Влияние сказки на совершенствование словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Занятие №2

Тема: Творческое рассказывание. "Кто такой Чебурашка?"

Цель: развивать творческое воображение и монологическую речь; показать, как на основе начала можно придумать конец сказки; учить соблюдать логику изложения.

Ход занятия

- Ребята, послушайте сказку. (Прочитать детям начало сказки Э.Успенского про Чебурашку.)

В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своем тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми...

Однажды он проснулся утром рано, заложил лапы за спину и отправился немного погулять и подышать свежим воздухом.

Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему стало трудно передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улегся спать.

Спал Чебурашка крепко, он, конечно, не слышал, как подошли рабочие и заколотили все ящики.

После этого апельсины вместе с Чебурашкой погрузили на корабль и отправили в далекое путешествие.

Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города. Когда их открыли в одном апельсинов почти не было, а был толстый-претолстый Чебурашка.

Продавцы вытащили Чебурашку и посадили на стол. Но Чебурашка не мог сидеть на столе: он слишком много времени провел в ящике и у него затекли лапы.

Он сидел – сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да чебурахнулся со стола на стул.

Но и на стуле он долго не усидел – чебурахнулся снова. На пол.

- Фу – ты, Чебурашка какой! – сказал про него директор магазина. – Совсем не может сидеть на месте!

Так наш зверек и узнал, что его имя Чебурашка.

- Но как же мне с тобой поступить? – спросил директор. – Не продавать же тебя вместо апельсинов?

- Не знаю, - ответил Чебурашка. – Как хотите, так и поступайте.

Директору пришлось взять Чебурашку подмышку и отнести его в городской зоопарк...

- Итак, Чебурашка оказался в зоопарке. Директор зоопарка не захотел принять Чебурашку, потому что у него не было научного названия. И поэтому Чебурашка решил: если наука не знает, кто он, то он сам выяснит у зверей, кто он.

- Подумайте, к кому из зверей может обратиться Чебурашка? Как он поздоровается, что спросит, как поблагодарит? Давайте распределим роли. У нас должен быть Чебурашка, слон, обезьяна, медведь, жираф, павлин, тигр. (Дети, распределив роли, придумывают продолжение сказки с использованием новых встреч и разговоров.)

Занятие №3

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа, улавливать последовательность изображенных событий.

Ход занятия

- Ребята, вспомните, с какими сказками мы уже познакомились?

- Давайте внимательно рассмотрим картинки. Догадайтесь, что хотел нам рассказать художник.

(Расставить картинки в порядке очередности.)

- Итак, первый рисунок. (Буратино плывет в лодке один. Он гребет веслами.)

- Хорошо. Посмотрим, что же случилось дальше на втором рисунке. (На берегу стоят Чебурашка и Мальвина. Буратино их увидел и поплыл к ним.)

- На третьем рисунке. (Буратино подплыл к берегу. Он приглашает Мальвину и Чебурашку покататься с ним на лодке.)

- Что мы видим на четвертом рисунке? (Буратино, Мальвина и Чебурашка катаются на лодке. Буратино держит весла и гребет ими. Мальвина сидит впереди него, а Чебурашка сзади.)

- Хороший получился у нас рассказ?

- А как вы думаете, что будет, если эти картинки разложить в обратном порядке? Какой получится тогда рассказ? (Буратино, Мальвина и Чебурашка катались на лодке. Буратино гребет веслами. Затем он подплыл к берегу и высадил Чебурашку и Мальвину. А дальше поплыл один.)

- А сейчас вам понравился рассказ? Чем он отличается от предыдущего? (Ответы детей.)

- Теперь вы знаете, что если по-разному разложить картинки, то могут получиться разные рассказы. Но это не всегда так. На некоторых картинках четко видно, где начало, середина и конец рассказа. Сейчас я дам вам другие картинки, а вы попробуйте их правильно разложить и рассказать, что там происходит. (Дети раскладывают картинки и по ним придумывают рассказ.)

Занятие №4

Тема: Игровая литературная викторина. "Подведение итогов".

Цель: закрепить, систематизировать знания детей.

Ход занятия

- Ребята, давайте сегодня мы поиграем. Для этого надо разделиться на две команды. (Дети делятся на команды.)

