Влияние хронических соматических заболеваний на психическое совершенствование подростков (особенности мыслительной деятельности)

4) Частота обострения кожного процесса в течение года.

5) Длительность ремиссии.

В свою очередь клиника атопического дерматита делится по течению болезни на:

Легкая степень:

1) На коже высыпания в виде легкой гиперемии, экссудацией, шелушением.

2) Слабый зуд кожных покровов.

3) Увеличение периферических лимфоузлов до размеров «горошины».

4) Обострение болезни 1-2 раза в год.

5) Продолжительность ремиссии 6-8 месяцев.

Среднетяжелая степень:

1) На коже множественные поражения с экссудацией или инфильтрацией, экскориациями и корками.

2) Зуд умеренный или сильный.

3) Лимфоузлы увеличены до размеров «лесного ореха» и «фасоли».

4) Обострение болезни 3-4 раза в год.

5) Длительность ремиссии 2-3 месяца.

Тяжелая степень:

1) На коже множественные очаги поражения с выраженной экссудацией, с глубокими трещинами и эрозиями.

2) Зуд сильный, «пульсирующий» или постоянный.

3) Увеличение большого количества лимфоузлов до «лесного» или «грецкого орехов».

4) Обострение болезни до 5 и более раз в год.

5) Длительность ремиссии 1-1,5 месяца.

Атопический дерматит у детей подразделяется на распространенную и локальную форму.

Распространенная форма – это наличие высыпаний на лице, туловище, конечностях, кистях, стопах.

Локальная форма – это наличие высыпаний только в области лица, либо только в областях сгибов, крупных и средних суставов.

Атопический дерматит у подростков носит диффузный характер и сопровождается более выраженной сухостью и шелушением кожи. Отмечается выраженный и интенсивный зуд кожи, который ведет к астенизации организма и сопровождается изменениями со стороны нервной системы в виде различных нарушений психоэмоционального характера.

Бронхиальная астма – это заболевание легких проявляющиеся периодически повторяющимися приступами удушья с затрудненным выдохом, который развивается в результате нарушения бронхиальной проходимости, в основе чего лежит: бронхоспазм, отёк слизистой бронхов, повышенное образование слизи.

В этиологии бронхиальной астмы основную роль играют аллергены, которые бывают инфекционной и неинфекционной природы.

Неинфекционные:

1. бытовые – домашняя пыль, библиотечная пыль, перо подушек. Активный компонент аллергена из домашней пыли – дерматофагоидный клещ, который обитает в пастельном белье.

2. растительного и животного происхождения – аквариумные корм, шерсть животных, сено.

3. продукты – яйца, цитрусовые, рыба, мясо, клубника, шоколад.

4. лекарственные препараты – это большинство антибиотиков и витаминов.

5. продукты химического производства – пыль (хлопковая, металлическая, древесная, селекатная, химическая).

6. физические и метеорологические факторы – магнитное поле земли, влажность земли, температура воздуха.

Инфекционные – это различные бактерии, вирусы, грибы, а так же патогенные и не патогенные грибки, гельминты.

Способствующими факторами в возникновении бронхиальной астмы являются: наследственная предрасположенность лица с хроническим бронхитом, с астматическим компонентом (предастма), лица с аллергической риносинусопатией (хронический насморк, полипы носа).

Клиника делится на атопическую, инфекционную, иммунологическую бронхиальную астму.

В клинике основным симптомом является приступ удушья. При атопической бронхиальной астме приступ внезапный с заложенностью носа, стеснения в груди, надсадного кашля.

При инфекционной – постепенно ухудшаются симптомы бронхита, пневмонии, на фоне которого возникла бронхиальная астма. Во время приступа резко затруднен выдох, дыхание шумное, сопровождается свистом и шумом. Больной находится в вынужденном положении.

Приступы бронхиальной астмы могут иногда затянуться и привести к астматическому статусу, не смотря на проводимую терапию. При астматическом статусе происходит полная закупорка бронхов (обструкция), за счет скопления и задержки в бронхах трудноотделяемой, вязкой мокроты. смерть больного может наступить при несвоевременной терапии астматического статуса.

Хронический бронхит - это диффузное длительно протекающие необратимое воспаление слизистой оболочки бронхов, захватывающие более глубокие слои, стенки бронхов.

Хронический бронхит чаще появляется на фоне острого бронхита или воспалении легких, а также длительном вдыхании химических веществ и пыли, в городах с сырым климатом и резкой переменой погоды. Большую роль играет курение.

В клинике в период обострения у больного наблюдается кашель, мокрота, отдышка. Кашель имеет различный характер, и изменяется от времени года, погоды. Летом кашля почти нет. Осенью и зимой кашель усиливается, у больного отделяется вязкая, гнойная мокрота. Отдышка имеет чаще смешанный характер. В начале заболевания отдышка только при физической нагрузке, а затем она и в покое. Температура у больного повышается редко. Несвоевременное лечение, запускание болезни может привести к различным осложнениям типа эмфиземы лёгких, пневмосклероза.

Гайморит – это острое или хроническое воспаление верхнечелюстной пазухи носа.

Причиной гайморита могут быть острые затянувшиеся воспаления пазух носа, анатомические особенности самой верхнее челюстной пазухи, так и патологические изменения в полости носа (искривление носовой перегородки, врожденная узость носовых ходов, гипертрофия и полипы в среднем носовом ходе). Причиной гайморита может послужить воспалительные процессы зубного происхождения. Гаймориты так же могут развиться при ранениях, особенно в тех случаях, когда в пазухи попадают инородные тела, костные осколки.

Основными симптомами гайморита являются – это длительный одно – или двусторонний насморк, гнойное, вязкое, отделяемое из носа. Затруднение носового дыхания из-за плохого оттока слизи. Головные боли, имеют разлитой, неопределённый характер, но могут локализоваться на стороне поражения – в области челюстной пазухи, в вике или глазнице, реже в области лба – или иметь характер невралгии тройничного нерва. При этом больные не редко жалуются на ослабление памяти, быструю утомляемость при умственной нагрузке.

Мастоидит – это воспаление костной ткани сосцевидного отростка.

Важной причиной при возникновении мастоидита является отягощение или осложнение течения хронического среднего гнойного отита, а так же играет роль задержка оттока воспалительного экссудата из полостей среднего уха. Благоприятными факторами в возникновении мастоидита служит пожилой и ранний детский возраст в сочетании с определенной инфекцией, пониженная общая и местная сопротивляемость организма при сахарном диабете и нефрите и др.

В клинике мастоидита различают как местные, так и общи симптомы. Общие это повышение температуры до субфебрильных цифр и выше. Местные симптомы – это боль при надавливании на сосцевидный отросток. Наличие пульсации и ли пульсирующего шума в глубине уха. Характерна головная боль, особенно ночью. Для мастоидита характерно профузное гноетечение, часто сливкообразное, с заполнением слухового прохода сразу после очистки. Так же присутствуют жалобы на плохой слух, больного уха.

Все эти заболевания естественно влияют не только на физическое, но и психическое развитие ребенка, которое в дальнейшем может привести к необратимым последствиям в его будущей жизни.


1.2 Психологические особенности ребенка, имеющего соматические заболевания


Заболевший ребенок, как правило отличатся от здорового. у него меняется настроение он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным и реже беспечно – благодушным. Однако может расстраиваться не только эмоциональное состояние. Иногда появляются и упорствуют мысли о тяжести заболевания, о его исключительности, о невозможности излечения или, напротив, о его незначительности и несерьёзности. В связи с этим отношение к лечению оказывается либо адекватным, и даже зависимым, либо пренебрежительным и отвергающем процедуре, манипуляции и медикаменты. У многих детей нарушается поведение. Они перестают играть, утрачивается непосредственное общение, с взрослыми и детьми. Дети не получают радости от совместных игр и развлечений. Иногда происходят и более выраженные нарушения контактов, что приводит к уединению больных детей, не стремящихся более к обществу сверстников и старших. Они могут тяготиться теми ограничениями, которые на них налагает болезнь. Нередко дети отказываются от выполнения режима, не подчиняются старшим, упрямятся. Рисунок их поведения нарушается шалостями, а иногда неожиданными, неуместными поступками.

Описанные переживания и нарушения поведения у больных детей – своеобразное проявление реакции детской личности на возникшую болезнь.

Болезнь, пришедшая в дом, меняет не только установленный порядок жизни, отношение взрослых, меняет и самого ребенка. К сожалению, не всем удается правильно и своевременно отметить, что изменения происходят не только в теле, во внутренних органах, но и его психике, настроением, поведением. В то же время многие знают, что если от заболевания внутренних органов зависит душевное состояние ребенка, то и последние может повлиять на ход выздоровления. Заболевшие дети различно переносят свою болезнь, но нет ни одного ребенка, у которого бы на нее не возникла та или иная реакция. Эта реакция даже маленького ребенка достаточно сложна. Она складывается из оценки и переживания множества местных, болезненных ощущений, общего самочувствия, самонаблюдения, представления о своей болезни и её причинах. В связи со сложностью, эта реакция личности больного на заболевание, получила название внутренний картины болезни. Её формирование у детей отличается от такового у взрослых тем значительнее, чем младше ребенок. Внутренняя картина болезни в зависимости от ее содержания, может действовать и положительно, и отрицательно, она влияет на проявление и течение заболевания, на отношение в семье, на успеваемость. В некоторых случаях она оказывается причиной серьёзных заболеваний, иногда приводящих к развитию невротических расстройств.

 Как уже было сказано, внутренняя картина болезни детей формируется иначе, чем у взрослых. Эта зависит от ряда особенностей. Прежде всего, на оценку и переживания своей болезни влияют умственные способности ребенка. Понимание происходящего в организме и представление о болезненных процессах зависит от уровня развития мышления и поэтому, как правило, связано с возрастом. Возможность оценки болезненных переживаний зависит также от представлений о своём теле. Если что-нибудь помешает этому, например, перенесенное заболевание центральной нервной системы, неправильное воспитание, то это послужит препятствием к правильной оценке болезненных ощущений. Необходимо уметь систематизировать и объяснять свои впечатления и переживания, связанные с болезнью. Отсутствие или недостаток таких способностей приводит к тому, что будет создана искаженная внутренняя картина болезни. Требуются также значительные волевые усилия. Без них невозможно сосредоточиться на своих переживаниях, сопоставить их с пережитым в прошлом, т.е. дать им оценку.

Без знаний о том, как ребенок относится к своему здоровью, т.е. без понимания его внутренний картины здоровья, невозможно составить представление о внутренней картине болезни. Таким образом, необходимость изучения психологии здоровья диктуется тем, что без проникновения в ее суть невозможно сформировать адекватное представление о реакциях личности ребенка на болезнь, а потому, и нельзя создать больному необходимую психотерапевтическую поддержку. Оценка психологии здоровья складывается из наблюдения за настроением, поведением, реакции ребенка на те или иные изменения окружающей среды и из его рассказов о своем самочувствии. Состояние отражает истинное положение дел в организме и его функциях. Самочувствие субъективно, но не всегда точно. Оно выражает чувства и настроения, испытываемые человеком. Для ребенка здоровье приобретает смысл тогда, когда он начинает понимать его значение для эффективного выполнения той или иной деятельности в игре или учебе. В создании внутренней картины здоровья принимает участие вся личность в целом. Чем сложнее психика, старше ребенок, многообразные мотивы деятельности, тем большее значение для ребенка имеет его физическое состояние.

Отношение ребенка к здоровью является частью его самопознания или, точнее частью его образа «Я». Образ самого себя складывается из восприятия своего внешнего облика, своего поведения, своих качеств. С возрастом возникает идеальный образ себя и появляется желание стать похожим на него. Оценка ребенком самого себя определяется степенью его удовлетворенности собой и оказывается значимой для поведения и переживаний. Мера удовлетворенности собой и, в конечном счете, своим здоровьем оказывается связанной с числом положительных и отрицательных оценок окружающих (родителей, взрослых, старших сверстников). На удовлетворенность своим здоровьем может повлиять различие между тем, каким ребенок воспринимает себя и тем, каким бы он хотел быть.

На формирование отношения к болезни оказывают влияние переживаемые ребенком во время болезни сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. К их числу, в первую очередь, относится направление в больницу, которое сопровождается отрывом от родителей, сверстников, учебных или иных занятий, ограничением подвижности, утратой перспективы, переживанием разочарования. У детей до 11-12 лет сама госпитализация, даже без связанных с болезнью и лечением переживаний, возбуждает такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед болезнью подготовку. Причина этого страха в отрыве ребенка от людей, к которым он наиболее привязан. При этом, чем самостоятельнее ребенок, тем выше его способность быть одному, вдали от близких. Прекращение посещения детского сада или школы, нарушение обычного ежедневного режима – всё это вместе с отрывом от родителей, братьев и сестер, товарищей по играм и учебе, от привычных вещей и занятий, нарушает у ребенка чувство безопасности и уверенности в своем благополучии. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, семейных отношений, продолжительности госпитализации, числа и характера предшествующих поступлений в больницу, природы заболевания, подготовки перед направлением в стационар, посещение родителей, проводимых лечебных процедур, средств, используемых для ослабления тревожности у ребенка, реакции родителей, восприятие ребенком госпитализации.

После выписки 1/5 детей обнаруживает трудности приспособления, нарушение поведения, раздражительность, непослушание, расстройство сна, реже – непроизвольное мочеиспускание, эмоциональную взрывчатость, расстройства аппетита, речевые дефекты.

Чтобы уменьшить психическую травму в связи с госпитализацией, в процессе подготовки к ней ребенку следует по возможности понятно объяснить всё, что с ним произойдет в больнице, тогда и внутренняя картина болезни будет более адекватной. Значительно уменьшает тревожное напряжение ребенка в больнице посещение родителей и близких.

Создание благоприятной окружающей среды, привлечение персонала, других детей, родителей к созданию игровых программ, уголков для игр, красочному оформлению интерьеров медицинских учреждений, ослабляет тревожное беспокойство маленьких пациентов и тем самым создает адекватное отношение к болезни и лечению, а также и адаптации больного ребенка к окружающей его обстановке.


2. Экспериментальное исследование: влияния хронических соматических заболеваний на особенности мыслительной деятельности подростков


В этой дипломной работе будем проводить два вида эксперимента, констатирующий и обучающий. Экспериментальное исследование будет проводиться в Коммунальном Государственном Казенном Предприятии «Детский стационар № 3» с детьми, имеющими хронические заболевания: бронхит, аллергический ринит, атопический дерматит, бронхиальная астма, гайморит, мастоидит, и находящимися здесь на лечении. Это дети в возрасте от 12- до 14 лет. Все они часто находятся на лечении в больнице и даже по несколько раз в год, пребывание их в стационаре порой затягивается до месяца. Они все как выяснилось, имеют проблемы с обучением в школе, т.е. отстают от учебных программ, после долгого пребывания в больнице имеют проблемы в общении с одноклассниками и сверстниками. Многие из них из-за тяжести заболевания ведут мало активный образ жизни, не посещают ни каких дополнительных занятий, кружков, не имеют увлечений чем-либо, или хобби. Эмоциональный фон этих детей неразнообразен, они часто замкнуты в себе, думают о своей болезни, боятся рецидива заболевания. Внимание и память у них нарушены незначительно, но все же и здесь наблюдаются отклонения. При выполнении, каких либо заданий или упражнений у них проявляются ошибки характерные для рассеянности внимания, а при сравнении каких-либо заданий или упражнений они не могут вспомнить, когда они выполняли подобное задание или упражнение. Часто у них возникают и трудности с самими заданиями или упражнениями, хотя они уже это проходили в школе на уроках. Поэтому, взвесив все эти факты, мы решили свое экспериментальное исследование провести на оценку развития мыслительной деятельности этих детей и найти пути коррекции и помощи этим детям для лучшего развития мыслительной деятельности.


2.1 Констатирующий эксперимент


Проводился с детьми, находящимися на лечении в больнице. Экспериментальное исследование проходили дети в возрасте 12-14 лет. Количество обследуемых детей составляло 30 человек. Обследуемые дети имели такие диагнозы:

8 детей – бронхиальная астма,

6 детей – атопический дерматит,

5 детей – хронический гайморит,

4 детей – хронический бронхит,

4 детей – хронический мастоидит,

3 детей – аллергический ринит.

Исследование проводилось по группам, в группе было по 6-10 детей. Время проводимых тестов составляло в среднем 15-20 минут. Тестирование проходило в течение 5 дней.

 Констатирующий эксперимент включал тесты и задания на активность, быстроту, гибкость мышления, умение детей проводить синтез и анализ своих действий, проверить умение детей логически мыслить, оценить их умственные способности.

Методика исследования активности мышления

Описание методики

Направленность методики. Данная методика базируется на таком понятии как активность мышления. По мнению автора этой разработки, И.М. Лущихиной, активность мышления является такой характеристикой, которая показывает способность индивида использовать свой интеллектуальный потенциал, свои мыслительные способности для достижения конкретных целей, задач. Таким образом, уровень развития активности мышления отражает способность решать интеллектуальные задачи, при этом во внимание берутся не интеллектуальные способности, а скорее динамические характеристики особенностей протекания мыслительных процессов: беглость и гибкость.

Под беглостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя метод перебора: то есть нахождения правильного ответа, варианта решения путем отсеивания неправильных ответов, неподходящих вариантов решений. Под гибкостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя трансформацию абстрактных объектов (слов, образов) в операбельный вид, нахождение новых ассоциативных связей абстрактных объектов между собой. В зависимости от того, какие объекты перебираются, трансформируются, ассоциируются в слова или образы, говорят о вербальной беглости и гибкости и об образной беглости и гибкости.

В соответствии с этим делением МИАМ (Методика исследования активности мышления) делится на четыре субтеста.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты