Влияние хронических соматических заболеваний на психическое совершенствование подростков (особенности мыслительной деятельности)

1-й субтест: вербальная беглость. Испытуемого просят за одну минуту написать как можно больше женских имен, начинающихся на "С" (второй вариант - мужские имена на "С"). Имена не должны дублировать друг друга: например как "Саша" и "Саня". Можно использовать редкие и "заграничные" имена. Если экспериментатору какое-либо имя незнакомо - необходимо спросить испытуемого о происхождении этого имени. Нормой является 6-7 написанных имен.

 2-й субтест: образная беглость. Испытуемому предъявляется набор из двенадцати окружностей (диаметром около 2 см.). Перед ним ставится задача, за одну минуту дорисовать как можно, к большему количеству кружков рисунки, тематически связанные с водоемами (другой вариант - с продуктами питания). Рисунок не должен располагаться полностью внутри окружности - окружность должна являться составным элементом рисунка. Сразу после выполнения испытуемым задания необходимо удостовериться, что все рисунки соответствуют требованиям. Если экспериментатору непонятен смысл изображенного, то он спрашивает у испытуемого. Норма: 4 рисунка.

3-й субтест: вербальная гибкость. Испытуемому предъявляется набор из четырех букв: "Я П Т О" (другой вариант - "Д М И Р"). Перед испытуемым стоит задача за одну минуту написать как можно больше предложений по следующим правилам:

- предложение состоит из четырех слов;

 - первое слово начинается на "Я", второе - на "П" и т.д.;

 - слова не должны повторяться;

 - предложение может быть бессмысленным, но слова должны между собой быть связанными. Пример: "Яйцо полетело творить обструкцию". Норма: 4 предложения.

4-й субтест: образная гибкость. Испытуемому предлагается за одну минуту нарисовать как можно больше рисунков с использованием определенных элементов. Данные элементы (либо два крючка, либо "корона") могут быть изменены по размеру, быть повернуты, использоваться в одном рисунке несколько раз, но форма их меняться не должна. Еще одно требование: рисунок должен изображать что-то конкретное, а не являться набором абстрактных линий, фигур. Сразу после выполнения задания экспериментатор должен уточнить возможные неясности: что изображено на рисунке испытуемого, где именно сокрыты задающие элементы. Норма: 4 рисунка.

Продолжительность методики 10 – 15 минут

Оценка результата:

1 – ый субтест норма - 6-7 имен.

2 – ой субтест норма - 4 рисунка

3 – ий субтест норма - 4 предложения

4 – ый субтест норма - 4 рисунка.

По проведенной методике результат детей был таким:

1 – ый субтест:

7детей 6-7 имен – высокий уровень

13 детей 4-5 имен – средний уровень

10 детей 2-3 имени – низкий уровень

2-ой субтест:

6 детей 3-4 рисунка – высокий уровень

15 детей 2-3 рисунка – средний уровень

9 детей 1-2 рисунка.

3-ий субтест:

8 детей 3- 4 предложения – высокий уровень

14 детей 2-3 предложения – средний уровень

8 детей 1-2 предложения – низкий уровень.

4- ый субтест:

5 детей 4рисунка – высокий уровень

17 детей 3 рисунка – средний уровень

8 детей 2 рисунка – низкий уровень.

Методика исследования быстроты мышления

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.

Ход выполнения задания.

Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин. они вписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.

Образец бланка.


Д-ЛО П-Л-А 3-0-ОК С-Я-О-ТЬ К-ША 0-Р-Ч

К-Н-А К-С-А-НИК С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь

В-ЗА 3-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН Н-ГА В-С-ОК

Т-А-А С-А-Ц-Я М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А

Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А К-НО П-Д-АК

С-У-А Т-У-О-ТЬ Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А

Ч-ДО Б-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А


Обработка результатов.

Подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин.

Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (Н.П.) выступает количество правильно составленных слов:

- менее 20 слов из 40 - низкая быстрота мышления и подвижность Н.П.;

- 21-30 слов - средняя быстрота мышления и подвижность Н.П.;

 - 31 и более слов - высокая быстрота мышления и подвижность Н.П.

Оценка результата:

менее 20 слов - низкий уровень

21-30 слов – средний уровень

31 и более слов – высокий уровень

По проведенной методике результаты были такими:

менее 20 слов – 16 детей – низкий уровень

21-30 слов – 12 детей – средний уровень

31 и более слов – 2 детей – высокий уровень.

Методика изучения ригидности мышления

Ригидность - это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения - важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.

Данная методика годится для школьников, начиная, с первого класса и может использоваться как индивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.

Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами:

На бланке имеется десять задач для решения, которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено 10-15 минут.

Задачи.

1. Даны три сосуда - 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды?

2. Даны три сосуда - 37. 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

3. Даны три сосуда - 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?

4. Даны три сосуда - 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

5. Даны три сосуда - 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?

6. Даны три сосуда - 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

7. Даны три сосуда - 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

8. Даны три сосуда - 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

9. Даны три сосуда - 30, 12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды?

10. Даны три сосуда - 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды?

Обработка результатов.

Задачи 1-15 могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37-21-3-3= 10 (первая задача) или 37-24-2-2=9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально).

Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий - двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).

Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена так: 14-2-2=10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л. Задача 8 допускает и такое решение: 12-3=9. Задача 9 может быть решена и путем сложения:


12+3=15.


И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение:


7+5=12, чем в 1-5 задачах.


Оценка результата:

8-10 задач – высокий уровень

5-7 задач – средний уровень

2-4 задачи - низкий уровень

Оценка детей по проведенной методике:

8-10 задач 14 детей – высокий уровень

5-7 задач 10 детей – средний уровень

2-4 задачи 6 детей – низкий уровень

Методика "Определение понятий"

Ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

"Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?"

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится, по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.

Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: "Знаешь ли ты это слово?" или "Понимаешь ли ты смысл этого слова?" Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не достаточно точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку - 0,5 балла. При совершенно неточном определении - 0 баллов. За правильное определение слова 1 балл за каждое слово.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

8-10 баллов – высокий уровень

4-7 баллов – средний уровень

2-3 балла – низкий уровень

 Оценка результата:

По проведенной методике оценка детей такова:

8-10 баллов 10 детей – высокий уровень

4-7 баллов 15 детей – средний уровень

2-3 балла 5детей – низкий уровень

Методика "Сравнение понятий"

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении подростков.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Ход выполнения: испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: "Чем они отличаются?". Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.

Анализ результатов.

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий:

например, "ворона - рыба", - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, "всадник - лошадь", слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

 Материал к методике:

Утро-вечер; корова-лошадь; летчик-танкист; лыжи-коньки; трамвай-автобус; река-озеро; велосипед- мотоцикл; собака-кошка; ворона-рыба; лев-тигр; поезд-самолет; обман-ошибка; ботинок-карандаш; яблоко-вишня; лев-собака; ворона-воробей; молоко-вода; золото-серебро; сани-телега; воробей-курица; дуб-береза; сказка-песня; картина-портрет; лошадь-всадник; кошка-яблоко, голод-жажда.

Длительность методики 5-10 минут.

Оценка результата:

21-26 пар слов – высокий уровень

15-20 пар слов – средний уровень

10-15 пар слов - низкий уровень

Оценка детей по проведенной методике:

21-26 пар слов 7 детей – высокий уровень

15-20 пар слов 13 детей – средний уровень

10-15 пар слов 10 детей - низкий уровень.

По проведенному констатирующему эксперименту сделаны такие выводы:

25% детей – имеют высокий уровень развития мышления

45% детей – имеют средний уровень развития мышления

30% детей – имеют низкий уровень развития мышления


2.2 Обучающий эксперимент


Цель: проведение игровых упражнений на развитие мышления у детей.

За время обучающего эксперимента были проведены с детьми игровые упражнения на развитие мышления. Упражнения включали в себя игры на развитие смекалки, на понимание скрытого смысла слова, на развитие интеллекта, художественно-образного, творческого и логического мышления. Упражнения проводились по 45 минут, с перерывом в 15 минут, по группам. В перерывах между играми проводились упражнения для развития правильного дыхания, упражнения для профилактики простудных заболеваний. В ходе эксперимента изучалась возможность сочетания игровых упражнений и заданий на развитие мышления с упражнениями на правильную постановку дыхание, на профилактику простудных заболеваний в условиях лечебного стационара.

1) Игровые упражнения на развитие смекалки:

«Десять слов», «Составь слова».

Эти игры помогают детям проявить скорость своего индивидуального мышления, развивают логику. Игры идеально подходят для того, чтобы растормошить нерасторопных и ленивых ребятишек, заставить их думать, проявлять себя путем проб и ошибок. Таким образом, логические игры на развитие смекалки очень полезны для общего развития детей. Между этими играми проводились упражнения на развитие правильного дыхания: «Петух»; «Кошка – царапушка»; «Гуси летят».

2) Игры на понимание:

«Ромашка», «Догадайся сам».

Эти игры развивают мышление, тренируют ум и сообразительность, вырабатывают реакцию. Подобные игры учат ребенка находить различные ассоциации в окружающем его мире и таким образом лучше понимать его. В перерыве между играми проводилось упражнения для профилактики простудных заболеваний: «Утка и кот».

 

3) Игры на развитие художественно-образного, творческого мышления:

«Пантомима», «Ассоциации».

Эти игры на развитие у ребенка художественно- образного мышления и памяти. Между этими играми проводились упражнения на развитие правильного дыхания: «Лягушка»; «Поза дерева»; «Березка».

4) Игры на развитие интеллекта:

«Найди пару», «Инструкции».

Эти игры научат детей умение сопоставлять факты, анализировать и находить свои, более простые решения. Между играми проводились упражнения для профилактики простудных заболеваний: «Белый мельник».

5) Игры на перестановку букв в слове:

«Волшебные слова».

Эти игры направлены на то, чтобы как можно лучше развивать у ребенка умение правильно говорить, обогатить его словарный запас. У детей улучшается память, логическое мышление, более точным становится восприятие. Игры развивают сообразительность и скорость мышления. Между играми проводились дыхательные упражнения: «Аромат цветов»; «Ёжик»; «Каша кипит».

6) Игры на логическое мышление:

«Кто сильнее?», «Кто выше?».

Эти игры помогают развитию логического мышления, умелое использование которого приводит к поразительным результатам, совершенствует способность молодых людей сопоставлять разного рода факты и не пренебрегать даже самой незначительной, на первый взгляд, информацией, то есть к осознанию того, что любые сведения в этом мире, если умело к ним подойти, станут ценными. Между этими играми проводилось упражнение для профилактики простудных заболеваний: «Борода».

После проведения обучающего эксперимента, провели повторное тестирование по ранее предъявленным методикам.

Оценка результата:

Методика на активность мышления:

12 детей – высокий уровень

15 детей – средний уровень

3 детей – низкий уровень

Методика на быстроту мышления:

менее 20 слов - 6 детей – низкий уровень

21-30 слов – 17 детей – средний уровень

31 и более слов – 7детей – высокий уровень

Методика на ригидность мышления:

8-10 задач – 16 детей – высокий уровень мышления

5-7 задач – 12 детей – средний уровень

2-4 задачи – 2 детей – низкий уровень мышления

Методика на определение понятий:

8-10 баллов – 14 детей - высокий уровень

4-7 баллов - 13 детей – средний уровень

2-3 балла – 3 детей – низкий уровень

Методика сравнения понятий:

21-26 – 12 детей – высокий уровень

15-20 – 15 детей – средний уровень

10-14 – 3 детей - низкий уровень

Оценка после обучающего эксперимента:

40% детей – высокий уровень мышления

50% детей – средний уровень мышления

10% детей – низкий уровень мышления



Результаты обучающего эксперимента

Уровень развития

Процентное соотношение

до обучающего эксперимента

после обучающего эксперимента

низкий

30 %

10%

средний

45 %

50 %

высокий

25 %

40 %


Заключение


По итогам данной дипломной работы можно сделать следующие выводы:

1) У детей, имеющих хронические соматические заболевания, действительно наблюдаются нарушения в развитии мыслительной деятельности. Нарушено умение объяснять абстрактные понятия, отстаивать свою точу зрения. Имеются недочеты в умении детей размышлять, опираясь, прежде всего на логику, эти недочеты чаще всего связаны с неточностью логического строя мысли. У этих детей занижена скорость и активность мышления.

2) При комплексном медико-педагогическом подходе можно помочь ребенку в развитии и совершенствовании психических процессов. Для этого достаточно было бы в лечебных учреждениях проводить занятия педагога-психолога с детьми. На этих занятиях можно проводить игры и упражнения для развития всех психических процессов. Так же педагог-психолог мог проводить беседы с детьми по интересующим их проблемам, помогал им в усвоении учебной программы, которую они по причине болезни пропустили. Работу проводил бы и с родителями детей, объяснял бы им как правильнее, они могут помочь своему ребенку в занятиях, связанными с учебой в школе, в развитии интеллектуальных и умственных способностей.

По всем этим данным можно дать следующие рекомендации:

- организовать в условиях лечебных стационаров учебные комнаты для занятий с детьми.

- организовать в условиях лечебных стационаров комнату отдыха для игр и развлечений детей.

- разнообразить досуг детей пребывающих на лечении в стационаре различными конкурсами (на лучший рисунок или поделку на память для больницы), устраивать соревнования между детьми по умению игры в настольные игры (шашки, шахматы, домино и т.д.).

- проводить лечебно-профилактическую гимнастику и разног вида упражнения на развитие правильного дыхания, упражнения для глаз, рук, спины, профилактики различных заболеваний.

- ввести в штат работников лечебных учреждений, ставку педагога-психолога.

Принятые в этом направлении соответствующие меры, будут способствовать нормализации физического и психического здоровья детей, находящихся на длительном пребывании в больнице.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты