В четвертой группе две семьи 03, 08 взаимоотношения носят негативный характер, а семейная ситуация воспринимается ребенком как тревожная.
Исходя из результатов психологического исследования и тестов, проведенных выше, можно сделать следующий вывод, что психическое развитие ребенка в некоторой степени зависит от семейной ситуации, от взаимоотношений в семье, от того, как к ребенку относятся его родители, и как себя ощущают дети в семье.
2.3 Рекомендации для педагогов МДОУ при взаимодействии с родителями в процессе воспитания и развития ребенка
Родителям и педагогам очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом, чтобы у него формировались уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам социально-личностного развития детей можно осуществлять по двум направлениям: первое направление должно быть посвящено организации и содержанию профилактической работы по защите детей от жестокого обращения; второе направление – взаимодействию с родителями по вопросам формирования у детей уверенности в себе и своих возможностях в том, что каждый из них хороший, что его любят. [13]
Для работы в этих направлениях целесообразно проводить следующие мероприятия: [13]
- организовать информационный стенд «Правам ребенка посвящается» на основе нормативно-правовых документов;
- разработка листовок для родителей по реализации ими конкретных прав детей в семье (здоровое питание; защита от всех форм физического или психического насилия; отсутствие заботы или грубого обращения и т.д.);
- организация проблемно-теоретических постоянно действующих семинаров: «Возрастные особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста», «Общение взрослого с ребенком»;
- проведение праздников совместно с родителями: «Международный День защиты детей», «Всемирный День ребенка»;
- организация консультаций воспитателей, специалистов по проблемам обучения и воспитания детей: «Психология взаимоотношений взрослого и ребенка», «Роль отца в воспитании ребенка»; [38]
- организация работы «Школа молодой семьи»: а) функции современной семьи; б) особенности воспитания ребенка в семье; в) психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста; г) организация продуктивной деятельности в домашних условиях;
- организация кружков для родителей: «Музыкальная гостиная», «Педагогический калейдоскоп», «Клуб бабушек». [38]
Реализуя практическую значимость исследования, мы разработали рекомендации для родителей, которые участвовали в данном эксперименте.
Для семей 04, 06, 09: а) посещать курсы, клубы на базе ДОУ по вопросам воспитания ребенка в семье; б) овладеть методами организации детской деятельности, направленными на подготовку ребенка к школе; в) принимать активное участие в деятельности дошкольного учреждения.
Для семьи 01, 05, 10,: а) посещать семинары на базе ДОУ по проблемам воспитания, для повышения педагогической грамотности; б) пересмотреть свое отношение к ребенку и принять его таким, какой он есть.
Для семей 02, 07: а) придерживаться единства в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; б) как можно больше времени проводить со своими детьми, планируя заранее совместную работу (поход в кино, прогулки, праздники в группе); в)
Для семей 03, 08: а) ответственнее относиться к своим родительским обязанностям, уделять ребенку должное внимание; б) прислушиваться к рекомендациям педагогов ДОУ по проблемам воспитания; в) обратить особое внимание на психическое развитие ребенка, его готовность к школе (возможно индивидуальное обращение к специалистам-психологам).
Проверка теоретических положений о влиянии психологического климата в семье на психическое развитие ребенка осуществлялось в ходе экспериментальной работы, проведенной на базе МДОУ № 39 «Октябрьский детский сад «Улыбка» Красноармейского района Челябинской области, основной целью которой являлось определение влияния психологической атмосферы в семье, а также влияние родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Результаты эксперимента показали, что 40 % детей воспитываются в благоприятной семейной обстановке. В этих семьях (04, 06, 09, 10) взаимоотношения родителей и детей позитивные, устойчивые, способствующие нормальному развитию ребенка.
Около 20 % детей, семьи которых исследовались (01, 05), испытывают тревожность в семье, а взаимоотношения носят негативный характер.
В двух семьях (02, 07), что составляет 20 % от общего количества исследуемых, взаимоотношения носят неустойчивый характер, дети испытывают тревожность в семье, что оказывает влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его общение со сверстниками.
В двух семьях (03, 08) – 20 % - взаимоотношения родителей и детей носят негативный характер, а семейная ситуация воспринимается ребенком резко тревожной. Такая домашняя обстановка, в которой воспитывается ребенок, не может не повлиять на развитие личности в целом, а также на развитие его способностей, как в семье, так и в детском саду.
Итак, семья сильна, прежде всего, эмоциональными, интимными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Здесь он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказываются на психическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении.
Заключение
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Анализ психолого-педагогической литературы, а также результаты проведенной нами экспериментальной работы показали, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы.
Нормальная семейная атмосфера – это
- осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
- организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
- в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Итак, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи;
- научить детей полезным, прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
В результате исследования сделаны следующие выводы:
1. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
2. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате в семье.
3. Накопление знаний родителей о психологических особенностях детей соответствующего возраста, о формах и методах воспитания, способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.
И все-таки нам не удалось рассмотреть все аспекты исследуемой проблемы. Дальнейшее изучение данного вопроса мы видим в следующих направлениях: влияние экологических факторов на развитие психических процессов ребенка (местожительство, расположение детских учреждений в зонах вредного производства), влияние экономического неблагополучия семьи на развитие детей, значение социального статуса родителей, влияние наследственности и хронических заболеваний детей на их умственные способности.
Библиография
1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И./ Под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995.
2. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
3. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М., 1972. – 236 с.
4. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1987.
5. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
6. Выготский Л.С. Избранные труды, т. 6., 1974.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998.
9. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
10. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. – 204 с.
11. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. // Социологические исследования. 1995, № 10. 10 – 13 с.
12. Диалоги о воспитании: Книга для родителей /Под ред. В.Н.Столетова; Сост. О.Г. Свердлова. – 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1985. – 288 с.
13. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. – 120 с.
14. Журнал. Вопросы психологии. № 2, 1996.
15. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Пб., 1997.
16. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998.
17. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997.
18. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984.
19. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой; Московский департамент образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.- М., 1995. – 168 с.
20. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. – М., 1983.
21. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
22. Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1980. – 238 с.
23. Коломинский Я.А. Психология общения. – М., 1974. – 408 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1998.
25. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. И высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
26. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983. – 202 с.
27. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.
28. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. № 1, 73 с.
29. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1983. – 318 с.
30. Матушкин С.Е. У вас растут дети. – М., 1974.- 134 с.
31. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – М.: Педагогика.1989. – 288 с.
32. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.
33. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
34. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980.
35. Психологическая диагностика. /Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997.
36. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бархат», 1998. – 672 с.
37. Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей нар. ун-тов / Д.И. Водзинский, А.И. Кочетов, К.А. Кулинкович и др.; Под ред. Д.И. Водзинского. – Мн.: Нар. расвета, 1987. – 255 с.
38. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. /Под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П. - М., 1989.
40. Я и моя семья /Автор-составитель Э. Флерковский. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «феникс», 2003. – 320 с.
Приложение 1
Таблица 1 - Данные о семье
Кодирование семьи |
Состав семьи |
Количество детей |
01 |
Полный |
1 |
02 |
Полный |
2 |
03 |
Полный |
1 |
04 |
Полный |
3 |
05 |
Полный |
2 |
06 |
Формально полный |
2 |
07 |
Полный |
1 |
08 |
Полный |
2 |
09 |
Полный |
1 |
10 |
полный |
1 |
Приложение 2
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.
Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.
Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.
Таблица 2 - Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1.Благоприятная семейная обстановка |
1. Общая деятельность всех членов семьи |
0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке |
0,1 |
|
З. Изображение всех членов семьи |
0,2 |
|
4. Oтcyтствие изолированных членов семьи |
0,2 |
|
5. Oтcyтствие штриховки |
0,1 |
|
6. Хорошее качество линий |
0,1 |
|
7 Oтcyтствие показателей вpaждебности. |
0,2 |
|
8.Адекватное распределение людей на листе |
0,1 |
|
9. Другие возможные признаки |
----- |
|
2.Тревожность |
1. Штриховка |
0,1; 2,3 |
2. Линия основания - пол |
0,1 |
|
3. Линия над рисунком |
0,1 |
|
4. Линия с сильным нажимом |
0,1 |
|
5. Стирание |
0,1;0,2 |
|
6. Преувеличенное внимание к деталям |
0,1 |
|
7. Преобладание вещей |
0,1 |
|
8. Двойные или прерывистые линии |
0,1 |
|
9. Подчеркивание отдельных деталей |
0,1 |
|
10. Другие возможные признаки |
------ |
|
3.Конфликтность |
1. Барьеры между фигурами |
0,2 |
2. Стирание отдельных фигур |
0,1;0,2 |
|
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур |
0,2 |
|
4. Выделение отдельных фигур |
0,2 |
|
5. Изоляция отдельных фигур |
0,2 |
|
6. Неадекватная величина отдельных фигур |
0,2 |
|
7. Несоответствие вербального описания рисунку |
0,1 |
|
8. Преобладание вещей |
0,1 |
|
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи |
0,2 |
|
10. Член семьи, стоящий спиной |
0,1 |
|
11.Другие возможные признаки |
---- |
|
4.Чувство неполноценности |
1. Автор рисунка непропорционально маленький |
0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа |
0,2 |
|
3. Линия слабая, прерывистая |
0,1 |
|
4. Изоляция автора от других |
0,1 |
|
5. Маленькие фигуры |
0,1 |
|
6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора |
0,1 |
|
7. Отсутствие автора |
0,2 |
|
8. Автор стоит спиной |
0,1 |
|
9. Другие возможные признаки |
---- |
|
5. Враждебность в семейной ситуации |
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа |
0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры |
0,1 |
|
3. Зачеркнутая фигура |
0,2 |
|
4. Деформированная фигура |
0,2 |
|
5. Обратный профиль |
0,1 |
|
6. Руки раскинуты в стороны |
0,1 |
|
7. Пальцы длинные, подчеркнутые |
0,1 |
|
8. Другие возможные признаки |
---- |