Влияние условий макро- и микросреды на речевое совершенствование детей 5-7 лет

Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Исследованием И.А. Симоновой выявлены особенности речевого недоразвития у детей с ЗПР в двух клинических группах: 1) при неосложненном инфантилизме (по классификации М. С. Певзнер); 2) при осложненном инфантилизме и в результате цереброастенических состояний различного генеза.

Первая группа детей является немногочисленной. Ведущим психопатологическим синдромом у этих детей является незрелость эмоционально-волевой сферы. У детей этой группы преобладают игровые интересы, отмечаются неподготовленность к любой деятельности, отсутствие познавательного интереса. Им трудно подчинить свои эмоциональные реакции требованиям. Очень активные, целенаправленные и неутомимые в игре, эти дети быстро устают во время занятия, отвлекаются. Они либо растормаживаются, либо становятся пассивными, вялыми. Учебная деятельность этих детей характеризуется импульсивностью, хаотичностью, неравномерностью. В анамнезе большинства детей отмечается задержка речевого развития: первые слова появляются к 1,5—2 годам, фразы — к 3 годам. В процессе обследования нарушения звукопроизношения выявлены лишь у одного ребенка. Почти у всех детей оказалась сохранной артикуляционная моторика. Небольшие отклонения наблюдались лишь при выполнении серии артикуляторных движений. Вместе с тем, выявились трудности повторения серий из 3—4 слогов с фонетически близкими звуками. Дети чаще всего смешивали звонкие и глухие звуки. Аналогичные смешения наблюдались иногда и на письме, однако, дети самостоятельно исправляли ошибки. Дети неточно различают понятия «слог», «звук», «буква». У них сформированы лишь простые формы фонематического анализа. Сложные формы звукового анализа (определение последовательности и количества звуков в слове) затрудне ны. Процесс звукослогового анализа значительно облегчается использованием вспомогательных приемов, внешних действий (например, с помощью отхлопывания слогов).

У детей с неосложненным инфантилизмом выявляются особенности речи, связанные со своеобразием эмоционально-волевой сферы. Эти дети многословны, охотно вступают в речевое общение, активны в диалоге, часто перебивают собеседника. Они не продумывают ответы, всвязи с чем их ответы характеризуются импульсивностью, наличием побочных ассоциаций. Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента. Так, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, интересных и доступных ребенку, дети легко составляют грамматически сложные предложения, используют прямую речь, вносят в рассказы элементы фантазии, разнообразные детали. При этом речь сопровождается выразительной интонацией, адекватной мимикой, эмоциональными жестами. В заданиях же, которые ограничивают речевую деятельность определенными рамками, когда требуется обдумывание, четкие формулировки, точное словесное оформление, наблюдаются снижение речевой активности, трудности в подборе слов, неточное их употребление.

И.А. Симонова делает вывод о том, что уровень речевого развития этих детей и их речевое поведение соответствуют нормально развивающимся сверстникам более младшего возраста.

Во второй группе детей с ЗПР (с осложненным инфантилизмом и с церебрастеническими состояниями) наблюдалась иная картина речевого недоразвития. Дети этой группы испытывали существенные трудности с самого начала обучения. В основе их неуспешности лежит истощаемость нервной системы, быстрая утомляемость, нарушение работоспособности. В анамнезе большинства детей отмечалась задержка развития речи. Первые слова появились лишь к 2—2,5 годам. Логопедическое исследование выявило у больного количество этих детей (32%) нарушения звукопроизношения, которое проявляется в основном в нечетком произношении свистящих и шипящих (боковое, межзубное произношение), отсутствии или неправильном произношении звука р У детей этой группы не дифференцированы понятия «буква», «звук», «слово». Они испытывают большие затруднения в звукобуквенном анализе слов.. У детей выявлено недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи. Особенности речи у детей второй группы проявлялись и в бедности лексико-семантической стороны речи, в ограниченном объеме словаря, в неточном употреблении слов. Связная речь этой группы находится на более низком уровне, чем у детей первой группы.

Таким образом, особенности речи у этой группы детей характеризуется нарушением речи как системы; своеобразие речи отражает недоразвитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Следует отметить, что особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточная сформированность познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память. Психическое развитие отличается у них неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием и умственной работоспособностью. У детей выделенной категорией отсутствует инертность психических процессов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя нередко ждут помощи со стороны взрослого. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга отмечаются сложности в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире. Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей.

Так из вышесказанного видно, что одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.

Одной из характерных особенностей таких является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела. Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность. Характерным признаком детей с такой патологией является недостаточность в сформированности тонкой моторики рук, общая моторика не нарушена.

Также характерной особенностью является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания, дети очень рассеяны, часто отвлекаются на незначительные раздражители, объем внимания значительно снижен, страдает переключаемость внимания. Так, одной из часто встречающихся особенностей нарушений внимания у детей является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма.

Для многих детей с таким диагнозом характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания. Недостаточность произвольной памяти в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.


1.4 Педагогическая запущенность


Обращаясь к изданному в 1926 году труду под редакцией отечественного ученого, педагога и общественного деятеля Кащенко В.П. «Проблемы изучения и воспитания ребенка» можно заметить, что в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях развития ребенка, вне всякого сомнения, самый существенный вопрос…, а влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка громадно. Зачастую оно имеет определяющее значение…». Что касается влияния наследственности, то «…заложенные природой наклонности и предрасположения подвергаются очень сложной переработке под влиянием семьи, первых воспитателей, товарищей… Эти последние влияния в конечном счете часто решают дело…».

Согласно определению понятия «педагогическая запущенность» - это социальное явление, характеризующиеся дезадаптивным поведением, которое может проявляется в неадекватность самооценки (завышенная, заниженная), повышенной возбудимости, патологическом упрямстве, агрессивности в различных проявлениях, капризности, раздражительности, снижении волевой активности, легкой подчиняемости, напряженном и пренебрежительном отношении со взрослыми людьми (в том, числе и с родителями), стойком непослушании, лживости. Чаще всего вышеперечисленные признаки присутствуют у педагогически запущенных детей в комплексе.

Подобное социальное явление – это результат неправильного семейного воспитания, например, доминирование одного из родителей, частые конфликты, ссоры между членами семьи, постоянная напряженная обстановка в семье с частым расхождением во мнениях по вопросу воспитания детей, явно выраженная неприязнь или пренебрежение к какому-либо члену семьи; гипоопека или гиперопека, потвортствующая гиперопека, эмоционально—отвергающее поведение членов семьи, жестокое обращение.

Согласно статистике, к категории «педагогическая запущенность» по половому признаку относятся 73% мальчиков и 27% на девочек; 77% детей имеют хронические заболевания внутренних органов, 34%- нарушения опорно-двигательного аппарата, 48% - речевую патологию, которая носит системный характер и при этом отмечаются нарушения всех компонентов языковой системы. Сложно даже сказать, что первично, а что вторично в этой патологии – биологическое или социальное.

 

Выводы по главе 1


Основу для изучения этиологии нарушений в развитии ребенка, в частности речевых расстройств, составляют эволюционно-динамический подход (Давыдовский И.В.) и принцип диалектического единства (Хватцев М.Е.) биологического и социального в развитии речи, где окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником как развития речи, так и является причиной возникновения невротических речевых расстройств. Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

Определяющее значение в развитии здорового полноценного ребенка принадлежит условиям макросреды как в масштабе всей страны, в масштабе отдельно взятого региона, так и в пределах конкретного города.

Воспитание и развитие ребенка начинается в семье. Статья Закона РФ «Об образовании» гласит «…родители являются первыми воспитателями ребенка… и несут ответственность за его образование, развитие и оздоровление…». Именно с этой позиции семья - это микросреда, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание детей, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка.

На примере педагогической запущенности и задержке психического развития можно довольно четко увидеть саму суть неблагоприятного влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет.

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния условий микро- и макросреды на речевое развитие детей 5-7 лет

2.1 Организация экспериментального изучения влияния микро-факторов окружающей среды на речевое развитие детей 5-7 лет

Теоретический анализ проблемы влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей в главе 1 настоящей дипломной работы позволил определить направления, содержание организации и проведения экспериментального изучения выделенной проблемы.

Экспериментальная часть дипломной работы представлена анкетой для родителей, состоящей из 15 блоков, которые позволяют дать оценку социальным факторам семейного воспитания.

Экспериментальное исследование проводилось в марте 2004-05 учебного года. В анкетировании приняло участие 60 семей воспитанников МДОУ ДСКВ №68, из них:

q     30 семей - старшая группа – возраст 5-5,6 лет - логопедическая группа

q     30 семей - подготовительная группа – возраст 5,10 - 6,4 лет.

Итак, результаты изучения социальных факторов семейного воспитания.


Вопросы анкеты

Обобщенные результаты

( % - кол-во семей)

1. Возраст родителей к рождению ребенка

1.2

Мать:


До 16 лет

0


16-18

3% - 2с


18-20

17% - 10с


21-30

62%-37с


31-40

11%-7с


старше

7%- 4с

1.2

Отец


До 16 лет

0


16-18

0


18-20

5%-3с


21-30

11%-7 с


31-40

55%-33с


старше

28%- 17с

2. Социальная характеристика семьи


Полная

55%-33с


Неполная

28%-17 с


Деструктивная

7%-4 с


Распадающаяся

10%-6с


Опекуны

0

3.Жилищные условия


Отдельная 1 комнатная квартира

23%-14с


Отдельная 2 комнатная квартира

25%-15с


Отдельная 3 комнатная квартира

11%-7с


Отдельная 4 комнатная квартира

3%-5с


Отдельная 5 комнатная квартира

1%-1с


Комната (ы) в общежитии

5%-3с


Комната (ы) в коммунальной квартире

10%-6с


Деревянное жилье

3%-2с


Проживают в «балке»

11%-7с


Проживают без посторонних родственников

93%-56с


Количество других взрослых, проживающих с семьей (дедушки, бабушки, родственники, другие лица)

7%-4 с

4.Среднемесячный доход


Выше среднего уровня

3%-2с


На среднем уровне

50%-30с


Без нужды

40%-24с


Частые финансовые затруднения

7%-4с


Постоянная нужда

0

5. Характер взаимоотношений между родителями


Взаимопонимание

86%-51 с


Доминирование отца

7%-4с


Доминирование матери

5%-3с


Конфликты, ссоры, драки

11%-7с


Напряженное отношение с частыми расхождениями во мнениях

3%-2с


Пренебрежение

0


Неприязнь

0

6. Проведение досуга членов родительской семьи


Преимущественно дома

50%-30с


Часто проводят оздоровительные мероприятия (бассейн, лыжи, походы, сауна и т.д.)

20%-12с


Часто посещают культурно-зрелищные мероприятия

87%-52с


Асоциальные контакты

0

7. Особенности воспитания в семье

7.1

Воспитание матерью


Гибкое

87%-52с


Гипоопека

3%-2с


Гиперопека

5%-3с


Потворствующая гиперопека

5%-3с


Эмоционально-отвергающее поведение

0


Жестокое отношение

0

7.2

Воспитание отцом


Гибкое

75%-45с


Гипоопека

3%-2с


Гиперопека

5%-3с


Эмоционально-отвергающее поведение

5%-3с


Жестокое отношение

0

8. Отношение ребенка к членам семьи

8.1

Отношение к матери


Ровная привязанность

51%-54с


Безразличие

0


Отвержение

0


Выраженный негативизм

0


Предпочтение

8%-5с


Страх

0


Пассивная подчиняемость

1.%-1с

8.2

Отношение к отцу


Ровная привязанность

85%-51с


Безразличие

5%-3с


Отвержение

0


Выраженный негативизм

0


Предпочтение

5%-3с


Страх

0


Пассивная подчиняемость

5%-3с

9. Образование родителей

9.1

Мать


Высшее

78%-47с


Среднее специальное

11%-7с


Среднее

11%-7с


Студентка

0

9.2

Отец


Высшее

50%-30с


Среднее специальное

28%-17с


Среднее

22%-13с


Студент

0

9.3

Родители педагоги, психологи, врачи

33%-20с

10. Количество детей в семье. Наличие братьев и сестер

10.1

Многодетная семья (сколько детей)

5%-3с

10.2

Один ребенок в семье

45%-27с

10.3

Имеют одного брата/сестру

28%-17с

10.4

Имеют двух старших братьев/сестер

22%-13с

10.5

Имеет одного младшего брата/сестру

11%-7с

10.6

Имеет двух младших братьев/сестер

13%-9с

11. Национальность

11.1

Русские

74.%-41с

11.2

Татары

11.%-7с

11.3

Башкиры

3.0%-2с

11.4

Украинцы

5.0% -3 с

11.5

Белорусы

1.0%

11.6

Марийцы

1.0%

11.7

Чуваши

1.0%

11.8

Мордвины

1.0%

11.9

Узбеки

1.0%

11.10

Ингуши

1.0%

11.11

Лезгины

1.0%

12. Наследственные заболевания


12.1

Мать

20%-7с

12.2

Отец

11%-4 с

13. Речевая среда



Общение в семье на одном (русском )языке

92%-55с


Общение в семье на двух ( русский и родной) языках

8%-5с


Общение в семье на трех и более языках

0

14. Протекание беременности и родов


14.1

Протекание беременности



Без осложнений

22%-13с


С осложнениями

78%-47с

14.2

Течение родов



Ребенок доношенный

78%--47с


Ребенок недоношенный

9%-5с


Операция кесарево сечение

13%-8с


Роды через естественные родовые пути

87%-52с


Родовая травма

100%-60с


Асфиксия

92%-55с


Другое

28%-17с

15. Заболевания первого года жизни



Частые простудные

92%-55с


Инфекционные

87%-52с


операции

11%-7с

16. Последующие заболевания


Частые простудные

92%-55с

Инфекционные

87%-52с

Аллергические

78%-47с

Другие

45%-27с

17. Речевое развитие ребенка


17.1

Звукопроизношение



Нарушено (1-2 группы звуков)

40%-24с


Нарушено ( 3 и более группы звуков)

40%-24с


Не нарушено

20%-12с

17.2

Фонематический слух



Нарушен

80%-48с


Не нарушен

20%-12с

17.3

Лексико-грамматический стой речи



Нарушен

80%-48с


Не нарушен

20%-12с

18. Всего детей 64 ребенка

(2 семьи- двойняшки)


15.1

Всего девочек

44%- 28

15.2

Всего мальчиков

56%- 36

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты