Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся

3)                «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись);

4)                «любительские, или тщетные» (астрономия, алхимия);

5)                «вредительные» науки (колдовство, ворожба).

В 20-е гг. XX столетия С.П.Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

1)                автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки);

2)                полуавтоматический привычный труд (труд машинистки);

3)                шаблонно-исполнительский труд – по указке (работа на станке, работа счетовода);

4)                самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель);

5)                свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учённого, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

1)                реалистический тип (техника, мужские профессии);

2)                интеллектуальный тип;

3)                социальный;

4)                конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности);

5)                предпринимательский;

6)                артистический.

Предполагается, что определённому личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своём труде.

В современной России наиболее известна «четырёхъярусная классификация профессии, предложеная Е.А.Климовым.

I ярус (по признаку различии их объектных систем):

1)                человек – природа;

2)                человек – техника;

3)                человек – знаковая система;

4)                человек – человек;

5)                человек – художественный образ.

На II ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку – целей труда:

1)                гностические (знание) – дегустатор, искусствовед, социолог;

2)                преобразующие – токарь, учитель;

3)                изыскательные – воспитатель, композитор.

На III ярусе каждый из предыдущих трёх классов разделяется на 4 отдела по признаку – орудий труда:

1)                профессии ручного труда – ветеринар, слесарь;

2)                профессии машинно-ручного труда – токарь, водитель;

3)                профессии с применением автоматных систем – авиадиспетчер;

4)                профессии с преобладанием функциональных средств труда – актёр, акробат.

На IV ярусе – 4 группы по признаку – условий труда:

1)                в помещениях с нормальным микроклиматом – бухгалтер;

2)                на открытом воздухе – агроном;

3)                в необычных условиях – водолаз;

4)                в условиях повышенной ответственности – следователь.

Эта классификация даёт обзорную схему мира профессий и составляет примерную формулу определения профессии.

Мир профессий и специальностей многообразен. По данным справочников – от 7 до 35 тыс. их наименований. И каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности».

Профессионально значимые психофизиологические качества личности

Знаете ли вы:

происхождение термина «личность»? Насколько велико разнообразие работающих представлений личности и какова ценность каждого из них? Что имеется в виду, когда мы говорим о том, что человек представляет из себя «на самом деле»? Что ваша личность проявляется не только в общении с другими людьми, но и в том, как вы думаете, ходите, пишите даже наедине с собой? Как проявления вашей личности зависят от непосредственной социальной ситуации, в которой вы находитесь? Какое отношение к природе личности имеет, например, высказывание «это на нее не похоже»? Что подразумевается под «чистыми» личностными типами и почему они не существуют в природе? Что означает утверждение, что каждый автор теории личности «кромсает природу как пожелает и только свой метод считает приемлемым» и насколько такое обвинение в адрес теоретиков справедливо?

Сокращенное изложение глав из книги Креч Д. Кратчфилд П.,Ливсон Н. Элементы психологии. Нью-Йорк, 1974.

Что в точности означает термин «личность»? Источником возникновения термина «личность» было, вероятно, одно из наиболее ранних определений: личность есть внешнее проявление индивидуальности – как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует в римском театре маска актера называлась «личина» - лицо обращенное к аудитории).

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться для психолога одной из самых интригующих и самых трудных проблем. Разнообразие определений обнаружено как в поздних исследованиях личности (1937г. Г.Олпорт насчитал 50 определений личности, найденных в философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии), так и в более современных исследованиях (Л.Раппопорт, 1972).

Вот некоторые примеры определений личности из приводимых Раппопортом:

«Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других» (И.Сарнофф, 1962);

«Можно прийти к заключению, что личность – это комплексная гипотетическая конструкция, гипотетическая потому, что мы создаем ее на основании наблюдений за поведением индивида, комплексная в силу предложений о том, что она состоит из более мелких составляющих-свойств, потребностей. Я, Эго, Суперэго и т. д.» (Е.Богман, Г.Уэлш 1964)

«Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению)» (Д. Бирн, 1966)

Использование множества разнообразных определений расширяет и углубляет наше понимание личности. Такой подход был назван Дж.Келли (1963) конструктивным альтернативизмом.

Дж.Уигтинс и соавторы выделяют 3 основных подхода в изучении личности:

биологический, экспериментальный и психометрический. Таким образом, мы исходим из того, что личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

В психологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научными направлениями, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Анализ литературы по данной теме доказывает, что основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности мы спроектировали четырехкомпонентную структуру личности.

В фундаментальных трудах Л.Божович, В.Мерлина, К.Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов.

Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности личности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы) ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, социальное положение) профессиональную позицию (отношение к профессии, установка, ожидание и готовность к профессиональному развитию. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности.

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализуются, образуя самостоятельную подструктуру.

В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.

Таким образом, профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)

1. Мышление, интеллект

1)                продуктивное (творческое) – репродуктивное;

2)                наглядно-образное;

3)                наглядно-действенное;

4)                словесно-логическое;

5)                интуитивное - логическое;

6)                общая эрудиция;

7)                специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

2. Восприятие, пороги чувствительности

1)                зрительное, цветоразличение;

2)                слуховое;

3)                тактильное;

4)                кинетическое;

5)                вкусовое;

6)                межличностное, социальное.

3. Память

1)                произвольная и непроизвольная;

2)                долговременная, кратковременная;

3)                логическая;

4)                образная;

5)                эмоциональная;

6)                сенсомоторная (двигательная).

4. Внимание

1)                произвольное;

2)                устойчивое и неустойчивое.

5. Свойства нервной системы

1)                сила;

2)                подвижность;

3)                уравновешенность;

4)                лабильность и динамичность.

6. Коммуникативные характеристики

1)                экстравертированность-интровертированность;

2)                готовность к лидерству;

3)                коммуникативные способности;

4)                речь;

5)                такт;

6)                чувство юмора.

8. Мотивация

1)                профессиональные интересы;

2)                устойчивость мотивов;

3)                согласованность мотивов.

9. Ценностно-нравственные характеристики

1)                иерархия ценностей;

2)                бескорыстие;

3)                честность;

4)                ответственность;

5)                самокритичность.

10. Волевые характеристики

1)                смелость, решительность;

2)                целеустремлённость;

3)                эмоциональная устойчивость;

4)                склонность к риску.

11. Психофизиологические характеристики человека

1)                физическая сила;

2)                выносливость;

3)                утомляемость.

Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В.С.Мерлина.

В качестве таких свойств, как известно выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.

Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы – слабости, уравновешенности – неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения.

При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют прежде всего на стиль деятельности.

Правомерность установления таких функционально-поведенческих связей подтверждается высказываниями К.Юнга о непосредственной связи интроверсии вообще, интроверсии мыслительного типа в чатности, и субъектных особенностей учителя, педагога.

Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.


1.3 Понятие «темперамента», его типы, теории темперамента

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален.

В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент-свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты