможно, что психологические элементы феноменологии гипноза не представляют собой ничего специфического, что могло бы отличить их от феноменов других психологических состояний, будь они нормальными или патологическими.

Собственно гипнозу присущ психофизиологический контекст, в котором протекают психологические процессы. Именно этот особый психофизиологический контекст и придает гипнозу его специфический характер. Видимо, для освещения гипноза мы должны прибегнуть к многоотраслевым исследованиям. Подобные исследования принесут существенную пользу, если считать, что гипноз — подход к пониманию психических заболеваний. Стоит напомнить, что в настоящее время психические заболевания и рак представляют две основные проблемы, стоящие перед исследователями.

Следовательно выходит, что необходимо очень точно определить область изучения и пересмотреть имеющиеся концепции. Гипноз создает специфическое поле взаимодействия физических и психических феноменов, освещая тем самым широкие перспективы для психосоматических исследований. Он также может благодаря своей способности экспериментально изменять состояние сознания сыграть значительную роль в психопатологических исследованиях.

Гипноз, оказавшийся таким плодотворным в прошлом, заслуживает внимания современных исследователей и в наши дни.



Библиография


1. Горин С. А вы пробовали гипноз? – Лань. 1995.

2. Брэг. Р. Гипноз. Самоучитель. – Эсперо. 1992.

3. Васильев Л.Л. Внушение на расстоянии. Заметки физиолога. - Госполитиздат. 1962.

4. Васильев. Л.Л. Экспериментальные исследования мысленного внушения. – Госполитиздат. 1962.

5. Тукаев. Р.Д. Гипноз. – МИА. 1996.

6. Пирогов. А.Г. Гипноз – феноменология повседневности. – Пермь. 2008.

7. Бехтерев В. Гипноз. Внушение. Телепатия. – Мысль. 1994.

8.Спанос Н.П. Поведение в гипнозе: когнитивная, социальная, психологическая перспектива. - Psychiatry and Behavior №7. 1982.

9. Китаев Н.Н. Гипноз и преступления. – БГУЭП. 2006.

10. Орлов. В. Гроссмейстер гипноза. – Powerbooks. 2003.

11. Гришин А. С подсознанием на «ты». Практика использования самогипноза. – Путь к себе №19. 1991.

12. Борта Ю. Беляков А. Всем спать! Или кого вылечит гипноз. – АиФ №3. 2004.

13. Хьюитт В. Гипноз для начинающих. - http://www.koob.ru/hewitt/hipnotism

14. Уотерфилд Р. Гипноз. Скрытые глубины. История открытия и применения. - http://log-in.ru/books/67306/

15. Гипноз. Парапсихология. - http://nauka.bible.com.ua/religion/rel3-02.htm

16. Зорин Я.П. Гипнотизм и психология общения. - http://www.log-in.ru/books/67376/

Размещено на



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты