Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Этапы работы:

Разбейте группу на команды по 6 человек.

Дайте каждой команде побольше деталей из «Лего» или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню. Всем участникам каждой из команд вручите карточку, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться.

Объявите, что игра будет проходить в полном молчании, и разрешите игрокам приступить к делу.

Инструкции для карточек

- Башня должна состоять из 20 блоков.

- Башня должна иметь высоту в 10 уровней.

- Башня должна быть построена только из белых, красных и желтых «кирпичиков».

- Башня должна быть построена только из синих и желтых «кирпичиков».

- Шестой уровень башни должен отличаться по цвету от остальных.

- Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Обсуждение итогов игры

За игрой в «Адские башни» интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так как отдельные игроки неизбежно придут к замешательству, неразберихе и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к противодействию со стороны членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит. Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий «кирпичик» только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других, от каких бы то ни было действий вообще, и т.д.

По окончании действия полезно обсудить ситуации – они повторяются всякий раз, когда используют эту игру.

1. Побеждает игрок, которому поручено быть единственным строителем. Такое случается, если эту роль отводят волевому человеку, который хорошо владеет невербальными методами общения и ясно дает понять, что не потерпит никакой оппозиции. В этих условиях другие члены команды более или менее терпеливо – в зависимости от темперамента — сидят в сторонке и наблюдают за «самозванцем». Все идет гладко, пока этот человек не сделает что-то, противоречащее инструкциям другого игрока: последний заявляет молчаливый протест, к которому строитель обычно прислушивается и соответственно изменяет конструкцию. Когда двое протестующих вступают между собой в конфликт (возможно, из-за того, что одного из них не устраивает цвет «кирпичей»), строитель зачастую начинает экспериментировать, меняя один «кирпич» на другой, пока оба спорщика не будут удовлетворены – тем, например, что используются исключительно желтые кирпичи.

Такое поведение команды чаще всего оказывается эффективным, в результате чего группа, подобная описанной выше, может построить башню первой и остаться очень довольной своим выступлением, изделием (башней) и друг другом. Так происходит, вероятно, по причине того, что никто из них «не потерял лица». Первоначальное унижение, испытанное членами команды, которых отстранили от работы, компенсируется их последующими указаниями «строителю», как и что ему строить. Это другой аспект лидерства как компромисса между вожаком и подчиненными.

2. Самозваный строитель терпит поражение от мощной оппозиции в лице других игроков, которые настаивают, чтобы их допустили до «кирпичей». Такое поведение обычно приводит к серьезным конфликтам. Мы видели, как люди вырывали «кирпичи друг у друга или вынимали их из конструкции. Если события примут такой оборот, башня вряд ли будет построена.

3. Налицо комбинация описанных стратегий. Между потенциальными строителями идут непрерывные переговоры, которые отнимают много времени. Каждый «кирпич» становится предметом невербальной, иногда горячей, дискуссии. При достаточном времени башня, в конце концов, вырастет, но команда, ведущая себя подобным образом, обычно проигрывает соперникам, которые выбирают стратегию 1.

Игра «Распределение сердец»

Время проведения игры 2-3 часа.

Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция

Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.

Этапы игры

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры:

1. какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?

2. каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?

3. какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?

Игра «Машина с характером»

Цель: Сплочение группы.

Время проведения: 20 минут.

Этапы игры:

Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать.

Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами».

Когда игрок №1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.

Игрок №2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок №1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох».

1. Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок.

2. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной.

3. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

4. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе.

Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов, машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

1. Смогла ли группа создать интересную машину?

2. Функционировала ли машина некоторое время без перебоев?

3. В какой момент вы стали деталью машины?

4. Как вы придумали свои действия?

5. Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?

6. Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

7.Трудно ли было разобрать машину?

8. Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира.


2.4 Вывод по второй главе


Социометрические методы - в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе.

Так же для исследования межличностных отношений используют проективные методики. Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Исследование межличностных отношений в группе проводилось со студентами педагогического факультета, пятого курса, в возрасте 21 -22 лет. Оно проходило с помощью социометрической методики

В результате проведенного социометрического исследования в студенческой группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели: статусные категории каждого студента:

лидеры - 7 человек.

предпочитаемые - 0 человека.

пренебрегаемые - 7 человек.

отверженные - 1 человек

Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение.

Для определения экстраверсии - интроверсии, а также типов темперамента личности, была использована методика Айзенка.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров.


Заключение


В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения влияния темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.

Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально - экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения.

Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии.

Для достижения поставленной цели было проведено исследование и получены результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что между уровнями развития межличностных отношений и свойствами темперамента существует взаимосвязь. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения.


Список литературы


1.                 Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ 1988.- 432с.

2.                 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г.Ананьев. - Л., Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.

3.                 Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком [Текст]/А.А. Бодалев. -Л., Изд-во ЛГУ, 1965. - 123 с.

4.                 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. – Воронеж: МОДЭК, 1997.

5.                 Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. – СПБ., 1999.

6.                 Выготский, Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. -М., 1983. Т.З. с. 5-314.

7.                 Игумнов, С. К. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.К. Игумнов. – М.,2001.

8.                 Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека, т.2. Способности [Текст]/ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. Изд.- ЛГУ, 1960.

9.                 Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст]/А.Г.Ковалев. – М.: Наука, 1970.

10.             Коломенский, Я.Л. Человек: психология. -М., Просвещение 1986. -223 с.

11.             Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст]/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. – М,1991.

12.             Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагин. – М., 2001.

13.             Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная [Текст]/ А.Ф. Лазурский. - Пг. «Земля». 1915. -338 с.

14.             Левитов, Н.Д. Психология характера [Текст]/ Н.Д. Левитов. -М., Просвещение. 1969. - 424 с.

15.             Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1975.

16.             Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента [Текст]/ В.С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 1973.

17.             Немов, Р.С. Психология в 3кн. Кн.2 Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 483 с.

18.             Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия. Дисс...д-ра псих.наук [Текст]/ Н.Н. Обозов . - Л., 1978. -380 с.

19.             Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера,2000.

20.             Пезешкин, Н.В. Психосоматика и позитивная психотерапия [Текст] / Н.В. Пезешкин. – М.: Институт позитивной психологии,2006.

21.             Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов [Текст] / К.М. Раевский. – М.: Высшая школа, 2003. – 563 с.

22.             Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1[Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001. -384с.

23.             Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000.

24.             Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность. [Текст]/ П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984.

25.             Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

26.             Шевандрин, Н. Социальная психология в образовании [Текст]/ Н. Шевандрин. – М.: Владос, 2000.

27.             Шумская, Л.И. Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ: Автореф. дисс. канд. псих наук[Текст]/ Л.И. Шумская. -Минск. 1979. -18 с.

28.             Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии[Текст]/. М., 1969.


Приложение № 1


Буренина Ольга

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Власова И.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Власова И.

Молодых О.


Вахрушева Вероника

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Власова И.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Кривенко М.

Молодых О.


Власова Ирина

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Григорьева М.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Буренина О.

Морин С.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты