Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков

Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Это тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, З-). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого, комфортного.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

-       расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);

-       предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);

-       воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);

-       фобия утраты ребенка (шкала ФУ);

-       неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);

-       сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шала ПЖК и шкала ПМК);

-       проекция на подростка собственных не желаемых качеств (шкала ПНК);

-       вынесение конфликта между супругами в сфере воспитания (шкала ВК).

Однако. Данные методики не свободны от мотивационных искажений. Требуют дополнительной проверки на надежность полученных результатов. Применение данных методик в работе с учащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.


3.2           Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков


Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.

В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).

Данное исследование проходило в три этапа.

1.  Диагностика учащихся.

Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический опросник» К. Леонгарда и «Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, адаптированная

А.К. Осницким.

Данные методики предъявлялись учащимся в четверг – наименее загруженный учебными предметами – с недельным интервалом. При этом все преподаватели были предупреждены о проходящем исследовании, с целью обеспечения максимального психологического комфорта подростков.

2.  Диагностика родителей учащихся.

Родителям учащихся предлагался «Опросник анализа семейного воспитания» Э.Г. Эйденмиллера (АСВ).

Цель данного исследования родителей подростков – определить стиль семейного воспитания. Каждому человеку предоставлялся ряд вопросов, на которые им необходимо было ответить индивидуально.

В итоге необходимо было определить, как стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.

3. Анализ полученных результатов.

Анализ результатов «Характерологический опросник» К. Леонгарда представлен на рисунке№1.


Рис.1 Результаты изучения типов акцентуаций характера у подростков.

Как видно из Рис.1 в данном коллективе подростков значительно преобладает демонстративный тип характера. Людей с демонстративным типом характеризует легкость установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы, склонность к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью. Этот тип демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний. Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обвинительны, артистичны, обходительны, проявляют неординарность в мышлении и поступках.

Анализ диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки представлен на рисунке №2.


Рис.2 Результаты изучения агрессивности подростков.


Проведя качественный анализ видно, что в данной группе подростков преобладают косвенная агрессия и обида. Подростки с косвенной агрессией используют окольные пути, направленные против лиц - сплетни, шутки и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывов ярости.

Подростки с преобладающей обидой - проявляют зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

При этом агрессия преобладает у подростков с возбудимой, гипертимной и демонстративной акцентуациями характера, а обида – у подростков с тревожными, эмотивными и педантичными акцентуациями.

Проанализировав результаты исследования стиля семейного воспитания, мы видим, что в семье, где преобладает гипопротекция или доминирующая гиперпротекция у подростков формируется гипертимная акцентуация характера – безответственность, неумение спокойно анализировать, агрессивность; при гиперпротекции и эмоциональном отвержении – быстрая смена настроения от «мировой скорби» к безудержному веселью, раздражение. Истероидная акцентуация формируется при потворствующей гиперпротекции, шизоидная – при жестоких взаимоотношениях в семье. При унижении подростка родными и близкими формируется циклоидный тип характера [Приложение 4].

Таким образом, данным исследованием мы доказали, что стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.


3.3           Практические рекомендации для педагогов и родителей по взаимоотношению с подростками, имеющими дисгармонизации характера


Исходя из результатов проведенного исследования, можно дать следующие рекомендации родителям и педагогам по коррекции дисгармонизаций характера подростков.

1.  Как можно чаще проявлять живую заинтересованность делами подростка, чтобы он постоянно чувствовал поддержку и заботу.

2.  Убедить подростка, что он может доверять Вам, что Вы всегда поймете его и поддержите в любой ситуации, и его проблемы не кажутся Вам смешными.

3.  Видеть в словах и действиях подростка позитивный настрой и благие намерения.

4.  Оценивать личность подростка, а не говорить о его нежелательных действиях.

5.  В случае конфликта справедливо относитесь к подростку. Как правило, за этим конфликтом стоят довольно существенные причины, которые его беспокоят, тяготят, мучают.

6.  Сотрудничайте с подростком. Оказывайте конструктивную помощь в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.

7.  Не подавляйте подростка своим авторитетом. Пусть он почувствует себя личностью. Не занижайте его самооценку.

8.  Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот, назло, в знак протеста. Используйте метод убеждения.

9.  Активное слушание подростка позволит Вам проявлять внимание и заботу, а также бережно относиться к внутреннему миру подростка.

10.           Постарайтесь строить доверительные отношения с подростком, просвещайте их по вопросам интимной жизни, во избежании извращенного, не правильного восприятия этой сферы человеческих отношений.

11.           Очень важно осознать, что подросток изначально является положительным, ответственным, хорошим человеком и что он, как и все другие, неизменно хочет в своей жизни справедливости, любви, взаимопомощи, добра и понимания.

12.           Возьмите на себя ответственность за создание организационного климата, где бы поощрялись творчество и инициатива.

13.           Постарайтесь выявить и избавиться от тех норм и правил, которые душат и ограничивают инициативу подростка.

Заключение

Проведенный нами теоретический анализ и практическое исследование проблемы влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков показали, что черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, но могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлениях, достигая крайних вариантов норм, граничащих с психопатиями формируются, прежде всего, в семье и зависят от стилей семейного воспитания.

Задачи, поставленные в данной курсовой работе, позволили сделать нам следующие выводы.

1.  Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяют функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними.

2.  Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

3.  Родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

4.  Эффективность родительских требований или ограничений к подросткам отчасти обусловлены тем, насколько сформированы эмоциональные привязанности между родителями и детьми.

5.  Существенное значение для развития подростка имеет место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают взрослые возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развития личности подростка.

6.  Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители подростков имеющим дисгармонизации характера, - это: сознательное лишение любви и заботы в случае проступка; частые изоляции подростки; физические наказания; угрозы; лишение привилегий; введение ограничений и отсутствие поощрений.

7.  Подростки с дисгармонизациями характера имеют высокий уровень личной тревожности и агрессивности; неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными; три и более акцентуаций характера.

8.  Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают: реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; характер отношений между родителями и детьми в целом; уровень семейной гармонии или дисгармонии; характер отношений с родными братьями и сестрами.

9.  Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Семейное воспитание влияете на дисгармонизаций характера подростков.

Данная курсовая работа может быть рекомендована родителям с целью совершенствования семейного воспитания, педагогам, работающим с подростками, имеющими дисгармонизации характера, и школьным психологам с целью осуществления комплексного подхода к коррекции дисгармонизаций характера.

Список литературы

1.     Артамонова Е.И. Екжанова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебн. пособие для студ. выш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.

2.     Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель – Пресс, изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 - 512с.

3.     Дружинина В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1998 - 160с.

4.     Зинченко В.П. Психологический словарь.М.: ООО «Издательство Астрель»,2004. – 479с.

5.     Ильнева Р.Г. О некоторых девиациях поведения в подростковом и юношеском возрасте, связанных с ранней алкоголизацией. М., 1997. – 265с.

6.     Карелин А.А. Психологические тесты. М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2000. – Т.2 – 248с.

7.     Личко А.Е. Делинквентное поведение при различных типах акцентуации характера у подростков. М. – 1995. – 456с.

8.     Личко А.Е. Озерецковский С.Д.О циклоидной психопатии и циклоидной акцентуации личности у подростков. С.Пб.,1996 – 235с.

9.     Личко А.Е. Основные типы нарушений у подростков. СПб.1993.

10.                     Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия Изд-во Экспо, 2005. – 992с.

11.                     Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 1997.

12.                     Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. пед. вузов: М.: изд-во ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3. – 632с.

13.                     Обозов Н.Н. Личность: акцентуации характера. С.Пб.: 1996 – 36с.

14.                     Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, «БАХРАХ-М», 2001. – 672с.

15.                     Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1999. – 448с.

16.                     Смирнова Т.П, Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов Н/Д.: Феникс, 2005 – 154с.

17.                     Степанов С.С. Индивидуальный подход к трудным школьникам. М.:1997.

18.                     Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник для студентов вузов. Ростов – н/Д. 1997, - 536с.

19.                     Фельденштейн Д. И. Психологические основы общественной, полезной деятельности подростков. Москва, 1992.

20.                     Эйденмиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Уч. пособие для врачей и психологов – СПб.: Речь, 2003. – 336с.

Приложение 1

Характерологический опросник К. Леонгарда

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, пишите «да», если нет, то «нет». Над вопросами долго не думайте, правильных и не правильных ответов нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА:

1.  У вас чаще веселое и беззаботное настроение.

2.  Вы чувствительны к оскорблениям.

3.  Бывает ли так, что у Вас на глазах навертываются слезы в театре, кино, беседе и т.д.

4.  Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

5.  В детстве Вы были таким же смелым, как все ваши сверстники.

6.  Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.

7.  Являетесь ли ВЫ обычно центром внимания в обществе, компании.

8.  Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать.

9.  Вы серьезный человек.

10.           Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.

11.           Предприимчивы ли Вы.

12.           Вы быстро забываете, если Вас кто-либо обидит.

13.           Мягкосердечны ли Вы.

14.           Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.

15.           Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников.

Приложение 2

Методика диагностики показателей и форм агрессии

А. Басса и А. Дарки

Испытуемому в соответствии со своим стилем поведения, образом жизни, необходимо ответить одним из четырех возможных ответов: «Да», «Пожалуй, да», «Пожалуй, нет», «Нет».

ТЕКСТ МЕТОДИКИ:

1.  Временами не могу справиться с желаниями, навредить кому-либо.

2.  Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3.  Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4.  Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5.  Не всегда получаю то, что мне положено.

6.  Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.  Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8.  Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9.  Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10.           Ни когда не раздражаюсь на столько, чтобы разбрасывать вещи.

11.           Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.           Когда установленное правило не нравится мне, хочется его нарушить.

13.           Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14.           Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15.           Часто бываю не согласен с людьми.

16.           Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.           Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18.           В раздражении хлопаю дверьми.

19.           Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20.           Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

Приложение 3

Опросник АСВ Э.Г. Эйденмиллера

Если Вы согласны с утверждением, пишите «да», если нет, то «нет». Над вопросами долго не думайте, правильных и не правильных ответов нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА:

1.  Я делаю все ради своего ребенка.

2.  У меня часто не хватает времени по долгу заниматься с ребенком чем-то для них интересным, куда-то пойти вместе, поговорить, поиграть.

3.  Мне приходится разрешать своему ребенку такие вещи, которые не позволяют своим детям многие родители.

4.  Не люблю, когда ребенок приходит ко мне с вопросами. Лучше чтобы думал и решал сам.

5.  У нашего ребенка дома обязанностей больше, чем у многих его друзей.

6.  Моего ребенка очень трудно заставить, что-либо сделать по дому.

7.  Хорошо, когда дети имеют свою точку зрения на то, верно или нет рассуждают его родители.

8.  Мой ребенок возвращается домой по вечерам, когда захочет.

9.  Если хочешь, чтобы твой ребенок стал человеком, не оставляй без наказанным ни одного его плохого поступка.

10.           Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.

11.           Я люблю своего ребенка больше, чем люблю своего супруга (супругу).

12.           Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

13.           Если мой ребенок по долгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступила по отношению к нему неправильно.

14.           У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень желали.

15.           Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

16.           У моего ребенка есть черты, которые меня выводят из себя.

Воспитание моего ребенка шло гораздо лучше, если бы мой муж не мешал мне.

Приложение 4


Влияние стиля семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков.

Стиль семейного воспитания

Эмоциональ-

ная близость

Требования

Контроль, санкции

Демонстра-тивный

Принятие,

тепло, любовь

Справедливые, с обоснованием запретов

На основе разумной заботы Диалог и сотрудничество

Авторитар-ный

Чаще отсутствует, хотя не исключается

Жесткие, без объяснения

причин

Жестокий, часто некорректный; наказания

Гиперопека (доминирую-щая гиперпро-текция)

Излишняя забота

Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях

Тотальный, чрезмерный

Гиперопека (потворствующая гиперпро-текция)

 Обожание, любование

Отсутствуют


Слабый, вседозволенный

Повышенная моральная ответствен-ность

Пониженное внимание

Высокие


Возможны варианты

Анархизм

Прерывание эмо-ционального кон-такта при нару-шениях поведе-ния ребенка

Отсутствуют или слабые

Отсутствуют (оправдание поведения)

Гипопротек-ция

Безразличие; недостаток тепла

Отсутствуют


Отсутствует (равнодушие)

Эмоциональное отвержение

Отсутствует


Повышенные


Жесткий, строгие наказания

Жестокое обращение

Отсутствует


Открытая агрессия

Строгий, лишение удовольствий, унижения, побои


Модель общения

Тип личностного развития ребенка

Личностно-ориентированная

Оптимальный – чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение

Дисциплинарная (окрики, угрозы)

Пассивный – отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. Агрес-сивный – превращение в тирана (подобно родителю). Лицемерный

Стремление к тесному эмоциональному контакту

Несамостоятельный – зависимость; эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность; инфантилизм; усиление астенических черт

«Жертвоприноше-ние» (максимальное удовлетворение потребностей, прихотей)

Истероидный – демонстра-тивность, несдержанность в негативных эмоциях. Эпилеп-тоидный – завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками.

Чрезмерная озабочен-ность будущим, соци-альным статусом, учебными успехами

Тревожно-мнительный

«Заискивающая» (некритичное отношение)

Неустойчивый – эгоистичность, некритичность, приспособленчество

«Невмешательство»

Неустойчивый, гипертимный – асоциальность, непредсказуемость

Психологическая дистанция, полная потеря контакта

Эпилептоидный – мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства

Антагонизм, враждебность

Эгоистичный – жестокость, провокации. Эпилептоидный

  


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты