Влияние детско-родительских отношений на психологическое совершенствование детей среднего дошкольного возраста

Уровень психологического развития детей выявили с помощью методики диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1).

Воспитателю средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка Михайленко Татьяне Михайловне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Татьяне Михайловне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.

Михайленко Татьяна Михайловна, воспитатель I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3.

Приведем примеры наблюдений за детьми.

Наблюдение за Ариной С. показало, что девочка часто напряжена и скована, даже в свободных играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей.

Наблюдение за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало практически одинаковое количество признаков по шкале Р.Сирса (Даша - 8, Алеша - 9). У детей зафиксирована частая напряженность и скованность, склонность к чрезмерно тихим ответам на вопросы, а также у близнецов потеют руки, что связано с чрезмерным волнением детей. Даша постоянно сосет палец, даже когда внешне спокойна. Алеша плаксив, причем плач часто сопровождается беспричинной агрессией по отношению к окружающим. У рассматриваемых детей дезадаптивный уровень психологического развития, причем в семье близнецов зафиксированы нарушения детско-родительских отношений. Так, Алеша не нарисовал родителей, а Даша нарисовала лишь одного папу из всей семьи.

Таблица 3

Лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей

Имя ребенка

Номер признака

1. Арина С.

1, 3, 4, 5, 14

2. Алеша Р.

1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14

3. Даша Р.

1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14

4. Дима Д.

1, 3, 6, 7, 8, 11

5. Никита О.

1, 2, 3, 7, 8, 9, 13

6. Настя Р.

10

7. Талгат А.

3, 4, 8, 12, 14

8. Жанара Б.

3, 14

9. Кирилл Т.

1, 6, 7, 10, 11, 12

10. Даниил Ч.

1, 4, 9, 10, 12, 13, 14

11. Рита К.

9, 13, 14

12. Оля Б.

1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14

13. Амина Р.

1, 3, 4, 9, 13, 14

14. Ксюша А.

3, 11

15. Дарина И.

1, 3, 4, 8, 11, 12, 14

16. Илья Ж.

7

17. Даша К.

13, 14

18. Рита М.

2, 4, 5, 6, 9, 10, 12

19. Аня Х.

7, 8, 10

20. Семен К.

1, 2, 4, 6, 8, 11

21. Лиза П.

3, 4, 5, 9, 10

22. Даша Ф.

1, 8, 9, 10, 14

23. Никита Б.

1, 4, 6, 7, 11, 12, 13

24. Всеволод С.

1, 2, 8, 11, 12, 14


Анализ листа наблюдений, заполненный воспитателем группы, показывает нарушения психологического здоровья у 17 детей, из них у 9 детей наблюдается адаптивный уровень психологического развития, то есть средний уровень, у 8 детей наблюдается дезадаптивный уровень психологического развития, то есть низкий уровень. Высокий уровень психологического развития, или креативный уровень наблюдается у 7 детей.

Проследим, как нарушения детско-родительских отношений влияют на уровень психологического развития детей.

Для этого, внесем полученные данные обследований в сводную таблицу «Обзор влияния нарушений детско-родительских отношений на уровень психологического развития детей».

Таблица 4

Обзор влияния нарушений детско-родительских отношений на уровень психологического развития детей

Имя ребенка

нарушение детско-родительских отношений

число признаков по шкале Р.Сирса

выраженность тревожности по шкале Р.Сирса

уровень психологического развития

1

Арина С.

+

5

выраженная

адаптивный

2

Алеша Р.

+

9

высокая

дезадаптивный

3

Даша Р.

+

8

высокая

дезадаптивный

4

Дима Д.

+

6

выраженная

адаптивный

5

Никита О.

+

7

высокая

дезадаптивный

6

Настя Р.

-

1

слабая

креативный

7

Талгат А.

+

5

выраженная

адаптивный

8

Жанара Б.

-

2

слабая

креативный

9

Кирилл Т.

+

6

выраженная

адаптивный

10

Даниил Ч.

+

7

высокая

дезадаптивный

11

Рита К.

-

3

слабая

креативный

12

Оля Б.

+

8

высокая

дезадаптивный

13

Амина Р.

-

6

выраженная

адаптивный

14

Ксюша А.

-

2

слабая

креативный

15

 Дарина И.

+

7

высокая

дезадаптивный

16

Илья Ж.

+

1

слабая

креативный

17

Даша К.

-

2

слабая

креативный

18

Рита М.

+

7

высокая

дезадаптивный

19

Аня Х.

-

2

слабая

креативный

20

Семен К.

-

6

выраженная

адаптивный

21

Лиза П.

+

5

выраженная

адаптивный

22

Даша Ф.

-

5

выраженная

адаптивный

23

Никита Б.

+

7

высокая

дезадаптивный

24

Всеволод С.

+

6

выраженная

адаптивный


Анализ сводной таблицы показывает, что из 9 детей, в семьях которых отсутствуют нарушения детско-родительских отношений, лишь у трех детей зафиксирован средний уровень (адаптивный) психологического развития. К ним относятся Амина Р., Семен К., Даша Ф. Перечисленные дети в целом адаптированы к социуму, но проявляют признаки тревожности.

Остальные 6 детей психологически здоровы и обладают креативным уровнем психологического развития. К ним относятся Настя Р., ЖанараБ., Рита К., Ксюша А., Даша К., Аня Х. Данные дети обладают устойчивой адаптацией к среде.

Рассмотрим 15 детей, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений.

Из них 8 детей психологически нездоровы и обладают низким (дезадаптационным) уровнем психологического развития, что означает повышенную тревожность детей, стремление полностью соответствовать желаниям окружающим, или, наоборот, подчинить окружающее своим желаниям. Перечислим таких детей - Алеша Р., Даша Р., Оля Б., Рита М., Никита О., Даниил Ч., Дарина И., Никита Б.

У 6 детей зафиксирован средний (адаптивный) уровень психологического развития. Такие дети в целом приспособлены к социуму, но проявляют признаки тревожности. К детям, у которых выявлен адаптивный уровень психологического развития относятся: Арина С., Талгат А., Всеволод С., Дима Д., Кирилл Т., Лиза П.

У одного ребенка (Илья Ж.), в семье которого выявлены нарушения детско-родительских отношений, зафиксирован креативный уровень психологического развития, то есть Илья обладает устойчивой адаптацией к среде, активным и творческим отношением к действительности.


2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы


На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами разработана коррекционная программа по преодолению детско-родительских отношений и реализована на практике.

Психокоррекционная работа была реализована с детьми и их родителями, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений. Выявлено 15 таких семей, но у одного ребенка (Илья Ж.) выявлен высокий (креативный) уровень психологического развития, хотя в семье наблюдаются нарушения детско-родительских отношений. Дети с креативным уровнем психологического развития не нуждаются в психокоррекционной работе. Следовательно, психокоррекционная работа реализована со следующей группой детей, состоящей из 14 детей: Арина С., Алеша Р.,Даша Р., Оля Б., Талгат А., Рита М., Всеволод С., Дима Д., Никита О., Даниил Ч., Кирилл Т., Дарина И., Лиза П., Никита Б.

Коррекционная программа направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

·        пропедевтический;

·        вводный;

·        развивающий;

·        контрольно-оценочный (см. Приложение 5).

В коррекционной работе приняло участие 19 родителей и 14 детей. К большому нашему сожалению, папы некоторых детей (Никиты О., Дарины И., Лизы П., Алеши Р. и Даши Р., Талгата А., Всеволода С.) отказались присутствовать на коррекционных занятиях, ссылаясь на загруженность на работе и нехватку времени, но мы очень рады тому, что все мамы детей согласились на эксперимент.

Опишем ход коррекционной работы.

Первый этап (пропедевтический), направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя, рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Никиты О., Ирина Николаевна, вообще отказалась от игры. Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное.

На втором этапе (вводный этап) родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей пятилетнего возраста (см. Приложение 6). Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.

Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей также, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.

Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят «Новый год» и «День рождения». Дима Д. сказал: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца».

На третьем этапе (развивающий этап) все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка.

Для выявления детских страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто, с детьми провели упражнение «Расскажи свои страхи». Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах, дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Дима Д. сказал: «Я не знаю, чего я боюсь!». В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие.

На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Даниил Ч. вместе со своим папой, Геннадием Ивановичем. После изготовления поделок была организована выставка.

В играх также участвовали все с удовольствием. Только Ирине Николаевне (маме Никиты О.) показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.

В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.

На четвертом этапе (контрольно-оценочный этап) родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты