Выборка: 9 человек (9 кл.)
Таблица 1. Распределение баллов при ответе на вопросы ДДО
темперамент испытуемого |
Ч.-Ч. |
Ч.-Т. |
Ч.-П. |
Ч.-З. |
Ч.-Х. |
||||||
баллы |
ранг |
баллы |
ранг |
баллы |
ранг |
баллы |
ранг |
баллы |
ранг |
||
1 |
Х |
8 |
5 |
4 |
3,5 |
1 |
1 |
4 |
3,5 |
3 |
2 |
2 |
С |
9 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
3,5 |
4 |
3,5 |
3 |
Ф |
2 |
1,5 |
3 |
3 |
8 |
5 |
2 |
1,5 |
5 |
4 |
4 |
Х |
2 |
2 |
8 |
5 |
1 |
1 |
6 |
4 |
3 |
3 |
5 |
С |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
5 |
3 |
2 |
6 |
С |
1 |
1 |
7 |
4 |
2 |
2,5 |
2 |
2,5 |
8 |
5 |
7 |
М |
2 |
1,5 |
2 |
1,5 |
6 |
5 |
5 |
3,5 |
5 |
3,5 |
8 |
Ф |
2 |
2 |
4 |
3 |
1 |
1 |
8 |
5 |
5 |
4 |
9 |
Ф |
1 |
1 |
4 |
3 |
6 |
4,5 |
6 |
4,5 |
3 |
2 |
Суммы |
|
23 |
|
28 |
|
22 |
|
33 |
|
29 |
1. Сумма рангов составляет:
23+28+22+33+29=135
2. Расчётная сумма:
n=9, с=5
Реально полученная и расчетная суммы совпадают, можно двигаться дальше.
3. Сформулируем гипотезы.
Но: Различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, являются случайными.
Н1: Различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, не являются случайными.
4. Определим эмпирическое значение L по формуле:
L=
Lэмп=(22.1)+(23.2)+(28.3)+(29.4)+(33.5)=433
5. Определим по таблице Lкр. для n=9, с=5
Lкр.=
6. Сравним Lкр и Lэмп
Lэмп > Lкр (р0,05)
Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1.
Аналогично для II выборки – 12 человек (11 кл)
Таблица 2 Распределение баллов при ответе на вопросы ДДО
Номер и темперамент испытуемого |
Ч.-Ч. |
Ч.-Т. |
Ч.-П. |
Ч.-З. |
Ч.-Х. |
||||||
баллы |
ранг |
баллы |
ранг |
баллы |
ранг |
баллы |
ранг |
баллы |
ранг |
||
1 |
Х |
8 |
5 |
5 |
4 |
1 |
1 |
3 |
2,5 |
3 |
2,5 |
2 |
М |
2 |
1 |
3 |
2,5 |
5 |
4 |
3 |
2,5 |
7 |
5 |
3 |
С |
7 |
4 |
8 |
5 |
1 |
1 |
2 |
2,5 |
2 |
2,5 |
4 |
Х |
5 |
4 |
7 |
5 |
2 |
1,5 |
4 |
3 |
2 |
1,5 |
5 |
С |
7 |
5 |
3 |
2,5 |
1 |
1 |
3 |
2,5 |
6 |
4 |
6 |
Х |
6 |
4,5 |
4 |
3 |
6 |
4,5 |
1 |
1 |
3 |
2 |
7 |
М |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
5 |
3 |
3 |
6 |
4 |
8 |
М |
5 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
6 |
5 |
2 |
1 |
9 |
Ф |
5 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2,5 |
3 |
2,5 |
7 |
5 |
10 |
Х |
4 |
3 |
5 |
4 |
2 |
2 |
8 |
5 |
1 |
1 |
11 |
С |
4 |
3 |
5 |
4 |
2 |
1,5 |
7 |
5 |
2 |
1,5 |
12 |
Ф |
8 |
5 |
6 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
0 |
1 |
Суммы |
|
43,5 |
|
39 |
|
29 |
|
37,5 |
|
31 |
1. Сумма рангов составляет 180
2. Расчётная сумма:
Реально полученная и расчётная сумма совпадают.
3. Используем предыдущие гипотезы.
4. Определим эмпирическое значение L
Lэмп=(29.1)+(31.2)+(37,5.3)+(39.4)+(43,5.5)=577
5. Определим по таблице Lкр для n=12, с=5
Lэмп > Lкр (р0,05)
Ответ: Но отклоняется, Принимается Н1.
Вывод: Для обоих выборок различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, не являются случайными. Следовательно, мы с достоверностью 0,05 можем утверждать о наличие связи между темпераментом испытуемого и выбираемой им профессии.
Чтобы определить характер этого влияния, построим графики выбора профессии испытуемыми с разным типом темперамента. (Приложение рис. 3)
Рассмотрев графики, можно сделать следующий вывод:
профессии типа Ч.-П. выбирают в основном меланхолики и флегматики, они же выбирают и профессии типа Ч.-З., Ч.-Х.
Сангвиники и холерики предпочитают в основном профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З.
2. Для установления связи между типом темперамента и видом профессиональной деятельности (исполнитель-руководитель) воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
Но т.к. Айзенк выделил два параметра темперамента: экстраверсию-интроверсию и эмоциональную устойчивость-неустойчивость, то устанавливать связь будем отдельно для каждого параметра.
Выборка состоит из 18 человек, т.к. у 3 испытуемых по шкале искренности показатели больше нормы.
Таблица 3 Баллы по шкале экстраверсия-интроверсия и баллы лидерской способности
№ |
Экстраверсия-интроверсия |
Ранг |
Лид. спос. |
Ранг |
d |
d2 |
И1 |
20 |
13,5 |
41 |
17 |
- 3,5 |
12,25 |
И2 |
22 |
17 |
28 |
8 |
9 |
81 |
И3 |
2 |
2,5 |
29 |
9 |
- 6,5 |
42,25 |
И4 |
18 |
10 |
36 |
13 |
- 3 |
9 |
И5 |
20 |
13,5 |
34 |
11 |
2,5 |
6,25 |
И6 |
2 |
2,5 |
10 |
4 |
- 1,5 |
2,25 |
И7 |
4 |
4,5 |
38 |
15,5 |
- 11 |
121 |
И8 |
9 |
7 |
8 |
2,5 |
4,5 |
20,25 |
И9 |
20 |
13,5 |
36 |
13 |
0,5 |
0,25 |
И10 |
4 |
4,5 |
30 |
10 |
- 5,5 |
30,25 |
И11 |
18 |
10 |
4 |
1 |
9 |
81 |
И12 |
22 |
17 |
36 |
13 |
4 |
16 |
И13 |
20 |
13,5 |
38 |
15,5 |
- 2 |
4 |
И14 |
1 |
1 |
24 |
6 |
- 5 |
25 |
И15 |
7 |
6 |
8 |
2,5 |
3,5 |
12,25 |
И16 |
18 |
10 |
20 |
5 |
5 |
25 |
И17 |
22 |
17 |
42 |
18 |
- 1 |
1 |
И18 |
10 |
8 |
25 |
7 |
1 |
1 |
Сумма |
|
|
|
|
|
490 |
1. Сформулируем гипотезы.
Но: Корреляция между баллами по шкале экстраверсия-интроверсия и баллами лидерской способности не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между баллами по шкале экстраверсия-интроверсия и баллами лидерской способности значимо отличается от нуля.
2. Поскольку в обоих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, то коэффициент ранговой корреляции подсчитывается по формуле.
3.
4.
5. Определим критические значения rs при N=18 по таблице.
6. Сравним rэмп и rкр
rэмп > rкр (р0,05)
0,48 > 0,47 (р0,05)
Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1.
Таблица 4 Баллы по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллы лидерской способности
№ |
Экстраверсия-интроверсия |
Ранг |
Лид. спос. |
Ранг |
d |
d2 |
И1 |
14 |
11 |
41 |
17 |
6 |
36 |
И2 |
11 |
8 |
28 |
8 |
0 |
0 |
И3 |
12 |
10 |
29 |
9 |
1 |
1 |
И4 |
8 |
3 |
36 |
13 |
- 10 |
100 |
И5 |
10 |
4 |
34 |
11 |
- 7 |
49 |
И6 |
22 |
16 |
10 |
4 |
14 |
196 |
И7 |
10 |
4 |
38 |
15,5 |
- 11,5 |
132,25 |
И8 |
11 |
8 |
8 |
2,5 |
5,5 |
30,25 |
И9 |
16 |
12 |
36 |
13 |
- 1 |
1 |
И10 |
22 |
16 |
30 |
10 |
6 |
36 |
И11 |
2 |
1 |
4 |
1 |
0 |
0 |
И12 |
18 |
13 |
36 |
13 |
0 |
0 |
И13 |
19 |
14 |
38 |
15,5 |
- 1,5 |
2,25 |
И14 |
22 |
16 |
24 |
6 |
10 |
100 |
И15 |
11 |
8 |
8 |
2,5 |
5,5 |
30,25 |
И16 |
24 |
18 |
20 |
5 |
13 |
169 |
И17 |
10 |
4 |
42 |
18 |
- 14 |
196 |
И18 |
7 |
2 |
25 |
7 |
- 5 |
25 |
Сумма |
|
|
|
|
|
1077 |
1. Сформулируем гипотезы
Но: Корреляция между баллами по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллами лидерской способности не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между баллами по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллами лидерской способности значимо отличается от нуля.
2.
3. Та = 4,5
Тв = 3
4.
5.
6. Сравним rэмп и rкр
rэмп < rкр
- 0,122 < 0,47
- 0,122 < 0,60
Ответ: Но принимается.
Вывод: В первом случае корреляция отлична от нуля, во втором – близка к нулю. Это значит, что существует связь между экстравертами-интравертами и лидерами, но отсутствует связь между лидерскими способностями и эмоциональностью испытуемых.
Построим графики выбора вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель) испытуемыми с разным типом темперамента (Приложение рис.4). На основе графиков сделаем вывод: выбирают руководящую деятельность испытуемые с сангвиническим и холерическим типом темперамента, тогда как флегматики и меланхолики избегают быть руководителем.
2.5 Рекомендации для педагогов и психологов по организации профриентационной работы
В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Психологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы.
Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выборе профессии можно действовать двумя способами:
1. Не выбирать профессии, к которым не подходят имеющиеся у него свойства темперамента.
2. Приспособить темперамент к требованиям профессии:
- индивидуализация предъявляемых к человеку условий и способов работы;
- предложение отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности;
- формирование индивидуального стиля деятельности.
Чтобы помочь в этом подростку психолог должен использовать методы морально-эмоциональной поддержки:
- группы общения (создание благоприятной атмосферы взаимодействия);
- тренинги общения (позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения);
- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;
- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга (здесь психологам полезно посоветовать подросткам с разными типами темперамента «примерить» на себя одну и ту же «профессию);
- «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.
Заключение
В работе рассматривались понятия «темперамент», «профориентация», «профессия», «профессия»; классификация профессий; психофизиологические качества личности.
Обобщая весь изложенный в первой главе материал, удалось прийти к следующим основным выводам.
1. Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе призвана профориентационная работа. Проблема выбора профессии была актуальна во все времена (и в России, и в СССР, и в РФ)
2. На современном этапе главная задача профориентации – формирование профессионального призвания.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.
Профориентация – сложная система, имеющая свои этапы, цели, задачи, принципы, методы.
3. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.
Профессия – это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку, которая выполняется за определённое вознаграждение и которая даёт человеку определённый социальный и общественный статус.
Мир профессий многообразен: от 7 до 35 тыс. их наименований.
4. Каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности». Сюда относятся и психофизиологические качества личности, которые фиксируются в аналитической профессиограмме. Среди них важное место занимает темперамент.
5. Темперамент – это те врождённые особенности человека, которые обусловливают особенности приспособления к окружающей среде.
Ещё Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвиник (преобладает кровь), холерик (желчь), флегматик (слизь), меланхолик (чёрная желчь).
И.П.Павлов открыл физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.
Необходимо учитывать роль темперамента в деятельности: в труде, в учёбе, в общении, в выборе профессии.
Дальнейшее исследование было направлено на обоснование предложения о том, что учащиеся с разным темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности.
В результате теоретического анализа литературы и экспериментальным путём было доказано, во-первых, влияние темперамента на выбор определённого типа профессии, а, во-вторых, влияние темперамента на выбор вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель).
На основе полученных экспериментальных данных были сделаны выводы о том, что профессии типа «Ч.-П.» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа Ч.-З., Ч.-Х.
А сангвиники и холерики – профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З.
Руководящую деятельность выбирают сангвиники и холерики, тогда как меланхолики и флегматики избегают быть руководителем.
Таковы основные выводы исследования.
Библиография
1. Аверин В.А. Психология личности. – С.-П. : Издательство Михайлова В, 2001.-191 с.
2. Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. – М.: МГУ, 1984. – 141С.
3. Бачин В.А. Духовная культура личности. – М.: Политиздат, 1986. – 208С.
4. Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. – 240С.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2003. – 186С.
6. Йовайма Л.А. Проблемы профориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 200С.
7. Калаев А.В. Новые технологии воспитания. – Казань: Дом печати, 1998. – 257С.
8. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, - М.: Просвещение, 1980. – 205С.
9. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – С.-П.: Речь, 2002. – 460С.
10. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. – К.: 200. – 120С.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999. – 175С.
12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М.: Воронеж, 1997. – 258С.
13. Минскин Е.М. От игр к знаниям: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 305С.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. – 456С.
15. Немировский В.Г. Социология личности. – Красноярск, 1989. – 502С.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России. 200. – 448С.
17. Профориентация молодёжи. – М.: Высшая школа, 1978. – 305С.
18. Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1972. – 340С.
19. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991. – 180С.
20. Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. Дружинина В.Н. – С.-П.: Питер, 2000. – 525С.
21. Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В2т. – М.: Владос, 2002. – Т.2. – 248С.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-П.: Питер, 2000.-720С.
23. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.-656С.
24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – С.-П.: Речь, 2003. – 350С.
25. Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы, Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 /под ред. проф. Ростовцева А.Н.
26. Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. – Киев, 1989. – 109С.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. – Ростов-наДону: Феникс, 2003. – 448С.
28. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. – Киев, Избранные произведёния в 5 томах, т.5, 1980. – 418С.
29. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. – М.: Полииздат, 1990. – 308С.
30. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М.: Академия, 2002. – 128С.
31. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Москва-Рига, 1995. –302С.
32. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Владос. 2001. – 368С.
33. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности. – М.: Владос, 2001. – 512С.
34. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. К: Карпол, 2002. – 228С.
35. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320С.
36. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. – М.: Юридическая литература, 1997. – 608С.
37. Лиферов А.П., Степанов Н.А. Образование будущего: глобальные проблемы – локальные решения. Методическое пособие. – Рязань, 1999. – 304С.
38. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 408С.
39. Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М.: УРАО, 2000. – 304С.
40. Психологическое обследование младших школьников /Венгер А.Л., Цукерман Г.А. – М.: Владом-Пресс, 2001. –160С.
41. Психолого-педагогическая диагностика /Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. – М.: Академия, 2003. – 320С.
42. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.1-608С.
43. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.2. – 609С.
44. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.3. – 608С.
45. Журнал. Воспитание школьников. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы, ;4, 5, 6 за 1994 г.
46. Журнал. Педагогика /Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 1997 г.
47. Журнал. Педагогика /Гликман Н.З. Воспитание и образование, №2 за 1999 г.
48. Журнал. Педагогика /Коротков В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за 1997 г.
49. Журнал. Педагогика /Лихачев Б.М. Основные категории педагогики. №1 за 1999 г.
50. Журнал. Педагогика /Сурова Л.В. Куда нам плыть? №3 за 1998 г.