- А теперь каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы. Вопрос первый: назовите сказки, которые вы знаете. Та команда, которая скажет больше, получает очко. (Дети называют все сказки, которые вспоминают.)

- Хорошо. Вопрос второй: назовите всех персонажей сказок, которые, по вашему мнению, хорошие и объясните, почему вы так думаете. Та команда, которая назовет больше хороших героев, получает очко. (Дети по очереди называют положительных персонажей и объясняют свой выбор.)

- Молодцы! У вас очень хорошо получается. А теперь назовите плохих персонажей и объясните, почему вы думаете, что они плохие. (Дети по очереди называют отрицательных персонажей и объясняют свой выбор.)

- А сейчас вам надо будет отгадать загадки. Каждой команде – по три загадки.

Героям каких сказок помогали животные? Каким заветным словом, они их призывали?

В какой сказке волк испугался зайца? Как это случилось?

Где хранилась смерть Кощея Бессмертного в сказке "Царевна – лягушка"?

Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда?

Как называется сказка, похожая на сказку "Теремок"? ("Лесные хоромы".)

В какой сказке героиня превратилась в облачко? (Дети по очереди отгадывают загадки.)

- Молодцы, вы знаете много сказок. Но мне трудно решить, какая из команд сегодня выиграла, так как и одна и вторая команда очень хорошо отвечала на вопросы. Поэтому, сегодня победила дружба.

На этом формирующий этап эксперимента был закончен. При разработке занятий были использованы работы О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной, В.А.Недоспасовой, Л.М.Козыревой и др.

Было проведено 16 дополнительных занятий с детьми экспериментальной группы.


3.3 Контрольный этап эксперимента


После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 10 и 11.


Таблица 10 Уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы

Имя ребенка

 Методики

Общий балл

 Уровень развития

 1

 2

 3

1.

Даша Я.

2

1

7

10

низкий

 2.

Алена Д.

3

2

9

14

средний

 3.

Таня М.

3

3

14

20

высокий

 4.

Саша Д.

2

2

9

13

средний

 5.

Оксана Л.

3

2

11

16

средний

 6.

Андрей Г.

2

2

8

12

средний

 7.

Андрей И.

2

2

8

12

средний

 8.

Сергей Л.

2

2

9

13

средний

 9.

Настя Ф.

1

1

6

8

низкий

10.

Марина П.

3

3

14

20

высокий


Как мы можем увидеть из таблицы 10, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы повысился: высокий уровень получили 2 ребенка; средний уровень – 6 детей; низкий уровень – 2 ребенка. Но для точного выяснения необходимо применить методы статистической обработки результатов эксперимента.


Таблица 11 Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы

Имя ребенка

 Методики

Общий балл

 Уровень развития

1

2

3

1.

Настя Д.

3

3

14

20

высокий

 2.

Антон С.

2

2

7

11

средний

 3.

Миша А.

2

2

9

13

средний

 4.

Катя К.

3

2

9

14

средний

 5.

Саша Т.

2

2

10

14

средний

 6.

Маша К.

3

2

8

13

средний

 7.

Миша П.

2

2

9

13

средний

 8.

Семен С.

3

2

12

18

высокий

 9.

Настя К.

2

2

8

12

средний

10.

Лена С.

3

2

14

19

высокий

Из таблицы 11 видно, что уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы значительно повысился:

высокий уровень показало 3 детей;

средний уровень - 7 детей.

Для выявления значимости и достоверности полученных результатов необходимо провести статистический анализ данных.

Выявить различия между выборками детей можно с помощью U-критерия Манна – Уитни. Он определяет, насколько велика зона совпадения между двумя рядами значений. Чем меньше значение U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента.

Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 12.


Таблица 12 Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе

 Контрольный этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Показатель уровня

 Ранг

Показатель уровня

 Ранг

 20 (18)

 19

 20 (20)

 19

 18 (17)

 17

 20 (19)

 19

 14 (14)

 14,5

 16 (16)

 16

 13 (11)

 12

 14 (15)

 14,5

 12 (8)

 9

 13 (13)

 12

 11 (7)

 6,5

 13 (12)

 12

 11 (6)

 6,5

 12 (10)

 9

 10 (4)

 4,5

 12 (9)

 9

 9 (3)

 3

 10 (5)

 4,5

 8 (1)

 1,5

 8 (2)

 1,5

 ∑

 93,5

 ∑

 116,5


Общая сумма рангов: 76 + 134 = 210.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле


∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где


Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.


∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210


Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле:


U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где


n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.


U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 116,5 = 38,5


По таблицам найдем критическое значение для n.


U кр. = 27 (р ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)


U эмп. = 38,5 , поэтому можно говорить о том, что уровень развития связной монологической речи детей на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп.> U кр.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента

Наша задача, как и в случае с детьми контрольной группы, определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 13.


Таблица 13 Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе

 Контрольный этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Показатель уровня

 Ранг

Показатель уровня

 Ранг

 20 (19)

 19,5

 20 (20)

 19,5

 17 (16)

 16

 19 (18)

 18

 12 (9)

 8,5

 18 (17)

 17

 12 (8)

 8,5

 14 (15)

 14,5

 12 (7)

 8,5

 14 (14)

 14,5

 10 (5)

 5

 13 (13)

 12

 9 (4)

 3,5

 13 (12)

 12

 9 (3)

 3,5

 13 (11)

 12

 8 (2)

 1,5

 12 (10)

 8,5

 8 (1)

 1,5

 11 (6)

 6

 ∑

 76

 ∑

 134


Общая сумма рангов: 76 + 134 = 210.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле


∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где


Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.


∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210


Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле:


U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где


n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.


U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 134 = 21


Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.


U кр. = 27 (р ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)


Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень развития детей на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе.

Статистическая обработка результатов эксперимента позволяет сделать вывод:

. уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы на контрольном этапе не превышает уровня на констатирующем этапе;

. уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы на контрольном этапе превышает уровень на констатирующем.

Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста целесообразно развивать при помощи сказки.

Повторная диагностика детей позволила сделать вывод о том, что уровень развития словесно-логического мышления повысился и в контрольной, и в экспериментально группе. Но статистическая обработка результатов эксперимента показала, что уровень развития детей контрольной группы на контрольном этапе не отличается от уровня на констатирующем этапе.

Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы на контрольном этапе статистически выше, чем на констатирующем.

 

Заключение


Владение связной монологической речью – высшее достижение воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Ознакомление детей с литературой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.

Данная работа является попыткой разработать и оптимизировать процесс овладения ребенком словесно-логическим мышлением при помощи сказки.

Проведенный эксперимент позволяет утверждать, что сказка благоприятно влияет на развитие словесно-логического мышления старших дошкольников. Разработанные и проведенные занятия подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что сказка является эффективным средством развития словесно-логического мышления.

Проведенное исследование показало, что чтение, проведение бесед, пересказывание и сочинение сказок незаменимы при условии, что они содействуют повышению не только речевой, но и познавательной, и художественной деятельности детей.

По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Воспитание средствами сказки представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели – всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.

 

Список литературы


1.                 Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу. //Дошкольное воспитание. – 1996. - №5. – С.79-84.

2.                 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.

3.                 Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000. – 176с.

4.                 Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.

5.                 Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.

6.                 Гольцер С.В. Методическое пособие по детской литературе. Ч.1.: Истоки детской литературы. – Екатеринбург: Издательство Т.И.Возяковой, 2004. – 72с.

7.                 Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.

8.                 Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании дошкольника. – М.: Педагогика, 1972. – 150с.

9.                 Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160с.

10.             Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.34-41.

11.             Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.

12.             Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 358 – 369.

13.             Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с.

14.             Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 223 – 226.

15.             Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 160с.

16.             Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. – 240с.

17.             Нам весело. / Сост. Ф.М.Орлова, Е.Н.Соковнина. - М.: Просвещение, 1973. – 207с.

18.             Недоспасова В.А. Растем играя. - М.: Просвещение, 2002. – 96с.

19.             Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т.1. – 576с.

20.             Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005. – 304с.

21.             Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998. – 512с.

22.             Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 319 – 331.

23.             Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 488с.

24.             Сказка как источник творчества детей. / Научный руководитель Ю.А.Лебедева. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.

25.             Смирнова Е.А., Ушакова О.С. Использование серии сюжетных картин в развитии связной речи дошкольников.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 434 – 439.

26.             Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.

27.             Токмакова И. Поиграйте с ребятами в сказку! // Дошкольное воспитание. – 2000. - №5. – С.111-123.

28.             Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 56с.

29.             Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 287с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты