Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
Исследованием И.А. Симоновой выявлены особенности речевого недоразвития у детей с ЗПР в двух клинических группах: 1) при неосложненном инфантилизме (по классификации М. С. Певзнер); 2) при осложненном инфантилизме и в результате цереброастенических состояний различного генеза.
Первая группа детей является немногочисленной. Ведущим психопатологическим синдромом у этих детей является незрелость эмоционально-волевой сферы. У детей этой группы преобладают игровые интересы, отмечаются неподготовленность к любой деятельности, отсутствие познавательного интереса. Им трудно подчинить свои эмоциональные реакции требованиям. Очень активные, целенаправленные и неутомимые в игре, эти дети быстро устают во время занятия, отвлекаются. Они либо растормаживаются, либо становятся пассивными, вялыми. Учебная деятельность этих детей характеризуется импульсивностью, хаотичностью, неравномерностью. В анамнезе большинства детей отмечается задержка речевого развития: первые слова появляются к 1,5—2 годам, фразы — к 3 годам. В процессе обследования нарушения звукопроизношения выявлены лишь у одного ребенка. Почти у всех детей оказалась сохранной артикуляционная моторика. Небольшие отклонения наблюдались лишь при выполнении серии артикуляторных движений. Вместе с тем, выявились трудности повторения серий из 3—4 слогов с фонетически близкими звуками. Дети чаще всего смешивали звонкие и глухие звуки. Аналогичные смешения наблюдались иногда и на письме, однако, дети самостоятельно исправляли ошибки. Дети неточно различают понятия «слог», «звук», «буква». У них сформированы лишь простые формы фонематического анализа. Сложные формы звукового анализа (определение последовательности и количества звуков в слове) затрудне ны. Процесс звукослогового анализа значительно облегчается использованием вспомогательных приемов, внешних действий (например, с помощью отхлопывания слогов).
У детей с неосложненным инфантилизмом выявляются особенности речи, связанные со своеобразием эмоционально-волевой сферы. Эти дети многословны, охотно вступают в речевое общение, активны в диалоге, часто перебивают собеседника. Они не продумывают ответы, всвязи с чем их ответы характеризуются импульсивностью, наличием побочных ассоциаций. Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента. Так, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, интересных и доступных ребенку, дети легко составляют грамматически сложные предложения, используют прямую речь, вносят в рассказы элементы фантазии, разнообразные детали. При этом речь сопровождается выразительной интонацией, адекватной мимикой, эмоциональными жестами. В заданиях же, которые ограничивают речевую деятельность определенными рамками, когда требуется обдумывание, четкие формулировки, точное словесное оформление, наблюдаются снижение речевой активности, трудности в подборе слов, неточное их употребление.
И.А. Симонова делает вывод о том, что уровень речевого развития этих детей и их речевое поведение соответствуют нормально развивающимся сверстникам более младшего возраста.
Во второй группе детей с ЗПР (с осложненным инфантилизмом и с церебрастеническими состояниями) наблюдалась иная картина речевого недоразвития. Дети этой группы испытывали существенные трудности с самого начала обучения. В основе их неуспешности лежит истощаемость нервной системы, быстрая утомляемость, нарушение работоспособности. В анамнезе большинства детей отмечалась задержка развития речи. Первые слова появились лишь к 2—2,5 годам. Логопедическое исследование выявило у больного количество этих детей (32%) нарушения звукопроизношения, которое проявляется в основном в нечетком произношении свистящих и шипящих (боковое, межзубное произношение), отсутствии или неправильном произношении звука р У детей этой группы не дифференцированы понятия «буква», «звук», «слово». Они испытывают большие затруднения в звукобуквенном анализе слов.. У детей выявлено недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи. Особенности речи у детей второй группы проявлялись и в бедности лексико-семантической стороны речи, в ограниченном объеме словаря, в неточном употреблении слов. Связная речь этой группы находится на более низком уровне, чем у детей первой группы.
Таким образом, особенности речи у этой группы детей характеризуется нарушением речи как системы; своеобразие речи отражает недоразвитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Следует отметить, что особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточная сформированность познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память. Психическое развитие отличается у них неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием и умственной работоспособностью. У детей выделенной категорией отсутствует инертность психических процессов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя нередко ждут помощи со стороны взрослого. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга отмечаются сложности в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире. Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей.
Так из вышесказанного видно, что одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Одной из характерных особенностей таких является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела. Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность. Характерным признаком детей с такой патологией является недостаточность в сформированности тонкой моторики рук, общая моторика не нарушена.
Также характерной особенностью является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания, дети очень рассеяны, часто отвлекаются на незначительные раздражители, объем внимания значительно снижен, страдает переключаемость внимания. Так, одной из часто встречающихся особенностей нарушений внимания у детей является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма.
Для многих детей с таким диагнозом характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания. Недостаточность произвольной памяти в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.
1.4 Педагогическая запущенность
Обращаясь к изданному в 1926 году труду под редакцией отечественного ученого, педагога и общественного деятеля Кащенко В.П. «Проблемы изучения и воспитания ребенка» можно заметить, что в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях развития ребенка, вне всякого сомнения, самый существенный вопрос…, а влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка громадно. Зачастую оно имеет определяющее значение…». Что касается влияния наследственности, то «…заложенные природой наклонности и предрасположения подвергаются очень сложной переработке под влиянием семьи, первых воспитателей, товарищей… Эти последние влияния в конечном счете часто решают дело…».
Согласно определению понятия «педагогическая запущенность» - это социальное явление, характеризующиеся дезадаптивным поведением, которое может проявляется в неадекватность самооценки (завышенная, заниженная), повышенной возбудимости, патологическом упрямстве, агрессивности в различных проявлениях, капризности, раздражительности, снижении волевой активности, легкой подчиняемости, напряженном и пренебрежительном отношении со взрослыми людьми (в том, числе и с родителями), стойком непослушании, лживости. Чаще всего вышеперечисленные признаки присутствуют у педагогически запущенных детей в комплексе.
Подобное социальное явление – это результат неправильного семейного воспитания, например, доминирование одного из родителей, частые конфликты, ссоры между членами семьи, постоянная напряженная обстановка в семье с частым расхождением во мнениях по вопросу воспитания детей, явно выраженная неприязнь или пренебрежение к какому-либо члену семьи; гипоопека или гиперопека, потвортствующая гиперопека, эмоционально—отвергающее поведение членов семьи, жестокое обращение.
Согласно статистике, к категории «педагогическая запущенность» по половому признаку относятся 73% мальчиков и 27% на девочек; 77% детей имеют хронические заболевания внутренних органов, 34%- нарушения опорно-двигательного аппарата, 48% - речевую патологию, которая носит системный характер и при этом отмечаются нарушения всех компонентов языковой системы. Сложно даже сказать, что первично, а что вторично в этой патологии – биологическое или социальное.
Выводы по главе 1
Основу для изучения этиологии нарушений в развитии ребенка, в частности речевых расстройств, составляют эволюционно-динамический подход (Давыдовский И.В.) и принцип диалектического единства (Хватцев М.Е.) биологического и социального в развитии речи, где окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником как развития речи, так и является причиной возникновения невротических речевых расстройств. Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
Определяющее значение в развитии здорового полноценного ребенка принадлежит условиям макросреды как в масштабе всей страны, в масштабе отдельно взятого региона, так и в пределах конкретного города.
Воспитание и развитие ребенка начинается в семье. Статья Закона РФ «Об образовании» гласит «…родители являются первыми воспитателями ребенка… и несут ответственность за его образование, развитие и оздоровление…». Именно с этой позиции семья - это микросреда, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание детей, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка.
На примере педагогической запущенности и задержке психического развития можно довольно четко увидеть саму суть неблагоприятного влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет.
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния условий микро- и макросреды на речевое развитие детей 5-7 лет
2.1 Организация экспериментального изучения влияния микро-факторов окружающей среды на речевое развитие детей 5-7 лет
Теоретический анализ проблемы влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей в главе 1 настоящей дипломной работы позволил определить направления, содержание организации и проведения экспериментального изучения выделенной проблемы.
Экспериментальная часть дипломной работы представлена анкетой для родителей, состоящей из 15 блоков, которые позволяют дать оценку социальным факторам семейного воспитания.
Экспериментальное исследование проводилось в марте 2004-05 учебного года. В анкетировании приняло участие 60 семей воспитанников МДОУ ДСКВ №68, из них:
q 30 семей - старшая группа – возраст 5-5,6 лет - логопедическая группа
q 30 семей - подготовительная группа – возраст 5,10 - 6,4 лет.
Итак, результаты изучения социальных факторов семейного воспитания.
№ |
Вопросы анкеты |
Обобщенные результаты ( % - кол-во семей) |
|
1. Возраст родителей к рождению ребенка |
|||
1.2 |
Мать: |
||
|
До 16 лет |
0 |
|
|
16-18 |
3% - 2с |
|
|
18-20 |
17% - 10с |
|
|
21-30 |
62%-37с |
|
|
31-40 |
11%-7с |
|
|
старше |
7%- 4с |
|
1.2 |
Отец |
||
|
До 16 лет |
0 |
|
|
16-18 |
0 |
|
|
18-20 |
5%-3с |
|
|
21-30 |
11%-7 с |
|
|
31-40 |
55%-33с |
|
|
старше |
28%- 17с |
|
2. Социальная характеристика семьи |
|||
|
Полная |
55%-33с |
|
|
Неполная |
28%-17 с |
|
|
Деструктивная |
7%-4 с |
|
|
Распадающаяся |
10%-6с |
|
|
Опекуны |
0 |
|
3.Жилищные условия |
|||
|
Отдельная 1 комнатная квартира |
23%-14с |
|
|
Отдельная 2 комнатная квартира |
25%-15с |
|
|
Отдельная 3 комнатная квартира |
11%-7с |
|
|
Отдельная 4 комнатная квартира |
3%-5с |
|
|
Отдельная 5 комнатная квартира |
1%-1с |
|
|
Комната (ы) в общежитии |
5%-3с |
|
|
Комната (ы) в коммунальной квартире |
10%-6с |
|
|
Деревянное жилье |
3%-2с |
|
|
Проживают в «балке» |
11%-7с |
|
|
Проживают без посторонних родственников |
93%-56с |
|
|
Количество других взрослых, проживающих с семьей (дедушки, бабушки, родственники, другие лица) |
7%-4 с |
|
4.Среднемесячный доход |
|||
|
Выше среднего уровня |
3%-2с |
|
|
На среднем уровне |
50%-30с |
|
|
Без нужды |
40%-24с |
|
|
Частые финансовые затруднения |
7%-4с |
|
|
Постоянная нужда |
0 |
|
5. Характер взаимоотношений между родителями |
|||
|
Взаимопонимание |
86%-51 с |
|
|
Доминирование отца |
7%-4с |
|
|
Доминирование матери |
5%-3с |
|
|
Конфликты, ссоры, драки |
11%-7с |
|
|
Напряженное отношение с частыми расхождениями во мнениях |
3%-2с |
|
|
Пренебрежение |
0 |
|
|
Неприязнь |
0 |
|
6. Проведение досуга членов родительской семьи |
|||
|
Преимущественно дома |
50%-30с |
|
|
Часто проводят оздоровительные мероприятия (бассейн, лыжи, походы, сауна и т.д.) |
20%-12с |
|
|
Часто посещают культурно-зрелищные мероприятия |
87%-52с |
|
|
Асоциальные контакты |
0 |
|
7. Особенности воспитания в семье |
|||
7.1 |
Воспитание матерью |
||
|
Гибкое |
87%-52с |
|
|
Гипоопека |
3%-2с |
|
|
Гиперопека |
5%-3с |
|
|
Потворствующая гиперопека |
5%-3с |
|
|
Эмоционально-отвергающее поведение |
0 |
|
|
Жестокое отношение |
0 |
|
7.2 |
Воспитание отцом |
||
|
Гибкое |
75%-45с |
|
|
Гипоопека |
3%-2с |
|
|
Гиперопека |
5%-3с |
|
|
Эмоционально-отвергающее поведение |
5%-3с |
|
|
Жестокое отношение |
0 |
|
8. Отношение ребенка к членам семьи |
|||
8.1 |
Отношение к матери |
||
|
Ровная привязанность |
51%-54с |
|
|
Безразличие |
0 |
|
|
Отвержение |
0 |
|
|
Выраженный негативизм |
0 |
|
|
Предпочтение |
8%-5с |
|
|
Страх |
0 |
|
|
Пассивная подчиняемость |
1.%-1с |
|
8.2 |
Отношение к отцу |
||
|
Ровная привязанность |
85%-51с |
|
|
Безразличие |
5%-3с |
|
|
Отвержение |
0 |
|
|
Выраженный негативизм |
0 |
|
|
Предпочтение |
5%-3с |
|
|
Страх |
0 |
|
|
Пассивная подчиняемость |
5%-3с |
|
9. Образование родителей |
|||
9.1 |
Мать |
||
|
Высшее |
78%-47с |
|
|
Среднее специальное |
11%-7с |
|
|
Среднее |
11%-7с |
|
|
Студентка |
0 |
|
9.2 |
Отец |
||
|
Высшее |
50%-30с |
|
|
Среднее специальное |
28%-17с |
|
|
Среднее |
22%-13с |
|
|
Студент |
0 |
|
9.3 |
Родители педагоги, психологи, врачи |
33%-20с |
|
10. Количество детей в семье. Наличие братьев и сестер |
|||
10.1 |
Многодетная семья (сколько детей) |
5%-3с |
|
10.2 |
Один ребенок в семье |
45%-27с |
|
10.3 |
Имеют одного брата/сестру |
28%-17с |
|
10.4 |
Имеют двух старших братьев/сестер |
22%-13с |
|
10.5 |
Имеет одного младшего брата/сестру |
11%-7с |
|
10.6 |
Имеет двух младших братьев/сестер |
13%-9с |
|
11. Национальность |
|||
11.1 |
Русские |
74.%-41с |
|
11.2 |
Татары |
11.%-7с |
|
11.3 |
Башкиры |
3.0%-2с |
|
11.4 |
Украинцы |
5.0% -3 с |
|
11.5 |
Белорусы |
1.0% |
|
11.6 |
Марийцы |
1.0% |
|
11.7 |
Чуваши |
1.0% |
|
11.8 |
Мордвины |
1.0% |
|
11.9 |
Узбеки |
1.0% |
|
11.10 |
Ингуши |
1.0% |
|
11.11 |
Лезгины |
1.0% |
|
12. Наследственные заболевания |
|
||
12.1 |
Мать |
20%-7с |
|
12.2 |
Отец |
11%-4 с |
|
13. Речевая среда |
|
||
|
Общение в семье на одном (русском )языке |
92%-55с |
|
|
Общение в семье на двух ( русский и родной) языках |
8%-5с |
|
|
Общение в семье на трех и более языках |
0 |
|
14. Протекание беременности и родов |
|
||
14.1 |
Протекание беременности |
|
|
|
Без осложнений |
22%-13с |
|
|
С осложнениями |
78%-47с |
|
14.2 |
Течение родов |
|
|
|
Ребенок доношенный |
78%--47с |
|
|
Ребенок недоношенный |
9%-5с |
|
|
Операция кесарево сечение |
13%-8с |
|
|
Роды через естественные родовые пути |
87%-52с |
|
|
Родовая травма |
100%-60с |
|
|
Асфиксия |
92%-55с |
|
|
Другое |
28%-17с |
|
15. Заболевания первого года жизни |
|
||
|
Частые простудные |
92%-55с |
|
|
Инфекционные |
87%-52с |
|
|
операции |
11%-7с |
|
16. Последующие заболевания |
|
||
Частые простудные |
92%-55с |
||
Инфекционные |
87%-52с |
||
Аллергические |
78%-47с |
||
Другие |
45%-27с |
||
17. Речевое развитие ребенка |
|
||
17.1 |
Звукопроизношение |
|
|
|
Нарушено (1-2 группы звуков) |
40%-24с |
|
|
Нарушено ( 3 и более группы звуков) |
40%-24с |
|
|
Не нарушено |
20%-12с |
|
17.2 |
Фонематический слух |
|
|
|
Нарушен |
80%-48с |
|
|
Не нарушен |
20%-12с |
|
17.3 |
Лексико-грамматический стой речи |
|
|
|
Нарушен |
80%-48с |
|
|
Не нарушен |
20%-12с |
|
18. Всего детей 64 ребенка (2 семьи- двойняшки) |
|
||
15.1 |
Всего девочек |
44%- 28 |
|
15.2 |
Всего мальчиков |
56%- 36 |
|