Внушение. Гипноз

Внушение. Гипноз

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет социальной психологии













Курсовая работа

на тему «Внушение. Гипноз»





Выполнил студент группы Со-3.4

Маеров Антон Павлович

Научный руководитель, кандидат биологических наук, доцент

Маринова Татьяна Юрьевна





Москва, 2010г.

Оглавление


Введение

Глава 1. Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза

1.1 История гипноза

1.2 Природа гипноза

Глава 2. Эксперимент

2.1 Введение человека в гипноз

Выводы

Заключение

Библиография



Введение


Ты всматриваешься в туман и поэтому можешь внушить себе,

 что цель уже близка. Но туман рассеивается,

 а цель еще не видна.

Л. Витгенштейн.


Работая над данной темой, мне хотелось исследовать природу внушения, природу гипноза. Специфичность гипнотического состояния, феномены гипноза, отличия гипноза от сна и бодрствования, внушаемость, проблема изменчивости внушаемости, история гипноза и т.д.

Часто рассказывают, что с помощью внушения и гипноза знающий человек может взять взаймы денег в банке, соблазнить любую понравившуюся девушку, расплатиться за обед в ресторане фантиками от конфет, настроить на провальное поражение сборную Англии на предстоящем чемпионате мира по футболу. Эти слухи сильно преувеличены, но некоторые основания для них есть.  Гипноз - реально существующий феномен, давно признанный и используемый официальной медициной. Гипноз - состояние измененного сознания, или транса, в которое человек - субъект, вводится другим человеком - гипнотизером при помощи внушения. Это состояние, в котором сознание субъекта как бы временно отключается, исчезают фильтры критического мышления, а команды гипнотизера воздействуют напрямую на подсознание.  Гипнотический транс - измененное состояние сознания с суженным фокусом внимания. Если в этом фокусе оказываются слова гипнотизера, сознание относится к ним как к собственным продуманным решениям. Если гипнотизера нет, то в этом состоянии транса активизируется воображение и возникающие образы воспринимаются как реальность. На основе многочисленных опытов, наблюдений и исследований развилось представление о гипнозе как о своеобразном видоизменении обычного естественного сна. Можно представить гипноз, как частичный сон, при котором среди моря залитых торможением спящих нервных клеток мозга остается небольшой островок клеток бодрствующих, возбужденных, настроенных на восприятие определенного раздражителя. Такой вид сна создаётся особыми искусственными условиями. Большую роль при наступлении гипнотического состояния играют словесное внушение и ряд физических раздражителей, способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Слабые физические раздражители, например, поглаживание, тихий шепот, ритмичное, легкое постукивание могут способствовать быстроте усыпления, а иногда и вызывать гипнотический сон без всякого словесного внушения. Погружению в гипнотический транс способствуют так же: неподвижное состояние гипнотизируемого, однообразие и монотонность, специальная музыка, шум прибоя, прислушивание к дыханью и биению сердца, сосредоточение на каком-либо неподвижном предмете, и самым важным фактором для попадания в гипнотический транс является доверие и ожидание этого состояния. Гипнотизер должен добиться непререкаемого авторитета в глазах гипнотизируемого, и это может быть как авторитет, основанный на вере в то, что гипнотизер способен помочь, так и авторитет, основанный на страхе. Например, клиенты цыганок - это те люди, кто в глубине души верит в их способности наводить порчу или пророчить судьбу.  Обобщая, под гипнозом можно понимать любое внушение, таким образом, гипнозом владеет любой человек, и свои навыки гипноза можно развивать. Сознательно или нет, но любой человек влияет на окружающих и сам подвержен их влиянию. Каждый продавец, адвокат, политик, артист, каждые по-своему используют "гипноз". Мне кажется, что мир, в какой-то степени, представляет собой цирк, где соперничающие группы гипнотизеров пытаются гипнотизировать друг друга.  И тут возникает вопрос об одном из самых эффективных видов гипноза, при котором сам человек может себе что-то внушить. Зачем же нужен этот самогипноз?  Во-первых, транс – это самый эффективный, помимо сна, способ отдыха. Если научиться входить в это состояние сознательно, можно отдыхать даже в самых неприспособленных для этого местах. По одной из теорий, потребность в трансах относится к одной из основных жизненных потребностей человека. Сам того не осознавая, человек живет от одного позитивного транса до другого. Такие состояния человек запоминает как незабываемые мгновения своей жизни, насыщенные положительными эмоциями и описываемые впоследствии как мгновения счастья. Однажды, случайно, оказавшись в таком счастливом трансе, человек в дальнейшем стремится, сознательно или неосознанно повторить подобные состояния еще раз всеми доступными средствами. В худшем варианте "полет души" могут обеспечить алкоголь, наркотики, неконтролируемое поведение.

Многие виды спорта можно назвать естественным трансом в движении. Спортсмены используют подобное состояние для улучшения результатов. Например, бегун смотрит на спину впереди бегущего и представляет, что связан с ним канатом, и поэтому не отстает ни на сантиметр.

Самогипноз помогает принять решение, а затем его придерживаться. Например, никогда больше не пить алкоголь. В обычном состоянии такое решение тоже можно принять, но помимо этого мозг запомнит массу аргументов, условий, страхов, оговорок и сомнений.  Гипнотерапия хорошо действует для лечения различных психосоматических заболеваний, снятия тревоги и фобий, преодоления застенчивости и страха публичных выступлений, лечения бессоницы и нарушений сна,  улучшения памяти и концентрации внимания, улучшения спортивных показателей.  Гипнотические внушения так же применяются в боевых частях, религиозных сектах, агитации, пропаганде, рекламе. Вот один из примеров многочисленных способов внушения, используемых в СМИ: достаточно в текст добавить фразу "современная наука доказала...", и доверие человека к тексту существенно повышается. В информационной среде в причудливых сочетаниях, различных и многообразных формах переплетены адекватная и иллюзорная реальности. Одним из источников неадекватности информационной среды общества является объективная сложность самого мира, процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его. Подобная проблема является предметом анализа во многих исследованиях гуманитарных и естественных наук. В другую группу источников можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, искажают информацию. Они используют различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб. Если рассматривать гипноз как особое состояние, которое всегда включает глубокий транс, то такой вещи как гипноз не существует. Если же под гипнозом понимать всё, что изменяет наше восприятие и сознание, то увидим, что гипнотические явления встречаются везде вокруг нас.

Актуальность работы обусловлена изучением механизмов и результатов воздействия внушения и гипноза на индивида и общество. Вопросами в специфике внушающего воздействия индивида на коллектив и аналогичного влияния коллектива на личность, а так же межличностного внушения и гипноза. Изучение данного вопроса нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.

Теоретическая значимость работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Исследование вносит вклад в изучение характера воздействия внушения и гипноза, и на этой основе, могут быть скорректированы новые подходы для изучения этой области.

Практическая значимость работы имеет значение для развития теории психологии. Полученные материалы могут быть использованы при разработке и создании последующих работ в данной области.

Объектом исследования является влияние на человека внушения или гипноза и их эффективность.

Предметом исследования является воздействие внушения и гипноза на психику и поведение человека, рассмотрение внушаемости и гипноза с исторической и современной точек зрения, рассмотрение внушаемости и гипноза с психологической точки зрения.

Цель работы – изучение влияния внушения и гипноза на человека.

Задачи исследования:

- обзор и анализ литературных источников по вопросам внушения и гипнозу.

- теоретически проанализировать психологические аспекты внушения и гипноза.

- выявить значение внушения и гипноза, обусловливающее возможность его использования в качестве фактора воздействия.

- определение методов и методик исследования подверженности человека внушению и гипнозу.

- найти причины воздействия внушения и гипноза.

- проведение эксперимента.

Гипотеза: внушение и гипноз оказывают воздействие на сознательный и бессознательный уровень психической деятельности человека.

Объем и структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав основной части, выводов, заключения, библиографии.


гипноз внушение человек психологический воздействие

Глава 1. Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза


1.1 История гипноза


Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать силы внушения.

В. Бехтерев.


Использование таких удивительных и еще недостаточно изученных состояний психики человека, как внушаемость или гипноз, уходит своими корнями в доисторическое прошлое. Внушение в бодрствующем состоянии или особенно в состоянии гипноза применяли жрецы и шаманы, вожди и полководцы, целители и мистификаторы. В одном из древних египетских источников о способах врачевания - содержится описание 900 прописей целительных трав и снадобий, но самым примечательным является начало папируса, звучащее примерно так: «Слова следует произносить четко и произносить часто, как только возможно, прикладывая лекарство к больным членам, для того чтобы уничтожить поразившие их страдания..."». Во всем тексте папируса проводится мысль о необходимости сопровождать принятие каждого лечебного средства обращением к богам и духам. Заклинания благотворны в сопровождении лекарств и лекарства благотворны в сопровождении заклинаний. Использовали древние жрецы внушение и в состоянии гипноза. В греческом храме, посвященном богу-врачевателю Асклепию, имелось даже специальное помещение - абатон, где паломники, пройдя предварительные сложные процедуры богослужения, погружались в искусственный сон, во время которого слышали голос Асклепия. Характерно, что на стенах храма, составленных из огромных каменных плит, были вырезаны надписи с подробным описанием чудесных исцелений, свершившихся в храме. Этот прием, усиливающий суггестию, применяют и в наши дни многие психотерапевты. Одним из наиболее искусных древних психотерапевтов, можно назвать Иисуса Христа. Удивительно, но и сам Иисус понимает силу внушения и самовнушения. Он говорит людям, идущим к нему за исцелением такие слова: «По вере вашей да будет вам». Широко распространено внушение и самовнушение в странах Востока и особенно в Индии. Можно услышать о том, как йог Харид посредством самовнушения погрузил себя в состояние, близкое к анабиозу, и пробыл в таком состоянии в деревянном ящике без пищи и воды в течение 40 дней.

Велика в Индии вера в могущественную чудотворную силу заклинаний. В тайной книге брахманов «Атхарваведы» собраны заклинания. При этом брахман раскачивается в такт заклинанию и сжигает на огне определенное количество листьев целебного растения, заклинание оказывает исцеляющее воздействие, если произносится 70 раз. Царь Пирр и император Веспасиан излечивали прикосновением большого пальца правой ноги. Короли Франции и Англии исцеляли своих подданных наложением руки. Таким образом, стихийно было накоплено множество психотерапевтических приемов, но проблема заключалась в их научной интерпретации. Учение о гипнозе неразрывно связано с именем венского врача Франца Антона Месмера. Он был один из образованнейших людей своего времени, имел три диплома: доктора медицины, права и философии. Месмер музицировал с Вольфгангом Амадеем Моцартом и был дружен с его отцом, Леопольдом Моцартом. Редко, в свободное от науки и музыки время, Месмер практиковал как врач, используя в качестве лечебного средства магнит, введенный в практику Парацельсом. Месмер неожиданно для себя обнаружил интересный лечебный эффект, что выздоровление у определенной категории больных наступает и в тех случаях, когда вместо магнита он прикасается к ним своей рукой. Из этого он делаетвывод о том, что целебная сила заключается не в магните, как утверждал Парацельс, а в руках целителя. Собственное открытие ставит Месмера в тупик, но как добросовестный ученый он стал искать этому явлению объяснение.

В результате чего, он создал теорию, сущность которой сводилась к тому, что вся вселенная пронизана особого рода невидимой субстанцией — магнетическим флюидом, и отдельные, особо одаренные личности, к ним Месмер причислял и себя, обладают способностью накапливать в себе магнетические флюиды, а затем непосредственно или через специальные приспособления передавать их другим людям. Для лечения больных Месмер сконструировал специальные чаны, наполненные железными опилками, в крышке каждого чана были сделаны отверстия, из которых наружу выходили подвижные железные стержни. Больные располагались вокруг чанов, брались за стержни и друг за друга, образуя длинные цепочки. А сам Месмер выходил в лиловой одежде и намагничивал чаны, прикасаясь к ним хрустальным жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка, больные доводили себя до состояния кризиса, во время которого плакали, кричали, корчились в судорогах, потом их переносили в специальный зал, где они засыпали, а очнувшись от сна, чувствовали себя освобожденными от страданий.

Месмера нельзя назвать шарлатаном, он был глубоко уверен в правильности своей теории, которую считал физиологической и рационалистической. Он был убежден, что существование флюида так же реально и материально, как, например, действие металлического магнита. Однако Месмер утверждал, что открытый им «животный магнетизм» сильно отличается от действия магнита, и смутно догадывался, что кроме флюидов на больного воздействуют еще какие-то силы. Отсюда все эти ритуалы с камзолом, музыкой и жезлом. Не следует забывать, что в 18 веке, веке энциклопедистов, процветало суеверие, вера в колдовство и в то время еще сжигали колдуний на кострах. В 1774 г. месмеровская теория «магнетических флюидов» рассматривалась на заседании Французской академии и Королевского медицинского общества, в котором принимали участие такие видные ученые, как Лавуазье, Франклин, Жюсье, Байли. Приговор комиссии экспертов был суров и категоричен, а «Животный магнетизм» осужден. Целебное действие, а его отрицать было невозможно, приписывалось не флюидам, существование которых ставилось под сомнение, а воображению. Воображение без магнетизма вызывает конвульсии, говорилось в заключении, а магнетизм без воображения не вызывает ничего. Осуждена была не только теория Месмера, но и сам его метод лечения, который, по мнению академиков, отрицательно влияет на нравственные устои общества. В 1776 г. Месмер переезжает в Париж, добивается аудиенции у короля Франции Людовика и заручается поддержкой королевы Марии-Антуанетты.

На научный Олимп начинает оказываться давление, но Академия остается непреклонной в своем решении. Во время французской революции Месмер эмигрировал в Швейцарию, где и умер в забвении и безвестности в 1815 г. Но семена, посеянные им, позже дали всходы. В 1882 г. Французская академия под влиянием работ Шарко признала метод лечения гипнозом научно обоснованным, то есть одобрила, по существу, то, что сто лет назад решительно отвергла. В 1818 г. поклонник Месмера Шостенье де Пьюисегюр, практикуя «магнетические пассы», открывает наиболее глубокую стадию гипноза — сомнамбулизм. Магнетизируя больного, Пьюисегюр убеждается в том, что пациент погружается в состояние «магнетизма» не только в результате прикосновений, но и под воздействием слова или приказа. Выходит, что флюиды здесь не при чем, а главный действующий фактор – внушение. Однако началом научного изучения гипноза следует все-таки считать исследования английского хирурга Джеймса Брейда. Присутствуя на сеансах известного французского магнетизера Шарля Лафонтена, внука знаменитого баснописца, Брейд обратил внимание на то, что подопытный, впавший в состояние «магнетизма», не может открыть глаза, пошевелить рукой и вообще напоминает спящего человека.

Брейд решает сам продолжить опыты по «магнетизации», но применяет при этом свой оригинальный подход. Он предлагает пациенту фиксировать взор на каком-нибудь предмете, например на горлышке бутылки, и не думать ни о чем, кроме сна. Результаты опытов превзошли все ожидания. Все пациенты после нескольких минут общей расслабленности и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Брейд назвал гипнозом. Результаты своих опытов Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он рассматривал гипноз, как особый вид сна, наступающий в результате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц и замедленного дыхания. Для объяснения механизма гипноза Брейд использовал гипотезу о моноидеизме, о состоянии охваченности одной единственной мыслью. Это состояние, он полагал, возникает у загипнотизированного в результате сосредоточения взора и мысли на одном предмете. Теоретическое объяснение Брейдом гипноза в наше время представляется наивным, но практические наблюдения, сделанные им, не потеряли своей актуальности. Брейд одним из первых отметил тот факт, что восприимчивость людей к гипнотизации, «гипнабельность», неодинакова и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояния нервной системы пациента. Он обратил внимание, что глубина гипноза у различных людей может быть различной, а иногда меняется на протяжении одного и того же сеанса. Брейд убедился в особой силе внушения в состоянии гипноза и использовал этот эффект как метод лечения истерических параличей, припадков. Но главной заслугой является то, что он был первым, кто взглянул на гипноз как на явление земное, материальное, вызванное естественными, физиологическими причинами.

После смерти ученого центр изучения гипноза переместился во Францию. Точнее, во Франции образовались два центра по изучению гипноза: первый во главе с всемирно известным неврологом и психиатром Жаном Мартеном Шарко, а второй в Нанси во главе с профессором терапевтической клиники университета Ипполитом Бернгеймом. Поводом для новой волны интереса к гипнозу во Франции послужил тот факт, что Шарко была поручена проверка эффективности вошедшей в моду металлотерапии. Так, французский исследователь Бюрк заметил, что больная, в состоянии сомнамбулизма дотрагивающаяся до медной ручки двери, впадала в каталепсию. Этого не происходило, если на ручку двери была предварительно надета резиновая перчатка. В 1876 г. Бюрк, накопив большой фактический материал, обратился к президенту Французского биологического общества, и тот назначил комиссию по изучению этих явлений, в ее состав вошел и Шарко. Комиссия подтвердила факты, полученные Бюрком, но не сумела дать им убедительного теоретического объяснения. Работая в комиссии, Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных. В ту пору его интересовал механизм возникновения неврозов и особенно истерии. И тот факт, что многие симптомы истерии в состоянии гипноза буквально на глазах исчезали или, наоборот, проявлялись, привели ученого к выводу о том, что гипноз является не чем иным, как искусственно вызванным истерическим неврозом. Шарко разработал свой «шоковый» метод гипнотизации. Пациента вводили в полузатененный зал, вдруг раздавался оглушительный звук гонга, перед глазами вспыхивал яркий свет, и пациент впадал в состояние гипноза. Шарко выделил три стадии глубины гипноза: каталепсию, летаргию и сомнамбулизм. Но главной заслугой Шарко является, пожалуй, то, что он привлек к гипнозу внимание мировой научной общественности. Под его влиянием изучением гипноза занимались видные ученые и неврологи Парижа.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты