Итак, типы высшей нервной деятельности, обусловливая типы темпераментов, лежат в основе разных характеров, но связи между ними сложно опосредованы условиями жизни, особенностями воспитания и развития и другими факторами.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния свойств нервной системы на развитие характера человека
2.1 Цель, задачи, программа и методы исследования
Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость и силу, смог выделить также четыре типа высшей нервной деятельности:
сильный, неуравновешенный
сильный, уравновешенный, подвижный
сильный, уравновешенный, инертный
слабый
Человек с первым типом нервной деятельности обладает высокой работоспособностью, быстрой реакцией. Вместе с тем он неуравновешен, вспыльчив, раздражителен, агрессивен, нетерпелив и несдержан.
Человек со вторым типом нервной деятельности обладает высокой работоспособностью в сочетании с огромным спокойствием в напряженной ситуации, без труда подавляет ненужные желания и отвлекающие мысли, способен быстро менять вид деятельности.
Человек с третьим типом нервной деятельности отличается высокой работоспособностью и внутренней стабильностью. В тоже время он с трудом адаптируется к новым условиям, не способен отказаться от внутренних стереотипов и приобретенных навыков. Слабо проявляет эмоции. Не склонен изменять привычному распорядку, привычной обстановке, привычному окружению.
Человек с четвертым типом нервной деятельности характеризуется быстрым падением работоспособности, потребностью в длительном отдыхе. На трудности реагирует излишне эмоционально. Не переносит длительные или интенсивные нагрузки.
Для определения скорости нервных реакций использовался теппинг-тест, результаты которого также позволяют определить силу нервной системы испытуемого.
Теппинг-тест (ТТ) является одним из методов, позволяющих оценить скоростные характеристики двигательного аппарата, темп и устойчивость моторного действия. Е.П. Ильин (1975, 1980, 1983) предлагает использовать этот метод для оценки такой индивидуально-типологической характеристики, как сила-слабость нервной системы.
Максимальные скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии принято понимать как проявление способности совершать различного рода действия в минимальный промежуток времени. Максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека.
Материал и оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги (203х288 мм, 210х297мм), разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадратов, карандаши, секундомер, протокол исследования.
Процедура исследования
Исследование состоит из двух этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш.
Первый этап
На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой.
Инструкция испытуемому: "По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки.
Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу "Начали!" проставляйте точки".
Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал "Начали!" и через каждые 5 секунд командует: "Перейти в другой квадрат!" По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит "Стоп!"
Второй этап
Второй этап начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке левой рукой.
Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и на первом.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания темпинг-теста. Для этого сначала необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланка, и занести результаты в протокол.
Протокол исследования___________
Задание _______________ Дата _______________
Испытуемый _____________
Экспериментатор _________
Самочувствие испытуемого ________________________
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
|
|
2-й |
6-10 |
|
|
3-й |
11-15 |
|
|
4-й |
16-20 |
|
|
5-й |
21-25 |
|
|
6-й |
26-30 |
|
|
Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов
Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям. Типы динамики максимального темпа движения проиллюстрированы графиками (рис. 2.1).
Рис. 2.1 – Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – нисходящего типа; г – промежуточного и вогнутого типов. Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд
1. График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемого – сильный.
2. График работоспособности по типу ровный, максимальный темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной систему у испытуемого средней силы.
3. График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5 секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системы испытуемого.
4. График работоспособности по типу промежуточный; темп работы снижается в этом случае после первых 10-14 секунд. Тип нервной системы в этом случае средне-слабый.
5. График работоспособности по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабым типом нервной системы.
При анализе результатов сначала сопоставляют графики работоспособности левой и правой руки. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.
Для проведения исследования было отобрано 30 человек, которые проходили тестирование по методике теппинг-теста. Соответственно, по результатам проведенного тестирования нами было составлено 30 таблиц, характеризующих выполнение задания испытуемыми. Данные таблицы приведены ниже.
Таблица 2.1 - Теппинг-тест 1
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
20 |
18 |
2-й |
6-10 |
22 |
19 |
3-й |
11-15 |
26 |
20 |
4-й |
16-20 |
21 |
20 |
5-й |
21-25 |
27 |
18 |
6-й |
26-30 |
22 |
17 |
Таблица 2.2 - Теппинг-тест 2
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
21 |
17 |
2-й |
6-10 |
29 |
19 |
3-й |
11-15 |
24 |
20 |
4-й |
16-20 |
23 |
17 |
5-й |
21-25 |
20 |
16 |
6-й |
26-30 |
19 |
15 |
Таблица 2.3 - Теппинг-тест 3
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
25 |
20 |
2-й |
6-10 |
21 |
19 |
3-й |
11-15 |
20 |
19 |
4-й |
16-20 |
20 |
18 |
5-й |
21-25 |
19 |
16 |
6-й |
26-30 |
17 |
15 |
Таблица 2.4 - Теппинг-тест 4
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
23 |
20 |
2-й |
6-10 |
22 |
19 |
3-й |
11-15 |
23 |
20 |
4-й |
16-20 |
24 |
21 |
5-й |
21-25 |
23 |
20 |
6-й |
26-30 |
21 |
19 |
Таблица 2.5 - Теппинг-тест 5
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
20 |
18 |
2-й |
6-10 |
26 |
22 |
3-й |
11-15 |
24 |
21 |
4-й |
16-20 |
25 |
21 |
5-й |
21-25 |
20 |
18 |
6-й |
26-30 |
18 |
16 |
Таблица 2.6 - Теппинг-тест 6
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
23 |
19 |
2-й |
6-10 |
20 |
20 |
3-й |
11-15 |
25 |
23 |
4-й |
16-20 |
26 |
21 |
5-й |
21-25 |
24 |
22 |
6-й |
26-30 |
21 |
20 |
Таблица 2.7 - Теппинг-тест 7
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
24 |
21 |
2-й |
6-10 |
23 |
20 |
3-й |
11-15 |
25 |
21 |
4-й |
16-20 |
21 |
19 |
5-й |
21-25 |
20 |
18 |
6-й |
26-30 |
19 |
16 |
Таблица 2.8 - Теппинг-тест 8
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
22 |
20 |
2-й |
6-10 |
20 |
20 |
3-й |
11-15 |
19 |
18 |
4-й |
16-20 |
19 |
16 |
5-й |
21-25 |
17 |
16 |
6-й |
26-30 |
16 |
15 |
Таблица 2.9 - Теппинг-тест 9
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
26 |
24 |
2-й |
6-10 |
24 |
23 |
3-й |
11-15 |
23 |
21 |
4-й |
16-20 |
21 |
21 |
5-й |
21-25 |
21 |
20 |
6-й |
26-30 |
20 |
19 |
Таблица 2.10 - Теппинг-тест 10
№ квадрата |
Промежуток времени работы (ВС) |
Количество проставленных точек |
|
правой рукой |
левой рукой |
||
1-й |
0-5 |
19 |
24 |
2-й |
6-10 |
16 |
22 |
3-й |
11-15 |
15 |
21 |
4-й |
16-20 |
15 |
20 |
5-й |
21-25 |
13 |
20 |
6-й |
26-30 |
12 |
19 |